|
Примерная программа по математике. Москва. Дрофа, 2008г. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по математике
для 10 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Алгебра и начала анализа 10 класс
Геометрия 10 класс
Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010
Программа: Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент Государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы. Примерная программа по математике. Москва. Дрофа, 2008г.
Пояснительная записка.
10 класс(базовый уровень)
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Тематическое планирование составлено к УМК А.Н. Колмогорова и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, М. «Просвещение», 2000-2004 годов на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в журнале «Математика в школе » №2, 2005.
Курсивом в тематическом планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Подчеркиванием выделен материал, содержащийся в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, но отсутствующий в учебнике А.Н. Колмогорова и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, М. «Просвещение», 2000-2004 годов. В приведенной таблице рядом с названием темы в скобках указан номер учебного пособия, представленного в списке литературы, где можно найти материал по указанной теме.
В представленной ниже таблице первый вариант рассчитан на 2 часа в неделю в первом полугодии и 3часа в неделю во втором полугодии, второй вариант на 3 недельных часа. Тематическое планирование к учебнику А.Н. Колмогорова и др.
«Алгебра и начало анализа», 11 класс (базовый уровень 4 часов в неделю).
Тригонометрические функции любого угла (11 час).
Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Радианная мера угла.
Основные тригонометрические формулы (8 часов).
Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Формулы сложения и их следствия (6 часов)
Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух аргументов. Синус и косинус двойного аргумента. Формулы половинного аргумента. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведения и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование простейших тригонометрических выражений.
Основные свойства функций (13 часов).
Понятие функции. Область определения и множества значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность. Преобразование графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у=х, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Решение тригонометрических уравнений и неравенств (11 часов ).
Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений и их систем. Простейшие тригонометрические неравенства. Обратная функция. Область значения и область определения значения обратной функции. График обратной функции .
Производная (11 часов).
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Понятие непрерывной функции. Понятие производной. Производная суммы, разности, произведения, частного. Производная линейной, степенной и тригонометрических функций.
Применение непрерывности и производной. Применение производной к исследованию функции (14 часов)
Использование непрерывности функций при решении неравенств. Метод интервалов. Уравнение касательной к графику функции. Нахождение скорости процесса, заданного формулой и графиком. Вторая производная и её физический смысл.
Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Примеры исследования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических задачах.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов).
Правило умножения. Перестановки. Выбор нескольких элементов. Случайные события и их вероятности.
Повторение курса алгебры и математического анализа (2 часа) Тематическое планирование к учебнику А.В. Погорелова и др.
«Геометрия», 10 класс ( базовый уровень 4 часов в неделю). Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия (6 часов)
Аксиомы стереометрии. Существование плоскости, проходящей через длинную прямую и данную точку. Пересечение прямой с плоскостью. Существование плоскости, проходящей через три данные точки.
Параллельность прямых и плоскостей (16 часов).
Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых. Признак параллельности прямой и плоскости. Признак параллельности плоскостей. Существование плоскости, параллельной данной плоскости. Свойства параллельных плоскостей. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур на плоскости.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (12 часов).
Перпендикулярность прямых в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Построение перпендикулярных прямой и плоскости. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трёх перпендикулярах. Признак перпендикулярности плоскостей. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Декартовы координаты и векторы в пространстве (5 часов)
Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками. Векторы в пространстве. Действия над векторами. Уравнение сферы и плоскости. Формулы расстояния от точки до плоскости. Разложение вектора по двум некомпланарным векторам.
Требования к уровню
подготовки десятиклассников.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать/понимать1
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле2 поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Начала математического анализа
уметь
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономи-ческих и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей;
Геометрия
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
2Требования, выделенные курсивом, не применяются при контроле уровня подготовки выпускников профильных классов гуманитарной направленности.
№
п\п
|
Наименование темы
|
Кол-во часов
|
ИКТ
|
Дата
| По плану
| Фактически
| 1.
| Тригонометрические функции
| 11
|
|
|
| 1
| Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса
| 1
|
+
|
|
| 2
| Радианная мера угла
| 1
| +
|
|
| 3
| Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.
| 1
|
|
|
| 4-5
| Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений
| 2
|
|
|
| 6-7
| Формулы приведения. Формулы сложения. Формулы двойного угла
| 2
|
+
|
|
| 8
| Формулы суммы и разности тригонометрических функций
| 1
|
|
|
| 9-10
| Тригонометрические функции и их графики.
| 2
|
+
|
|
| 11
| Контрольная работа № 1 по теме "Тригонометрические функции и основные тригонометрические формулы"
| 1
|
|
|
| 2.
| Аксиомы стереометрии и их следствия
| 6
|
|
|
| 12-13
| Аксиомы стереометрии. Существование плоскости, проходящей через данную прямую и точку.
| 2
|
|
|
| 14-15
| Пересечение прямой с плоскостью. Существование плоскости, проходящей через три данные точки.
| 2
|
|
|
| 16
| Разбиение пространства плоскостью на два полупространства
| 1
|
|
|
| 17
| Контрольная работа №2 «Аксиомы стереометрии»
| 1
|
|
|
| 3.
| Основные свойства функций.
| 13
|
|
|
| 18-19
| Функции и их графики
| 2
| +
|
|
| 20-21
| Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций.
| 2
|
+
|
|
| 22-23
| Возрастание и убывание функций. Экстремумы
| 2
|
|
|
| 24-28
| Исследование функций
| 4
| +
|
|
| 29-30
| Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания
| 2
|
+
|
|
| 31
| Контрольная работа № 3 по теме “Основные свойства функций ".
