|
Содержание учебного предмета
1. Делимость чисел (18 ч)
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное Признаки делимости на 2, 3, б, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения — прямым подбором.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = б • 6 = 4 • 9 = 2 • 18 и т. п. Умения разложить число на простые множители не обязательно добиваться от всех учащихся.
Знать:
понятие делителя числа;
понятие кратного числа;
признаки делимости на 10, на 5 и на 2;
определение чётных и нечётных чисел;
признаки делимости на 9 и на 3;
определение простого и составного числа;
алгоритм разложения числа на простые множители;
понятие взаимно простых чисел;
определение НОД;
определение НОК.
Уметь:
находить делители и кратные чисел;
определять, делится число на 10, на 5, на 2, на 9, на 3;
использовать таблицу простых чисел;
определять, является число чётным или нечётным;
определять, является число простым или составным;
доказывать являются числа взаимно простыми;
раскладывать число на простые множители;
находить НОК чисел;
находить НОК чисел.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (20 ч)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение н вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
Знать:
основное свойство дроби;
понятие сокращение дроби;
понятие несократимой дроби;
правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю;
правило сравнения дробей;
правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Уметь:
применять основное свойство дроби при преобразовании дробей;
выполнять сокращение дробей;
приводить дроби к общему знаменателю;
выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (31 ч)
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывал и затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби.
Знать:
определение умножения дроби на натуральное число;
определение умножения смешанных чисел;
правило нахождения дроби от числа;
распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания;
определение взаимно обратных чисел;
правило деления дробей;
правило нахождения числа по его дроби;
определение дробного выражения.
Уметь:
применять алгоритм умножения дробей и смешанных чисел;
формировать навыки решения задач на нахождение дроби от числа;
формулировать правило нахождения процента от числа;
называть и записывать число обратное данному;
выполнять деление дробей и смешанных чисел;
находить число по данному значению его процентов;
находить значение дробного выражения;
называть числитель и знаменатель дробного выражения.
4. Отношения н пропорции (18 ч)
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство про-порции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
Знать:
что называют отношением двух чисел;
что показывает отношение;
что называют пропорцией;
свойство пропорции;
какую величину называют прямо и обратно пропорциональной зависимостью;
определение масштаба;
формулы для нахождения длины окружности и площади круга;
определение радиуса и диаметра шара;
понятие сферы.
Уметь:
находить, какую часть число а составляет от числа в;
узнавать, сколько процентов одно число составляет от другого;
называть члены пропорции;
приводить примеры верных пропорций;
применять свойства пропорции;
определять вид зависимости и в зависимости от этого выбирать соответствующий алгоритм решения задачи;
приводить примеры прямо и обратно пропорциональных зависимостей;
определять масштаб;
находить расстояние на местности с помощью карты;
решать задачи с использованием формул длины окружности и площади круга;
находить радиус и диаметр шара.
5. Положительные и отрицательные числа (13 ч)
Положительные и отрицательные числа. Противоположные
числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел па координатной прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем и для овладения алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Знать:
понятие отрицательного числа;
понятие координатной прямой;
определение противоположного числа данному;
определение целых чисел;
понятие модуля;
правила сравнения чисел;
понимать изменение величин на положительное и отрицательное число.
Уметь:
изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой;
находить число противоположное данному;
находить модуль числа;
сравнивать числа;
находить изменение числа.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (14 ч)
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек коор-динатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
Знать:
что означает к числу а прибавить число в;
чему равна сумма противоположных чисел;
правило сложения отрицательных чисел;
правило сложения чисел с разными знаками;
правило вычитания.
Уметь:
складывать числа с помощью координатной прямой;
складывать отрицательные числа;
складывать числа с разными знаками;
выполнять вычитание чисел.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч)
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь — в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как
Знать:
правило умножения двух отрицательных чисел;
правило умножения чисел с разными знаками;
правило деления отрицательного числа на отрицательное;
правило деления чисел с разными знаками;
определение рационального числа;
свойства рациональных чисел;
Уметь:
умножать отрицательные числа;
числа с разными знаками;
выполнять деление чисел с разными знаками;
выполнять деление отрицательных чисел;
применять свойства рациональных чисел при решении упражнений.
8. Решение уравнений (15 ч)
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению пре-образований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
Знать:
правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «плюс», «минус»;
определение числового коэффициента;
определение подобных слагаемых;
правила решения уравнений;
определение линейного уравнения.
Уметь:
применять правило раскрытия скобок;
упрощать выражения;
приводить подобные слагаемые;
применять правила при решении линейных уравнений.
