Главная страница

Методическая разработка «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида»



Скачать 86.75 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида»
Степанова Надежда Владимировна
Дата06.03.2016
Размер86.75 Kb.
ТипМетодическая разработка

КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» Минобразования Чувашии

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида»

Выполнила: Степанова Надежда Владимировна

учитель технологии

КС(К)ОУ «Цивильская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 2» Минобразования Чувашии

Цивильск-2015

Введение

Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

которые питают источник творческой

мысли. Другими словами: чем больше

мастерства в детской ладошке, тем умнее

ребёнок»

Сухомлинский В.А.

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число лиц с отклонениями в развитии имеют тенденцию к увеличению. Этому есть ряд причин и патологические факторы, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям. Наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с нарушением интеллекта. Категория таких детей представляет собой весьма разнородную группу. Дети этой группы характеризуются разным темпом и разной динамикой психического развития, потенциалом к коррекционно-педагогическому воздействию и социализации в обществе. У учащихся с нарушением интеллекта плохо развиты творческие способности, в связи с их интеллектуальной недостаточностью - слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. Таким образом, в целом трудовая деятельность осуществляется на более низком уровне, чем у детей с нормальным интеллектом. Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно - перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того чтобы он мог совершать трудовые операции, необходимо, чтобы он был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, ткани, дерева. Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию творческих способностей. На занятиях творческим трудом используются доступные детям виды практической деятельности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук. Учащиеся, занимаясь на уроках развитием творческих способностей, могут добиться больших успехов в изготовлении мягких игрушек, вышивки картин, композиций из природного материала, поделок из бумаги, гипса, пластилина, росписи и бисера. Осуществляя связь эмоциональных состояний с конкретными ситуация. «Проигрывая» состояния через поделку, ребенок моторно закрепляет механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках» учится адекватно выражать свои чувства. Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся. Например, в ходе работы с бумагой ученики учатся ее склеивать, сгибать, скручивать. Выполнение различных поделок, имеет большое значение для всестороннего развития. В процессе её обработке знакомятся с элементами графической грамоты, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого зависит качество работы. Пользуются технологической документацией – чертежом, эскизом, техническим рисунком, технологической картой, выполняют изделие по готовому образцу. Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности развивается эстетическое восприятие, чувство, образные представления и воображение. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? Как распознавать и каким образом развить их?

Существует несколько определений творчества. Известный американский психолог П. Торранс пишет: « Креативность – значит капать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, зажигать солнце, строить замок на песке, проходить сквозь стены, приветствовать будущее». С точки зрения М. Р. Львова, творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону творческих способностей – исполнительную, а более сложная и важная сторона творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне. В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла её переориентация на гуманистические, личностно - центрированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих способностей начиная с раннего возраста.

Проектирование уроков творчества. Цели и задачи уроков

Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет чёткого определения конечной цели. Так же нельзя и создать уроки творчества, предполагающие обучение и развитие творческих способностей. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии. Практика показывает, что развитие творческих способностей у учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой задачей. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:

1. Приобщить учащихся к творческой работе.

2. Прививать интерес к творчеству, поиску.

3. Развивать навыки созидания, самореализации.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, её моделирования. Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих работу своими руками, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату. Творческая деятельность рассматривается как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств, творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью.

Важное место в развитии творческих способностей у школьников с ограниченными умственными возможностями принадлежит наглядному методу с использованием ИКТ, которому присущи элементы творчества, новизны, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, её моделирования.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеет как урочная, так и внеурочная деятельность (кружки). Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе. Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более работоспособным, но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления.

Основой обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка на уроке. Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам и мальчикам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени или возможности посидеть со своим ребёнком, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В школе есть все условия для проведения уроков технологии и развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта. На занятиях систематически проводится работа по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развиваются способности, воспитываются трудолюбие и аккуратность. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрение. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к работе.

Заключение.

О значении творческих заданий на уроках технологии знают все учителя. Сложнее ответить на вопрос: как построить урок, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? Мой опыт работы показал, что применение наглядного метода с использованием ИКТ на уроках технологии в СКОШИ VIII вида и внедрение в педагогическую практику глубоко – дифференцированного подхода, позволяет активизировать потенциальные возможности организма школьников и способствовать развитию творческих способностей. Главным при построение уроков является система планирования. Она должна охватить все годы обучения в среднем и старшем звене. С 5 класса учащиеся ведут тетради и альбомы, папки. В них они учатся кратко записывать теоретический материал (конспектировать), зарисовывать рисунки, схемы, данные по теме урока, в альбомах выполнять чертежи и вклеивать выполненные образцы. За ведение тетрадей и альбомов ученики получают отметки с краткой характеристикой их работы. В конце учебного года лучшие и худшие тетради и альбомы выставляются на выставку, где выбирается лучший ученик, который будет отмечен и награждён. На уроках регулярно используются инструкционно – технологические карты, карточки с заданиями, схемы, анаграммы, печатные пособия, многие учащиеся без особого труда умеют ими пользоваться при выполнении работы. Работы, учеников выставляются на районные, республиканские, всероссийские и международные выставки и конкурсы детского творчества. По окончании которых лучшие ученики награждаются дипломами, грамотами, сертификатами. Занятия на технологии способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; различные виды восприятия, развивает глазомер, воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус. Кроме того, в процессе художественно – трудовой деятельности дети получают практические навыки, такие как умение работать иглой, ножницами, фигурными трафаретами, получают опыт черчения, закрепляют знания о геометрических фигурах