|
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
АРИФМЕТИКА
Уметь:
выполнять устный счет с целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями;
переходить от одной формы записи чисел к другой, выбирая наиболее подходящую, в зависимости от конкретной ситуации; представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов; применять стандартный вид числа для записи больших и малых чисел; выполнять умножение и деление чисел, записанных в стандартном виде;
изображать числа точками на координатной прямой;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближенное значение числового выражения; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи на движение и работу; задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин; основные задачи на дроби и на проценты; задачи с целочисленными неизвестными.
Применять полученные знания:
для решения несложных практических расчетных задач, в том числе, с использованием при необходимости справочных материалов и простейших вычислительных устройств; для устной прикидки и оценки результатов вычислений; для проверки результата вычисления на правдоподобие, используя различные приемы; для интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
АЛГЕБРА
Уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять подстановку одного выражения в другое, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одни переменные через другие;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений (линейные и системы, в которых одно уравнение второй, а другое первой степени);
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, квадратные неравенства;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, учитывать ограничения целочисленности, диапазона изменения величин;
определять значения тригонометрических выражений по заданным значениям углов;
находить значения тригонометрических функций по значению одной из них;
определять координаты точки в координатной плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости: изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;
применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;
строить графики изученных функций, описывать их свойства, определять свойства функции по ее графику;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии, использовать формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.
Применять полученные знания:
для выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления; для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах; при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей (используя аппарат алгебры);
при интерпретации графиков зависимостей между величинами, переводя на язык функций и исследуя реальные зависимости;
для расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
при решении планиметрических задач с использованием аппарата тригонометрии.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Уметь:
оценивать логическую правильность рассуждений, в своих доказательствах использовать только логически корректные действия, понимать смысл контрпримеров;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, на графиках; составлять таблицы; строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события;
в простейших случаях находить вероятности случайных событий, в том числе с использованием комбинаторики.
Применять полученные знания:
при записи математических утверждений, доказательств, решении задач;
в анализе реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
при решении учебных и практических задач, осуществляя систематический перебор вариантов;
при сравнении шансов наступления случайных событий;
для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией.
ГЕОМЕТРИЯ
Уметь:
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач, осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; представлять их сечения и развертки;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Применять полученные знания:
при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).
Перечень литературы и средств обучения Дополнительная литература:
1. Алгебра. 8 класс: самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений / Л. А. Александрова. – М.: Мнемозина, 2007;
2. Алгебра: тесты для 7–9 классов общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2004;
3. Алгебра. 8 класс: контрольные работы для общеобразовательных учреждений / Ю. П. Дудницын, Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2007
4. Алгебра. 7–9 классы: методическое пособие для учителей / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2004.
5. Учебно-тренировочные тестовые задания «малого» ЕГЭ по математике / Ф. Ф. Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2008.
6. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
7. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
8.Алгебра 8 класс. Поурочные планы /Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина – Волгоград: Учитель, 2007г.
9. Алгебра 8 класс. Подготовка к итоговой аттестации- 2009 / Ф. Ф. Лысенко. – Ростов на /Д.: Легион, 2008. Информационно-компьютерной поддержки учебного процесса:
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ);
2. CD «АЛГЕБРА не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности);
3. Математика, 5–11.
Интернет-ресурсы:
Министерство образования РФ: https://informika.ru/; https://ed.gov.ru/; https://edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: https://kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: https://teacher.fio.ru, https://zavuch.info/, https://festival.1september.ru, https://school-collection.edu.ru, https://it-n.ru, https://prosv.ru.
Новые технологии в образовании: https://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: https://uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия :https://mega.km.ru.
