|
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем: • Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок. • Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда. • Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок. • Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми. • Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом. • В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку. • Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день. • Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша. • В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку. • Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью. Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.
Весь адаптационный период проходит под контролем медико-педагогической службы с участием психолога.
Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации
| Мероприятие
| В семье
| В детском саду
| Ведение адаптации
| Поступление детей в соответствии с графиком приема детей. Укороченное время пребывания в детском саду. Соблюдение рекомендаций по адаптации
| Ведение адаптационных листов. Ежедневное наблюдение педагога-психолога.
| Режим
| По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.
| Соблюдение гибкого режима.
| Питание
| Сбалансированное и рациональное питание. Привитие навыков самостоятельности.
| Привитие навыков самостоятельного приема пищи. При отказе от питания не кормить насильно.
| Гимнастика и массаж
| По возрасту. Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики.
| Занятия, соответствующие возрасту.
| Закаливание
| Закаливание по любой методике.
| Закаливание по щадящей схеме в учреждении.
| Воспитательное воздействие
| Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.
| На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия.
| Профилактические прививки
| По календарю профилактических прививок, не позднее, чем за месяц до поступления в детский сад.
| По окончании адаптационного периода.
| Профилактика фоновых состояний
| По рекомендации врача.
| По рекомендации врача, педагога-психолога.
| Диспансеризация
| Прохождение диспансеризации 1 раз в год.
| Выполнение назначений и рекомендаций врачей-специалистов.
| Анализы и оформление медицинской карты
| Анализ крови, мочи, кала на яйца глист и кишечную группу.
| По плану врача.
|
Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад
| Уровень адаптации
| Симптоматика адаптации
| Легкая
| Поведение - нормализуется в течение 1 недели. Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается. Сон - восстанавливается в течение 2 недель. Адаптация проходит в течение 1 месяца. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми
| Средняя
| Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое. Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев. Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
| Тяжелая
| Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен. Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно). Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна. Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней. Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет. Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке.
|
Нервно-психическое развитие детей третьего года жизни
| Линия развития
| Показатели
| 2 года 6 месяцев
| Сенсорное развитие
| Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
| Общие движения
| Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см.
| Игра
| В игре действует взаимосвязано, последовательно выполняет 2-3 действия.
| Активная речь
| Строит предложения из трех и более слов.
| Навыки
| Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Самостоятельно использует горшок по напоминанию взрослого.
| 3 года
| Сенсорное развитие
| Называет четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
| Общие движения
| Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом.
| Игра
| В игре исполняет роль.
| Активная речь
| Употребляет сложные предложения.
| Навыки
| Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
|
|
|
|
|
|