|
«Правила вычисления производных» Тема: «Правила вычисления производных»
Цели урока: Оборудование:
ПК учителя, мультимедийный проектор.
Индивидуальные карточки для проведения самостоятельной работы.
Презентация, содержащая материал для повторения и закрепления теоретических знаний, для фронтального опроса по теории.
I этап урока – организационный
Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, что во время урока постепенно будет использоваться тот раздаточный материал, который находится у них на парте.
II этап урока – повторение теоретического материала по теме «Правила вычисления производных»
Учитель: «А теперь вспомните формулы производных элементарных функций и сформулируйте правила вычисления производных:
- производная постоянной функции;
- производная линейной функции;
- производная степенной функции;
- производные тригонометрических функций;
- производная экспоненты;
- производная натурального логарифма;
- производная сложной функции, зависящей от линейной;
- производная суммы функций;
- производная произведения функций;
-производная частного функций».
C′ = 0 (kx + m)′ = k =
= =
= =
= =
|
На слайдах № 2, 3 появляются соответствующие формулы по мере ответов учащихся. Слайд № 2 Слайды 4 -9
III этап урока – работа в тетради по теме урока (карточки на парте)
В классе выполнить №2,5,7,9,10,15,20
Найти производную функции ( 1 – 4; 7; 8 ):
Укажите абсциссу точки графика функции в которой угловой коэффициент касательной равен 2.
Найдите значение производной функции в точке .
Решите неравенство , если
Решите уравнение , если
Найдите тангенс угла наклона касательной, проведенной к графику функции в его точке с абсциссой .
Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в точке с абсциссой 2.
Дана функция . Найдите координаты точки, в которой угловой коэффициент касательной к графику функции равен 2.
Тело движется по прямой так, что расстояние S (в метрах) от него до данной точки М этой прямой изменяется по закону (t – время движения в секундах) Найти скорость и ускорение в момент .
Найдите значение производной в заданной точке ( 15 – 17 ).
;
;
;
Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции , проведенной к точке с абсциссой 1.
Найдите тангенс угла наклона касательной, проведенной к графику функции в его точке с абсциссой .
Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в его точке с абсциссой .
Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в его точке с абсциссой .
Укажите число целых решений неравенства , если .
Ответы:
7.
| 8.
| 9.
| 10.
| 11.
| 12.
|
7
|
|
|
0
|
8
|
2
|
13.
| 14.
| 15.
| 16.
| 17.
| 18.
|
|
21м/с; 24м/с2
|
1
|
-6
|
1
|
8
|
19.
| 20.
| 21.
| 22.
|
-6
|
7,5
|
4,5
|
9
|
IV этап урока – самостоятельная работа
Вариант 1
Вычислите значение производной функции в точке .
Найдите производную функции .
Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в его точке с абсциссой . На графике функции взята точка А. Касательная к графику, проведенная через точку А, наклонена к оси ОХ под углом, тангенс которого равен 5. Найдите абсциссу точки А.
5. На рисунке изображен график функции и касательная к нему в точке с абсциссой . Найдите значение производной в точке .
| Вариант 2
Найдите значение производной функции в точке с абсциссой .
Найдите производную функции .
Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в его точке с абсциссой .
Определите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции параллельна оси абсцисс.
5. На рисунке изображен график функции и касательная к нему в точке с абсциссой . Найдите значение производной в точке .
|
Ответы:
Номер задания
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Вариант 1
| 2
| 1
| 3
| 4
| 1,5
| Вариант 2
| 4
| 3
| 1
| 2
| −1
|
V этап урока – историческая справка по теме урока (презентация № 2)
Математика развивалась стремительно, но без понятия производной многие исследования не имели смысла.
В 1679 году Пьер Ферма находил экстремумы функции, касательные, наибольшие и наименьшие значения функций. Но в своих записях он использовал сложнейшую символику Виета, и поэтому эти исследования не привели к созданию теории интегральных и дифференциальных исчислений.
В 1736 году Исаак Ньютон получил теорию интегральных и дифференциальных исчислений методом флюксий (производных). Но вся теория была осмыслена с точки зрения физики. Математики хотели строгих логических обоснований.
Современник Ньютона Лейбниц предложил новый подход к математическому анализу. Он ввёл обозначения дифференциала, интеграла, функции, такие понятия как ордината, абсцисса, координата. Но в его теории было много “тёмных мест”.
И вот в 18 веке величайший математик Леонард Эйлер создал теорию дифференциальных и интегральных исчислений, и в таком виде она изучается и по сей день.
VI этап урока - подведение итогов, комментарии по домашнему заданию.
В качестве домашнего задания учащиеся получают карточки, работу с которыми начали на уроке. Дома № 1,3,4,6,12,16 |
|
|