Сайты «Мир энциклопедий», например: https://rubricon.ru/; https://encyclopedia.ru Календарно – тематическое планирование Модуль «Алгебра»
№ п/п
| Раздел, тема
| Количество часов
| Тип урока
| Измерительные формы контроля
| Основные понятия
| Элементы дополнительного содержания, средства обучения
| Дата проведения
| 8 «А»
| 8 «Б»
| План
| факт
| план
| факт
|
| Алгебраические дроби
| 21
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Основные понятия
| 1
| Комбинированный урок
|
| Алгебраические дроби, сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями
|
|
|
|
|
| 2-3
| Основное свойство алгебраической дроби
| 2
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| практикум
| Самостоятельная работа
| 4-5
| Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями
| 2
| Комбинированный урок
|
| Дидактический материал
|
|
|
|
| Урок применения знаний и умений
| 6-9
| Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями
| 4
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
|
| практикум
| тест
|
| Урок закрепления изученного
| Вычислительный практикум
|
| Обобщение и систематизация знаний
| Вычислительный практикум
| 10
| Контрольная работа № 1 «Алгебраические дроби»
| 1
| Контроль знаний и умений
| Письменный отчет
|
|
|
|
|
|
| 11-12
| Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень
| 2
| Комбинированный урок
|
| Действия с алгебраическими дробями
|
|
|
|
|
| практикум
| Самостоятельная работа
| 13-15
| Преобразование рациональных выражений
| 3
| Комбинированный урок
|
| Рациональные выражения и их преобразования
| карточки
|
|
|
|
| Комбинированный урок
| практикум
| Вычислительный практикум
| 16-17
| Первые представления о решении рациональных уравнений
| 2
| Комбинированный урок
|
| Методы решений рациональных уравнений
|
|
|
|
|
| практикум
| зачет
| 18-20
| Степень с отрицательным целым показателем
| 3
| Комбинированный урок
|
| Степень с целым показателем
| Дидактический материал
|
|
|
|
| Урок применения знаний и умений
| Самостоятельная работа
| Обобщение и систематизация знаний
|
| 21
| Контрольная работа № 2 «Алгебраические дроби»
| 1
| Контроль и коррекция знаний
| Письменный отчет
|
|
|
|
|
|
|
| Функция у = √х. Свойства квадратного корня
| 18
|
|
|
|
|
|
|
|
| 22-23
| Рациональные числа
| 2
| Комбинированный урок
|
| Рациональные числа
|
|
|
|
|
| Урок закрепления изученного материала
| 24-25
| Понятие квадратного корня и неотрицательного числа
| 2
| Комбинированный урок
|
| Квадратный корень из неотрицательного числа
|
|
|
|
|
| практикум
| тест
| 26
| Иррациональные числа
| 1
| Комбинированный урок
|
| Понятие об иррациональном числе
|
|
|
|
|
| 27
| Множество действительных чисел
| 1
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| 28-29
| Функция у = √х, ее свойства и график
| 2
| Комбинированный урок
|
| Функция у = √х, ее свойства и график
| таблицы
|
|
|
|
| Урок применения знаний и умений
| Практическая работа
| 30-31
| Свойства квадратных корней
| 2
| Комбинированный урок
|
| Квадратный корень из неотрицательного числа. Алгоритм извлечения квадратного корня. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня
|
|
|
|
|
| Урок закрепления изученного
| 32-35
| Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня
| 4
| практикум
| Проверочная работа
| Раздаточный материал
|
|
|
|
| Урок закрепления изученного
|
| Урок применения знаний и умений
| Вычислительный практикум
| Обобщение и систематизация знаний
| Домашняя контрольная работа
| 36
| Контрольная работа № 3. «Функция у = √х. Свойства квадратного корня».
| 1
| Контроль знаний и умений
| Письменный отчет
|
|
|
|
|
|
| 37-39
| Модуль действительного числа
| 3
| Комбинированный урок
|
| Модуль действительного числа
| презентация
|
|
|
|
| Урок применения знаний и умений
| Самостоятельная работа
| Комбинированный урок
|
|
| Квадратные уравнения
| 21
|
|
|
|
|
|
|
|
| 40-41
| Основные понятия
| 2
| Комбинированный урок
|
| Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения
| схема
|
|
|
|
| Урок применения знаний и умений
| 42-44
| Формулы корней квадратных уравнений
| 3
| Урок ознакомления с новым материалом
|
|
|
|
|
|
| Комбинированный урок
| практикум
| тест
| 45-47
| Рациональные уравнения
| 3
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Рациональные уравнения
| карточки
|
|
|
|
| комбинированный урок
| Обобщение и систематизация знаний
| тест
| 48
| Контрольная работа № 4.»Квадратные уравнения»
| 1
| Контроль и коррекция знаний
|
|
|
|
|
|
|
| 49-52
| Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций
| 4
| Урок ознакомление с новым материалом
|
| Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций
| Дидактический материал
|
|
|
|
| комбинированный урок
| Урок закрепление изученного материала
| практикум
| зачет
| 53-54
| Еще одна формула корней квадратного уравнения
| 2
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Формула корней квадратного уравнения
|
|
|
|
|
| Комбинированный урок
| Самостоятельная работа
| 55-56
| Теорема Виета
| 2
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Теорема Виета
| презентация
|
|
|
|
| Комбинированный урок
| 57-59
| Иррациональные уравнения
| 3
| Урок ознакомления с новым материалом
|
|
|
|
|
|
|
| Урок закрепления изученного
| тест
| Комбинированный урок
|
| 60
| Контрольная работа № 5. «Квадратные уравнения».
