Главная страница

План урока Организационный момент Проблемная ситуация тема и задачи урока Работа над темой урока правило; лексическое значение; составление словосочетаний



НазваниеПлан урока Организационный момент Проблемная ситуация тема и задачи урока Работа над темой урока правило; лексическое значение; составление словосочетаний
Дата06.03.2016
Размер62.8 Kb.
ТипПлан урока

План урока


  1. Организационный момент

  2. Проблемная ситуация - тема и задачи урока

  3. Работа над темой урока

- правило;

- лексическое значение;

- составление словосочетаний

4. Групповая работа

- групповое выполнение;

- проверка выполнения;

- обсуждение.

5. Диктант

-взаимопроверка

6. Работа по развитию речи

- фразеологизмы;

- синонимы (наречия с не-)

7. Творческая работа

- составление стихотворения или небольшого текста

8. Кластер

9. Выводы урока и оценки

Ход урока
I. Здравствуйте, ребята!

Давайте знакомится: меня зовут Оксана Юрьевна. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. А чтобы мне вас побыстрее запомнить, я подготовила карточки с вашими именами. Проверьте, всё правильно?
Любите ли вы русский язык?

Я постараюсь сделать так, чтобы вы полюбили наш великий, красивый и интересный язык!

И чтобы у нас все получилась, на уроке мы будем следовать следующим правилам. Они лежат у некоторых на столах. (розовые)
В тетрадях мы будем работать аккуратно.

Нам будет радостно от сделанных открытий,

Мы честно воспримем ошибки, если с ними встретимся,

Играючи выполним все задания,

К концу занятия нам всё станет ясно и понятно.

И надеюсь, что вам со мной будет надежно.
II. Перед вами слова. Какая это часть речи? (наречие)

Что на это указывает? (отвечают на вопросы……..,

обозначают признак действия……)
Что объединяет эти слова? ( орфограмма «слитное и

раздельное написание не с наречиями)
Какова же тема нашего сегодняшнего урока? Сформулируйте её.

(слитное и раздельное написание не с наречиями)
Открывает тетради. Записываем число, классная работа, и тему урока.
В ходе урока мы должны решить следующие задачи:

ПОВТОРИТЬ знания о наречии как части речи

ЗАКРЕПИТЬ правописание не с наречиями;

Умело ИСПОЛЬЗОВАТЬ правила
В чем суть данного правила? (рассказывают правило, приводят примеры)
III. Вернемся к нашим словам. Как вы их понимаете? Объясните лексическое значение?

А проверят правильность наших мыслей ________________________________________________________________

Они буду работать с этимологическими словарями.

Неожиданно-

Необдуманно-

Несуразно-

Нещадно-

Составьте с данными словами словосочетания и запишите их в тетрадь.

Объясните правописание данных слов.

Все ли аспекты правила отражают данные слова? (нет)

Приведите свои примеры.

Запишите свои примеры в тетрадь. Орфограмму обозначьте.

Сидим ровно, пишем красиво и аккуратно.
IV. Следующее задание вы будете выполнять в группах.

Для этого сидящим за первыми и третьими партами нужно просто повернуться назад. На столах уже лежат фишки разных цветов – возьмите себе по одной.

Поднимите руку те, кто взял красную фишку – вы будете командирами

Кто взял желтую фишку будет читать задание

Ученик с зеленой фишкой будет записывать ваш ответ.

Тот, кому осталась фишка синего цвета, будет отвечать по данному заданию устно или у доски.
Сделать (не) умело; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; взлететь (не) высоко; сделать (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить ничуть (не) весело; совсем (не)громко; далеко (не)ласково; говорить (не)громко, а тихо.

Проанализируйте правописание данных наречий и запишите 4 своих

словосочетания на данное правило, обозначая орфограмму

Несколько человек будут работать индивидуально на доске.

  1. Морфемный разбор: (не)дружелюбно, (не)красиво, (не)искренне

  2. Морфологический разбор: Птенец взлетел (не)высоко. Зимой поеду в деревню.

  3. Синтаксический разбор предложения: По зимнему лесу неслышно бежит заяц.

Представитель первой группы выделяет орфограмму у слов, пишущихся слитно с не.

