|
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
АРИФМЕТИКА
Уметь:
выполнять устный счет с целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями;
переходить от одной формы записи чисел к другой, выбирая наиболее подходящую, в зависимости от конкретной ситуации; представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов; применять стандартный вид числа для записи больших и малых чисел; выполнять умножение и деление чисел, записанных в стандартном виде;
изображать числа точками на координатной прямой;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближенное значение числового выражения; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи на движение и работу; задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин; основные задачи на дроби и на проценты; задачи с целочисленными неизвестными.
Применять полученные знания:
для решения несложных практических расчетных задач, в том числе, с использованием при необходимости справочных материалов и простейших вычислительных устройств; для устной прикидки и оценки результатов вычислений; для проверки результата вычисления на правдоподобие, используя различные приемы; для интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
АЛГЕБРА
Уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять подстановку одного выражения в другое, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одни переменные через другие;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений (линейные и системы, в которых одно уравнение второй, а другое первой степени);
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, квадратные неравенства;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, учитывать ограничения целочисленности, диапазона изменения величин;
определять значения тригонометрических выражений по заданным значениям углов;
находить значения тригонометрических функций по значению одной из них;
определять координаты точки в координатной плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости: изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;
применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;
строить графики изученных функций, описывать их свойства, определять свойства функции по ее графику;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии, использовать формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.
Применять полученные знания:
для выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления; для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах; при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей (используя аппарат алгебры);
при интерпретации графиков зависимостей между величинами, переводя на язык функций и исследуя реальные зависимости;
для расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
при решении планиметрических задач с использованием аппарата тригонометрии.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Уметь:
оценивать логическую правильность рассуждений, в своих доказательствах использовать только логически корректные действия, понимать смысл контрпримеров;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, на графиках; составлять таблицы; строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события;
в простейших случаях находить вероятности случайных событий, в том числе с использованием комбинаторики.
Применять полученные знания:
при записи математических утверждений, доказательств, решении задач;
в анализе реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
при решении учебных и практических задач, осуществляя систематический перебор вариантов;
при сравнении шансов наступления случайных событий;
для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией.
ГЕОМЕТРИЯ
Уметь:
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач, осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; представлять их сечения и развертки;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Применять полученные знания:
при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).
Перечень литературы и средств обучения Дополнительная литература:
1. Алгебра. 9 класс: самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений / Л. А. Александрова. – М.: Мнемозина, 2007;
2. Алгебра: тесты для 7–9 классов общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2004;
3. Алгебра. 9 класс: контрольные работы для общеобразовательных учреждений / Ю. П. Дудницын, Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2007
4. Алгебра. 7–9 классы: методическое пособие для учителей / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2004.
5. Учебно-тренировочные тестовые задания «малого» ЕГЭ по математике / Ф. Ф. Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2008.
6. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
7. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
8.Алгебра 9 класс. Поурочные планы /Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина – Волгоград: Учитель, 2007г.
9. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации- 2009 / Ф. Ф. Лысенко. – Ростов на /Д.: Легион, 2008. Информационно-компьютерной поддержки учебного процесса:
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ);
2. CD «АЛГЕБРА не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности);
3. Математика, 5–11.
Интернет-ресурсы:
Министерство образования РФ: https://informika.ru/; https://ed.gov.ru/; https://edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: https://kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: https://teacher.fio.ru, https://zavuch.info/, https://festival.1september.ru, https://school-collection.edu.ru, https://it-n.ru, https://prosv.ru.
Новые технологии в образовании: https://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: https://uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия :https://mega.km.ru.
Сайты «Мир энциклопедий», например: https://rubricon.ru/; https://encyclopedia.ru
Календарно - тематическое планирование
Модуль «Алгебра»
№ п/п
|
Раздел, тема
| Кол-во часов
|
Тип урока
| Измерительные формы контроля
| Основные понятия
| Элементы дополнительного содержания, средства обучения
| Дата проведения
|
|
|
|
|
|
| план
| факт
| Рациональные неравенства и их системы
| 13
|
|
|
|
|
|
| 1-2
| Линейные и квадратные неравенства
| 2
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Линейные и квадратные неравенства
| карточки
|
|
| Закрепление изученного материала
|
|
|
|
| 3-5
| Рациональные неравенства. Метод интервалов.
| 3
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Рациональные неравенства, метод интервалов
|
|
|
| Закрепление изученного материала
|
|
|
|
| Комбинированный урок
| Самостоятельная работа
|
|
|
| 6-8
| Множества и операции над ними
| 3
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Множества и операции над ними
| Дидактические материалы
|
|
| Применение знаний и умений
|
|
|
|
| Закрепление изученного материала
|
|
|
|
|
| 9-12
| Системы рациональных неравенств
| 4
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Системы рациональных неравенств
|
|
|
| Закрепление изученного материала
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Коррекция знаний
| тест
|
|
|
| Обобщение и систематизация знаний и умений
|
|
|
|
| 13
| Контрольная работа №1 «Рациональные неравенства и их системы»
| 1
| контроль знаний и умений
| Письменный отчёт
|
|
|
|
| Системы уравнений
| 13
|
|
|
|
|
|
| 14
| Основные понятия. Рациональные уравнения с двумя переменными
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Рациональные уравнения с двумя переменными
| карточки
|
|
| 15
| Основные понятия. График уравнений с двумя переменными. Формула расстояния между двумя точками координатной прямой.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Самостоятельная работа
| График уравнения с двумя переменными
|
|
|
| 16
| Основные понятия. Системы уравнений с двумя переменными.
| 1
| закрепление изученного материала
|
| Системы уравнений с двумя переменными
|
|
|
| 17
| Основные понятия. Неравенства и их системы с
двумя переменными.
| 1
| Коррекция знаний
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| 18
| Методы решения систем уравнений. Метод подстановки.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Методы решения систем уравнений
| метод подстановки
|
|
| 19
| Методы решения систем уравнений. Метод алгебраического сложения.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Метод алгебраического сложения
|
|
|
| 20
| Методы решения систем уравнений.
