|
Протокол № от 2015 г. Утверждаю Директор маоу оош г. Зеленоградска (Прогимназия «Вектор») Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа г. Зеленоградска
(Прогимназия «Вектор»)
Согласовано на методическом объединении
учителей математики и информатики протокол №___от ________ 2015 г.
|
Утверждаю
Директор МАОУ ООШ
г. Зеленоградска
(Прогимназия «Вектор»)
/_____________/ О. В. Белова /
«___»__________________2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РПЗ. РОБОТОТЕХНИКА
5 класс
Учителя
Коптевой Светланы Ивановны
г. Зеленоградск
2015-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по робототехнике разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Примерной программы по робототехнике для 5 класса по учебнику Д. Г. Копосова – БИНОМ, 2012;
Требований примерной образовательной программы образовательного учреждения.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника : Первый шаг в Робототехнику 5-6 кл.: Д. Г. Копосова – БИНОМ, 2012.
Обучение робототехники в основной школе направлено на достижение следующей цели: создание условий для развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка.
Задачи обучения:
Обучить современным разработкам по робототехнике в области образования;
Обучить учащихся комплексу базовых технологий, применяемых при создании роботов, основным принципам механики.
Обучить основам программирования в среде Lego NXT 2.0 Programming
Обучить основам моделирования роботов в среде Lego Digital Designer.
Научить ребят грамотно выражать свою идею, проектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Обучить учащихся решению ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением;
Выявление одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Развивать у ребенка навыки инженерного мышления, умения работать по предложенным инструкциям, конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем
Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность
Повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем
Воспитывать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата
Формировать навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно распределять обязанности.
Критерии адаптации содержания, условий, планируемых результатов освоения образовательной программы при инклюзивном обучении учащихся с задержкой психического развития.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают различные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития, удовлетворяемые педагогическими средствами
К особым образовательным потребностям относятся:
- непрерывность процесса педагогической коррекции реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- опора на наглядно-действенное мышление;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- учет функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- целенаправленное формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- целенаправленное формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Принципы и подходы организации инклюзивного обучения учащихся с ЗПР Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с задержкой психического развития определяется характером организации доступной им деятельности.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы академических результатов, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Основные принципы организации инклюзивного обучения учащихся с ЗПР:
принципы государственной политики РФ в области образования1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы
Освоение адаптированной образовательной программы обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы, включающие УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться), должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
приобретение опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;
умение действовать в соответствии с алгоритмом.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В основу программы положено моделирование роботов, как прогрессивного, наглядного и одновременно практически полезного раздела – робототехники, вобравшего в себя ее передовые достижения. В программе освещены темы, интересные учащимся как теоретически, так и для самостоятельного конструирования и моделирования разнообразных роботов. Одновременно рассматриваются принципиальные теоретические положения, лежащие в основе работы ведущих групп робототехнических систем. Такой подход предполагает сознательное и творческое усвоение закономерностей робототехники, с возможностью, их реализации в быстро меняющихся условиях, а также в продуктивном использовании в практической и опытно-конструкторской деятельности. В процессе теоретического обучения воспитанники знакомятся с назначением, структурой и устройством роботов, с технологическими основами сборки и монтажа, основами вычислительной техники, средствами отображения информации. Программа содержит сведения по истории современной электроники, информатики и робототехники, о ведущих ученых и инженерах в этой области и их открытиях с целью воспитания интереса учащихся к профессиональной деятельности, направлениям развития и перспективам робототехники.
Программа включает проведение практикума начинающего робототехника, включающего проведение лабораторно-практических, исследовательских работ и прикладного программирования. В ходе специальных заданий воспитанники приобретают обще-трудовые, специальные и профессиональные умения и навыки по сборке готовых роботов, их программированию, закрепляемые в процессе разработки проекта. Содержание практических работ и виды проектов могут уточняться, в зависимости от наклонностей учащихся, наличия материалов, средств и др.
Учебные занятия предусматривают особое внимание соблюдению учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, выполнению экологических требований. Содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами школьного цикла. Некоторые темы взаимосвязаны с общеобразовательным курсом и могут с одной стороны служить пропедевтикой, с другой стороны опираться на него.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии учебным планом МАОУ ООШ г. Зеленоградска (Прогимназия «Вектор») на 2015/2016 год в 5 классе на курс «Решение проектных задач. Робототехника» отводится 0,5 часа в неделю (18 часов, занятия проводятся в течении одного полугодия).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В ходе изучения курса формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Личностные результаты, такие как:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты: формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Инструктаж по ТБ
Теория: Знакомство с конструктором ЛЕГО. ТБ при работе с деталями. Правила сборки комплектов конструктора. ТБ при работе с компьютером.
2. Введение: информатика, кибернетика, робототехника
Теория: Возникновение науки кибернетика. Первые роботы. Три закона робототехники. Применение роботов. Новейшие разработки в области робототехники. 3. Основы конструирования
Теория: Простейшие механизмы. Названия и принципы крепления деталей. Виды не моторизированного транспортного средства.
