Главная страница


Методическая разработка урока. «Шинель без хлястика»



Скачать 118.77 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока. «Шинель без хлястика»
Дата18.02.2016
Размер118.77 Kb.
ТипМетодическая разработка

Методическая разработка урока. «Шинель без хлястика». Урок жанра в 11 кл.

Рассказ В.П.Астафьева «Шинель без хля­стика» составители многочисленных сборни­ков произведений писателя обходят сторо­ной. Предельно короткое (всего две неполные страницы) произведение это за­ключает в себе высокий нравственный смысл, способно взволновать юного читателя. Накопленные представления о жанре рассказа (малый объем, небольшое число героев и эпизодов) позволяют организовать работу, учитывая жанр произведения. Это вызывает у старшеклассников целостное представление о произведении, помогает проникнуть в тайны авторского замысла, провести наблюдения над языком.

Эпиграф к уроку — слова известного ли­тературного критика А.Кондратовича: «Ас­тафьев — писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной».

Наглядность. Репродукции картин худо­жников: А.Дейнека. «Мать»: Б.Неменский. «Последнее письмо»; В.Таутиев. «Май со­рок пятого»; С.Рянгина. «Подруги»: С.Сафарян. «Весной 1945 года»; Л.Петрова. «Заве­ты отца». К уроку учащиеся получили задание по­думать над вопросами: Почему рассказ на­зывается «Шинель без хлястика»? Повторите по «Энциклопедическому словарю юного ли­тературоведа» (Сост. В.И.Новиков. — М.. 2004) понятия «метафора», «образ-символ», «рассказ в рассказе». Какова их роль в рас­сказе В.П.Астафьева? К какой жанровой разновидности можно отнести «Шинель без хлястика»? В чем своеобразие освещения Астафьевым военной темы? Сравните с дру­гими произведениями писателя.

Урок начинаем с выявления восприятия произведения. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие чувства вызвали у вас герои произведения? Каково ваше впечатле­ние о языке рассказа? Какие бы вопросы вы задали автору? После романов «Царь-рыба», «Печаль­ный детектив», повестей «Пастух и пастуш­ка», «Звездопад», рассказов «Индия», «Людочка», цикла «Затеси» рассказ «Шинель без хлястика» удивил учащихся и даже вызвал сначала недоумение. И это тоже Астафьев? Где же описания природы, точные, порой беспощадно-правдивые астафьевские порт­ретные характеристики? Ни одного имени собственного! Куда «спрятался» сам автор? Почему не стремится украсить, «расцветить» фразу вологодскими, сибирскими сочными словами? Словом, рассказ Астафьева слегка разочаровал старшеклассников. Что ж, по­пробуем вчитаться в эти строки, прочувство­вать их, приоткрыть дверь в мир писатель­ского мастерства.

На этапе анализа рассказа ребята начи­нают постигать какую-то особую, внешне беспристрастную манеру автора: жестко, не давая малейшей «поблажки» героине, не де­лая «скидок» на войну и ее фронтовое про­шлое, Астафьев раскрывает перед нами про­стую, повторенную в тысячах других послевоенных жизнях человеческую судьбу. Может быть, поэтому и в нас зарождается стремление заглянуть в глаза собственной матери, разделить с нею эту главную трево­гу и боль за нас, ее детей?..

Обозначая тему и намечая идею рассказа, гово­рим, что произведение это — о войне как грозном испытании человека на прочность не столько физическую, сколько нравствен­ную. Это рассказ о потерях и обретениях, о большой, всепоглощающей, жертвенной ма­теринской любви, о сыновней благодарности и душевном взрослении. Это рассказ о вы­соких духом людях. Это своеобразная астафьевская «притча» об «отцах и детях», то­чнее, о матерях и сыновьях. Рассказ имеет «кольцевую» композицию: экспозиция и финал его обращают нас к на­стоящему времени.

