Главная страница

Протокол № от 2012г. Руководитель шмо шакенко Т. Н. Заседание мс мбоу «сош №8»



Скачать 296.82 Kb.
НазваниеПротокол № от 2012г. Руководитель шмо шакенко Т. Н. Заседание мс мбоу «сош №8»
Дата25.02.2016
Размер296.82 Kb.
ТипПротокол

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»



Рассмотрено:

Принято:

Утверждаю:


Заседание ШМО

МБОУ «СОШ №8»

Протокол №______

от «___»_____2012г.

Руководитель ШМО
Шакенко Т.Н.______

Заседание МС

МБОУ «СОШ №8»

Протокол №______

от «___»_____2012г.

Зам. директора по УВР

МБОУ «СОШ №8» Ощепкова Л.И. _________


приказ № ____

от «___»__________2012г.

Директор

МБОУ «СОШ №8»

Ярцева Л.Н. ___________
печать


Рабочая программа

на 2012-13 учебный год

«Геометрия»

для обучающихся 8 класса

базового уровня

Образовательная область: математика


Автор разработки:

Шакенко Татьяна Николаевна

- учитель математики МБОУ «СОШ№8»

г. Братск

2012г.
Содержание рабочей программы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание тем учебного курса.

  3. Календарно - тематическое планирование.

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  5. Перечень учебно – методического обеспечения.

  6. Список литературы.


Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта образовательной области «Математика».

За основу данной программы взяты:

  • Геометрия. 7-9 классы : программы общеобразоват. учреждений / [сборник : сост. Т.А. Бурмистрова]. - М. : Просвещение, 2008. – 127 с.

  • Учебник: Геометрия. 7 - 9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. –21-е изд. - М. : Просвещение, 2009. 384 с. : ил.

  • учебный план МБОУ «СОШ № 8» на 2012-13 учебный год.



В базисном учебном плане МБОУ «СОШ №8», образовательная область «Математика», на базовом уровне федерального компонента выделено 2 часа в неделю.

Количество часов на 1 полугодие: 32 часов

Количество часов на 2 полугодие: 36 часов

Количество всего часов по программе: 68 часа.

Тематическое планирование (2 часа в неделю, всего 68 часов)

п/п

Название темы

Количество часов


Контрольная работа

1

Четырехугольники.

14

№1

2

Площади фигур.

14

№2

3

Подобные треугольники.

19

№3, №4

4

Окружность.

17

№5

5

Повторение. Решение задач.

4

№6

(итоговая)

6

Итого.

68

6


Цели:

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;

  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

  5. развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

  6. В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.

Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • привычно готовить рабочее место для занятий и труда;

  • самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда режима дня;

  • понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней;

  • работать в заданном темпе;

  • учиться пооперационному контролю учебной работы (своей и товарища), оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;

  • уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем;

  • оказывать необходимую помощь учителю на уроке и вне его;

  • самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника;

  • работать с материалами приложения учебника;

  • использовать образцы в процессе самостоятельной работы;

  • отвечать на вопросы по тексту;

  • учиться отвечать по плану связно;

  • уметь выделять главное в тексте;

  • уметь систематизировать материал;

  • составлять схемы, диаграммы;

  • подбирать дополнительный материал по теме.


Развитие общеучебных компетенций

  1. Ценностно-смысловые компетенции.

  2. Общекультурные компетенции.

  3. Учебно-познавательные компетенции.

  4. Информационные компетенции.

  5. Коммуникативные компетенции.

  6. Социально-трудовые компетенции.

  7. Компетенции личностного самосовершенствования .

Межпредметные и межкурсовые связи:

При работе широко используются:

алгебра - «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника», «Теорема Пифагора», «Площади фигур», черчение - «Окружность».

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, наблюдение, зачёт, работа по карточке.

Требования к уровню подготовки Обучающихся.

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • каким образом геометрия возникла их практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

Уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: для углов от 0 до 900 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуги окружностей, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  2. расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  3. решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

  4. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  5. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Содержание тем учебного курса

Глава V. Четырехугольники (14 часов)

Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии. Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники».

Знать:

  • понятия многоугольника и его элементов, выпуклого многоугольника;

  • формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

  • понятие четырехугольника и его элементов;

  • чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника;

  • определение, свойства и признаки параллелограмма;

  • определение трапеции, виды трапеции, свойства и признаки равнобедренной трапеции;

  • теорему Фалеса;

  • определение, свойства и признак прямоугольника;

  • определение, свойства и признак ромба;

  • определение и свойства квадрата;

  • понятия осевой и центральной симметрии.

