Главная страница

Разработка урока по математике «Законы арифметических действий. Распределительный закон»



Скачать 133.21 Kb.
НазваниеРазработка урока по математике «Законы арифметических действий. Распределительный закон»
Дата05.04.2016
Размер133.21 Kb.
ТипРазработка урока


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Современный урок –

как основа эффективного

и качественного образования

школьников»

Методическая разработка урока по математике

«Законы арифметических действий. Распределительный закон»

для учащихся 5 классов


Автор: Грачева Наталья Павловна,

учитель математики,

стаж работы 20 лет,

высшая квалификационная категория

г. БИЙСК


Пояснительная записка

Тема урока «Законы арифметических действий. Распределительный закон».

Тип урока – урок изучения новых знаний.

Форма урока – урок-исследование.
Преподавание математики в 5-м классе ведется по учебнику И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика, 5 класс». По учебному плану на изучение математики

в 5-м классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).

В соответствии с программой изучается раздел «Натуральные числа». В рамках этого раздела содержится тема «Законы арифметических действий». Урок изучения новых знаний «Законы арифметических действий» является вторым уроком в данном параграфе.
Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.
Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – парная и индивидуальная работа.
Цели урока (формирование УУД):

Личностные:

  • формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: развитие у учащихся умений:

  • находить необходимую информацию в тексте;

  • анализировать информацию;

  • формулировать гипотезы;

  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Предметные:

  • формирование представлений учащихся о законах арифметических действий;

  • развитие умений применять изученные законы арифметических действий; записывать словесную форму закона арифметических действий на математическом языке.

Этапы урока.

I этап. Актуализация знаний.

II этап. Постановка учебной задачи.

III этап. «Открытие нового знания» (исследование).

IV этап. Первичное закрепление.

V этап. Рефлексия.

VI этап. Домашнее задание.

Ход урока.
I, II этапы. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Цель: создание проблемной ситуации, которая вытекает из-за невозможности выполнения задания (не хватает определенных знаний, «интеллектуальный разрыв»).


Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Слайд

Формируемые УУД

на данном этапе

Здравствуйте, ребята! Садитесь!







Приложение №2

№3


Личностные:

  • формирование у учащихся готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению.


Предметные:

  • формирование представлений учащихся

о законах арифметических действий.

Метапредметные:

  • поиск нового способа действия в измененной ситуации в связи с невозможностью использования уже освоенных способов (познавательные УУД); целеполагание




Ребята, давайте начнем наш урок со стихотворения.

( пропущено слово Гаусса).

- О ком идет речь в этом стихотворении?

- Чьим именем потомки назовут эпоху XIX века?

- Ребята, а почему мы опять возвращаемся к имени великого математика Фридриха Гаусса?



Дети читают стихотворение и замечают, что не все слова есть в предложении.

(Ученики отвечают на вопросы учителя).

Предполагаемые ответы

- Речь идет о великом немецком математике Фридрихе Гауссе.
Потому что на прошлом уроке мы познакомились с «крупицей» его открытий в математике «Законы арифметических действий».

- А какие законы арифметических действий у нас были на прошлых уроках?

Мы открывали и узнали, законы сложения и законы умножения.


№4

- А как называются эти законы (полное название)?

Переместительный законы сложения и умножения.

Сочетательный законы сложения и умножения.

- Давайте вспомним эти законы на математическом языке и словесную форму.

Работа по слайду. Ученики называют закон, номер формулы, соответствующую этому закону и словесную формулировку.

Где и для чего используются законы арифметических действий?

При нахождении значений числовых выражений, для рационального счета. (быстроты счета, упрощения счета)

Вот и давайте посмотрим, как эти законы помогают вам быстро вычислять. Предлагаю выполнить задание: математический диктант (по вариантам).

Дети вычисляют в уме. Записывают ответ в тетрадь. Проверяют ответы по слайду.

№5

Быстро можно вычислить, используя законы?

Да. Правильно вот для этого мы их и изучаем.

Следующее задание: хорошо, с этими выражениями вы справились быстро. Найдите значения следующих выражений.

У ребят появляется затруднение, так как эти выражения на применение распределительного закона умножения. (интеллектуальный разрыв)

№5 продолжение

- Ребята, а в чем у вас затруднение?

- А почему мы не можем вычислить?

Говорят, что эти выражения нельзя вычислить, используя законы известные.




- А как тогда быть, что делать? Вычислять, то нужно!

Могут предложить по действиям.

Могут предложить узнать новый закон.


№6

Приложение №2



- сформулируйте цели нашего урока. Что мы сегодня на уроке будем делать? Узнавать, открывать, вычислять?

Ребята, формулируют цели урока.

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Хорошо, молодцы.

Открываем тетради, записываем число и тему урока «Законы арифметических действий».

Формулируют тему.

Записывают в тетрадь тему урока.

Перед вами на столах лежат мультифоры достаньте карточку №1 с названием «Исследование». (предлагаю ученикам выполнить задания в парах). Сделайте вывод и запишите прямо на этих же листах выражения в буквенном виде.

Дети вычисляют, выдвигают предположения (гипотезы).

Делают выводы.

Записывают формулы в тетрадь.





Результат: выдвижение гипотез о записи закона в буквенном виде.
III этап. «Открытие нового знания» (исследование).

Цель: доказательство выдвинутых предположений и представление результатов работы пар всему классу.

Учащиеся работают в парах.

Карточка №1

«Исследование»

1). Вычислите.
3  90 + 3  10 3  (90 + 10)
7  50 – 7  30 7  (50 – 30)
5  13 + 5  77 5  (13 + 77)
2). Сравните результаты, в каждой строке левого и правого столбцов.