Читаем начало: «Мать весь вечер хлопотала возле стола и танцева­ла с сыном, который только что окончил деся­тилетку и пригласил к себе первых в жизни гостей, парней и девушек, таких же, как он, вчерашних школьников...» Одно предложе­ние — и перед читателем предстает обыден­ная картина привычной домашней вечеринки. Обычная ли? Почему столь разительная пере­мена происходит с матерью? Почему автор настойчиво обращает наше внимание на кон­траст «девического, юного» и седины?

В матери, разрумянившейся, повесе­левшей и помолодевшей, сын-выпускник действительно почувствовал это «девичес­кое и юное», которое в другое время не за­мечал. Мать умела искусно «прятать» его, погружась в заботы о сыне.

- Подумайте, как автор подготавливает читателей к главному предмету повествова­ния – волнующему рассказу о прошлом своей героини? Очень тонко. Дотрагиваясь до сына, «точно в чем-то удостоверяясь», она говорила: «Вот ты у меня и взрослый». Пока сын был ма­леньким, она щадила его сердце от непомер­ного «груза», который стойко несла сама… - Как вы думаете, можно ли, исходя из содержания экспозиции рассказа, предположить, каковы отношения между матерью и сыном? - Можно не только предположить, но и порадоваться этим теплым, высоким отноше­ниям матери и взрослого сына. К сожалению, в нашем современном мире взрослые дети, устраивая дома вечеринки, стараются осво­бодиться от «предков», уговорить своих роди­телей пойти к знакомым, соседям, поехать на дачу. Астафьев показал идеальные отноше­ния матери и сына: мать не только приготови­ла угощение для его друзей, но и танцует с ним, это событие преображает ее внешне и внутренне: от женщины исходит тихий свет, какая-то сдержанная неподдельная радость и удивительное очарование. - Хорошее наблюдение над текстом. Да, законы жанра рассказа требуют от писателя особого, мастерства: лаконично и ёмко очер­тить круг героев, их внешность, возраст, по­ставить перед читателем вопросы... В этом отношении писатель сродни поэту: он кон­центрирует, «сжимает» материал, отбирая для рассказа лишь самое существенное. Известный писатель, мастер новеллы Сергей Воронин сказал однажды, что жанр этот может заинтересовать читателя только в том случае, если несет в себе мысль, рож­денную жизнью, если тесно связан с нравст­венными устоями народа. Сам же Астафьев на вопросы читателей, откуда он берет сюже­ты своих произведений, отвечал: «Сюжет — не грибы, искать его для меня дело бесполез­ное... Мои сюжеты чаще всего приходят из воспоминаний»3. Попытаемся, вспоминая сю­жет рассказа, обозначить эпизоды из «про­шлого» героини.

- Возвращение с фронта, бесприютная жизнь по чужим углам с маленьким ребен­ком, учеба, продажа солдатской шинели.

- Композиционный прием, представлен­ный в произведении как экскурс в прошлое героя или героини, как вы знаете, называет­ся «рассказ в рассказе». Напомните, каково значение этого приема в художественном произведении? - Астафьев следует классическим кано­нам построения рассказа, характерным для таких прозаиков, как Л.Н.Толстой («После бала»), А.П.Чехов («Крыжовник»), М.А.Шоло­хов («Судьба человека»). Подобная форма повествования придает произведению харак­тер достоверности, доверительности и заду­шевности.

-Как мать готовит сына к рассказу о своем прошлом? - Каждый вечер перед сном она заходи­ла к сыну в комнату, целовала на ночь, по­правляла подушку и уходила. На этот раз проглянуло в матери что-то тревожное для сына. Он, так радовавшийся блеску ее глаз на вечеринке, вдруг не увидел на лице мате­ри недавнего румянца, уловил этот расте­рянный взгляд и судорожный жест руки, по­правляющей волосы. Взволнованно и тревожно звучит вопрос: «Что ты, мама?»

