МКОУ Джогинская СОШ, с. Джогино
Васильева Варвара Михайловна
Предмет – математика
Класс – 6
Дата: 20. 03. 2012 г.
Учебник –Виленкин Н.Я. и др., Математика 6: Мнемозина, 2008г. Урок – практикум № 128
по теме:
«Применение свойств действий с рациональными числами» Цели и задачи: Учебные:
составить памятку по нахождению значения выражений, содержащих
лишь знаки «+» и «-»,
научиться применять полученную памятку при работе с конкретными выражениями,
провести аналогию между свойствами действий сложения и умножения,
формировать у учащихся умение планировать свою деятельность, грамотно вести записи, комментировать решение.
5) закреплять навыки применения свойств действий с рациональными числами;
6) воспринимать информацию на слух и понимать математическую
терминологию;
7) применять изученный материал при выполнении разнообразных видов
заданий;
8) наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный
материал;
9) объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
10) закреплять и повторять ранее пройденный материал. Развивающие:
- развивать у уч-ся умение работать в группе и индивидуально;
- прививать интерес к математике и математическим наукам;
- развивать культуру вычисления;
- развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную). Воспитательные:
- развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;
- воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение помогать товарищам; Тип урока: урок – практикум (отработка и проверка знаний по теме ) Формы работы: задания подобраны так, чтобы работа на уроке имела:
- отработку понимания на слух математической речи;
-взаимопроверка, самостоятельная проверка учащимися своих работ;
- работа группами по 2 человека. Виды учебной деятельности:
-слушание (понимание на слух научной речи);
-индивидуальная работа, работа в парах;
-практические задания;
-говорение;
-мыслительный анализ;
-самопроверка;
-взаимопроверка. Оборудование к уроку: Тетради, компьютер; демонстрационный проектор, экран, презентационный материал Power Point, раздаточный материал (памятки, листы самооценки), таблица. Ход урока: 1.Организационный момент: Учитель ставит цели и задачи урока, объясняет форму урока.
Сегодня на уроке мы продолжим применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений.
Как вы считаете, чем нам предстоит сегодня заняться?
(Учащиеся пытаются сформулировать тему урока и определить проблемы, над которыми предстоит поработать на уроке.)
Мы должны убедиться, что все без исключения научились применять эти свойства к рациональным числам, что вы умеете логически мыслить и принимать нестандартные решения. Много трудностей вам придется преодолеть, продемонстрировать: силу ума, отвагу, настойчивость, сосредоточенность, работоспособность, концентрацию мысли, выносливость, волю к победе, умения распределять свои силы на длительную дистанцию, но я уверена, что вы с ними справитесь без труда.
Откройте тетрадь и запишите сегодняшнее число и тему урока. (слайд 1)
2. Актуализация опорных знаний.
- Повторение правил.
1. Взаимотренажёр (2 мин.).
цель: повторить фактический материал.
А теперь давайте проверим вашу подготовку к уроку. Я просила вас приготовить дома карточки со свойствами. Разложите их на партах и проговорите в парах друг другу свойства действий с рациональными числами (как они называются) и поменявшись листками – самооценки, проставьте соответствующие отметки в пункте один (Подготовка к уроку). Листок самооценки.
Учени___ __________________________________________________
№ п/п
|
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| 1.
| Подготовка к уроку
|
|
|
|
| 2.
| Устный счёт
|
|
|
|
| 3.
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| 4.
| Тест в электронном виде
|
|
|
|
|
2. Устный счет.
Вычислить: (слайд 3)
5 + (- 2); -1,5 × 2;
6 × (-4); -78 + 89;
-12 : (- 4); 34 + (- 76);
-5 : (- 10); -17 – (-33);
7 : (- 2); 56 – (-4);
-35 : 5 -5,6 × (- 10);
0 : 46; -8 × (-0,2);
- Оцените свои ответы. (Учащиеся оценивают свои ответы и заполняют лист).
Актуализация опорных знаний учащихся с целью подведения их к алгоритму нахождения значения выражений, содержащих лишь знаки «+» и «-».
