|
Протокол № от 2012г. Руководитель шмо шакенко Т. Н. Заседание мс мбоу «сош №8» Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Рассмотрено:
| Принято:
| Утверждаю:
| Заседание ШМО
МБОУ «СОШ №8»
Протокол №______
от «___»_____2012г.
Руководитель ШМО Шакенко Т.Н.______
| Заседание МС
МБОУ «СОШ №8»
Протокол №______
от «___»_____2012г.
Зам. директора по УВР
МБОУ «СОШ №8» Ощепкова Л.И. _________
| приказ № ____
от «___»__________2012г.
Директор
МБОУ «СОШ №8»
Ярцева Л.Н. ___________ печать
|
Рабочая программа
на 2012-13 учебный год
«Геометрия»
для обучающихся 8 класса
базового уровня
Образовательная область: математика
Автор разработки:
Шакенко Татьяна Николаевна
- учитель математики МБОУ «СОШ№8»
г. Братск
2012г. Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка.
Содержание тем учебного курса.
Календарно - тематическое планирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Перечень учебно – методического обеспечения.
Список литературы.
Пояснительная записка. Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта образовательной области «Математика».
За основу данной программы взяты:
Геометрия. 7-9 классы : программы общеобразоват. учреждений / [сборник : сост. Т.А. Бурмистрова]. - М. : Просвещение, 2008. – 127 с.
Учебник: Геометрия. 7 - 9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. –21-е изд. - М. : Просвещение, 2009. 384 с. : ил.
учебный план МБОУ «СОШ № 8» на 2012-13 учебный год.
В базисном учебном плане МБОУ «СОШ №8», образовательная область «Математика», на базовом уровне федерального компонента выделено 2 часа в неделю.
Количество часов на 1 полугодие: 32 часов
Количество часов на 2 полугодие: 36 часов
Количество всего часов по программе: 68 часа.
Тематическое планирование (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п
| Название темы
| Количество часов
| Контрольная работа
| 1
| Четырехугольники.
| 14
| №1
| 2
| Площади фигур.
| 14
| №2
| 3
| Подобные треугольники.
| 19
| №3, №4
| 4
| Окружность.
| 17
| №5
| 5
| Повторение. Решение задач.
| 4
| №6
(итоговая)
| 6
| Итого.
| 68
| 6
|
Цели:
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.
Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
привычно готовить рабочее место для занятий и труда;
самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда режима дня;
понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней;
работать в заданном темпе;
учиться пооперационному контролю учебной работы (своей и товарища), оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;
уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем;
оказывать необходимую помощь учителю на уроке и вне его;
самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника;
работать с материалами приложения учебника;
использовать образцы в процессе самостоятельной работы;
отвечать на вопросы по тексту;
учиться отвечать по плану связно;
уметь выделять главное в тексте;
уметь систематизировать материал;
составлять схемы, диаграммы;
подбирать дополнительный материал по теме.
Развитие общеучебных компетенций
Ценностно-смысловые компетенции.
Общекультурные компетенции.
Учебно-познавательные компетенции.
Информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции.
Социально-трудовые компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования .
Межпредметные и межкурсовые связи:
При работе широко используются:
алгебра - «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника», «Теорема Пифагора», «Площади фигур», черчение - «Окружность».
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, наблюдение, зачёт, работа по карточке.
Требования к уровню подготовки Обучающихся.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
каким образом геометрия возникла их практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
Уметь:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: для углов от 0 до 900 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуги окружностей, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание тем учебного курса
Глава V. Четырехугольники (14 часов)
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии. Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники».
Знать:
понятия многоугольника и его элементов, выпуклого многоугольника;
формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
понятие четырехугольника и его элементов;
чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника;
определение, свойства и признаки параллелограмма;
определение трапеции, виды трапеции, свойства и признаки равнобедренной трапеции;
теорему Фалеса;
определение, свойства и признак прямоугольника;
определение, свойства и признак ромба;
определение и свойства квадрата;
понятия осевой и центральной симметрии.
Уметь:
находить сумму углов выпуклого многоугольника;
решать задачи, применяя свойства и признаки прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата;
строить и распознавать четырехугольники;
строить симметричные фигуры;
Глава VI. Площади фигур ( 14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. .Контрольная работа № 2 по теме: «Площади фигур. Теорема Пифагора»
Знать:
понятие площади многоугольника;
единицы измерения площадей;
свойства площадей;
формулу площади квадрата;
теорему и формулу площади прямоугольника;
теорему и формулу площади параллелограмма;
теорему и формулу площади треугольника;
следствия из теоремы о площади треугольника;
теорему об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы;
теорему и формулу площади трапеции;
теорему Пифагора и ей обратную.
Уметь:
вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции;
применять теорему Пифагора и ей обратную при решении задач.
Глава VII. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Контрольная работа № 3 по теме: «Подобие треугольников».
Контрольная работа №4по теме: «Применение подобия к решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».