  • Завязка действия — в словах матери о тяжелом «грузе», который пригибает ее и многих матерей, растящих детей без отцов... И еще немаловажная деталь: на вечеринке мать была похожа на юную девчонку, счастли­вую и гордую за самого дорогого человека, а теперь перед нами — «старуха», не знающая, куда деть руки, согнувшаяся под тяжестью чувств невысказанных слов о прошлом.

  • Да, нелегко дается матери эта испо­ведь, на помощь приходит ее профессия: «Она успокоилась, заговорила ровно, как в аудитории университета, где работала пре­подавателем». Напомните, каким было воз­вращение с войны молодой женщины?

  • Безрадостным. Ни букетов цветов, ни восторженных улыбок и светлых лиц родных. Скупые детали, которые Астафьев роняет с беспощадной и суровой прямотой, вызыва­ют у нас, читателей, чувство обиды за этого человека: «Приехала с фронта без орденов и медалей». Почему же? Плохо воевала? Недо­бросовестным был командир? Мало време­ни провела на фронте? Награда, а скорее, горький итог войны — «укутанный в бязевые портянки» ее сынишка...

  • Но почему же «горький итог войны»?

  • У героини нет мужа, любимого челове­ка, на сильное плечо которого можно опе­реться, ее ребенок — дитя войны, но война уже позади, пришла мирная жизнь, а у этой юной матери нет ничего: ни своего угла, ни денег, ни работы, ни, судя по всему, родных.

- Как Астафьев рисует послевоенный быт матери с маленьким ребенком на руках?

  • По-писательски беспристрастно. Это борьба за физическое выживание: жизнь на одну студенческую стипендию да редкие профсоюзные пайки, частая смена квартир, поиски дешевого жилья, слабенький и крик­ливый малыш...

  • Писатель обращает наше внимание на то, как женщина борется с жизненными не­взгодами.

  • Все же для Астафьева гораздо важнее сила духа этой «худенькой, заморенной» женщины. Она поступила в университет, не ожидая ни от кого помощи, она научилась защищать себя, она перестала плакать и выработала в себе силу характера. Наконец, окончила с отличием университет и стала в нем преподавать. И это достойно уважения и восхищения.

  • Вы правы. Вместе с тем писатель по­ведал типичную историю мытарств молодой женщины в послевоенные годы. Вспомните героиню замечательного фильма Петра То­доровского «Военно-полевой роман», роль которой так блистательно сыграла актриса Наталья Андрейченко. Эти женщины войны, нужные там, в пекле сражений, когда надо было разить врага, выносить с поля боя раненых и приближать час победы, очень тру­дно входили в мирную жизнь. Задолго до Ас­тафьева А.Н.Толстой в рассказе «Гадюка» столь же взволнованно и беспощадно пока­зал трагедию женщины, пришедшей с вой­ны. (Учащихся эта тема особенно взволнова­ла, они приводили много примеров из произведений о войне, из кинофильмов, из воспоминаний своих родных, расширяя рам­ки темы. Действительно, многие фронтовики не выдерживали это испытание миром. Ис­калеченные, без профессии и образования, вернувшись на пепелище, эти люди не нахо­дили понимания у властей (вас много! всем тяжело!), часто спивались, попрошайничали на улицах и в поездах, кончали жизнь са­моубийством...)

  • Астафьев ведет повествование к не­ожиданной кульминации и развязке, помога­ет нам понять всю красоту материнского подвига. Как автор подводит нас к эпизоду с шинелью?

  • Это гениальный прием по-настоящему талантливого писателя-новелиста! Казалось бы, он по­ведал о прошлом героини, о ее тяжелой жизни, которая научила ее «ни в чем не рас­каиваться и ни о чем не жалеть». И вдруг оговорка, вроде малозначительный штрих: «Впрочем нет. Об одной вещи жалеет. Она жалеет солдатскую шинель без хлястика...»

  • Замечательно! Настоящий мастер все­гда удивит своего читателя «элементом не­ожиданности». Что значила для матери эта шинель?