Задание №1. (слайд 4)
Перед вами три ящика и десять карточек с выражениями. Найдите значения этих выражений.
1) -6,37+6,37, 2) -753+754, 3) +3½ -3,5, 4) +71-81, 5)-5½ -5½,
6) +2 ¼ - 6 ¾, 7) 7,8- 2,8, 8) -m+m, 9) -k+2,8 -8,8+k,
10) -0,8+0,3
1 Сумма противополож-ных чисел Сумма положитель-ного и отрицательного чисел, близких по модулю Сумма положитель-ного и отрицательного
числа 0) Разложите карточки по ящикам.
Остался ли какой- то ящик пустым?
Остались ли карточки вне ящиков?
Есть ли карточки, попавшие в несколько ящиков? Задание №2. (слайд 5) Перед вами несколько выражений, у которых найдено значение выражения. Решение оформлено по шагам. Прокомментируйте каждый шаг решения.
№1204(а).
(Проверка домашнего задания у тех учащихся, кто выполнял этот номер)
Запись решения
| Комментарий
| 387- 243 – 753- 387+ 243=
| Записали выражение
|
387- 243 – 753- 387+ 243=
| а) сложили противоположные числа 387 и -387,
б) сложили противоположные числа -243 и 243
| =-753
| Записали ответ
|
№1203 (б) (Проверка домашнего задания у тех учащихся, кто выполнял этот номер.) (слайд 6)
Запись решения
| Комментарий
| 2,15-3,81-5,76+3,27+5,48-4,33=
| Записали выражение
| 1) 2,15+3,27+5,48 = 10, 90=10,9
| Сложили положительные числа
| 2) -3,81-5,76-4,33=-(3,81+5,76+4,33)=
-13, 90=-13,9
| Сложили отрицательные числа
| 3) 10,9+(-13,9)=-(13,9-10,9)=-3
| Сложили результат первого и второго действий
|
№1206 (а) (Проверка домашнего задания у тех учащихся, кто выполнял этот номер.
(слайд 7)
Запись решения
| Комментарий
| 7,8+3 5/8 -2,8-3 3/8=
| Записали выражение
| = (7,8 - 2,8)+ (3 5/8 -3 3/8)=
| Сгруппировали слагаемые, удобные для счета: десятичные дроби в одну группу, смешанные числа в другую группу
| =5+ 2/8=
| Вычислили значение выражения первой и второй скобок
| 5+1/4=5 1/4
| Сократили дробь и нашли результат сложения.
|
Запись решения
| Комментарий
| -13,4+ 725-27+ 75-17,6+ 827=
| Записали выражение
| =(725+ 75+ 827)+ (-13,4-17,6-27)
|
| Или (725+ 75)+( 827-27)+ (-13,4-17,6)
|
|
|
|
Оформи решение по известному комментарию.
№ 1206 (г) (слайд 8)
Запись решения
| Комментарий
| 3 1/3-0,8-2 ¾ +2,5+0,3+1 7/12=
| Записали выражение
| =( ) +( )=
| Сгруппировали слагаемые, удобные для счета: смешанные числа в одну группу, десятичные дроби в другую группу
| = … + … =
| Вычислили значение выражения первой и второй скобок
| =
| Сократили дробную часть в смешанном числе
|
| Нашли сумму смешанного числа и целого числа
| =4 1/6
| Получили результат
|
Чтобы ваш опыт по комментированию не пропал даром, составьте памятку, как находить значение выражений, содержащих лишь знаки «+» и «-».
Памятка. (слайд 9)
Нахождение значения выражения, содержащего знаки «+» и «-».
Сложить сначала противоположные числа.
Сгруппировать слагаемые, удобные для счета (например, противоположные числа, у которых модули мало отличаются или десятичные дроби с дробями десятичными, обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, смешанные числа со смешанными числами и т.п.)
Если нет слагаемых, удобных для счета, то сложить отдельно положительные и отдельно отрицательные числа, а затем найти сумму положительного и отрицательного чисел.
