|
Протокол №1 от «24» августа 2012 г. Руководитель методобъединения И. М. Мамеева-Шварцман «Согласовано»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла
Протокол № 1 от «24» августа 2012 г.
Руководитель методобъединения
____________ И.М. Мамеева-Шварцман
| «Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________________ Л.Е. Лямцева «28» августа 2012 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Шеломовская СОШ» ___________________ Т.И. Гурова «31» августа 2012 г.
|
Рабочая программа по предмету
«Математика»
для 5 класса
Составитель:
учитель математики и информатики
Ермоленко Сергей Александрович
|
2012-2013 учебный год
| Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии со стандартом общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования» от 05.03.2004 года №1089) и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Программы по математике» Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С.Б. Суворовой и др. : Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009.
Всего часов 170
Количество часов в неделю 5
Количество учебных недель 34
Количество плановых зачётов/контрольных работ 8 (7 зачётов и 1 итоговая контрольная работа) Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Основные цели обучения математике в 5 классе:
Выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
Обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
Обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
Сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.
Изучение математики в 5 классе направлено на решение задач:
систематическое развитие понятие числа,
выработку умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики,
подготовку учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 5-го класса
Учащиеся должны знать:
название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счетная единица;
названия и последовательность разрядов в записи числа;
названия и последовательность первых трех классов;
сколько разрядов содержится в каждом классе;
соотношение между разрядами;
сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
как устроена позиционная десятичная система счисления;
единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь),
отношения между ними;
функциональную связь между группами величин (цена, количество,
стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).
Учащиеся должны уметь:
выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях; выполнять проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1000;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
раскладывать натуральное число на простые множители;
находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел;
решать простые и составные текстовые задачи;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
находить вероятности простейших случайных событий;
читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы.
Обязательные результаты обучения в 5 классе
составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего полного и основного общего образования РФ
Теоретические знания
| Практические умения
| Приобретенные навыки
|
ГЛАВА 1. ЛИНИИ.
| Обобщить знания учащихся о мире линий. Типы линий. Прямая и ее части. Длин линии. Окружность и ее элементы.
| Пользоваться линейкой и циркулем для построения прямых, лучей, отрезков, ломаных и окружностей, а так же уметь вычислять длину линии, радиус и диаметр окружности.
| Навыки построения простейших геометрических фигур как произвольно, так и по заданным параметрам, определять по чертежу размеры геометрических фигур. Навыки решения простейших практических расчетных задач.
|
ГЛАВА 2. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА.
| Систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, классах и разрядах натуральных чисел, сравнение натуральных чисел, отрезок, длина отрезка, треугольник и многоугольник и их элементы, периметр многоугольника плоскость, прямая, луч, понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки.
| Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот; Умение начертить координатный луч и отмечать на нем точки с заданными координатами, определять координаты точки на луче
| Уметь читать и записывать многозначные числа, сравнивать натуральные числа, Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости навыки построения и измерения отрезков, умение чертить прямую, луч, координатный луч и отмечать на нем точки с заданными координатами, определять координаты точки на луче
|
ГЛАВА 3. ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ.
| Компоненты действия сложения и вычитания- Свойства сложения и вычитания в буквенном выражении. Правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений. Компоненты умножения и деления. Свойства умножения и деления в буквенном выражении. Правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений. Понятие квадрата и куба числа. Знать порядок выполнения действий
| Уметь выполнять устно арифметические действия: сложения и вычитания двузначных чисел. Уметь применять алгоритм арифметических действий над многозначными числами, составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий сложения и вычитания, решать текстовые задачи. Применение свойств действий над числами при вычислениях. Уметь находить квадрат и куб числа, , решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способом. Понимание смысла отношений «больше в...», «меньше в...», уметь упрощать буквенные выражения, соблюдать порядок выполнения действий.
| Навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Применение свойств сложения и вычитания при вычислениях. Составление буквенных выражений по условию задач. Понимание смысла отношений «больше на…», «меньше на…»Навыки решения несложных практических расчетных задач, устной прикидки и оценки результата вычислений. Навыки арифметических действий с натуральными числами и нулем, умножения однозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел, решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий, соблюдения порядка выполнения действий.
|
ГЛАВА 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЙСТВ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫЧИСЛЕНИЯХ.
| Систематизировать и обобщить свойства сложения и вычитания при решении различных примеров, а так же математических задач. Распределительное и сочетательное свойства. Задачи на части и задачи на уравнивание.
| Уметь применять распределительное и сочетательное свойства сложения и вычитания для правильного и более быстрого решения различных примеров и задач. Соблюдать порядок действий в вычислениях. Уметь решать задачи различного уровня сложности «на части» и «на уравнивание», знать алгоритм решения таких задач.
| Навыки использования сочетательного и распределительного свойств сложения и вычитания. Навыки решения задач на части и на уравнивание.
|
ГЛАВА 5. МНОГОУГОЛЬНИКИ.
| Угол. Виды углов. Единицы измерения углов. Градусная мера угла. Транспортир – инструмент для измерения и построения углов. Ломаные и многоугольники.
| Уметь строить угол по его градусной мере. Уметь измерить градусную меру построенного угла. Уметь сравнивать углы по их градусной мере. Уметь строить ломаные и многоугольники.
| Навыки построения и измерения углов с помощью транспортира. Уметь определять вид угла по его градусной мере.
|
ГЛАВА 6. ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ.
| Делители числа. Простые и составные числа. Делимость суммы и произведения чисел. Признаки делимости. Деление с остатком. Арифметические задачи.
| Уметь находить все делители любого числа, различать простые и составные числа, пользоваться «решетом Эратосфена». Знать признаки делимости чисел на 2, 3, 5, 9, 10.