  • Это память о юности, о войне: в этой шинели она ползала по передовой, вынесла на ней отца своего будущего ребенка, под ней она спала,, мучилась и родила своего сына... По большому счету, эта женщина совершила героический поступок — спасла человека, а возможно, и не одного! Почему же Родина не удостоила ее ни внимания, ни награды?

- Один из героев повести Астафьева «Звездопад» размышляет: «Дети наши при­учены думать так, будто война — это только фронт, где мы лишь тем и занимались, что без конца совершали героические подвиги...». Не кажется ли вам, что главный фронт геро­ини рассказа - это ее жизнь после войны? Почему ее видавшая виды солдатская шинель вызывает в ней столько душевных волнений?

  • В минуту отчаяния и безысходной ну­жды, когда нечем стало кормить сына, «не на что было выкупить горячее питание с дет­ской кухни», она в мартовские морозы «отда­ла за бесценок» на рынке свою спаситель­ную шинель, которая не только оберегала ее от суровых холодов, но и согревала теплом воспоминаний о юности, войне, любви. И еще важная деталь: писатель замечает, что шинель-то эту, без хлястика, было нелег­ко продать, разве что за сущие гроши, пото­му что «на рынке продавалось много шине­лей, почти новых и с хлястиками».

  • Действительно, всего несколько слов понадобилось писателю, чтобы запечатлеть быт послевоенной жизни: на мирные рельсы переходило хозяйство страны, женщины из­влекали из чемоданов и сундуков уцелевшие довоенные наряды, самые притязательные заказывали у портных модные пальто и жа­кеты. Наверняка в студенческой аудитории, где слушала лекции наша героиня, сидели молоденькие девушки, не бывавшие на фронте, хорошо одетые, но было немало и тех, кто донашивал эти спасительные и пе­чальные знаки войны — солдатские шинели, гимнастерки, шапки-ушанки с темными от­метинами — от кокард и звездочек. Но всё это остаётся за пределами текста рассказа – так мастерски новеллист концентрирует словесный материал. Одной фразой в исповедь матери входит упомина­ние о любимом человеке — пусть сын не ду­мает о своем отце плохо. «Она твердо верит: если бы он остался жив, нашел бы их». От­куда такая вера в свою военную любовь?

  • Мать произносит эти слова не затем, чтобы успокоить сына. Война обостряет чув­ства людей. Человек бескомпромиссный, сдержанный, гордый, мать свято верит в свою прошлую любовь и не желает подозре­нием осквернять память о любимом.

  • Посмотрите внимательно на неболь­шую выставку репродукций картин совре­менных художников, запечатлевших эпизоды войны. Это, скорее, память о войне, ее гул­кое эхо. Женщина и война — вещи несовме­стимые. Женщина творит жизнь. Война отни­мает эту жизнь. У героини Астафьева война отняла любимого человека, но не отняла са­му любовь и возможность любить. Живя для сына, она оберегала его от тревог взрослой жизни, ждала душевного взросления маль­чика, чтобы он смог, не осуждая и не прези­рая мать, понять и разделить с ней ее боль... Шинель без хлястика - метафора или сим­вол у Астафьева?

  • Возможно, и то и другое. Очевидно, скрытая аналогия с обездоленной человече­ской судьбой. Предлог «без» указывает на неимение, недостаток, отсутствие чего-ли­бо. Ущербная, без хлястика, шинель — буд­то горькое напоминание о том, как женщина вернулась с фронта без медалей и орденов. Словно кто-то лишил мать этих внешних признаков благополучия и героизма. В этом случае образ, вынесенный в заголовок рас­сказа, вырастает в символ: на этой шинели героиня вынесла с поля боя того, «кто стал отцом ее сына», шинель эта и в мирные дни спасла от голода ребенка, родившегося на этой шинели, первым одеянием которого были не белоснежные пелены и кружевное одеяльце, а... «бязевые портянки».