9. Координаты на плоскости (13 ч)Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны стать знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
Знать:
определение перпендикулярных прямых, отрезков, лучей;
определение параллельных прямых, отрезков;
понятие координатной плоскости;
порядок записи координаты точки и их названия.
Уметь:
строить перпендикулярные и параллельные прямые;
строить координатную плоскость;
строить точки в координатной плоскости с заданными координатами и опре-
делять координаты точки в координатной плоскости;
строить столбчатые диаграммы по условию задачи;
уметь читать графики.
10. Повторение. Решение задач (16 ч)
Календарно-тематическое планирование № п/п
| Наименование разделов и тем
| Вид
занятия
| Кол-во
часов
| Виды
самостоятельной
работы
| Дата
| План
| Факт.
|
| Повторение курса математики 5 класс.
| 5
|
|
|
| 1
| Действия с натуральными числами и дробями
| Урок повторения и обобщения
| 1
|
|
|
| 2
| Решение текстовых задач.
| Урок повторения и обобщения
| 1
|
|
|
| 3
| Решение уравнений и задач
| Урок повторения и обобщения
| 1
|
|
|
| 4
| Решение уравнений и задач
| Урок контроля знаний, умений и навыков.
| 1
| С/р
|
|
| 5
| Входная контрольная работа
| Урок контроля знаний, умений и навыков.
| 1
| К/р
|
|
|
| Глава 1. Делимость чисел
| 18
|
|
|
| 6
| Делители и кратные.
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 7
| Выполнение заданий по теме:
«Делители и кратные»
| Закрепление новых знаний
| 1
|
|
|
| 8
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 9
| Выполнение заданий по теме: «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2»
| Закрепление новых знаний
| 1
|
|
|
| 10
| Признаки делимости на 9 и на 3.
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 11
| Выполнение заданий по теме: «Признаки делимости на 9 и на 3»
| Закрепление новых знаний
| 1
|
|
|
| 12
| Признаки делимости
| Закрепление новых знаний
| 1
| С/р
|
|
| 13
| Простые и составные числа.
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 14
| Разложение на простые множители
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 15
| Наибольший общий делитель.
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 16
| Взаимно простые числа.
| Комбинированный
| 1
|
|
|
| 17
| Выполнение заданий по теме: «Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа»
| Закрепления новых знаний
| 1
| С/р
|
|
| 18
| Наименьшее общее кратное.
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 19
| Выполнение заданий по теме: «Наименьшее общее кратное»
| Закрепление новых знаний
| 1
|
|
|
| 20
| Выполнение заданий по теме: «Наименьшее общее кратное»
| Контроль и коррекция
| 1
| С/р
|
|
| 21
| Обобщающий урок по теме «Делимость чисел»
| Повторения и обобщение пройденного
| 1
|
|
|
| 22
| Контрольная работа №1
«Делимость чисел»
| Проверка знаний
| 1
| К/р
|
|
| 23
| Работа над ошибками
| Контроль и коррекция
| 1
|
|
|
|
| Глава 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 20
|
|
|
| 24
| Основное свойство дроби.
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 25
| Выполнение заданий по теме:
«Основное свойство дроби»
| Закрепление новых знаний
| 1
|
|
|
| 26
| Сокращение дробей
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 27
| Выполнение заданий по теме:
«Сокращение дробей»
| Закрепление новых знаний
| 1
|
|
|
| 28
| Обобщающий урок по теме:
«Сокращение дробей»
| Контроль и коррекция
| 1
| С/р
|
|
| 29
| Приведение дробей к общему знаменателю.
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 30
| Выполнение заданий по теме: «Приведение дробей к общему знаменателю»
| Закрепления новых знаний
| 1
|
|
|
| 31
| Обобщающий урок по теме:
«Приведение дробей к общему знаменателю»
| Контроль и коррекция
| 1
|
|
|
| 32
| Сравнение дробей с разными знаменателями
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 33
| Сложение дробей с разными знаменателями
| Закрепление новых знаний
| 1
| Устные упражнения
|
|
| 34
| Вычитание дробей с разными знаменателями
| Комбинированный
| 1
|
|
|
| 35
| Выполнение заданий по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
| Закрепление новых знаний
| 1
|
|
|
| 36
| Выполнение заданий по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
| Контроль и коррекция
| 1
| С/р
|
|
| 37
| Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
| Повторение и обобщение пройденного
| 1
|
|
|
| 38
| Контрольная работа №2«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
| Проверка знаний
| 1
| К/р
|
|
| 39
| Сложение смешанных чисел.
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 40
| Вычитание смешанных чисел.
| Изучение нового
| 1
|
|
|
| 41
| Выполнение заданий по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
| Закрепление новых знаний
| 1
|
|
|
| 42
| Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
| Повторение и обобщение пройденного
| 1
|
|
|
| |
|
|