|
Протокол директора по увр л. М. Моисеева Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МК заместитель Директор МБОУ СОШ№10
протокол директора по УВР _______Л.М.Моисеева
от _______№___ _____О.Н.Давыдова приказ от ________ № ___ _______Л.П.Адиева протокол от______ № __ Согласовано:
руководитель ГМО
______Г.Г.Гатауллина
Протокол от______ № __
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
В 9Б КЛАССЕ
количество часов в год — 68
количество часов в неделю —2
Автор-составитель:
учитель математики
первой категории
Ситникова Ольга Владимировна
Составлена в соответствии с программой «Геометрия»
Составитель:Бурмистрова Т.А,М. «Просвещение»,2011г
Сборник программ общеобразовательных учреждений
Учебник: Геометрия 7- 9 класс
Авторы : Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов,С.Б.Кадомцев
Э.Г.Позняк,И.И.Юдина
г.Октябрьский
2013г.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Геометрия» для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») на основе Примерной программы основного общего образования по математике и программы курса «Геометрия» авторов Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др. (Сборник программ общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы , Составитель Т.А. Бурмистрова М. «Просвещение», 2011г) и учебного плана МБОУ СОШ №10 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.
Общая характеристика предмета Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования,она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений,формирования языка описания объектов окружающего мира,развития пространственного воображения и иттуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся.Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических. Место предмета в базисном учебном плане В учебном плане МБОУ СОШ № 10 на 2013-2014 учебный год на изучении предмета «Геометрия» в 9 классе предусмотрено 68 часов , 2 часа в неделю. Цели и задачи изучения геометрии Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие математической культуры;
творческой активности учащихся;
интереса к предмету; логического мышления;
активизация поисково-познавательной деятельности;
воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
Задачи курса:
овладение системой математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности;
систематическое изучение свойств многоугольников;
формирование умения проводить доказательства;
формирование умения логически обосновывать выводы;
развитие способности к преодолению трудностей.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Уметь
изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному;
формулировать свойства умножения вектора на число, формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции.
изображать и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному;
строить сумму двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника;применять теорему о разложении вектора по 2 неколлинеарным векторам, знать правила действий над векторами с заданными координатами;
выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками;
выводить уравнения окружности и прямой, уметь строить окружность и прямые, заданные уравнениями;
доказывать основное тригонометрическое тождество,;
доказывать теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач;
объяснять, что такое отображение плоскости на себя, знать определение движения плоскости, уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник на равный ему треугольник;
объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости;
Знать
определения вектора и равных векторов;
законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов двумя способами;
законы сложения векторов;
свойства умножения вектора на число, уметь решать задачи;
какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции;
как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180, знать формулу для вычисления координат точки;
определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности векторов, выражать скалярное произведение в координатах , знать его свойства
определение правильного многоугольника, теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности,
формулы длины окружности и дуги окружности, уметь применять их при решении и задач;
формулы площади круга и кругового сектора, уметь применять их при решении задач.
Основное содержание рабочей программы Содержание курса геометрии 9 класса включает следующие тематические блоки:
№
| Тема
| Количество часов
| Контрольных
работ
| 1
| Векторы
| 12
| 1
| 2
| Метод координат
| 11
| 1
| 3
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| 14
| 1
| 4
| Длина окружности и площадь круга
| 14
| 1
| 5
| Движение
| 10
| 1
| 6
| Аксиомы планиметрии
| 1
| -
| 7
| Итоговое повторение
| 6
| 1
|
| Итого
|
| 6
|
1.Векторы,12 ч
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Средняя линия трапеции.
2. Метод координат, 11 ч
Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным осям. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах.Уравнение окружности, уравнение прямой.
3.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов, 14 ч
Синус, косинус, тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
4. Длина окружности и площадь круга,14 ч
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.
5.Движение, 10ч
Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
6.Об аксиомах планиметрии, 1ч
Беседа об аксиомах планиметрии.
