|
Методическое сопровождение педагогов образовательного учреждения в условиях реализации фгос (2012-2013 учебный год) Из опыта организации методической работы в мкоу «Крайчиковская сош» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Крайчиковская средняя общеобразовательная школа Колосовского муниципального района Омской области
Методическое сопровождение педагогов образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС
(2012-2013 учебный год) Из опыта организации методической работы в МКОУ «Крайчиковская СОШ»
Колосовского муниципального района Омской области.
Ураева Альфира Асгатовна,
руководитель ШМО учителей-предметников,
учитель французского языка
2013 Количественный и качественный состав педагогических работников МКОУ «Крайчиковская СОШ»:
общее количество: 16 человек.
возраст:
- до 30 лет – нет;
- 30-40 – 1чел. (6%);
- 40-45 – 7 чел. (44 %);
- 46-50 – 4 чел. (25%);
- старше 50 лет – 4 чел. (25%).
имеют педагогический стаж работы:
- 5-10 лет – нет;
- 10-20 лет – 1 чел. (6%);
- 20-25 лет – 10 чел. (63%);
- свыше 25 лет – 5 чел. (31 %).
Трудно менять своё сознание, имея такой солидный стаж и возраст. Но учитель на то и учитель, что ему постоянно приходится учиться, чтобы идти в ногу со временем. Учителя нашей школы не исключение. - высшее педагогическое образование – 12 чел. (75%);
- среднеспециальное: 4 чел. (25%), из них 1 чел. на данный момент получает высшее образование. - высшая квалификационная категория– 4 чел. (25%);
- первая - 8 чел.(50%);
- вторая – 2 чел. (12,5%);
- соответствие занимаемой должности – 2 чел (12,5%).
Несмотря на достаточно высокий уровень образования и квалификации, учителя нашей школы постоянно работают над повышением своего педагогического мастерства, посещая курсы повышения квалификации, обучаясь на семинарах и руководствуясь словами К.Д.Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».
За последние 5 лет:
- все 16 педагогов школы прошли курсовую систему повышения квалификации при БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»;
- в 2011 г. 3 педагога прошли профессиональную переподготовку по программе «Государственное и муниципальное управление»;
- в настоящее время 4 педагога обучаются по специальности «олигофренопедагогика».
Кроме того, организовано ежегодное участие педагогов школы в областных проектировочных семинарах по теме «Разработка тематического планирования в 5-6 классах. Проектирование урока в соответствии с ФГОС».
С 2011г. в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования педагоги школы - активные участники видеоконсультаций, которые организуются методистами ИРООО г. Омска.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа, особенно в условиях сельской малокомплектной школы, а в условиях реализации ФГОС начального и основного общего образования важнейшим требованием является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
Методическое сопровождение – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализации плана.
С 2010-2011 учебного года деятельность педагогического коллектива направлена на изучение и внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с 2011-2012 уч. года - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 2012-2013 уч. год – введение ФГОС ООО в режиме пилотной школы.
Основной целью методической работы нашего образовательного учреждения в новых условиях стало:
Обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развитии.
Профессиональный рост педагога это - цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.
Система методической работы школы подразумевает различные формы работы, которые можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе стали:
Организационные
| Дидактические
| тематические педагогические советы;
тематические заседания ШМО, творческих и рабочих групп;
диагностика, педагогический мониторинг;
индивидуальная работа;
аттестация;
самообразование педагогов;
| семинары - практикумы;
открытые уроки;
взаимопосещение уроков;
круглые столы;
предметные недели;
творческие отчеты;
групповые и индивидуальные консультации;
практикумы по конструированию уроков;
информирование и обсуждение методических новинок;
презентация методических наработок.
| Высшей формой методической работы является педагогический совет. Тематика педсоветов:
«Культура педагога как условие успешной профессиональной деятельности»;
«Педагогические консилиумы – основная форма организации педагогической диагностики в школе»;
«Роль учителя в современном обществе»;
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика».
В школе действуют 2 методических объединения:
1. ШМО учителей - предметников (руководитель: Ураева А.А.).
2. ШМО классных руководителей (руководитель: Ильиных С.Н.).
Школьное методическое объединение учителей-предметников объединяет всех учителей школы, а не только по отдельным циклам. В этих условиях только наличие единой методической темы даёт возможность продуктивной работы в рамках одного объединения.
На данный момент такой единой темой является «Системно - деятельностный подход в организации обучения как одно из условий реализации новых образовательных стандартов».
Цель ШМО классных руководителей: cовершенствование форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников. В работе методического объединения решаются следующие задачи:
Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы.
Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.
Изучение и обобщение интересного опыта работы
классных руководителей.
Содействие развитию воспитательной системы школы.
Развитие творческих способностей педагога.
Профессиональному росту учителей способствует работа над темами самообразования. В этом плане очень актуальны слова Д. Писарева: «Настоящее образование есть только самообразование».
Темы определяются в соответствии с единой методической темой ШМО:
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальной школе» (Непочатых С.Н., учитель начальных классов);
«Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Азбука мастерства» (Царева Е.В., учитель начальных классов);
«Цифровые образовательные ресурсы как средство развития учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах» (Поморова Е.В., учитель математики);
«Использование ИКТ на уроках математики и физики» (Поморова В.А., учитель математики);
«Формирование экологически культурной личности» (Орёл Е.Т., учитель химии и биологии);
«Приёмы формирования географического образа территории» (Путрина Е.Д., учитель географии и биологии);
«Нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы» (Кондратьева Н.А., учитель литературы);
«Этюд как один из способов развития литературно-творческих способностей учащихся» (Кожевникова З.А., учитель русского языка и литературы);
«Приёмы работы с текстом как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (Матирко В.В., учитель истории и обществознания);
«Роль семьи в становлении личности учащегося» (Иванова М.И., социальный педагог);
«Языковое портфолио учащегося как средство развития оценочных умений» (Ураева А.А., учитель французского языка);
«Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей» (Ильиных СВ.Н., учитель музыки, ИЗО, технологии);
«Развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры» (Ильиных С.Н., учитель физкультуры).
Открытые уроки - одна из важных форм организации методической работы. Ежегодно учителями школы проводятся открытые уроки, сценарии которых разработаны в соответствии с требованиями ФГОС. Педагоги показывают, демонстрируют коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок - средство распространения позитивного и инновационного опыта.
Для качественного и всестороннего самоанализа и обсуждения открытых уроков была подготовлена схема анализа открытого урока, куда были включены следующие пункты:
- какая приоритетная цель реализуется на уроке;
- развитию каких качеств уделяется особое внимание;
- доля репродуктивной и поисковой деятельности;
- кто организует деятельность на уроке;
- эмоциональное состояние школьников во время урока;
- стиль общения учителя с учащимися и др.
Такой подход к анализу урока способствует повышению педагогического мастерства учителя.
Педагогами школы проводится работа с учащимися, мотивированными на учебу. В целях обобщения и закрепления полученных учащимися знаний по различным предметам, повышения их образовательного уровня, привития интереса к изучаемым предметам, в школе ежегодно проводятся предметные Недели по математике, истории, химии, технологии, французскому языку и т.д. По итогам предметных недель материал обобщается и систематизируется.
В педагогической деятельности большое внимание уделяется развитию исследовательских умений у учащихся. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС основного общего образования. В школе работает научное общество учащихся «Эрудит» (руководитель Ильиных Св.Н.). С каждым годом расширяется тематика исследовательских работ, повышается качество выполнения работ на основе разработанных критериев. Большое значение уделяется грамотному оформлению в соответствии с требованиями. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в районных и региональных научно-практических конференциях и становятся победителями и призёрами.
Также педагоги школы работают над развитием социальных компетенций учащихся. В этом плане наиболее эффективным способом является использование проектного метода, в частности, социального проектирования. В 2012-2013 уч. году под руководством учителя истории Матирко В.В. был подготовлен победитель областного конкурса социальных проектов в номинации «Корнями дерево сильно» (проект «Родословная моей семьи»).
Главное в методической работе школы - оказание действенной помощи учителям при подготовке конкурсных материалов к различным конкурсам профессионального мастерства, таких как «Учитель года», «Мой открытый урок» и др., участниками которых являются наши педагоги. Такая целенаправленная работа позволяет добиться положительных результатов (в 2011 г. – призер, 3 место; в 2013г. – победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»).
Особенно значимой такая помощь становится при подготовке аттестационных материалов на первую и высшую квалификационные категории в соответствии с новой формой прохождения аттестации. Оформлена папка с полным комплектом необходимой документации, рекомендациями, как составить самоанализ своей профессиональной деятельности, как оформить портфолио педагога, критерии оценивания портфолио и др.
Таким образом, методическое сопровождение – это совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями в целях:
- овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе;
- поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом.
Научно-методическое сопровождение образовательного процесса способствует совершенствованию профессиональной компетентности учителя, что, в свою очередь, помогает раскрывать способности, интеллектуальный и творческий потенциал каждого ученика и положительно влияет на качество школьного образовательного процесса.
|
|
|