Метод введение новых переменных.
| 1
| Закрепление изученного материала
|
| Метод введения новых переменных
| Раздаточный материал
|
|
| 21
| Методы решения систем уравнений
| 1
| урок обобщения и
систематизации знаний
| проверочная работа
|
|
|
|
| 22-25
| Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций
| 4
| ознакомления с новым материалом
|
| Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций
|
|
|
| Применение знаний и умений
|
| Применение знаний и умений
|
| Коррекция знаний
|
| 26
| Контрольная работа № 2 «Системы уравнений»
| 1
| контроль знаний и умений
| Письменный отчёт
|
|
|
|
| Числовые функции
| 12
|
|
|
|
|
|
|
|
| 27-28
| Определение числовой функции. Область определения, область значений функции
| 2
| ознакомления с новым материалом
|
| Числовая функция. Область определения и область значения функции
|
|
|
| Закрепление изученного материала
|
| карточки
|
|
| 29
| Способы задания функций
| 1
| ознакомления с новым материалом
|
| Способы задания
функции
|
|
|
| 30-31
| Свойства функций
| 2
| ознакомления с новым материалом
|
| Свойства функции
|
|
|
| закрепление изученного материала
| Самостоятельная работа
|
|
|
| 32-33
| Четные и нечетные функции.
| 2
| применение знаний и умений
|
| Чётные и нечётные функции
|
|
|
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
|
|
|
| 34
| Контрольная работа №3 «Числовая функции. Область определения, область значений функции»
| 1
| контроль знаний и умений
| Письменный отчёт
|
|
|
|
| 35-37
| Степенная функция отрицательным целым показателем, ее свойства и график. Функция у=, ее свойства и график
| 3
| ознакомления с новым материалом
|
| Степенная функция с отрицательным целым показателем, ее свойства и график
|
|
|
| Закрепление изученного материала
| тест
| Дидактический материал
|
|
| Применений знаний и умений
|
|
|
|
| 38
| Контрольная работа №4 «Степенная функция»
| 1
| контроль знаний и умений
| Письменный отчёт
|
|
|
|
| Прогрессии
| 9
|
|
|
| 39-40
| Числовая последовательность.
| 2
| ознакомления с новым материалом
|
| Числовые последовательности
|
|
|
| Закрепление изученного материала
| Самостоятельная работа
| карточки
|
|
| 41-43
| Арифметическая прогрессия.
| 3
| ознакомления с новым материалом
|
| Арифметическая прогрессия
|
|
|
| Закрепление изученного материала
|
|
|
|
| Применение знаний и умений
| тест
| Дидактический материал
|
|
| 44-46
| Геометрическая прогрессия.
| 3
| ознакомления с новым материалом
|
| Геометрическая прогрессия
|
|
|
| Закрепление изученного материала
|
| Закрепление изученного материала
|
|
|
|
| 47
| Контрольная работа № 5 «Прогрессии»
| 1
| контроль знаний и умений
| Письменный отчёт
|
|
|
|
| Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
|
10
|
|
|
|
| 48-49
| Комбинаторные задачи.
| 2
| ознакомления с новым материалом
|
| Комбинаторные задачи
|
|
|
| Закрепление изученного материала
| Самостоятельная работа
| карточки
|
|
| 50-51
| Статистика-дизайн информации
| 2
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Статистика - дизайн информации
|
|
|
| Закрепление изученного материала
|
|
|
|
| 52-53
| Простейшие вероятностные задачи
| 2
| ознакомления с новым материалом
|
| Простейшие вероятностные задачи
|
|
|
| Закрепление изученного материала
| Проверочная работа
|
|
|
| 54-56
| Экспериментальные данные и вероятности событий
| 3
| ознакомления с новым материалом
|
| Экспериментальные данные и вероятности событий
|
|
|
| Закрепление изученного материала
|
| карточки
|
|
| Применение знаний и умений
|
| 57
| Контрольная работа № 6 «События, вероятности, статическая обработка данных»
| 1
| контроль знаний и умений
| Письменный отчёт
|
|
|
|
| Повторение
| 11
|
|
|
| 58-60
| Рациональные неравенства и их системы.
| 3
| урок обобщения и систематизации знаний
|
|
|
|
|
| Закрепление изученного материала
|
|
|
|
|
| Урок обобщение и систематизация знаний
| Самостоятельная работа
|
| карточки
|
|
| 61-63
| Уравнения и системы уравнений.
| 3
| урок обобщения и систематизации знаний
|
|
|
|
|
| Закрепление изученного материала
|
|
|
|
|
| Урок обобщение и систематизация знаний
|
|
|
|
|
| 64-65
| Элементарные функции, их свойства и графики.
| 2
| Закрепление изученного материала
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| Применение знаний и умений
|
|
| Графики, чертежи
|
|
| 66-69
| Прогрессии
| 4
| урок обобщения и систематизации знаний
|
|
|
|
|
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
| 70
| Итоговый урок
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| тест
|
|
|
|
| |
|
|