  • В начале урока, говоря о «кольцевой» композиции рассказа, вы отмечали довери­тельные отношения матери и сына... Мать рассказала сыну о своем военном прошлом. Что изменилось в юноше за эти минуты?

  • Рассказ требует концентрировать ма­териал, тщательно подбирая слова для вы­ражения мысли. Астрономическое время в этой истории, возможно, гораздо пространнее времени ху­дожественного, однако талантливый писа­тель строит повествование «кратчайшим пу­тем», не утомляя читателя. Мать и сын не просто родные люди, но после исповеди ге­роини стали еще большими друзьями. Мать увидела в своем мальчике то надежное плечо, возможность обретения которого у нее украла война. «Теперь тебе станет тяжелее, а мне легче. — Она тряхнула головой. — Ни­чего не поделаешь, так полагается в жизни — все делить пополам»,

— Мать впервые в жизни нарушает давно заведенный в их семье порядок: не поцело­вала сына на ночь, а крепко сжала его руку, «как это делают настоящие друзья». Что мо­жет быть выше этого счастья — обрести в своем ребенке друга, единомышленника, не зараженного подозрительностью и эгоиз­мом, способного думать, «что самая широкая полоса седины, наверное, появилась у мате­ри в тот день, когда она продала шинель».

- Рассказ завершается тревожно и светло одновременно: сын впервые в жизни не мог заснуть и думал о том, что должен прожить очень долгую жизнь и много в ней успеть сделать, «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика». Сын думает о долге и долгой жизни за погибшего отца, за свою мужественную и светлую мать...

- Писатель отказался от имен собст­венных для своих героев. Случайно ли? Не случайно. Слово «мать» вырастает в символ любви и высокой жертвенности.

— Вы правы, о многих героях Астафьева можно сказать его словами: «Обыкновенная человеческая жизнь, доброта, порядочность, внутренняя культура — в этом заключается самая прочная и надежная красота»4... - Талантливый рассказ, по образному выра­жению Ю.Нагибина, читается «в один глоток», в нем ничего нельзя добавить и убавить. «Ши­нель без хлястика» именно такое произведе­ние. «Перепоручая» повествование героине, Астафье ввроде бы сторонний на­блюдатель всего произошедшего. Так ли это на самом деле? - На всех произведениях писателя ле­жит отблеск его судьбы. Астафьев извлекает из своего военного прошлого такие характе­ры, эпизоды, случаи, которые в устах чело­века, не знавшего войны, вне всякого сомнения, звучали бы в высшей степени фаль­шиво и неубедительно. - Верно, присутствие автора мы ощуща­ем в каждой строке и в каждом слове. В бес­пристрастной манере повествования мы чув­ствуем глубокую писательскую боль за человека и любовь к нему. Эти два могучих чувства составляют основу авторского отно­шения к жизни. В этой небольшой прозаической миниа­тюре, скорее, этюде, эскизе к большому роману, мы почувствовали и откровение испо­веди, и едва уловимые черты жития, и отго­лоски притчи, и беспощадную правду были. Наш урок мы завершаем словами литератур­ного критика, много общавшегося и хорошо знавшего писателя: «Виктор Астафьев — пи­сатель суровый. Что ни вещь у него — все правда, не подмалеванная никакими литера­турными румянами»5.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.КОНДРАТОВИЧ А.И. Признание: Портреты. Воспоминания. Полемика. – М., 1987. - С. 127.

2ВОРОНИН С А. Время итогов: Расска­зы, очерки, статьи. — Л., 1987. С. 148.

3.«Сопричастный всему живому»: Очерк // Наш современник. — 1973. № 8.

4«Это сложное бремя»: Беседа с В.Ас­тафьевым . Литературное обозрение. 1986. - № 3. - С. 68".

5КОНДРАТОВИЧ А.И. Указ. соч.С. 127.

6.Чалмаев В.А. Исповедальное слово Виктора Астафьева.// Литература в школе. – 2005. - № 4. – С.6 – 12.