Главная страница

Консультация для родителей Путешествие по квартире как играть с ребенком раннего возраста



Скачать 82.67 Kb.
НазваниеКонсультация для родителей Путешествие по квартире как играть с ребенком раннего возраста
Дата04.08.2016
Размер82.67 Kb.
ТипДокументы

Консультация для родителей
Путешествие по квартире - как играть с ребенком раннего возраста
Посмотрите на мир глазами своего ребенка. Сделайте свою квартиру безопасной, но интересной. Отправьтесь вместе с малышом в путешествие по огромной стране, которая называется КВАРТИРА. Вы сможете сделать много интересных открытий.

Каждая остановка, которую вы будете делать во время путешествия, находится за чудесной дверью. Открыв ее, вы услышите нежный звон. Это звенит колокольчик или бубенчик, подвешенный вами на дверь. Дверной колокольчик поможет ребенку ориентироваться в пространстве и в событиях, происходящих вокруг. Если вы на разные двери повесите колокольчики с разным звучанием, они без слов расскажут малышу, что вы из коридора вошли в ванную, а теперь возвращайтесь в комнату и он сейчас увидит вас. Такое ожидание события и вслед за ним его реализация помогают ребенку устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий.

Итак, в путь!
Остановка первая: «Кухня»

Кухня самое интересное место для малыша, прежде всего потому, что там находитесь вы, и не просто находитесь, а делаете массу удивительных вещей: что-то режете, льете, перекладываете. Вокруг вас творятся чудеса: идет пар, появляются и исчезают запахи. У вас есть два пути: бесконечные запреты или продуманное безопасное развивающее окружение.

Мы надеемся, что вы выбрали второе, и тогда

Наши советы помогут вам.

Итак, что из того, что есть на кухне, можно дать ребенку?

  • Прежде всего, кухонную посуду и утварь: кастрюли и крышки к ним, сито, дуршлаг, формы для выпечки печенья.

Покажите малышу, как можно играть с этими предметами: прятать мелкие предметы в крупные. Постучите крышкой о крышку или ложкой о дно кастрюли. Покажите ребенку, что кастрюли разные по величине, и помогите правильно подобрать к ним крышки.

  • Яркую небьющуюся посуду. Она может быть из пластика или из дерева. Очень хорошо дать расписную деревянную посуду.

Ребенок может вкладывать одну тарелочку в другую и снова вынимать. Это поможет ему на практику познакомиться с размером. Если вы не боитесь, что малыш промокнет, налейте в таз воды, дайте чашку и ситечко, покажите разницу между ними.

  • Пустые пластиковые бутылки и коробки. Малышу будет интересно играть и экспериментировать пластиковой посудой, а ее большое количество позволит разнообразить игру ребенка. Если в одну бутылку насыпать горох, в другую – налить воду, а в третью – поместить металлические детали, получиться набор музыкальных игрушек с разным звучанием. Обклейте горлышко клейкой лентой или пластырем для безопасности и дайте малышу.

  • Коробочки для масла или маргарина. Можно провести с ребенком игру «Угадай, что внутри». В коробочку прячут разные предметы, чтобы ребенок по звучанию угадал, что там. Есть другой вариант игры, когда прячут продукты с сильным запахом, чтобы малыш мог по запаху узнать, что в коробочке.

  • Яркие жестяные коробочки из-под чая, конфет. Многим детям нравиться прятать разные предметы в сундучки и шкатулочки. Как можно играть с ними? На глазах у малыша спрячьте игрушку в одну из коробочек и попросите найти ее. Игра поможет развить память и наблюдательность ребенка. Если спрятать игрушку незаметно для ребенка, то у него развивается навык поиска.

  • Сеточки из-под картошки, лука, фруктов. Сделайте мягкий мяч, наполнив сеточку кусочками ткани и завязав его для безопасности. Можете поместить туда же надоевшую ребенку погремушку. В таком преображенном виде она снова станет интересна вашему ребенку.

  • Трубки из-под фольги. В них можно дуть, гудеть, изображая паровоз. Спрячьте в такую трубку маленькую машинку или шарик. Малышу придется решить сложную практическую задачу: как достать игрушку? Может, постучать трубкой по полу или вытолкнуть черенком ложки?

  • Фольгу. Закатывайте в фольгу старые звучащие игрушки. Получиться гремящий мяч. Может быть, ребенок захочет развернуть и посмотреть, что внутри. Не останавливайте его, пусть удовлетворит свое любопытство. Чтобы его исследовательский пыл не угас, каждый раз прячьте в фольгу новую игрушку.

  • Холодильник. Когда достаете продукты из холодильника, давайте малышу их потрогать. Приговаривайте: "Холодно!" Положите в тарелку кубики льда, дайте потрогать малышу, вместе с ним понаблюдайте, как они тают.