Знать:
определение отношения отрезков;
определение подобных треугольников;
теорему об отношении площадей подобных треугольников;
три признака подобия треугольников;
определение средней линии треугольника;
теорему о средней линии треугольника;
свойство медиан треугольника;
определение среднего пропорционального двух отрезков;
свойство высоты и катета прямоугольного треугольника;
определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треуголь ника;
основное тригонометрическое тождество.
Уметь:
применять теорему об отношении площадей подобных треугольников при решении задач;
решать задачи, применяя признаки подобия треугольников;
решать задачи на построение, используя метод подобия;
решать задачи, применяя метод подобия;
решать задачи на среднюю линию треугольника;
решать задачи, применяя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами
Глава VIII. Окружность (17 часов)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»
Знать:
три случая взаимного расположения прямой и окружности;
определение касательной к окружности;
теорему о свойстве касательной к окружности;
свойство отрезков касательных к окружности;
теорему, обратную теореме о свойстве касательной (признак касательной);
определение полуокружности;
определение центрального угла;
как определяется градусная мера дуги окружности;
определение вписанного угла;
теорему о вписанном угле и два следствия;
теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
теорему о биссектрисе угла и следствие;
определение серединного перпендикуляра к отрезку;
теорему о серединном перпендикуляре к отрезку и следствие;
теорему о пересечении высот треугольника;
четыре замечательные точки;
определение вписанной окружности;
теорему об окружности, вписанной в треугольник;
свойство сторон четырехугольника, в который можно вписать
окружность;
определение описанной окружности;
теорему об окружности, описанной около треугольника;
свойство углов четырехугольника, около которого можно описать окружность;
в какой четырехугольник можно вписать окружность и около какого четырехугольника можно описать окружность.
Уметь:
строить окружность с помощью циркуля;
строить касательную к окружности;
решать задачи на нахождение расстояния от центра окружности до прямой;
решать задачи, применяя теорему о свойстве касательной;
находить градусную меру дуги окружности;
находить градусную меру вписанного угла;
решать задачи, применяя теорему о биссектрисе, серединном перпендикуляре, о высотах треугольника;
строить вписанные и описанные окружности.
Повторение. Решение задач. (4 часа)
Четырехугольники. Площади фигур. Теорема Пифагора. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Окружность. Контрольная работа № 6 (итоговая).
Цель: повторить, систематизировать, закрепить и проверить знания, умения и навыки учащихся по изученному материалу курса геометрии 8 класса.
Список литературы. Основная литература.
Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 384 с.
Программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.(Составитель программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2008 г. ) Дополнительная литература.
Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. Алтынов П.И.– 3-е изд. – М. : Дрофа, 1999. – 112 с. : ил. – ISBN 5-7107-2530-7.
Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г., Мейлер В.М.– 4-е изд. – М. Просвещение, 1998. – 128 с. : ил. – ISBN 5-09-008443-2.
Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Гусев В.А., Медяник А.И. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 1995. – 80 с. : ил. – ISBN 5-09-006581-0.
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.. – М. : Илекса, Харьков: Гимназия, 2003,– 96 с. : ил. – ISBN 5-89237-014-3.
Тесты. Геометрия 9 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М. : Центр тестирования МО РФ, 2003. ISBN 5-94635-145-1.
Упражнения по планиметрии на готовых чертежах Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А.: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1987. – 112 с.
Формы и средства контроля
Из программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.(Составитель программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2008 г. )
Поурочное планирование.
Геометрия, 8 класс.
Учебник: автор Атанасян Л. С. 2 ч. в неделю.
Название темы
| Всего часов
| Контрольные работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
| Глава V. Четырех-
угольники
| 14
| К/р № 1 «Четырехугольники».
| Изучить наиболее важные виды четырехугольников: параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб и квадрат. Дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
| Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехуголь- ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапе-ция. Прямоугольник, ромб и квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
| № урока
| № пункта
| ТЕМА
| Планируемая дата проведения
| Дата проведения
|
| 39
| Многоугольник
|
|
|
| 40-41
| Выпуклый многоугольник. Четырехугольник.
|
|
|
| 42
| Параллелограмм.
|
|
|
| 43
| Признаки параллелограмма.
|
|
|
| 43
| Признаки параллелограмма.
|
|
|
| 44
| Трапеция.
|
|
|
| 44
| Трапеция.
|
|
|
|
| Задачи на построение.
|
|
|
| 45
| Прямоугольник.
|
|
|
| 46
| Ромб и квадрат.
|
|
|
| 46
| Ромб и квадрат.
|
|
|
| 47
| Осевая и центральная симметрии.
|
|
|
|
| Подготовка к к/р.
|
|
|
|
| К/р № 1 «Четырехугольники».
|
|
| Название темы
| Всего часов
| Контрольные работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
| Глава VI. Площадь
| 14
| К/р № 2 «Площадь»
| Расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треуголь-ника, трапеции; доказать теорему Пифагора.
| Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, параллелограмма, треуголь-ника, трапеции. Теорема Пифагора.
| № урока
| № пункта
| ТЕМА
| Планируемая дата проведения
| Дата проведения
|
| 48-49
| РНО. Понятие площади многоугольника.
|
|
|
| 50
| Площадь квадрата. Площадь прямоугольника.
|
|
|
| 51
| Площадь параллелограмма.
|
|
|
| 51
| Площадь параллелограмма.
|
|
|
| 52
| Площадь треугольника.
|
|
|
| 52
| Площадь треугольника.
|
|
|
| 53
| Площадь трапеции.
|
|
|
| 53
| Площадь трапеции.
|
|
|
| 54
| Теорема Пифагора.
|
|
|
| 54
| Теорема Пифагора.
|
|
|
| 55
| Теорема обратная теореме Пифагора.
|
|
|
|
| Решение задач по теме « Площадь»
|
|
|
|
| Подготовка к к/р.
|
|
|
|
| К/р № 2 «Площадь»
|
|
| Название темы
| Всего часов
| Контрольные работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
| Глава VII. Подобные треугольники.
| 19
| К/р № 3 «Признаки подобия треугольников».
К/р №4 «Подобные треугольники».
| Ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометричес-кого аппарата геометрии.
| Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
| № урока
| № пункта
| ТЕМА
| Планируемая дата проведения
| Дата проведения
|
| 56-57
| РНО. Пропорциональные отрезки. Определение подобных Δ-ков.
|
|
|
| 58
| Отношение площадей подобных треугольников.
|
|
|
| 59
| Признаки подобия треугольников: I признак.
|
|
|
| 59
| Признаки подобия треугольников: I признак.
|
|
|
| 60
| Признаки подобия треугольников: II признак
|
|
|
| 61
| Признаки подобия треугольников: III признак
|
|
|
|
| Подготовка к к/р.
|
|
|
|
| К/р № 3 «Признаки подобия треугольников»
|
|
|
| 62
| Теорема о средней линии треугольника.
|
|
|
| 62
| Теорема о средней линии треугольника.
|
|
|
| 63
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
|
|
|
| 63
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
|
|
|
| 64
| Практические приложения подобия треугольников.
|
|
|
| 65
| О подобии произвольных фигур.
|
|
|
|
| Задачи на построение.
|
|
|
| 66
| Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
|
|
|
| 67
| Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45 и 60
|
|
|
|
| Подготовка к к/р.
|
|
|
|
| К/р №4 «Подобные треугольники»
|
|
| Название темы
| Всего часов
| Контрольные работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
| Глава VIII. Окружность
| 17
| К/р №5 «Окружность»
| Расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
| Взаимное расположение прямой и плоскости. Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
| № урока
| № пункта
| ТЕМА
| Планируемая дата проведения
| Дата проведения
|
| 68
| РНО. Взаимное расположение прямой и плоскости.
|
|
|
| 69
| Касательная к окружности.
|
|
|
| 69
| Касательная к окружности.
|
|
|
| 70
| Градусная мера дуги окружности.
|
|
|
| 70
| Градусная мера дуги окружности.
|
|
|
| 71
| Теорема о вписанном угле.
|
|
|
| 71
| Теорема о вписанном угле.
|
|
|
| 72
| Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
|
|
|
| 72
| Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
|
|
|
| 73
| Теорема о точке пересечения высот треугольника.
|
|
|
| 74
| Вписанная окружность.
|
|
|
| 74
| Вписанная окружность.
|
|
|
| 75
| Описанная окружность.
|
|
|
| 75
| Описанная окружность.
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Окружность».
|
|
|
|
| Подготовка к к/р.
|
|
|
|
| К/р №5 «Окружность»
|
|
|
|
| Повторение (4ч).
|
|
|
|
| Повторение. Четырехугольники. Площадь
|
|
|
|
| Повторение. Подобные треугольники
|
|
|
|
| Повторение. Окружность.
|
|
|
|
| Итоговая к/р.
|
|
| График проведения контрольных работ
по геометрии
Предмет
| Учитель
ФИО
| Наименование контрольных работ
| Дата
| Геометрия
8 класс
| Шакенко Т.Н.
| К/р № 1 «Четырехугольники».
|
| К/р № 2 «Площадь»
|
| К/р № 3 «Признаки подобия треугольников»
|
| К/р №4 «Подобные треугольники»
|
| К/р №5 «Окружность»
|
| Итоговая к/р.
|
|
Перечень учебно – методического обеспечения.
1. Тесты и самостоятельные работы по темам: 2. Текстовые контрольные работы:
Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники».
Контрольная работа №2 по теме: «Площади фигур».
Контрольная работа №3 по теме: «Подобие треугольников».
Контрольная работа №4по теме: «Применение подобия к решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».
Контрольная работа №5 по теме: «Окружность».
Контрольная работа №6 по теме: «Итоговая».
| 3. Дидактические материалы о геометрии 8кл. под редакцией Зива Б.Г. |
|
|