Главная страница

Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»



Скачать 307.71 Kb.
НазваниеПрограмма «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Дата27.08.2016
Размер307.71 Kb.
ТипПрограмма

МБОУ «Общеобразовательная Березниковская средняя школа»
Междисциплинарная программа

«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

1.Пояснительная записка.

Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» (далее – Программа) является междисциплинарной и реализуется при изучении всех предметов, а также во внеурочной деятельности.

Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/ состав. Е.С. Савинов. – М., Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения), Примерной основной программы 2100, М, Баллас, 2012., Программы формирования универсальных учебных действий МБОУ «ОБСШ». Срок реализации Программы – 5 лет. (5 – 9 класс)

Актуальность программы

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация комментирование текста и мн. др. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др..

Нередко формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др. Однако почти в каждом классе находится немало учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Решение этой проблемы вызывает немалые трудности и на ступени основного образования.

В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Цель и задачи

В связи с тем, что школьнику необходимо овладеть большим количеством приемов работы с разными видами текстов, программа, согласно которой могут осваиваться данные приемы, имеет следующую цель: научить школьников выбирать оптимальную стратегию работы с текстами разных типов, продуктивно использовать различные приемы смыслового чтения. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Формируемые в ходе реализации программы универсальные учебные действия

Реализация программы предполагается через овладение школьниками в ходе урочной и внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными в реализации цели будут:

Регулятивные:

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

Коммуникативные:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Познавательные:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

  • сформировать основы рефлексивного чтения;

2. Основные понятия, используемые в Программе

Понятие стратегии работы с текстом рассматривается как познавательная и мыслительная структура (что можно сопоставить с понятиями когнитивная карта, план), которая позволяет читателю организовывать действия по пониманию текста. При этом стратегия работы с текстом определяется как процесс работы с текстом, поскольку она выступает механизмом реализации цели читателя при работе с текстом, и его результат - тот или иной уровень понимания. Стратегия формируется и реализуется субъектом в зависимости от комплекса взаимосвязанных условий: задач, которые решаются читателем, имеющихся у него средств или способов понимания текста, а также особенностей текста.

Смысловое чтение рассматривается не как вид чтения (попытки включить смысловое чтение в ряд других видов чтения предпринимаются сегодня достаточно активно), а скорее, характеризуется как уровень чтения. Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Обусловленность вида чтения его целью очевидна, от этого в свою очередь зависит выбор механизма чтения, по этой причине школьников необходимо учить различным стратегиям чтения. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента художественного текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, процесс наделения смыслом.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Виды и типы чтения
Для того чтобы учащийся смог успешно определять стратегию работы с текстом, программа предусматривает формирование умений оптимального выбора вида и типа чтения.

Таблица 1


Виды чтения

Краткая характеристика

Ознакомительное

извлечение основной информации или выделение основного содержания текста

Изучающее

извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста

Поисковое/просмотровое

нахождение конкретной информации, конкретного факта

Выразительное




Углубленное

обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин.

Быстрое

сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста.


Панорамное быстрое

результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения с таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийся добивается значительного увеличения оперативного поля зрения.

Выборочное

разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста.

Чтение-сканирование

быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.).

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.
Типы текстов.

Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения. Сформированные умения смыслового чтения направлены на работу с разными видами текстов. Понятие «текст» может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.


Таблица 2

Типы сплошных текстов

Типы несплошных текстов

1) описание (художественное и техническое);

2) повествование (рассказ, отчет, репортаж);

3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);

4) аргументация (научный комментарий, обоснование);

5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы).

1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);

2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);

3) расписки (билеты, накладные, квитанции);

4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);

5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);

6) таблицы и графики;

7) диаграммы;

8) таблицы и матрицы;

9) списки;

10) карты.




  1. Содержание программы

Таблица 3





Содержание

Где изучается?

Речь

Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая).

Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия.

Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Письменная речь.

Написание личных писем; заполнение анкет, формуляров. Написание автобиографий/резюме. Составление плана, тезисов устного/письменного сообщения. Изложение прочитанного, реферирование, аннотирование.

Основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение (включая характеристику). Изложение прочитанного, прослушанного, увиденного. Реферирование. Аннотирование.