Что вы замечаете?

3). В каком столбце быстрее вычислить в правом или в левом?

4). Замените в данных выражениях в каждой строке одинаковые числа буквой а, а другие числа буквами b и c.

5). Запишите эти выражения в тетрадь. Сколько равенств можно записать?

После заполнения таблицы, учащиеся делают вывод. Записывают формулы закона в буквенном виде.

Формируемые УУД на данном этапе:

Личностные:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).

Предметные:

  • формирование представлений учащихся о законах арифметических действий.


Метапредметные:

  • развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД);

  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).


Результат: подтверждение или опровержение гипотез, выдвинутых детьми на первом этапе.


Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Слайд

Формируемые УУД

Итак, проверяем.

Какой вывод у вас получился?

Учащиеся по слайду проверяют запись формул.

№7

Метапредметные:

  • развитие у учащихся умений анализировать информацию, формулировать гипотезы;

  • создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Предметные:

  • формирование представлений учащихся о распределительном законе.




Итак, что же мы с вами получили?

Что показывает это свойство?


Делают вывод: это свойство еще один закон арифметических действий.




Пока у нас запись только на математическом языке, а как это свойство сказать словесно?

Сложно, тогда в мультифорах лежит правило, составьте из разрезанных частей словесную форму.

Пробуют.


Составляют. Читают вслух.

Приложение №3

Выводы, которые получили ребята

Давайте проверим ваши открытия, правильно ли сформулировали это свойство?

Итак, мы, с вами теперь знаем запись этого свойства на математическом языке и словесную форму.

А что мы так и не знаем до пор?

Дети открывают учебник на стр. 66 ( 2 абзац). Читают вслух правила. Сравнивают со своими результатами.

Как называется этот закон.




А сейчас «физкультминутка»!!!!!




№8-№10

Молодцы!!!




- А теперь за работу.

Достаньте карточку №2.

Вычислите (работайте в парах)

Вычисляют в парах по рядам.

Проверяем по слайду с доски.

№11

Приложение №4




Результат: в ходе исследования учащиеся вывели запись закона на математическом языке и словесную форму закона. В результате первичного закрепления они узнали название этого закона и научились выносить общий множитель за скобки.


IV, V этапы. Первичное закрепление. Рефлексия.
Цель: использование новых знаний при решении частных задач и осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности.



Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Слайд

Формируемые УУД

Первичное закрепление по слайду

Выполняют на этих же листах, где задание.







Молодцы!!!

Итак, быстро и просто вычислять, если использовать распределительный закон?

Это еще раз показывает, для чего мы с вами изучаем законы арифметических действий?




№ 11

Предметные:

  • формирование представлений учащихся о распределитеном законе умножения относительно сложения и вычитания;

  • развитие умений применять изученный закон при устном счете.




- А ну-ка вернемся к примерам в начале урока. Вычислите и запишите ответы в тетрадь.
Молодцы!!!




№ 13

Итак, ребята, что нового для себя вы открыли на уроке?

Как он называется?

А как он читается словесно?
Ребята. а у меня к вам еще вопрос, вот на прошлом уроке мы открывали с вами законы:

- переместительный закон сложения и умножения;

- сочетатеный закон сложения и умножения.

- А распределительный закон это закон какого арифметического действия?
Молодцы!!!

А сейчас каждый из вас подумает, что у него на уроке сегодня получилось. А может быть все, получилось, и формулы получил сам. Правильно. И открыл сам признак делимости. И при решении новых заданий все получилось. Или что-то немного не получилось, где-то. Все подумали, а сейчас возьмите лесенку «успеха», подпишите фамилию и нарисуйте себя, человечком на той ступеньке, какую вы сами себе сегодня определили.

Новый закон арифметических действий.

Проговаривают еще раз название, словесную форму, смотрим формулы на доске.
Могут сказать и сложения и вычитания и умножения. Заостряю внимание, что последнее выполняющееся действие умножение. Поэтому закон умножения относительно сложения и вычитания.


Рисуют себя на лестнице «успеха»



№ 12




Задаю вопросы по лесенке «успеха»

По желанию ученики высказываются.

№ 14

Приложение №5




Ребята, на протяжении всего урока я за вами наблюдала, и мне хотелось бы прочитать вам такое высказывание.

А почему, как вы думаете, мне захотелось вам ее прочитать?

Правильно, молодцы.

На этом наш урок заканчивается, но на следующих уроках вас ждут опять новые открытия. До свидания! Желаю успеха в выполнении домашнего задания!

Ребята высказывают предположения.

№ 15





Результат: актуализация знаний в ходе решения задач, и выполнении математического диктанта.
VI этап. Домашнее задание. § 13; стр. 66 № 223 (устно); № 219 и № 220 (II столбик).

Приложение №1



Приложение №2

Карточка №1
«Исследование»

1). Вычислите.
3  90 + 3  10 3  (90 + 10)
7  50 – 7  30 7  (50 – 30)
5  13 + 5  77 5  (13 + 77)
2). Сравните результаты, в каждой строке левого и правого столбцов.

Что вы замечаете?

3). В каком столбце быстрее вычислить в правом или в левом?

4). Замените в данных выражениях в каждой строке одинаковые числа буквой а, а другие числа буквами b и c.

5). Запишите эти выражения в тетрадь.

Сколько равенств можно записать?


Приложение №3


Сумму двух или нескольких произведений,


содержащих одинаковый множитель,


можно заменить произведением этого множителя


на сумму остальных множителей.


Приложение № 4


Приложение № 5