|
Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Зимний пейзаж» Конспект урока русского языка в 6 классе.
Тема: Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж».
Цели:
- классифицировать виды сочинений-описаний;
-научить писать сочинение-описание природы;
- научить правильно выстраивать структуру сочинения, составлять план, наполненный необходимым содержанием;
- работать над развитием речи, над обогащением словарного запаса учащихся;
- воспитывать любовь к природе и языку.
Оборудование: иллюстрации к картине И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж», записи на доске, теоретические тетради, тетради, ручки.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие детей и проверка готовности к уроку.
II. Постановка целей и задач урока. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами будем учиться писать новый тип сочинения. Ранее вы описывали предмет, описывали животного. Это были сочинения-описания. Теперь мы будем писать сочинение-описание природы.
Описание природы – это пейзаж. Пейзаж создают художники (мастер кисти) и писатели, поэты (мастера слова). Лучшие русские пейзажисты в изобразительном искусстве – Шишкин, Левитан, Грабарь, в литературе _ Тургенев, Паустовский.
Картины пейзажного плана вошли в искусство сравнительно недавно – с XVII века. Раньше пейзаж существовал только как второй план фигуры на фоне природы. Зачинателями пейзажной живописи были голландские художники. Родина их – маленький клочок земли, который находится ниже уровня моря, и если бы не героические усилия народа, эта земля давно была бы затоплена. Поэтому голландцы особенно трепетно любят свою родину. И вот голландские художники с большой любовью запечатлели на холстах красоту родной природы.
Русские художники также изображали красоту нашей природы. И сегодня мы будем писать сочинение по картине русского художника И.Э.Грабаря.
Открываем тетради, записываем число и тему.
III. Работа по картине.
- Что мы видим на картине? (Зима, зимний пейзаж).
- Широкая эта или узкая тема? Почему?
- Какая эта зима? (Радостная, волшебница-зима, ясный зимний день в лесу).
Подзаголовок это конкретная тема, это тема нашего сочинения.
Ясный зимний день в лесу.
- Какова основная мысль? (Радость).
- Что вы видите на картине И.Э.Грабаря?
На переднем плане картины – тонкие русские березки с кружевными веточками, рядом с ними – густой еловый лес, просека ведет в глубь леса, и сугробы легчайшего пушистого снега.
- Это передний план картины, это ее рисунок. Надо передать чувство радости и в рисунке.
- Представьте себе этот кусочек леса летом. Еловый лес всегда влажный, это всегда низкое место, тут не очень-то уютно, скорее даже мрачно.
- Что же сделало этот уголок леса волшебным, привлекательным?
Волшебница-зима, она принакрыла землю снегом, приукрасила деревья. Зима – настоящая художница. Итак,
Общее впечатление от «Зимнего пейзажа».
Рисунок картины.
- Почему вы решили, что это ясный зимний день? (есть соответствующие краски. Да, это искусство живописи. Слева льется удивительно яркий свет зимнего дня).
- В картине всегда есть второй план – освещение. Краски и освещение оживляют всю картину. И нам надо оживить сочинение. Передать чувство радости, свет.
3. Второй план картины – освещение. Вставка о чувстве радости.
4. Что придает картине праздничность?
Снег. Снег вроде белый, но посмотрите, как много тут оттенков: и холодные тона – синеватый, голубой, сиреневый; и теплые тона: розоватый, желтоватый.
(Все цвета делятся на два тона: холодный и теплый. Холодные тона – это голубой, синий, серый, сиреневый, салатовый, зеленый. Теплые тона: желтый, оранжевый, бежевый, красный).
5. Какие чувства вызывает пейзаж? Какое создает настроение?
- Какие стихи вспоминаются вам при виде этого пейзажа?
1. Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна. (С.А.Есенина).
2.Зима, … пухом легчайшим
на солнце блистая,
пустила гулять по лесам горностая. (М.Дудин)
3. Мороз и солнце: день чудесный! (А.С.Пушкин).
4. Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин).
5. Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. (С.А.Есенин).
6. Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз; и рада мы
Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин).
IV. Словарная работа.
Картина русского художника И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж», волшебница-зима, зимушка-зима, в глубь леса, сиреневое кружево, прозрачно-голубые тона, сиреневатые, розоватые, желтоватые.
V. Самостоятельная работа учащихся по развитию речи.
Дети пишут сочинение.
VI. Подведение итогов.
- Что нового мы изучили на этом уроке?
- В чем особенности написания сочинения-описания природы?
Урок окончен. |
|
|