МКОУ Джогинская СОШ, с. Джогино
  Васильева Варвара Михайловна
  Предмет – математика
  Класс – 6 
  Дата: 20. 03. 2012 г.
  Учебник –Виленкин Н.Я. и др., Математика 6: Мнемозина, 2008г. Урок – практикум № 128
  по теме:
  «Применение свойств действий с рациональными числами» Цели и задачи:   Учебные:
 
   составить памятку по нахождению значения выражений, содержащих
    лишь знаки «+» и «-»,
    научиться применять полученную памятку при работе с конкретными выражениями,
  провести аналогию между свойствами действий сложения и умножения,
  формировать у учащихся умение планировать свою деятельность, грамотно вести записи, комментировать решение.
      5) закреплять навыки применения свойств действий с рациональными числами;
  6) воспринимать информацию на слух и понимать математическую 
  терминологию;
  7) применять изученный материал при выполнении разнообразных видов
  заданий;
  8) наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный
  материал;
  9) объективно оценивать свою деятельность и деятельность других; 
  10) закреплять и повторять ранее пройденный материал. Развивающие:
  - развивать у уч-ся умение работать в группе и индивидуально; 
  - прививать интерес к математике и математическим наукам;
  - развивать культуру вычисления; 
  - развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную). Воспитательные:
  - развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность; 
  - воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение помогать товарищам; Тип урока: урок – практикум (отработка и проверка знаний по теме ) Формы работы: задания подобраны так, чтобы работа на уроке имела:
  - отработку понимания на слух математической речи;
  -взаимопроверка, самостоятельная проверка учащимися своих работ;
  - работа группами по 2 человека.  Виды учебной деятельности:
  -слушание (понимание на слух научной речи);
  -индивидуальная работа, работа в парах;
  -практические задания;
  -говорение;
  -мыслительный анализ;
  -самопроверка;
  -взаимопроверка. Оборудование к уроку: Тетради, компьютер; демонстрационный проектор, экран, презентационный материал Power Point, раздаточный материал (памятки, листы самооценки), таблица. Ход урока: 1.Организационный момент: Учитель ставит цели и задачи урока, объясняет форму урока.
  Сегодня на уроке мы продолжим применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений.
   Как вы считаете, чем нам предстоит сегодня заняться?
    (Учащиеся пытаются сформулировать тему урока и определить проблемы, над которыми предстоит поработать на уроке.)
  Мы должны убедиться, что все без исключения научились применять эти свойства к рациональным числам, что вы умеете логически мыслить и принимать нестандартные решения. Много трудностей вам придется преодолеть, продемонстрировать: силу ума, отвагу, настойчивость, сосредоточенность, работоспособность, концентрацию мысли, выносливость, волю к победе, умения распределять свои силы на длительную дистанцию, но я уверена, что вы с ними справитесь без труда.
  Откройте тетрадь и запишите сегодняшнее число и тему урока. (слайд 1)
  2. Актуализация опорных знаний.
  - Повторение правил.
  1. Взаимотренажёр (2 мин.).
  цель: повторить фактический материал.
  А теперь давайте проверим вашу подготовку к уроку. Я просила вас приготовить дома карточки со свойствами. Разложите их на партах и проговорите в парах друг другу свойства действий с рациональными числами (как они называются) и поменявшись листками – самооценки, проставьте соответствующие отметки в пункте один (Подготовка к уроку).   Листок самооценки.
  Учени___ __________________________________________________
 
           № п/п
  |   
 
 
  |    «5»
  |    «4»
  |    «3»
  |    «2»
  |       1.
  |    Подготовка к уроку
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       2.
  |    Устный счёт
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       3.
  |    Самостоятельная работа
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       4.
  |    Тест в электронном виде 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
  2. Устный счет.
  Вычислить: (слайд 3)
  5 + (- 2); -1,5 × 2;
  6 × (-4); -78 + 89;
  -12 : (- 4); 34 + (- 76);
  -5 : (- 10); -17 – (-33);
  7 : (- 2); 56 – (-4);
  -35 : 5 -5,6 × (- 10);
  0 : 46; -8 × (-0,2);
  - Оцените свои ответы. (Учащиеся оценивают свои ответы и заполняют лист).
 