Представители второй группы обозначают раздельное правописание наречий с не.
Все молодцы! Поработали дружно. Выполнили всё правильно.



  1. Правило мы вспомнили. Можно проводить небольшой диктант уже на оценку.


Разговаривать не громко, а тихо; сделать неаккуратно; держаться невозмутимо; было немало; поступить нелепо; остановился неожиданно; слушать вовсе не интересно, недешево, но красив; одет несуразно; поступить необдуманно; не хорошо, а плохо, ничуть не весело.
Поменяйтесь тетрадями, возьмите в руки ручки другого цвета или карандаши и с помощью записи на экране проверьте и оцените своего соседа. А критерии оценок можно посмотреть на доске.
Посмотрим, кто же у вас в классе оказался самым грамотным сегодня? Кто наступает на пятки грамотеям?- У кого «4»?

А у кого не получилось написать хорошо-обязательно получится в следующий раз. Просто надо быть немного внимательнее.


  1. Ну что, пока всё идет неплохо. Посмотрим как вы справитесь со следующим заданием. Внимание на экран.

Сегодня опять на уроке Коля отвечал с бухты барахты.

Как вы понимаете это предложение? Что значит с бухты барахты?
У вас на столах лежат карточки с буквами. Правильно расположив буквы мы вспомним, как называется такое выражение. Работаем в парах. Кто выполнит – поднимает руку.
У некоторых на партах лежат карточки с буквами. Вам нужно прикрепить их на доску, составив буквы таким образом, чтобы получилось название данного выражения
Молодцы! Очень быстро справились с заданием. Запишите это слово в тетрадь. Обратите внимание на его правописание.
Вот сейчас мы будем заменять фразеологизмы наречиями с не, объясняя тем самым лих лексическое значение.

Сегодня опять на уроке Коля отвечал с бухты барахты. -НЕОБДУМАННО

Гости свалились как снег на голову - НЕОЖИДАННО

Выполнять домашнюю работу в час по чайной ложке - НЕТОРОПЛИВО

Пятерок у некоторых в дневнике кот наплакал НЕМНОГО
Как вы убедились в русском языке возможна замена словосочетания одним словом. Это говорит о богатстве и красоте нашего языка. Недаром Иван Сергеевич Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

  1. В России много выдающихся писателей и поэтов. И все они когда-то были детьми. Учились в школе, получали домашнее образование. Первые творческие шаги их были не всегда удачными. Но они работали над собой, над словом. Совершенствовали свои тексты. Сейчас вы попробуете себя в роли писателей, а кто-то даже и поэтов.

Используя наречия , записанные на экране составьте небольшой текст или четверостишие стихотворения.
Молодцы! Неплохие работы у вас получились.

  1. Сейчас с помощью кластера мы постараемся вспомнить, какие знания о наречии нам пригодились сегодня на уроке?


Самостоятельная часть речи Неизменяемая часть речи
НАРЕЧИЕ

Нет окончаний Имеет разряды

В предложении обстоятельство

Правописание с не-

Оканчивается на суффиксы –о-, -е-



  1. Ну что же, ребята, наш урок подходит к концу . Как вы считаете, мы выполнили поставленные нами задачи?

ПОВТОРИТЬ знания о наречии

ЗАКРЕПИТЬ правописание не с наречиями;

Умело ИСПОЛЬЗОВАТЬ правило правописания наречий

Мне удалось заинтересовать вас русским языком?

С каким настроением вы сегодня работали?

Несмотря на то, что на улице холодно, и снежно, мне было с вами комфортно и замечательно!

1. Отметьте (прямо на карточке) орфограмму «Слитное и раздельное написание не с наречиями». Подготовьте устное объяснените.

Сделать (не) умело; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; взлететь (не) высоко; сделать (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить ничуть (не) весело; совсем (не)громко; далеко (не)ласково; говорить (не)громко, а тихо.

2. Проанализируйте правописание данных наречий и запишите на обратной стороне листка четыре своих словосочетания на данное правило, обозначая орфограмму.

Морфемный разбор: (не)дружелюбно, (не)красиво,
Морфологический разбор: Птенец взлетел (не)высоко. Зимой поеду в деревню.
Синтаксический разбор предложения: По зимнему лесу неслышно бежит заяц.