  • Теплые и горячие предметы. Вы познакомили малыша с тем, что такое холодные предметы, теперь дайте ему дотронуться до бутылки, куда вы перелили теплую воду, до полуостывшего чайника, до чашки с чаем, и объясните: это все теплое.

Никогда сами не предлагайте ребенку трогать горячий предмет, даже если знаете, что это безопасно. Такая провокация подорвет его доверие к вам. Еще раз повторяем: вы можете позволить малышу дотро­нуться до относительно горячего предмета, но безопасного, если он сам потянется к нему.

Остановка вторая: «Ванная»

  • Фен для волос. Убедитесь, что ребенок не боится звука работающего фена. В противоположном случае включите и подуйте сначала малышу на волосы, потом осторожно направьте струю на руки. Если вы будете направлять струю на разные части тела и при этом называть их, малыш быст­рее начнет ориентироваться в их названиях.

Дуйте на цветные шары, шарфы из тонкой ткани и кусочки цветной бумаги, поместив их в струю воздуха. Ребенок будет наблюдать и радоваться этому.

  • Стиральная машина. Малыш может помочь вам загружать ее. Подготовка к стирке, конечно, займет больше времени, чем если бы вы сделали ее сами, но принесет вам радость совместного общения. Попросите ребенка найти среди вещей свои штанишки, майку. Если ему трудно выбрать из боль­шого количества вещей, предложите на выбор две вещи, резко отличающиеся по размеру, спросите: "Где твоя рубашка”. Привлеките его внимание к звуку и вибрации машины.

  • Игры в воде. Прежде всего, дайте ребенку дотронуться до теплой и холодной воды, назовите ее. Когда малыш сидит в ванной, опустите в во­ду разные предметы и покажите, как с ними играть: губка - отжимать, кружка - переливать воду, ситечко - смотреть, как льется из него вода ("делать дождик"), пробки и пинг-понговые мячики - вылавливать и складывать в ведерко. Любой плавающий предмет можно опустить под воду и ждать его по­явления на поверхности. Для малыша это может стать любимым развлечением и поможет предвидеть событие.

  • Рисование на запотевшем стекле. Нарисуйте забавную рожицу, предложите малышу провести пальцем по зеркалу. Обратите внимание на след от пальца; вертикальные следы - "дождик", а горизонтальные - "дорожка ".

  • Бельевые прищепки. Насадите прищепки на края пластмассовой тарелочки, предложите ребенку стащить их. Пусть ребенок складывает прищепки в ведерко или коробочку. Прикрепите прищепку к одежде малыша, предложите стащить ее. Сначала прикалывайте ее на глазах у ребенка, потом незаметно, побуждая малыша найти и снять ее.

  • Зубные щетки. Покажите малышу все зубные щетки, потом пос­тавьте их в стаканчик, оставив только одну щетку. После того, как он ее хорошо рассмотрел и потрогал. Попросите найти ее, выбрав из двух, а потом и из всех щеток, стоящих в стаканчике.

Остановка третья: Комната

  • Кусочки ткани разной фактуры (шелк, мех, вельвет, махровая ткань и т.д.). Сложите все в отдельную коробку или сумку. Пусть малыш открывает ее, достает, рассматривает, отщипывает содержимое. Помогите ему в конце игры сложить все обратно.

  • Катушка из-под ниток. Самые хорошие катушки - деревянные, если они еще сохранились у вас. Их можно нанизать на шнур и сделать бусы. Если таких катушек нет, подойдут пластиковые и картонные. Если малышу трудно нанизывать на шнур, используйте провод в пластиковой оболочке.

  • Книги и журналы. Малышу нравится рассматривать не только свои книги, но и журналы взрослых. Вместе рассматривайте картинки в журналах. Выделяйте объекты, знакомые ребенку: собака, машина, папа, мама малыш, дом и т.д. Говорите с ребенком о них.

  • Аквариум. Если у вас дома есть аквариум, привлеките внимание ребенка к ярким цветным рыкам и их передвижениям. Поставьте недалеко от аквариума маленький стульчик. Возможно, он напомнит ребенку, что можно сесть и понаблюдать за рыбками самому.

  • Телефон. Все дети проявляют к телефону постоянный интерес. Если им предлагают игрушечный телефон или даже настоящий, но нерабо­тающий, они не соглашаются с этой заменой. Дайте возможность малышу послушать гудки или речь в настоящем телефоне. Для этого сядьте вместе на пол на коврик или одеяло, поставьте рядом аппарат, позвоните бабушке и попросите поговорить с ребенком.

  • Домик под столом. Очень хорош для этого письменный стол, но подойдет и любой другой. Двери можно сделать из диванной подушки. Возможно: вы решите, что это не дом, а гараж или теремок - все зави­сит от вашей фантазии и интересов ребенка.