   Актуализация опорных знаний учащихся с целью подведения их к алгоритму нахождения значения выражений, содержащих лишь знаки «+» и «-».
    Задание №1. (слайд 4)
  Перед вами три ящика и десять карточек с выражениями. Найдите значения этих выражений.
  1) -6,37+6,37, 2) -753+754, 3) +3½ -3,5, 4) +71-81, 5)-5½ -5½, 
  6) +2 ¼ - 6 ¾, 7) 7,8- 2,8, 8) -m+m, 9) -k+2,8 -8,8+k, 
  10) -0,8+0,3
  1  Сумма противополож-ных чисел    Сумма положитель-ного и отрицательного чисел, близких по модулю    Сумма положитель-ного и отрицательного
  числа 0)  Разложите карточки по ящикам.
  Остался ли какой- то ящик пустым?
  Остались ли карточки вне ящиков?
  Есть ли карточки, попавшие в несколько ящиков? Задание №2. (слайд 5) Перед вами несколько выражений, у которых найдено значение выражения. Решение оформлено по шагам. Прокомментируйте каждый шаг решения. 
  №1204(а).
  (Проверка домашнего задания у тех учащихся, кто выполнял этот номер)
       Запись решения
  |    Комментарий
  |       387- 243 – 753- 387+ 243=
  |    Записали выражение
  |      
 387- 243 – 753- 387+ 243=
 
  |    а) сложили противоположные числа 387 и -387,
  б) сложили противоположные числа -243 и 243
  |       =-753
 
  |    Записали ответ
  |      
  №1203 (б) (Проверка домашнего задания у тех учащихся, кто выполнял этот номер.) (слайд 6)
 
       Запись решения
  |    Комментарий
  |       2,15-3,81-5,76+3,27+5,48-4,33=
  |    Записали выражение
  |       1) 2,15+3,27+5,48 = 10, 90=10,9
  |    Сложили положительные числа
  |       2) -3,81-5,76-4,33=-(3,81+5,76+4,33)=
  -13, 90=-13,9
  |    Сложили отрицательные числа
  |       3) 10,9+(-13,9)=-(13,9-10,9)=-3
  |    Сложили результат первого и второго действий
  |      
  №1206 (а) (Проверка домашнего задания у тех учащихся, кто выполнял этот номер.
  (слайд 7)
 
       Запись решения
  |    Комментарий
  |       7,8+3 5/8 -2,8-3 3/8=
  |    Записали выражение
  |       = (7,8 - 2,8)+ (3 5/8 -3 3/8)=
  |    Сгруппировали слагаемые, удобные для счета: десятичные дроби в одну группу, смешанные числа в другую группу
  |       =5+ 2/8=
  |    Вычислили значение выражения первой и второй скобок
  |       5+1/4=5 1/4
  |    Сократили дробь и нашли результат сложения.
  |      
 
 
       Запись решения
  |    Комментарий
  |       -13,4+ 725-27+ 75-17,6+ 827=
  |    Записали выражение
  |       =(725+ 75+ 827)+ (-13,4-17,6-27)
  |   
 
 
  |       Или (725+ 75)+( 827-27)+ (-13,4-17,6)
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |      
 
  Оформи решение по известному комментарию.
  № 1206 (г) (слайд 8)
 
       Запись решения
  |    Комментарий
  |       3 1/3-0,8-2 ¾ +2,5+0,3+1 7/12=
  |    Записали выражение
  |       =( ) +( )=
  |    Сгруппировали слагаемые, удобные для счета: смешанные числа в одну группу, десятичные дроби в другую группу
  |       = … + … =
  |    Вычислили значение выражения первой и второй скобок
  |       =
  |    Сократили дробную часть в смешанном числе
  |      
 
 
  |    Нашли сумму смешанного числа и целого числа
  |       =4 1/6
  |    Получили результат
  |      
  Чтобы ваш опыт по комментированию не пропал даром, составьте памятку, как находить значение выражений, содержащих лишь знаки «+» и «-». 
  Памятка. (слайд 9)
  Нахождение значения выражения, содержащего знаки «+» и «-».
 
   Сложить сначала противоположные числа.
  Сгруппировать слагаемые, удобные для счета (например, противоположные числа, у которых модули мало отличаются или десятичные дроби с дробями десятичными, обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, смешанные числа со смешанными числами и т.п.)
  Если нет слагаемых, удобных для счета, то сложить отдельно положительные и отдельно отрицательные числа, а затем найти сумму положительного и отрицательного чисел.
   