7.Повторение, 6 ч
Решение задач
Календарно – тематическое планирование
№ урока
|
Содержание
| Кол- во часов
| Дата по плану
| Фактическая дата
| Примечание
|
| 1 триместр
|
|
|
|
|
| Глава 9 Векторы
| 12
|
|
|
| 1
| Понятие вектора.Равенство векторов
| 1
|
|
|
| 2
| Откладывание вектора от данной точки
| 1
|
|
|
| 3
| Сумма двух векторов.Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
| 1
|
|
|
| 4
| Сумма нескольких векторов
| 1
|
|
|
| 5
| Вычитание векторов
| 1
|
|
|
| 6
| Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов»
| 1
|
|
|
| 7
| Умножение вектора на число
| 1
|
|
|
| 8
| Решение задач по теме «Умножение вектора на число»
| 1
|
|
|
| 9
| Применение вектора к решению задач
| 1
|
|
|
| 10
| Средняя линия трапеции
| 1
|
|
|
| 11
| Решение задач по теме «Векторы»
| 1
|
|
|
| 12
| Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»
| 1
|
|
|
|
| Глава 10 Метод координат
| 11
|
|
|
| 13
| Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
| 1
|
|
|
| 14
| Координаты вектора
| 1
|
|
|
| 15
| Правила нахождения координат суммы,разности и произведения вектора на число
| 1
|
|
|
| 16
| Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца
| 1
|
|
|
| 17
| Простейшие задачи в координатах
| 1
|
|
|
| 18
| Решение простейших задач в координатах
| 1
|
|
|
| 19
| Уравнение окружности
| 1
|
|
|
| 20
| Уравнение прямой
| 1
|
|
|
| 21
| Решение задач «Уравнение окружности и прямой»
| 1
|
|
|
| 22
| Обобщающий урок по теме «Метод координат»
| 1
|
|
|
| 23
| Контрольная работа №2 по теме «Метод координат»
| 1
|
|
|
|
| 2 ТРИМЕСТР
|
|
|
|
|
| Глава 11 Соотношения между углами треугольника. Скалярное произведение векторов
| 14
|
|
|
| 24
| Синус,косинус и тангенс угла
| 1
|
|
|
| 25
| Основное тригонометрическое тождество.Формулы приведения
| 1
|
|
|
| 26
| Формулы для вычисления координат точки
| 1
|
|
|
| 27
| Теорема о площади треугольника
| 1
|
|
|
| 28
| Теорема синусов и косинусов
| 1
|
|
|
| 29
| Решение треугольников
| 1
|
|
|
| 30
| Решение задач по теме «Решение треугольников»
| 1
|
|
|
| 31
| Измерительные работы
| 1
|
|
|
| 32
| Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
| 1
|
|
|
| 33
| Угол между векторами.Скалярное произведение векторов
| 1
|
|
|
| 34
| Скалярное произведение в координатах
| 1
|
|
|
| 35
| Свойства скалярного произведения векторов
| 1
|
|
|
| 36
| Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»
| 1
|
|
|
| 37
| Контрольная работа №3 по теме «Скалярное произведение векторов»
| 1
|
|
|
|
| Глава 12 Длина окружности и площадь круга
| 14
|
|
|
| 38
| Правильные многоугольники
| 1
|
|
|
| 39
| Окружность, описанная около правильного многоугольника
| 1
|
|
|
| 40
| Окружность, вписанная в правильный многоугольник
| 1
|
|
|
| 41
| Формулы для вычисления площади правильного многоугольника
| 1
|
|
|
| 42
| Формулы для вычисления стороны и радиуса вписанной окружности
| 1
|
|
|
|
| 3 ТРИМЕСТР
|
|
|
|
| 43
| Решение задач по теме «Правильные многоугольники»
| 1
|
|
|
| 44
| Построение правильных многоугольников
| 1
|
|
|
| 45
| Длина окружности и площадь круга
| 1
|
|
|
| 46
| Длина окружности
| 1
|
|
|
| 47
| Площадь круга
| 1
|
|
|
| 48
| Площадь кругового сектора
| 1
|
|
|
| 49
| Решение задач по теме «Длина окружности»
| 1
|
|
|
| 50
| Решение задач по теме «Площадь круга»
| 1
|
|
|
| 51
| Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга»
| 1
|
|
|
|
| Глава 13 Движение
| 10
|
|
|
| 52
| Понятие движения
| 1
|
|
|
| 53
| Свойства движений
| 1
|
|
|
| 54
| Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрия»
| 1
|
|
|
| 55
| Параллельный перенос
| 1
|
|
|
| 56
| Поворот
| 1
|
|
|
| 57
| Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»
| 1
|
|
|
| 58
| Решение задач по теме « Движения»
| 1
|
|
|
| 59
| Решение задач по теме «Поворот»
| 1
|
|
|
| 60
| Обобщающий урок по теме
« Движения»
| 1
|
|
|
| 61
| Контрольная работа №5 по теме «Движение»
| 1
|
|
|
| 62
| Аксиомы планиметрии
| 1
|
|
|
|
| Итоговое повторение
| 6
|
|
|
| 63
| Соотношение между сторонами и углами треугольника
| 1
|
|
|
| 64
| Треугольники. Их свойства, подобие, равенство
| 1
|
|
|
| 65
| Четырехугольники. Их свойства
| 1
|
|
|
| 66
| Площади многоугольников
| 1
|
|
|
| 67
| Итоговая контрольная работа №6
| 1
|
|
|
| 68
| Длина окружности и площадь круга
| 1
|
|
|
|
Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса по математике
1. Геометрия, 7-9. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др.
-М.: Просвещение, 2010 г.
2. Ноутбук
Литература
1.Изучение геометрии в 7-9 классах, методические рекомендации к учеб.: Кн. для учителя Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов,
- М.: Просвещение, 2003.
2. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса.
-М.: Дрофа, 2004
3.Ершова А.П. и др..Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса.-7-е изд., испр.и доп.-М.: Илекса,-2008
4.ГИА по математике: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса 2010/ Едуш О.Ю.-М.:АСТ;СПб.:Астрель-СПб,2010 |
|
|