Русский язык

Литература

Элективные курсы

Факультативы

Текст

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).

Овладение различными видами чтения.

Основные виды чтения: ознакомительное (с пониманием основного содержания прочитанного), изучающее (с относительно полным пониманием содержания прочитанного), просмотровое/поисковое (с выборочным пониманием содержания прочитанного). Тексты разных жанров и стилей: публицистические, научно-популярные, художественные, прагматические. Создание письменных текстов разных стилей и жанров.

Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка. Информационная переработка текста. Тексты устные и письменные.

Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение).

Основы анализа художественного произведения; анализ читательского впечатления; анализ одного произведения; сравнительный анализ. Освоение литературоведческих понятий и терминов:

  • произведение, текст;

  • содержание и форма;

  • композиция;

  • тема, проблема, идея;

  • образ, система образов;

  • художественная речь, диалог, монолог;

  • тропы: метафора, метонимия; сравнение, эпитет, олицетворение, символ, гипербола, антитеза; сатира, юмор, ирония;

• стих и проза и др.

Русский язык

Литература

Факультативы

Элективные курсы

Ввод информации

Ввод, запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира изображений, звука, текстов (в том числе с использованием распознавания печатного, письменного и устного текста), музыки, результатов измерений и опросов.

Информатика

Обществознание

Естествознание

Филология, искусство

Обработка информации


Обработка текстов. Проверка правописания, словари. Деловая переписка, учебная публикация. Поиск информации в тексте, файловой системе, базе данных, Интернете. Компьютерные и некомпьютерные энциклопедии, справочники, каталоги, иные источники информации, поисковые машины.

Информатика

Обществоведение

Естествознание, Филология


  1. Формы, приемы, способы реализации программы.


Для формирования смыслового чтения учащимся необходимо овладеть определенной суммой приемов работы с текстом. Очень важна в решении данной задачи преемственность с начальной ступенью обучения, поэтому в программе предлагаются приемы, многие из которых применялись уже в младших классах.

Основные приемы работы с текстом, применяемые учащимися в 5-7 классах

Таблица 4


Приемы

Пояснения

Прием составления вопросов к тексту

В работе с вопросами часто используют классификацию Б. Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов:

Прием составления плана




Прием составления граф-схемы

Способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная граф-схема.

Тезирование

Представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

Умение отвечать на контрольные вопросы




Реферативный пересказ




Прием составления сводной таблицы

Позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

Прием комментирования

Представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся;




Пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.;




Подготовка докладов и написание рефератов




План текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.





Применяя прием составления вопросов к тексту, часто используют классификацию Б. Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов:

Таблица 5

Типы вопросов

Характеристика

Простые вопросы.

Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы.

Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.

Объясняющие вопросы.

Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.

Творческие вопросы.

Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Оценочные вопросы.

Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

Практические вопросы.

Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту.

Способы работы с текстом, используемые в 7-9 классах.

Таблица 6

1

 

Способы первичного анализа текста

 

 

1.1

 

Выделение (по разным критериям) элементов текста, их классификация, построение первичного смыслового графа.

 

 

1 2

 

грамматический, синтаксический анализ отдельных фраз и фрагментов текста, понимание через уточнение значений слов и фраз.

 

2

 

Способы понимания сюжетной линии текста

 

 

 

2.1

 

описание, пересказ сюжетной линии, текста в целом

 

 

 

2.2

 

выявление цепочки последовательных событий, причин следования

 

 

 

2.3

 

позиционный анализ, имитация позиций героев произведения

 

3

 

Способы анализа текста

 

 

 

3.1

 

отнесение текста в целом к определенному типу в субъективной классификации. Введение критерия, позволяющего поместить текст в последовательность сходных текстов

 

 

 

3.2

 

выявление общей логики текста

 

4

 

Способы понимания позиции автора

 

 

 

4.1

 

психологическая проекция, имитация позиции автора

 

 

 

4.2

 

восстановление культурно-исторической ситуации написания произведения

 

 

 

4.3

 

введение понятия, концепции, ситуации, позволяющей структурировать смысл текста

 

5

 

Способы анализа собственной работы с текстом

 

 

 

5.1

 

рефлексия собственного способа работы с текстом

 

 

 

5.2

 

анализ ситуации коммуникации.

 




  1. Этапы работы с текстом.