| 1
|
|
|
| 4.
| Параллельность прямых и плоскостей
| 16
|
|
|
| 32-35
| Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых
| 4
|
+
|
|
| 36-38
| Признак параллельности прямой и плоскости
| 3
|
+
|
|
| 39
| Контрольная работа №4 «Параллельность прямых»
| 1
|
|
|
| 40-43
| Признак параллельности плоскостей. Существование плоскости, параллельной данной плоскости
| 4
|
|
|
| 44-45
| Свойства параллельных плоскостей. Изображение пространственных фигур на плоскости
| 2
|
|
|
| 46
| Решение задач
| 1
|
|
|
| 47
| Контрольная работа № 5 «Параллельность плоскостей»
| 1
|
|
|
| 5.
| Решение тригонометрических уравнений и неравенств
| 11
|
|
|
| 48-48
| Арксинус, арккосинус и арктангенс
| 2
|
+
|
|
| 50-51
| Решение простейших тригонометрических уравнений.
| 2
|
+
|
|
| 52-53
| Решение простейших тригонометрических неравенств.
| 2
|
+
|
|
| 54-57
| Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений
| 4
|
|
|
| 58
| Контрольная работа № 7по теме "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"
| 1
|
|
|
| 6.
| Перпендикулярность прямых
| 12
| +
|
|
| 59-60
| Перпендикулярность прямых в пространстве
| 2
|
+
|
|
| 61-64
| Признак перпендикулярности прямой и плоскости
| 4
|
|
|
| 65-66
| Построение перпендикулярной прямой и плоскости. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости
| 2
|
|
|
| 67-68
| Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах
| 2
|
+
|
|
| 69
| Решение задач
| 1
|
|
|
| 70
| Контрольная работа № 8 «перпендикулярность прямых»
| 1
|
|
|
| 7.
| Производная.
| 11
|
|
|
| 71
| Приращение функции
| 1
| +
|
|
| 72
| Понятие о производной.
| 1
| +
|
|
| 73
| Понятие о непрерывности и предельном переходе.
| 1
|
|
|
| 74-76
| Правило вычисления производных
| 3
|
|
|
| 77-78
| Производная сложной функции
| 2
|
|
|
| 79-80
| Производные тригонометрических функций
| 2
|
|
|
| 81
| Контрольная работа № 9 по теме "Производная"
| 1
|
|
|
| 8.
| Перпендикулярность плоскостей
| 7
|
|
|
| 82-83
| Признак перпендикулярности плоскостей
| 2
|
|
|
| 84-85
| Расстояние между скрещивающ. прямыми
| 2
|
|
|
| 86
| Применение ортогонального проектирования в технич. черчении
| 1
|
+
|
|
| 87
| Решение задач
| 1
|
|
|
| 88
| Контрольная работа № 10 «перпендикулярность плоскостей»
| 1
|
|
|
| 9.
| Применение непрерывности и производной. Применение производной к исследованию функции.
| 14
|
|
|
| 89
| Применение непрерывности
| 1
|
|
|
| 90-91
| Касательная к графику функции
| 2
| +
|
|
| 92
| Приближенные вычисления
| 1
|
|
|
| 93
| Производная в физике и технике
| 1
|
|
|
| 94-95
| Признаки возрастания (убывания) функции
| 2
|
+
|
|
| 96-97
| Критические точки функции, максимумы и минимумы.
| 2
|
+
|
|
| 98-99
| Примеры применения производной к исследованию функции.
| 2
|
+
|
|
| 100-101
| Наибольшее и наименьшее значение функции
| 2
|
|
|
| 102
| Контрольная работа № 11 по теме "Применение производной к исследованию функции"
| 1
|
|
|
| 10.
| Декартовы координаты в пространстве
| 15
|
|
|
| 103-104
| Введение декартовых координат в пространстве. Расстояния между точками. Координаты середины отрезка
| 2
|
|
|
| 105-106
| Преобразование симметрии в пространстве . симметрия в природе и на практике
| 2
|
+
|
|
| 107-108
| Движение в пространстве. Параллельный перенос в пространство
| 2
|
+
|
|
| 109-110
| Подобие пространственных фигур.
| 2
|
|
|
| 111
| Угол между скрещивающ. прямыми. Угол между прямой и плоскостью
| 1
| +
|
|
| 112-113
| Решение задач
| 2
|
|
|
| 114
| Контрольная работа № 12 «Декартовы координаты»
| 1
|
|
|
| 115-117
| Угол между плоскостями. Площадь ортогональной проекции многоугольника
| 3
|
|
|
| 11.
| Элементы теории вероятностей и комбинаторики
| 7
|
|
|
| 118-119
| Правило умножения. Перестановки
| 2
|
|
|
| 120-121
| Выбор нескольких элементов
| 2
|
|
|
| 122-124
| Случайные события и их вероятности
| 3
|
|
|
| 125
| Контрольная работа №13 по теме «Элементы теории вероятностей»
| 1
|
|
|
| 12.
| Векторы в пространстве
| 10
|
|
|
| 126-127
| Векторы в пространстве. Действия над векторами
| 2
|
+
|
|
| 128
| Решение задач
| 1
|
|
|
| 129-130
| Уравнения сферы и плоскости. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум некомпланарным векторам.
| 2
|
|
|
| 131
| Контрольная работа № 14 «Векторы в пространстве»
| 1
|
|
|
| 132-136
| Итоговое повторение
| 5
| +
|
|
| |
|
|