Главная страница

Примерная программа по математике. Москва. Дрофа, 2008г. Пояснительная записка



Скачать 462.78 Kb.
НазваниеПримерная программа по математике. Москва. Дрофа, 2008г. Пояснительная записка
страница1/2
Дата13.02.2016
Размер462.78 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2


Рабочая программа учебного курса по математике

для 10 класса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Алгебра и начала анализа  10   класс

Геометрия 10 класс



 

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010

Программа: Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент Государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы. Примерная программа по математике. Москва. Дрофа, 2008г.


Пояснительная записка.

10 класс(базовый уровень)

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.

Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Тематическое планирование составлено к УМК А.Н. Колмогорова и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, М. «Просвещение», 2000-2004 годов на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в журнале «Математика в школе » №2, 2005.

Курсивом в тематическом планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Подчеркиванием выделен материал, содержащийся в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, но отсутствующий в учебнике А.Н. Колмогорова и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, М. «Просвещение», 2000-2004 годов. В приведенной таблице рядом с названием темы в скобках указан номер учебного пособия, представленного в списке литературы, где можно найти материал по указанной теме.

В представленной ниже таблице первый вариант рассчитан на 2 часа в неделю в первом полугодии и 3часа в неделю во втором полугодии, второй вариант на 3 недельных часа.
Тематическое планирование к учебнику А.Н. Колмогорова и др.

«Алгебра и начало анализа», 11 класс (базовый уровень 4 часов в неделю).

Тригонометрические функции любого угла (11 час).

  • Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Радианная мера угла.

Основные тригонометрические формулы (8 часов).

  • Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Преобразования простейших тригонометрических выражений.

Формулы сложения и их следствия (6 часов)

  • Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух аргументов. Синус и косинус двойного аргумента. Формулы половинного аргумента. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведения и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование простейших тригонометрических выражений.

Основные свойства функций (13 часов).

  • Понятие функции. Область определения и множества значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность. Преобразование графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у=х, растяжение и сжатие вдоль осей координат.

Решение тригонометрических уравнений и неравенств (11 часов ).

  • Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений и их систем. Простейшие тригонометрические неравенства. Обратная функция. Область значения и область определения значения обратной функции. График обратной функции .

Производная (11 часов).

  • Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Понятие непрерывной функции. Понятие производной. Производная суммы, разности, произведения, частного. Производная линейной, степенной и тригонометрических функций.

Применение непрерывности и производной. Применение производной к исследованию функции (14 часов)

  • Использование непрерывности функций при решении неравенств. Метод интервалов. Уравнение касательной к графику функции. Нахождение скорости процесса, заданного формулой и графиком. Вторая производная и её физический смысл.

  • Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Примеры исследования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических задачах.

Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов).

  • Правило умножения. Перестановки. Выбор нескольких элементов. Случайные события и их вероятности.



Повторение курса алгебры и математического анализа (2 часа)
Тематическое планирование к учебнику А.В. Погорелова и др.

«Геометрия», 10 класс ( базовый уровень 4 часов в неделю).
Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия (6 часов)

  • Аксиомы стереометрии. Существование плоскости, проходящей через длинную прямую и данную точку. Пересечение прямой с плоскостью. Существование плоскости, проходящей через три данные точки.

Параллельность прямых и плоскостей (16 часов).

  • Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых. Признак параллельности прямой и плоскости. Признак параллельности плоскостей. Существование плоскости, параллельной данной плоскости. Свойства параллельных плоскостей. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур на плоскости.

Перпендикулярность прямых и плоскостей (12 часов).

  • Перпендикулярность прямых в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Построение перпендикулярных прямой и плоскости. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трёх перпендикулярах. Признак перпендикулярности плоскостей. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Декартовы координаты и векторы в пространстве (5 часов)

  • Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками. Векторы в пространстве. Действия над векторами. Уравнение сферы и плоскости. Формулы расстояния от точки до плоскости. Разложение вектора по двум некомпланарным векторам.



Требования к уровню

подготовки десятиклассников.

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать/понимать1

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

Алгебра

уметь

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

Функции и графики

уметь

  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

  • строить графики изученных функций;

  • описывать по графику и в простейших случаях по формуле2 поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;

  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Начала математического анализа

уметь

  • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;

  • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;

  • вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения прикладных задач, в том числе социально-экономи-ческих и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

Уравнения и неравенства

уметь

  • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

  • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;

  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения и исследования простейших математических моделей;

Геометрия

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

прямая со стрелкой 1


2Требования, выделенные курсивом, не применяются при контроле уровня подготовки выпускников профильных классов гуманитарной направленности.




п\п


Наименование темы


Кол-во часов


ИКТ


Дата

По плану

Фактически

1.

Тригонометрические функции

11










1

Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса.

Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса

1


+







2

Радианная мера угла

1

+







3

Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.

1










4-5

Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений

2










6-7

Формулы приведения. Формулы сложения. Формулы двойного угла

2


+







8

Формулы суммы и разности тригонометрических функций

1










9-10

Тригонометрические функции и их графики.

2


+







11

Контрольная работа № 1 по теме "Тригонометрические функции и основные тригонометрические формулы"

1










2.

Аксиомы стереометрии и их следствия

6










12-13

Аксиомы стереометрии. Существование плоскости, проходящей через данную прямую и точку.

2










14-15

Пересечение прямой с плоскостью. Существование плоскости, проходящей через три данные точки.

2










16

Разбиение пространства плоскостью на два полупространства

1










17

Контрольная работа №2 «Аксиомы стереометрии»

1










3.

Основные свойства функций.

13










18-19

Функции и их графики

2

+







20-21

Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций.

2


+







22-23

Возрастание и убывание функций. Экстремумы

2










24-28

Исследование функций

4

+







29-30

Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания

2


+







31

Контрольная работа № 3 по теме Основные свойства функций ".

1










4.

Параллельность прямых и плоскостей

16










32-35

Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых

4


+







36-38

Признак параллельности прямой и плоскости

3


+







39

Контрольная работа №4 «Параллельность прямых»

1










40-43

Признак параллельности плоскостей. Существование плоскости, параллельной данной плоскости

4










44-45

Свойства параллельных плоскостей. Изображение пространственных фигур на плоскости

2










46

Решение задач

1










47

Контрольная работа № 5 «Параллельность плоскостей»

1










5.

Решение тригонометрических уравнений и неравенств

11










48-48

Арксинус, арккосинус и арктангенс

2


+







50-51

Решение простейших тригонометрических уравнений.

2


+







52-53

Решение простейших тригонометрических неравенств.

2


+







54-57

Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений

4










58

Контрольная работа № 7по теме "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"

1










6.

Перпендикулярность прямых

12

+







59-60

Перпендикулярность прямых в пространстве

2


+







61-64

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

4










65-66

Построение перпендикулярной прямой и плоскости. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости

2










67-68

Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах

2


+







69

Решение задач

1










70

Контрольная работа № 8 «перпендикулярность прямых»

1










7.

Производная.

11










71

Приращение функции

1

+







72

Понятие о производной.

1

+







73

Понятие о непрерывности и предельном переходе.

1










74-76

Правило вычисления производных

3










77-78

Производная сложной функции

2










79-80

Производные тригонометрических функций

2










81

Контрольная работа № 9 по теме "Производная"

1










8.

Перпендикулярность плоскостей

7










82-83

Признак перпендикулярности плоскостей

2










84-85

Расстояние между скрещивающ. прямыми

2










86

Применение ортогонального проектирования в технич. черчении

1


+







87

Решение задач

1










88

Контрольная работа № 10 «перпендикулярность плоскостей»

1










9.

Применение непрерывности и производной. Применение производной к исследованию функции.

14










89

Применение непрерывности

1










90-91

Касательная к графику функции

2

+







92

Приближенные вычисления

1










93

Производная в физике и технике

1










94-95

Признаки возрастания (убывания) функции

2


+







96-97

Критические точки функции, максимумы и минимумы.

2


+







98-99

Примеры применения производной к исследованию функции.

2


+







100-101

Наибольшее и наименьшее значение функции

2










102

Контрольная работа № 11 по теме "Применение производной к исследованию функции"

1










10.

Декартовы координаты в пространстве

15










103-104

Введение декартовых координат в пространстве. Расстояния между точками. Координаты середины отрезка

2










105-106

Преобразование симметрии в пространстве . симметрия в природе и на практике

2


+







107-108

Движение в пространстве. Параллельный перенос в пространство

2


+







109-110

Подобие пространственных фигур.

2










111

Угол между скрещивающ. прямыми. Угол между прямой и плоскостью

1

+







112-113

Решение задач

2










114

Контрольная работа № 12 «Декартовы координаты»

1










115-117

Угол между плоскостями. Площадь ортогональной проекции многоугольника

3










11.

Элементы теории вероятностей и комбинаторики

7










118-119

Правило умножения. Перестановки

2










120-121

Выбор нескольких элементов

2










122-124

Случайные события и их вероятности

3










125

Контрольная работа №13 по теме «Элементы теории вероятностей»

1










12.

Векторы в пространстве

10










126-127

Векторы в пространстве. Действия над векторами

2


+







128

Решение задач

1










129-130

Уравнения сферы и плоскости. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум некомпланарным векторам.

2










131

Контрольная работа № 14 «Векторы в пространстве»

1










132-136

Итоговое повторение

5

+






  1   2