Практика: решение практических задач и принципы крепления деталей. Построение не моторизированного транспортного средства
4. Моторные механизмы
Теория: Виды моторизованного транспортного средства. Механизмы с использованием электромотора и батарейного блока. Роботы-автомобили, тягачи, простейшие шагающие роботы.
Практика: Конструирование механизмов и роботов.
5. Основы управления роботом
Теория: Знакомство с контроллером NXT. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи.
Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр.
Практика: Конструирование, программирование и тестирование колесных моделей роботов. Использование датчиков касания, освещенности, звука.
Формы проведения занятий:
Основной формой являются групповые занятия или парами (командами), в которой роль одному отводится, как конструктору, а другому - программисту.
Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
Аудиторные (количество аудиторных занятий не превышает 50%), где преподаватель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
Внеаудиторные занятия, в которой обучающиеся самостоятельно выполняют на компьютере практические задания. Изучение темы учащимися, может проходить самостоятельно. Особенно, если идет работа над проектом. Для этого рекомендуем использовать ЦОР «Основы робототехники».
После практикумов по сборке и программированию базовых моделей, предусмотрена творческая проектная работа, ролевые игры, внутренние соревнования, выставки.
При изучении нового материала предусмотрены разные формы проведения занятий для формирования и совершенствование умений и навыков:
лекция;
беседа;
практика;
сообщение-презентация;
творческая работа;
работа в парах;
игры;
проектная деятельность: создание проблемной ситуации и поиск её практического решения (деятельностный подход)
поисковые и научные исследования (создание ситуаций творческого поиска)
комбинированные занятия;
знакомство с интернет - ресурсами, связанными с робототехникой.
Формы контроля
В течение курса предполагаются регулярные зачеты, на которых решение поставленной заранее известной задачи принимается в свободной форме (не обязательно предложенной преподавателем). При этом тематические состязания роботов также являются методом проверки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№
| Наименование тем
| Кол-во часов
| Характеристика деятельности обучающихся
| 1
| Инструктаж по ТБ
| 1
| Аналитическая: обобщение полученной информации о правилах поведения в кабинете информатики, правилах работы с деталями, микроконтроллером Lego Mindstorms NXT.
| 2
| Введение: информатика, кибернетика, робототехника
| 1
| Аналитическая: обсуждение истории возникновения роботов, новейшие разработки в области робототехники.
| 3
| Основы конструирования
| 3
| Аналитическая:
Изучение основных деталей конструктора Lego NXT и способов их крепления. Изучение простых механизмов: рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость, колесо, ось.
Анализ видов не моторизированного транспортных средств. Зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение.
Практическая:
Построение и программирование хватательного механизма. Соревнования моделей на координацию движения (точность) скорость.
Конструирование механизмов, передач и подбор и расчет передаточного отношения. Построение не моторизированного транспортного средства
| 4
| Моторные механизмы
| 3
| Аналитическая:
Анализ видов моторизованных транспортных средств.
Практическая:
Конструирование механизмов и роботов с использованием электромотора и батарейного блока.
| 5
| Основы управления роботом
| 10
| Аналитическая:
Изучение основных законов робототехники. Построение циклических алгоритмов и алгоритмов с ветвлением. Параллельное выполнение нескольких действий.
Практическая: Знакомство с контроллером NXT. Встроенные программы. Программирование стандартных колесных моделей роботов. Решение проектных задач с использование датчиков звука, касания, расстояния, света.
| 6
| Итого
| 18
|
| МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программы имеется следующее оборудование:
Набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms;
Дополнительные датчики.
Зарядные устройства, аккумуляторы
Персональный компьютер с установленной программой– 15 шт.;
Мультимедийный проектор -1 шт.;
Интерактивная доска;
Презентация (ЦОР «Основы робототехники»)
Технологические карты;
Мультимедиа проектор – 1 шт.;
Поля для соревнований роботов.
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
Учебная литература для учащихся:
Копосов Д.Г., Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов
Копосов Д.Г., Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Д.Г.Копосов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 87 с.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.
Учебная литература для учителя:
Руководство пользователя ПервоРобот NXT Lego mindstorms education.
Копосов Д.Г., Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов Копосов –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 286 с.
Копосов Д.Г., Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Д.Г.Копосов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 87 с.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.
|
| ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Ученик получит возможность научиться:
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством
учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Ученик получит возможность научиться:
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.