Уметь:

  • находить сумму углов выпуклого многоугольника;

  • решать задачи, применяя свойства и признаки прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата;

  • строить и распознавать четырехугольники;

  • строить симметричные фигуры;

Глава VI. Площади фигур ( 14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. .Контрольная работа № 2 по теме: «Площади фигур. Теорема Пифагора»

Знать:

  • понятие площади многоугольника;

  • единицы измерения площадей;

  • свойства площадей;

  • формулу площади квадрата;

  • теорему и формулу площади прямоугольника;

  • теорему и формулу площади параллелограмма;

  • теорему и формулу площади треугольника;

  • следствия из теоремы о площади треугольника;

  • теорему об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы;

  • теорему и формулу площади трапеции;

  • теорему Пифагора и ей обратную.

Уметь:

  • вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции;

  • применять теорему Пифагора и ей обратную при решении задач.

Глава VII. Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Контрольная работа № 3 по теме: «Подобие треугольников».

Контрольная работа №4по теме: «Применение подобия к решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

Знать:

  • определение отношения отрезков;

  • определение подобных треугольников;

  • теорему об отношении площадей подобных треугольников;

  • три признака подобия треугольников;

  • определение средней линии треугольника;

  • теорему о средней линии треугольника;

  • свойство медиан треугольника;

  • определение среднего пропорционального двух отрезков;

  • свойство высоты и катета прямоугольного треугольника;

  • определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треуголь ника;

  • основное тригонометрическое тождество.

Уметь:

  • применять теорему об отношении площадей подобных треугольников при решении задач;

  • решать задачи, применяя признаки подобия треугольников;

  • решать задачи на построение, используя метод подобия;

  • решать задачи, применяя метод подобия;

  • решать задачи на среднюю линию треугольника;

  • решать задачи, применяя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами

Глава VIII. Окружность (17 часов)

Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»

Знать:

  • три случая взаимного расположения прямой и окружности;

  • определение касательной к окружности;

  • теорему о свойстве касательной к окружности;

  • свойство отрезков касательных к окружности;

  • теорему, обратную теореме о свойстве касательной (признак касательной);

  • определение полуокружности;

  • определение центрального угла;

  • как определяется градусная мера дуги окружности;

  • определение вписанного угла;

  • теорему о вписанном угле и два следствия;

  • теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;

  • теорему о биссектрисе угла и следствие;

  • определение серединного перпендикуляра к отрезку;

  • теорему о серединном перпендикуляре к отрезку и следствие;

  • теорему о пересечении высот треугольника;

  • четыре замечательные точки;

  • определение вписанной окружности;

  • теорему об окружности, вписанной в треугольник;

  • свойство сторон четырехугольника, в который можно вписать

  • окружность;

  • определение описанной окружности;

  • теорему об окружности, описанной около треугольника;

  • свойство углов четырехугольника, около которого можно описать окружность;

  • в какой четырехугольник можно вписать окружность и около какого четырехугольника можно описать окружность.

Уметь:

  • строить окружность с помощью циркуля;

  • строить касательную к окружности;

  • решать задачи на нахождение расстояния от центра окружности до прямой;

  • решать задачи, применяя теорему о свойстве касательной;

  • находить градусную меру дуги окружности;

  • находить градусную меру вписанного угла;

  • решать задачи, применяя теорему о биссектрисе, серединном перпендикуляре, о высотах треугольника;

  • строить вписанные и описанные окружности.

Повторение. Решение задач. (4 часа)

Четырехугольники. Площади фигур. Теорема Пифагора. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Окружность. Контрольная работа № 6 (итоговая).

Цель: повторить, систематизировать, закрепить и проверить знания, умения и навыки учащихся по изученному материалу курса геометрии 8 класса.

Список литературы.
Основная литература.

Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 384 с.

Программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.(Составитель программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2008 г. )
Дополнительная литература.

  1. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. Алтынов П.И.– 3-е изд. – М. : Дрофа, 1999. – 112 с. : ил. – ISBN 5-7107-2530-7.

  2. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г., Мейлер В.М.– 4-е изд. – М. Просвещение, 1998. – 128 с. : ил. – ISBN 5-09-008443-2.

  3. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Гусев В.А., Медяник А.И. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 1995. – 80 с. : ил. – ISBN 5-09-006581-0.

  4. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.. – М. : Илекса, Харьков: Гимназия, 2003,– 96 с. : ил. – ISBN 5-89237-014-3.

  5. Тесты. Геометрия 9 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М. : Центр тестирования МО РФ, 2003. ISBN 5-94635-145-1.

  6. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А.: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1987. – 112 с.

Формы и средства контроля

Из программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.(Составитель программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2008 г. )

Поурочное планирование.

Геометрия, 8 класс.

Учебник: автор Атанасян Л. С. 2 ч. в неделю.

Название темы

Всего часов

Контрольные работы (тема)

Цель темы

Основные понятия темы

Глава V. Четырех-

угольники

14

К/р № 1 «Четырехугольники».