| 1
| Контроль знаний и умений
| Письменный отчет
|
|
|
|
|
|
|
| Квадратичная функция. Функция у=к/х
| 18
|
|
|
|
|
|
|
|
| 61-63
| Функция у=кх2,её свойства и график
| 3
| Комбинированный урок
|
| Функция у=кх2, её свойства и график
| таблицы
|
|
|
|
| Практикум
| Комбинированный урок
| 64-66
| Функция у=к/х, её свойства и график
| 3
| Урок ознакомления с новым материалом
|
|
|
|
|
|
|
|
| Комбинированный урок
| Комбинированный урок
| Самостоятельная работа
|
| 67-68
| Как построить график функции у=f(х+l), если известен график функции у=f(х)
| 2
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Преобразование графика f(х) с помощью параллельного переноса
| Графики, шаблоны
|
|
|
|
| Комбинированный урок
| Проверочная работа
| 69-72
| Как построить график функции у=f(х)+m, если известен график функции у=f(х)
| 4
| Урок ознакомления с новым материалом
|
|
|
|
|
|
| Урок закрепления изученного
| Графическая работа
| Урок применения знаний и умений
|
| Комбинированный урок
| тест
| 73-75
| Функция у=ах2+bх+с, её свойства и график
| 3
| Урок применения знаний и умений
|
| Функция у=ах2+bх+с, её свойства и график
| карточки
|
|
|
|
| Комбинированный урок
| Урок обобщение и систематизации знаний
| Самостоятельная работа
| 76-77
| Графическое решение квадратных уравнений
| 2
| Комбинированный урок
|
| Графическое решение квадратных уравнений
|
|
|
|
|
| практикум
| Самостоятельная работа
| 78
| Контрольная работа № 6 «Квадратичная функция. Функция у=к/х»
| 1
| Контроль знаний и умений
| Письменный отчет
|
|
|
|
|
|
|
| Неравенства
| 15
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79-81
| Свойства числовых неравенств
| 3
| Урок ознакомления с новым материалом
|
| Свойства числовых неравенств
|
|
|
|
|
| Комбинированный урок
| практикум
| тест
| 82-84
| Исследование функций на монотонность
| 3
| Комбинированный урок
|
| Исследование функций на монотонность
|
|
|
|
|
| Урок закрепления изученного
| практикум
| Самостоятельная работа
| 85-86
| Решение линейных неравенств
| 2
| Комбинированный урок
|
| Неравенства с одной переменной, решение линейных неравенств
| Дидактический материал
|
|
|
|
| практикум
| Проверочная работа
| 87-89
| Решение квадратных неравенств
| 3
| Комбинированный урок
|
| Решение квадратных неравенств
|
|
|
|
|
| практикум
| Самостоятельная работа
| Систематизация и обобщение знаний учащихся
|
| 90
| Контрольная работа № 7 «Неравенства»
| 1
| Контроль и коррекция знаний
| Письменный отчет
|
|
|
|
|
|
| 91-92
| Приближенные значения действительных чисел
| 2
| Урок ознакомления с новым материалом
|
|
|
|
|
|
|
| Комбинированный урок
| 93
| Стандартный вид положительного числа
| 1
| Комбинированный урок
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
| 94-105
| Обобщающее повторение
| 12
| Систематизация и обобщение знаний учащихся
|
| Алгебраические дроби. Свойства квадратного корня. Квадратичная функция. Квадратные уравнения. Неравенства
| карточки
|
|
|
|
| Систематизация и обобщение знаний учащихся
| Систематизация и обобщение знаний учащихся
| Систематизация и обобщение знаний учащихся
| Комбинированный урок
| практикум
| Самостоятельная работа
| Систематизация и обобщение знаний учащихся
|
| Комбинированный урок
| практикум
| Самостоятельная работа
| Систематизация и обобщение знаний учащихся
|
| Систематизация и обобщение знаний учащихся
| Систематизация и обобщение знаний учащихся
| |
|
|