  • Шкафы и тумбочки. Выделите своему ребенку место в шкафу или тумбочке, куда вы вместе будете складывать игрушки, и откуда он сможет их сам доставать. Еще несколько отделений с неопасными вещами, напри­мер с одеждой, малыш тоже может обследовать. Остальные закройте, чтобы не портить себе и ребенку настроение постоянными «нельзя».

  • Радио. Включайте их лишь время от времени. Если радио работает целый день, ребенок перестает его слышать.

  • Магнитофон. В продаже есть записи детских песенок, класси­ческих мелодий, переработанных для детей, народные песни и многое дру­гое. Не ищите только простые по содержанию записи. Возможно, вашему ребенку понравятся и песни для взрослых. Есть записи, воспроизводящие звуки природы.

Совершайте под музыку разные движения, в зависимости от харак­тера музыки: маршируйте, танцуйте, укачивайте куклу.

  • Альбом с фотографиями. Рассматривайте сначала вместе с ребен­ком, называйте тех, кто там изображен, составляйте с ним короткие рассказы. Просите малыша показать пальчиком того, о ком вы говорите, а если он может, то и назвать его имя. Через некоторое время рассматривание фотографий может стать его любимым занятием. Если малыш перед сном с трудом успокаивается, такая совместная игра беседа поможет ему приготовиться ко сну.

  • Фонарик. Включив фонарик и погасив в комнате свет, вы може­те показать, как движется по стене и потолку луч света. Направляйте световое пятно на разные предметы и называйте их. Предложите малышу самому поводить фонариком.

  • Пусть по вашей просьбе он попробует осветить телевизор, свою кроватку и другие знакомые ему предметы.

Остановка четвертая: «Прихожая»

  • Обувь. Как бы вы ни были против игры ребенка с обувью, вам с этим придется смириться. Время от времени, вы будете обнаруживать вашего ребенка, сидящего на полу в прихожей и играющего с ботинками и сапогами. У вас все та же альтернатива: запреты или признание за малышом права выбора объекта для исследования. Во втором случае вам потребуется организовать среду и поиграть вместе с малышом.

Как можно играть с обувью:

  • вытаскивать и вставлять шнурки;

  • застегивать и расстегивать молнию на сапогах;

  • выстраивать обувь в ряд или вместе с малышом искать его туфельки и сапожки.

  • Если вы сделаете вид, что собираетесь натянуть их на себя, это рассмешит маленького участника игры.

  • Закончив игру, вместе с ребенком уберите обувь на место.

  • Головные уборы. Для игры с головными уборами вам понадобится зеркало. Головные уборы можно:

  • снимать и надевать на малыша шапку перед зеркалом;

  • надеть и предложить малышу самому снять ее;

  • дать малышу в руки шляпу и предложить надеть на вас;

  • надеть на малыша шапку так, чтобы она закрывала его глаза, и спросить: "Где (имя малыша)?";

  • заслонить шляпой свое лицо и сказать: "Ку-ку!" Побуждать ребенка снять с вас шляпу.

  • Верхняя одежда. Перед тем, как выйти гулять, попросите ма­лыша показать, где его курточка. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал в одевании. Протяните ему рукав и попросите вставить руку. Когда рука будет в рукаве, спросите его: "Где же твоя ручка? Ее нет?" Когда кисть появится из рукава, обрадуйтесь ее появлению. Когда вы придете с прогулки, снимите с ребенка пальто или куртку, оставив неснятым только один рукав. Когда малыш завершит начатое вами действие и снимет одежду, похвалите его.

Хорошо, если есть низко прибитая вешалка. Ребенок будет пос­тепенно приучаться вешать на нее свою одежду.

  • Игрушки для прогулки. У вас есть набор игрушек, предназна­ченных для прогулок. Предложите малышу самому выбрать, что он хочет взять с собой. Это не значит, что вы должны брать только то, что он выбрал. Вам ведь тоже известны его вкусы, и, чтобы не возвращаться до­мой, захватите и другие игрушки. Но, предоставляя малышу право выбора, вы учите его принимать решения.

  • Звонок. Многие дети боятся звонка, особенно если у него резкий и громкий звук. Помогите малышу познакомиться со звонком в игре. Выйдите с малышом за дверь и помогите ему нажать на кнопку звонка. Другой взрослый откроет дверь, обнимет малыша, похвалит его. Обычно страх после таких игр проходит.


Вот и закончилось наше путешествие по квартире. Мы уверены, что вы вместе с малышом совершите много разных удивительных открытий. Маленький человечек поможет вам увидеть мир, сверкающий чудесными красками, с удивительными запахами, шорохами и таинственными превращениями.