|
План урока Организационный момент Проблемная ситуация тема и задачи урока Работа над темой урока правило; лексическое значение; составление словосочетаний План урока
Организационный момент
Проблемная ситуация - тема и задачи урока
Работа над темой урока
- правило;
- лексическое значение;
- составление словосочетаний
4. Групповая работа
- групповое выполнение;
- проверка выполнения;
- обсуждение.
5. Диктант
-взаимопроверка
6. Работа по развитию речи
- фразеологизмы;
- синонимы (наречия с не-)
7. Творческая работа
- составление стихотворения или небольшого текста
8. Кластер
9. Выводы урока и оценки
Ход урока I. Здравствуйте, ребята!
Давайте знакомится: меня зовут Оксана Юрьевна. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. А чтобы мне вас побыстрее запомнить, я подготовила карточки с вашими именами. Проверьте, всё правильно? Любите ли вы русский язык?
Я постараюсь сделать так, чтобы вы полюбили наш великий, красивый и интересный язык!
И чтобы у нас все получилась, на уроке мы будем следовать следующим правилам. Они лежат у некоторых на столах. (розовые) В тетрадях мы будем работать аккуратно.
Нам будет радостно от сделанных открытий,
Мы честно воспримем ошибки, если с ними встретимся,
Играючи выполним все задания,
К концу занятия нам всё станет ясно и понятно.
И надеюсь, что вам со мной будет надежно. II. Перед вами слова. Какая это часть речи? (наречие)
Что на это указывает? (отвечают на вопросы……..,
обозначают признак действия……) Что объединяет эти слова? ( орфограмма «слитное и
раздельное написание не с наречиями) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? Сформулируйте её.
(слитное и раздельное написание не с наречиями) Открывает тетради. Записываем число, классная работа, и тему урока. В ходе урока мы должны решить следующие задачи:
ПОВТОРИТЬ знания о наречии как части речи
ЗАКРЕПИТЬ правописание не с наречиями;
Умело ИСПОЛЬЗОВАТЬ правила В чем суть данного правила? (рассказывают правило, приводят примеры) III. Вернемся к нашим словам. Как вы их понимаете? Объясните лексическое значение?
А проверят правильность наших мыслей ________________________________________________________________
Они буду работать с этимологическими словарями.
Неожиданно-
Необдуманно-
Несуразно-
Нещадно-
Составьте с данными словами словосочетания и запишите их в тетрадь.
Объясните правописание данных слов.
Все ли аспекты правила отражают данные слова? (нет)
Приведите свои примеры.
Запишите свои примеры в тетрадь. Орфограмму обозначьте.
Сидим ровно, пишем красиво и аккуратно. IV. Следующее задание вы будете выполнять в группах.
Для этого сидящим за первыми и третьими партами нужно просто повернуться назад. На столах уже лежат фишки разных цветов – возьмите себе по одной.
Поднимите руку те, кто взял красную фишку – вы будете командирами
Кто взял желтую фишку будет читать задание
Ученик с зеленой фишкой будет записывать ваш ответ.
Тот, кому осталась фишка синего цвета, будет отвечать по данному заданию устно или у доски. Сделать (не) умело; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; взлететь (не) высоко; сделать (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить ничуть (не) весело; совсем (не)громко; далеко (не)ласково; говорить (не)громко, а тихо.
Проанализируйте правописание данных наречий и запишите 4 своих
словосочетания на данное правило, обозначая орфограмму
Несколько человек будут работать индивидуально на доске.
Морфемный разбор: (не)дружелюбно, (не)красиво, (не)искренне
Морфологический разбор: Птенец взлетел (не)высоко. Зимой поеду в деревню.
Синтаксический разбор предложения: По зимнему лесу неслышно бежит заяц.
Представитель первой группы выделяет орфограмму у слов, пишущихся слитно с не.
Представители второй группы обозначают раздельное правописание наречий с не. Все молодцы! Поработали дружно. Выполнили всё правильно.
Правило мы вспомнили. Можно проводить небольшой диктант уже на оценку.