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапы работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не как средство формирования умений читать, а для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.

Таблица 7

Этапы

Приемы работы

Предтекстовый этап

Приёмы работы с материалом текста и соответствующие упражнения на ПРЕДТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.

Текстовый этап

На ТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.

Послетекстовый этап

На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.




  1. Планируемые результаты реализации программы

Таблица 8

Планируемые результаты

Основные формы и методы достижения результатов

  1. Поиск информации и понимание прочитанного




Базовый уровень




Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.


Поиск информации в тексте,

файловой системе, базе данных, Интернете, комментирование текста,

комплексный анализ текста.


Повышенный уровень




Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

2. Преобразование и интерпретация информации




Базовый уровень




Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Восстановление контекста, интерпретация,

составление плана, тезисов,

реферирование, аннотирование,

создание письменных текстов разных стилей и жанров


Повышенный уровень

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

  1. Оценка информации




Базовый уровень




Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).


Психологическая проекция, имитация позиции автора,

восстановление культурно-исторической ситуации написания произведения,

отзыв, рецензия.


Повышенный уровень

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.



  1. Мониторинг реализации Программы.


Критерии сформированности навыка смыслового чтения
Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота его понимания. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:

• общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста, умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка: умение обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом и т.д.);

• нахождение информации (умение требовалось «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

• интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);

• рефлексия на содержание текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся).

• рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).
Уровни сформированности навыков смыслового чтения

Таблица 9


Классы

уровни

Владение приемами осмысленного чтения

5-6 класс – базовый уровень

вычитывать все уровни текстовой информации.

7-9 класс базовый уровень

5-6 класс

повышенный

понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

7-9 класс

Повышенный

уровень

рационально осуществлять выбор приемов чтения и слушания


Уровни сформированности навыков работы с текстом

Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из сформированных умений.

Таблица 10

Уровни сформированности навыков работы с текстом

Сформированные навыки и виды деятельности

5-й уровень


Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работа с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией. Истолковать значения нюансов языка либо демонстрировать полное понимание текста и всех его деталей. Критически оценить или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов

Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых не очевидна или явно не обозначена.

Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., которая может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например, сноски


4-й уровень


Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов

Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию или сделать выводы философского или метафизического характера.

Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата.


3-й уровень


Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией. Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях

Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста.

Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы.

2-й уровень


Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. Определить главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях

Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста.

Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например, таблицы или диаграммы (граф-дерева) или объединить две небольшие части информации из графика или таблицы.

1-й уровень

Найти один (или более) независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию. Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна. Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями

Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, или найти явно выраженную информацию в короткой части текста.

Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.



Мониторинг успешности освоения и применения обучающимися стратегий смыслового чтения

Таблица 11

Виды мониторинга

Когда осуществляется?

Кем осуществляется?

Кем оценивается?

Форма оценки

Представление результатов

Стартовая диагностическая работа «Сформированность навыков чтения и работы с текстом»

В начале уч.года в 5 классе

Учитель литературы

Учитель литературы

Уровневое оценивание

- базовый

- повышенный

- высокий

Оценочный лист

Метапредметные проверочные работы «Навыки работы с текстом»

1раз в год в 5 – 6 классах

Учителя

гуманитарных предметов

Учителя гуманитарных предметов

Уровневое оценивание

Оценочный лист

Классный журнал

Промежуточная метапредметная работа «Сформированность умений работать с информацией»

1 раз в год в 7 классе

Администрация школы

ШМО

Комиссия из учителей гуманитарного и естественно-математического направления

Уровневое оценивание

Оценочный лист

Классный журнал

Коллективный (индивидуальный) проект - 8 класс

В течение года (по выбору учащихся) в 8 классе

Учащиеся с руководителем

Комиссия

Общественное голосование

в ходе конференции по защите проекта

Самооценка

Оценка учителя или комиссии

Лист самооценки

Протокол конференции

Классный журнал

Портфолио учащегося

Итоговая метапредметная творческая работа «Сформированность стратегий смыслового чтения»

В 1 полугодии 9 класса

Администрация школы

ШМС

Комиссия


Уровневое оценивание

- базовый

- повышенный

- высокий

Оценочный лист

Классный журнал

Портфолио учащегося

Характеристика учащегося