4. Закрепление введенного алгоритма.
Теперь, когда вы составили памятку, вам по силам найти значение любого выражения, содержащего лишь знаки «+» и «-».
Дальнейшая работа организуется следующим образом. Предлагается пример, указывается его особенность, затем обсуждается решение
В таблице показаны выражения, значения которых надо найти, выделены их особенности, описана форма организации работы. (слайд 10)
№
| Выражения, значения которых надо найти
| Особенность
| Организация работы
| 1.
(№1205 а,б)
| а) х+8-x-22
б) -x-a+12+a-12,
| Сумма противоположных слагаемых
| Ученик у доски с комментарием
| 2.
(№1205 в,г) Карточка с заданием
| в) a-m+7-8+m,
г) 6,1-k+2,8+p-8,8+k-p
Слайд 17
| Сумма противоположных слагаемых
| Два ученика у доски решают оба примера, остальные самостоятельно, затем взаимопроверка в парах Индивидуально
| 3.
(№1216)
| Найти сумму всех целых чисел
а) от -6 до 7
| Необычная форма предъявления задания. Сумма противоположных слагаемых.
| Ученики комментируют, учитель записывает на доске
| б) от -18 до 17
| Устное решение с комментированием
| в) от -22 до 20
| Самостоятельно
записать ответ, последующая проверка.
| 4
№1292 Д/З
| Найдите значение выражения
1-3+5-7+9-11+…+97-99
| Необычная форма предъявления задания. Группировка слагаемых
(1-3)+(5-7)+(9-11)+…+(97-99)
| Устное обсуждение способа выполнения задания
|
5. Самостоятельная работа (слайд 11).
6. Физминутка. (Учитель показывает карточки и формулирует задания, если утверждение верно, то руки вверх, если неверно, то руки вниз). 7. Этап обобщения свойств сложения и умножения.
Изучая действия над числами, мы не раз замечали, что действия сложения и умножения имеют похожие свойства.
Назовите их. (Переместительное и сочетательное свойства).
С языка сложения легко можно перевести формулы на язык умножения Рассмотрим словарик перевода с языка сложения на язык умножения. (слайд 12).
Язык сложения
| Язык умножения
| Сложение +
| Умножение *
| Сумма a+b
| Произведение a*b
| Нуль 0
| Единица 1
| Разность a-b
| Частное a/b
| Противоположное число - a
| Обратное число 1/a, a не равно 0
| a+b=b +a
| a*b=b*a
| (a+b) +c=a +(b+c)
| (a*b)*c=a*(b*c)
| a+0=a
| a*1=a
| a-a=0
| a*1/a=1, a не равно 0
|
| a*0=0
|
Пользуясь этим словарем и памяткой, как находить значений выражений, содержащих лишь знаки «+» и «-»,
составьте памятку, как находить значение выражений, содержащих лишь действие умножение.
определить знак выражения «+» или «-»,
найти произведение чисел, обратных друг другу,
сгруппировать «удобные» множители (2*5=10, 25*4=100, 125*8=1000,…, 0,2*5=1 и т. п.),
Если «удобных» множителей сразу не удалось обнаружить, то при наличии десятичных и обыкновенных дробей, записать все дроби в виде обыкновенных, обозначить результат умножения при помощи черты дроби, по возможности сократить дробное выражение и записать результат.
8. Закрепление.
Отгадай ребус (слайд 13).
9. Тест. (слайд 14)
Проверка (слайд 15,16).
10. Подведение итогов.
Что в связи с рассмотренным на уроке материалом хорошо бы запомнить на будущее? (Выслушиваются ответы).
11. Домашнее задание. (слайд 18)
Выполните следующие задания:
Выучите памятку по нахождению значения выражения, содержащего знаки «+» и «-», умножение. (Для желающих: нарисуй образ примеров и их решений по нахождению значения выражения, содержащего знаки «+» и «-», умножение)
№ 1210 (устно), 1226, 1227 (по 3-4 из каждого номера по выбору), 1292 (для желающих)
1229 (б, г, д) – дифференцированно. |