Изучить наиболее важные виды четырехугольников: параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб и квадрат. Дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехуголь- ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапе-ция. Прямоугольник, ромб и квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

№ урока

№ пункта

ТЕМА

Планируемая дата проведения

Дата проведения



39

Многоугольник









40-41

Выпуклый многоугольник. Четырехугольник.









42

Параллелограмм.









43

Признаки параллелограмма.









43

Признаки параллелограмма.









44

Трапеция.









44

Трапеция.












Задачи на построение.









45

Прямоугольник.









46

Ромб и квадрат.









46

Ромб и квадрат.









47

Осевая и центральная симметрии.












Подготовка к к/р.












К/р № 1 «Четырехугольники».







Название темы

Всего часов

Контрольные работы (тема)

Цель темы

Основные понятия темы

Глава VI. Площадь

14

К/р № 2 «Площадь»

Расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треуголь-ника, трапеции; доказать теорему Пифагора.

Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, параллелограмма, треуголь-ника, трапеции. Теорема Пифагора.

№ урока

№ пункта

ТЕМА

Планируемая дата проведения

Дата проведения



48-49

РНО. Понятие площади многоугольника.









50

Площадь квадрата. Площадь прямоугольника.









51

Площадь параллелограмма.









51

Площадь параллелограмма.









52

Площадь треугольника.









52

Площадь треугольника.









53

Площадь трапеции.









53

Площадь трапеции.









54

Теорема Пифагора.









54

Теорема Пифагора.









55

Теорема обратная теореме Пифагора.












Решение задач по теме « Площадь»












Подготовка к к/р.












К/р № 2 «Площадь»









Название темы

Всего часов

Контрольные работы (тема)

Цель темы

Основные понятия темы

Глава VII. Подобные треугольники.

19

К/р № 3 «Признаки подобия треугольников».

К/р №4 «Подобные треугольники».

Ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометричес-кого аппарата геометрии.

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

№ урока

№ пункта

ТЕМА

Планируемая дата проведения

Дата проведения



56-57

РНО. Пропорциональные отрезки. Определение подобных Δ-ков.









58

Отношение площадей подобных треугольников.









59

Признаки подобия треугольников: I признак.









59

Признаки подобия треугольников: I признак.









60

Признаки подобия треугольников: II признак









61

Признаки подобия треугольников: III признак












Подготовка к к/р.












К/р № 3 «Признаки подобия треугольников»









62

Теорема о средней линии треугольника.









62

Теорема о средней линии треугольника.









63

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.









63

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.









64

Практические приложения подобия треугольников.









65

О подобии произвольных фигур.












Задачи на построение.









66

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.









67

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45 и 60












Подготовка к к/р.












К/р №4 «Подобные треугольники»







Название темы

Всего часов

Контрольные работы (тема)

Цель темы

Основные понятия темы

Глава VIII. Окружность

17

К/р №5 «Окружность»

Расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

Взаимное расположение прямой и плоскости. Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

№ урока

№ пункта

ТЕМА

Планируемая дата проведения

Дата проведения



68

РНО. Взаимное расположение прямой и плоскости.









69

Касательная к окружности.









69

Касательная к окружности.









70

Градусная мера дуги окружности.









70

Градусная мера дуги окружности.









71

Теорема о вписанном угле.









71

Теорема о вписанном угле.









72

Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.









72

Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.









73

Теорема о точке пересечения высот треугольника.









74

Вписанная окружность.









74

Вписанная окружность.









75

Описанная окружность.









75

Описанная окружность.












Решение задач по теме «Окружность».












Подготовка к к/р.












К/р №5 «Окружность»













Повторение (4ч).












Повторение. Четырехугольники. Площадь












Повторение. Подобные треугольники












Повторение. Окружность.












Итоговая к/р.







График проведения контрольных работ

по геометрии


Предмет

Учитель

ФИО

Наименование контрольных работ

Дата

Геометрия

8 класс

Шакенко Т.Н.

К/р № 1 «Четырехугольники».




К/р № 2 «Площадь»




К/р № 3 «Признаки подобия треугольников»




К/р №4 «Подобные треугольники»




К/р №5 «Окружность»




Итоговая к/р.





Перечень учебно – методического обеспечения.

1. Тесты и самостоятельные работы по темам:

  • Четырехугольники.

  • Площади фигур.

  • Подобные треугольники.

  • Окружность.




2. Текстовые контрольные работы:


  • Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники».

  • Контрольная работа №2 по теме: «Площади фигур».

  • Контрольная работа №3 по теме: «Подобие треугольников».

  • Контрольная работа №4по теме: «Применение подобия к решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

  • Контрольная работа №5 по теме: «Окружность».

  • Контрольная работа №6 по теме: «Итоговая».




3. Дидактические материалы о геометрии 8кл. под редакцией Зива Б.Г.