Ученик получит возможность научиться:
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Календарно-тематическое планирование
№
| Содержание
(разделы, темы)
| Описание примерного содержания занятий
| Универсальные Учебные Действия (УУД) обучающихся
П-предметные
МП-метапредметные :
Р-Регулятивные УУД
Позн.-Познавательные УУД
К.-Коммуникативные УУД
Л-личностные
| Дата проведения
| план
| факт
| Раздел 1. Инструктаж по ТБ -1час
| 1
| Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
| Правило поведения в кабинете. Знакомство с конструкторами ЛЕГО. ТБ при работе с деталями, компьютером. Правила сборки комплектов конструктора.
| П знать правила безопасной работы; основные компоненты конструкторов ЛЕГО
|
|
| Раздел 2 Введение: информатика, кибернетика, робототехника - 1ч.
| 2
| Путь от компьютера к роботу
| Рассказ о развитии наук, путь от компьютера к роботу, показ фильма Построение простейшей модели. Элемент соревнования
| Позн. УУД. осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
Л. -критическое отношение к информации и избирательность её,
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
|
|
| Раздел 3. Основы конструирования -3 часа
| 3
| Простейшие механизмы.
| Теория: Названия и принципы крепления деталей. Изучение простых механизмов: Изучение простых механизмов: рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость. Колесо, ось.
Практика:
Решение практических задач и демонстрация принципов крепления деталей.
Построение хватательного механизма (Рычаг).
Соревнования хваталок на координацию движения (точность) скорость.
| П.- Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
Уметь:использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач; применять полученные знания в практической деятельности;
МП. Р-Принимать и сохранять учебную задачу; планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели; Позн. УУД проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
Л.- восприятия; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; воспитание чувства справедливости, ответственности.
|
|
| 4
| Названия и принципы крепления деталей.
|
|
| 5
| Виды не моторизированного транспортного средства.
| Теория: Виды не моторизированного транспортного средства. Зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение.
Практика: Конструирование механизмов, передач и подбор и расчет передаточного отношения. Построение не моторизированного транспортного средства
|
|
| Раздел 4. Моторные механизмы - 3 часов
| 6
| Стационарные моторные механизмы. Одномоторный гонщик
| Теория:
Виды моторизованного транспортного средства. Механизмы с использованием электромотора и батарейного блока.
Практика:
Конструирование механизмов и роботов с использованием электромотора и батарейного блока.
| П. Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; конструктивные особенности различных роботов; приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.
|
|
| 7
| Роботы-автомобили, тягачи. Робот-тягач
|
|
| 8
| Шагающие роботы
|
|
| Раздел 5. Введение в робототехнику- 6 часов
| 9
| Знакомство с контроллером NXT и RCX. Встроенные программы. Одномоторная тележка.
| Теория: Что такое робот. Робототехника и ее законы
Знакомство с контроллером NXT. Встроенные программы.
Искусственный интеллект
Роботы и эмоции: датчики. Графический интерфейс пользователя. Среда программирования. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы.
Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи.
Практика: Конструирование и программирование моделей..
| П.-знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
П. знать как передавать программы NXT-G; использовать созданные программы;
Позн. УУД моделировать, преобразовывать объект из чувствен¬ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)
Знать, как передавать программы NXT; использовать созданные программы; основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием микропроцессора.
Владеть навыками работы с роботами; работы в среде ПервоРобот NXT.
МП. Р-Принимать и сохранять учебную задачу; планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели; МП. Р-Принимать и сохранять учебную задачу; планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели.
|
|
| 10
| Двухмоторная тележка. Датчики.
|
|
| 11-12
| Среда программирования. NXT-G. Управление моделью в с помощью программы NXT-G
|
|
| 13
| Цикл, Ветвление, параллельные задачи. Решение простейших задач.
|
|
| 14
| Колесные, гусеничные и шагающие роботы.
Виды соревнований: Кегельринг
|
|
| Раздел 6. Основы управления роботом-2 часа
| 15
| Релейный регулятор. Пропорциональный регулятор.
| Теория: Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр.
Практика: Конструирование, программирование и тестирование моделей.
| .-Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; - основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием микропроцессора.
Уметь конструировать различные модели; использовать созданные программы;
Владеть навыками работы с роботами; работы в среде ПервоРобот NXT.
Позн. моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)
|
|
| 16
| Пересеченная местность. Анализ показаний разнородных датчиков. Синхронное управление двигателями.
| Теория: Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Анализ показаний разнородных датчиков.
Практика: Конструирование, программирование и тестирование моделей. Использование разнородных датчиков. Настройка программы «Исследователь»
|
|
| Раздел 7. Игры роботов - 1 час
| 17
| Футбол с инфракрасным мячом (основы)
| Теория: Изучение правил игры в боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Простейший искусственный интеллект. Проведение состязаний, популяризация новых видов робо-спорта.
Практика: Проведение игр.
| Уметь конструировать различные модели; использовать созданные программы; применять полученные знания в практической деятельности;
К.-планировать учебное сотрудничество со сверстниками , определять цели, функций участников, способов взаимодействия.
|
|
| Раздел 8. Итоговое занятие - 1 час
| 18
| Повторение изученного.
| Теория: Повторение основ конструирования, программирования.
| П.- Уметь использовать созданные программы; применять полученные знания в практической деятельности; владеть:- навыками работы с роботами; работы в среде ПервоРобот NXT.
Позн. К.-аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
|
|
|
|
|
|