Разговаривать не громко, а тихо; сделать неаккуратно; держаться невозмутимо; было немало; поступить нелепо; остановился неожиданно; слушать вовсе не интересно, недешево, но красив; одет несуразно; поступить необдуманно; не хорошо, а плохо, ничуть не весело. Поменяйтесь тетрадями, возьмите в руки ручки другого цвета или карандаши и с помощью записи на экране проверьте и оцените своего соседа. А критерии оценок можно посмотреть на доске. Посмотрим, кто же у вас в классе оказался самым грамотным сегодня? Кто наступает на пятки грамотеям?- У кого «4»?
А у кого не получилось написать хорошо-обязательно получится в следующий раз. Просто надо быть немного внимательнее.
Ну что, пока всё идет неплохо. Посмотрим как вы справитесь со следующим заданием. Внимание на экран.
Сегодня опять на уроке Коля отвечал с бухты барахты.
Как вы понимаете это предложение? Что значит с бухты барахты? У вас на столах лежат карточки с буквами. Правильно расположив буквы мы вспомним, как называется такое выражение. Работаем в парах. Кто выполнит – поднимает руку. У некоторых на партах лежат карточки с буквами. Вам нужно прикрепить их на доску, составив буквы таким образом, чтобы получилось название данного выражения Молодцы! Очень быстро справились с заданием. Запишите это слово в тетрадь. Обратите внимание на его правописание. Вот сейчас мы будем заменять фразеологизмы наречиями с не, объясняя тем самым лих лексическое значение.
Сегодня опять на уроке Коля отвечал с бухты барахты. -НЕОБДУМАННО
Гости свалились как снег на голову - НЕОЖИДАННО
Выполнять домашнюю работу в час по чайной ложке - НЕТОРОПЛИВО
Пятерок у некоторых в дневнике кот наплакал НЕМНОГО Как вы убедились в русском языке возможна замена словосочетания одним словом. Это говорит о богатстве и красоте нашего языка. Недаром Иван Сергеевич Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
В России много выдающихся писателей и поэтов. И все они когда-то были детьми. Учились в школе, получали домашнее образование. Первые творческие шаги их были не всегда удачными. Но они работали над собой, над словом. Совершенствовали свои тексты. Сейчас вы попробуете себя в роли писателей, а кто-то даже и поэтов.
Используя наречия , записанные на экране составьте небольшой текст или четверостишие стихотворения. Молодцы! Неплохие работы у вас получились.
Сейчас с помощью кластера мы постараемся вспомнить, какие знания о наречии нам пригодились сегодня на уроке?
Самостоятельная часть речи Неизменяемая часть речи НАРЕЧИЕ
Нет окончаний Имеет разряды
В предложении обстоятельство
Правописание с не-
Оканчивается на суффиксы –о-, -е-
Ну что же, ребята, наш урок подходит к концу . Как вы считаете, мы выполнили поставленные нами задачи?
ПОВТОРИТЬ знания о наречии
ЗАКРЕПИТЬ правописание не с наречиями;
Умело ИСПОЛЬЗОВАТЬ правило правописания наречий
Мне удалось заинтересовать вас русским языком?
С каким настроением вы сегодня работали?
Несмотря на то, что на улице холодно, и снежно, мне было с вами комфортно и замечательно!
1. Отметьте (прямо на карточке) орфограмму «Слитное и раздельное написание не с наречиями». Подготовьте устное объяснените.
Сделать (не) умело; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; взлететь (не) высоко; сделать (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить ничуть (не) весело; совсем (не)громко; далеко (не)ласково; говорить (не)громко, а тихо.
2. Проанализируйте правописание данных наречий и запишите на обратной стороне листка четыре своих словосочетания на данное правило, обозначая орфограмму.
Морфемный разбор: (не)дружелюбно, (не)красиво, Морфологический разбор: Птенец взлетел (не)высоко. Зимой поеду в деревню. Синтаксический разбор предложения: По зимнему лесу неслышно бежит заяц. |
|
|