Уметь делить числа с остатком. Уметь решать различные арифметические задачи.
| Навыки использования признаков делимости для нахождения набольшего общего делителя и наименьшего общего кратного. Навыки деления чисел с остатком, определения простых и составных чисел.
|
ГЛАВА 7. ТРЕУГОЛЬНИКИ И ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ.
| Треугольники и их виды. Прямоугольники. Равенство фигур. Формулы для вычисления площади прямоугольника и квадрата. Единицы площади.
| Уметь строить треугольники, различать треугольники по градусной мере (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные) и по сторонам (обыкновенные, равнобедренные, равносторонние). Уметь вычислять площади прямоугольника и квадрата по формулам. Умение пользоваться основными единицами площади, выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот, решать задачи на нахождение сторон прямоугольника и квадрата, если известна площадь.
| Навыки вычисления площади прямоугольника и квадрата, навыки нахождения сторон этих фигур по известной площади, навыки использования единиц площади.
|
ГЛАВА 8. ДРОБИ.
| Окружность и круг. Доли. Понятие дроби. Правильные и неправильные дроби Действия над дробями. Смешанные числа и действия над ними.
| Умение сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, а также умение складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Вычитание из 1. Переход от неправильной дроби к смешанному числу и обратно уметь записать деление виде дроби и обратно. Изображать дроби на числовом луче. Уметь решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями
| Выработать навык читать, записывать, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, а также умение складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Вычитание из 1. Переход от неправильной дроби к смешанному числу и обратно.
|
ГЛАВА 9. ДЕЙСТВИЯ С ДРОБЯМИ.
| Обыкновенная запись дробных чисел. Разряды чисел. Действия сложения и вычитания над обыкновенными числами. Округление чисел, понятие «приближенное значение числа». Умножение и деление на натуральное число. Умножение и деление дроби на дробь. Знание алгоритма, выполнения умножения и деления дробей. Среднее арифметическое.
| Умение представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, используя уравнивание знаков после запятой, применять переместительный и сочетательный законы при сложении десятичных дробей. Уметь решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
| Навыки представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умения читать, записывать, сравнивать, округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, используя уравнивание знаков после запятой. Навыки умножения и деления десятичных дробей, выполнения задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями, постановки запятой в результате действия, используя соответствующий алгоритм вычисления
|
ГЛАВА 10. МНОГОГРАННИКИ.
| Геометрические тела и их изображение в пространстве. Параллелепипед. Объем параллелепипеда. Пирамида. Развертки.
| Умение строить геометрические тела в пространстве (параллелепипед и пирамида), нахождение объема параллелепипеда по его линейным измерениям, умение нахождения длины, ширины или высоты параллелепипеда по его объему и оставшимся измерениям. Умение делать развертки геометрических тел и собирать их в пространственные модели.
| Навыки построения геометрических тел в пространстве, нахождения объема параллелепипеда. Уметь начертить развертку геометрического тела, а затем «склеить» пространственную модель этого геометрического тела.
|
ГЛАВА 11. ТАБЛИЦЫ И ДИАГРАММЫ.
| Чтение и составление таблиц. Чтение и составление диаграмм. Опрос общественного мнения.
| Умение читать таблицы и диаграммы. Умение строить таблицы по данным. Умение строить столбчаты и круговые диаграммы по исходным данным. Умение проводить опрос общественного мнения, а затем его наглядно представлять в виде таблицы или диаграммы.
| Навыки чтения и составления таблиц и диаграмм, навыки проведения опроса общественного мнения и представления его в виде таблицы или диаграммы.
| Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе, которая дает распределение учебных часов по разделам. Содержание программы (170 ч)
Название темы
| Кол-во часов
| Кол-во зачётов/
контр.раб.
| Глава 1. Линии.
| 7
|
| Глава 2. Натуральные числа.
| 12
|
| Глава 3. Действия с натуральными числами.
| 25
| 2
| Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях.
| 12
| 1
| Глава 5. Многоугольники.
| 7
|
| Глава 6. Делимость чисел.
| 15
| 1
| Глава 7. Треугольники и четырехугольники.
| 9
|
| Глава 8. Дроби.
| 20
| 1
| Глава 9. Действия с дробями.
| 35
| 2
| Глава 10. Многогранники.
| 10
|
| Глава 11. Таблицы и диаграммы.
| 8
|
| Итоговое повторение
| 10
| 1
| ИТОГО:
| 170
| 8
|
Зачёты/контрольные работы.
Зачёт № 1 «Натуральные числа».
Зачёт № 2 «Действия с натуральными числами».
Зачёт № 3 «Использование свойств действий при вычислениях».
Зачёт № 4 «Делимость чисел».
Зачёт № 5 «Дроби».
Зачёт № 6 «Сложение и вычитание дробей».
Зачёт № 7 «Действия с дробями».
Итоговая контрольная работа
| Практические работы.
Практическая работа № 1 «Ломаная».
Практическая работа № 2 «Окружность».
Практическая работа № 3 «Углы».
Практическая работа № 4 «Треугольники».
Практическая работа № 5 «Прямоугольники».
Практическая работа № 6 «Площади».
Практическая работа № 7 «Многогранники».
Практическая работа № 8 «Прямоугольный параллелепипед».
| |
|
|