  4. Закрепление введенного алгоритма.
  Теперь, когда вы составили памятку, вам по силам найти значение любого выражения, содержащего лишь знаки «+» и «-». 
  Дальнейшая работа организуется следующим образом. Предлагается пример, указывается его особенность, затем обсуждается решение
  В таблице показаны выражения, значения которых надо найти, выделены их особенности, описана форма организации работы. (слайд 10)
 
         №
  |    Выражения, значения которых надо найти
  |    Особенность
  |    Организация работы
  |       1.
  (№1205 а,б)
  |    а) х+8-x-22
  б) -x-a+12+a-12,
 
  |    Сумма противоположных слагаемых
  |    Ученик у доски с комментарием
  |       2.
  (№1205 в,г) Карточка с заданием
  |    в) a-m+7-8+m,
  г) 6,1-k+2,8+p-8,8+k-p
  Слайд 17
  |    Сумма противоположных слагаемых
  |    Два ученика у доски решают оба примера, остальные самостоятельно, затем взаимопроверка в парах Индивидуально
  |       3.
  (№1216)
  |    Найти сумму всех целых чисел 
  а) от -6 до 7
  |    Необычная форма предъявления задания. Сумма противоположных слагаемых. 
  |    Ученики комментируют, учитель записывает на доске
  |       б) от -18 до 17
  |    Устное решение с комментированием 
 
  |       в) от -22 до 20
  |    Самостоятельно
  записать ответ, последующая проверка.
  |       4
  №1292 Д/З
  |    Найдите значение выражения
  1-3+5-7+9-11+…+97-99
  |    Необычная форма предъявления задания. Группировка слагаемых 
  (1-3)+(5-7)+(9-11)+…+(97-99)
 
  |    Устное обсуждение способа выполнения задания
  |      
 
  5. Самостоятельная работа (слайд 11).
 
  
  6. Физминутка. (Учитель показывает карточки и формулирует задания, если утверждение верно, то руки вверх, если неверно, то руки вниз). 7. Этап обобщения свойств сложения и умножения.
  Изучая действия над числами, мы не раз замечали, что действия сложения и умножения имеют похожие свойства.
  Назовите их. (Переместительное и сочетательное свойства).
  С языка сложения легко можно перевести формулы на язык умножения Рассмотрим словарик перевода с языка сложения на язык умножения. (слайд 12).
 
 
       Язык сложения
  |    Язык умножения
  |       Сложение +
  |    Умножение *
  |       Сумма a+b
  |    Произведение a*b
  |       Нуль 0
  |    Единица 1
  |       Разность a-b 
  |    Частное a/b
  |       Противоположное число - a 
  |    Обратное число 1/a, a не равно 0
  |       a+b=b +a
  |    a*b=b*a
  |       (a+b) +c=a +(b+c)
  |    (a*b)*c=a*(b*c)
  |       a+0=a
  |    a*1=a
  |       a-a=0
  |    a*1/a=1, a не равно 0
  |      
 
 
  |    a*0=0
  |      
  Пользуясь этим словарем и памяткой, как находить значений выражений, содержащих лишь знаки «+» и «-», 
  составьте памятку, как находить значение выражений, содержащих лишь действие умножение.
   определить знак выражения «+» или «-»,
  найти произведение чисел, обратных друг другу,
  сгруппировать «удобные» множители (2*5=10, 25*4=100, 125*8=1000,…, 0,2*5=1 и т. п.),
  Если «удобных» множителей сразу не удалось обнаружить, то при наличии десятичных и обыкновенных дробей, записать все дроби в виде обыкновенных, обозначить результат умножения при помощи черты дроби, по возможности сократить дробное выражение и записать результат.
    8. Закрепление.
    Отгадай ребус (слайд 13).
      9. Тест. (слайд 14)
  Проверка (слайд 15,16).
  10. Подведение итогов.
    Что в связи с рассмотренным на уроке материалом хорошо бы запомнить на будущее? (Выслушиваются ответы).
      11. Домашнее задание. (слайд 18)
  Выполните следующие задания:
    Выучите памятку по нахождению значения выражения, содержащего знаки «+» и «-», умножение. (Для желающих: нарисуй образ примеров и их решений по нахождению значения выражения, содержащего знаки «+» и «-», умножение)
      № 1210 (устно), 1226, 1227 (по 3-4 из каждого номера по выбору), 1292 (для желающих)
  1229 (б, г, д) – дифференцированно. |