|
Что происходит, когда родители замечают, что у ребенка проблемы с речью? Ребенка ведут к логопеду, зная, что речевыми проблемами занимается этот специалист. Но ведь логопед это педагог- дефектолог, но не врач Что происходит, когда родители замечают, что у ребенка проблемы с речью? Ребенка ведут к логопеду, зная, что речевыми проблемами занимается этот специалист. Но ведь логопед это педагог- дефектолог, но не врач. Сначала ребенок должен попасть к врачу, желательно детскому неврологу. Для правильного развития речи ребенка важно прежде всего состояние его нервной системы. Потому что речь – это функция нервной системы, мозга ребенка.
Почему все больше «больных детей»? Синдром дефицита внимания и гиперактивности составляет по разным данным от 5 до 20%. Количество детей с нарушением обучения чтению (дислексией) по некоторым данным доходит до 40%. Детей с задержкой развития речи – 7.6%; с клиническим нарушением координации движений – 7.4%. Резко увеличилось число детей с аутизмом и аутическими синдромами – 1 ребенок на 156 родившихся. Во много раз выросло число детей с аффективными нарушениями поведения – и так далее. В чем причина? В экологии? Скорее в нашем образе жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль – малоподвижный образ жизни.
Крылатая фраза известного невролога А.Ю.Ратнера: «Все мы родом из родов». Он считал, что в основе нарушений развития нервной системы ребенка, лежат события, произошедшие во время беременности и родов.
Итак, за последние 25-30 лет резко сократилась двигательная активность детей. В частности девочек. А девочки, которые выросли в «гиподинамический» период нашей истории, зачастую не готовы к столь сложному и ответственному акту, как роды. В результате количество проблем резко возросло, и сказалось на состоянии нервной системы родившихся детей, стало причиной возникновения нарушений поведения, расстройства речи, проблем с обучением.
Ребенок рождается стволовым существом. К моменту родов из всех отделов нервной системы полностью готовы функционировать только спинной мозг, ствол мозга и мозжечок. При неблагоприятном течении родов эти структуры наиболее ранимы, поскольку они требуют большого количества кислорода и недостаток его вызывают дальнейшие нарушения.
Что такое родовая травма? Центральная нервная систем состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг защищен костями черепной коробки и спинномозговой жидкостью – это своеобразный амортизатор. Поэтому травмы головного мозга при родах встречаются редко. Спинной мозг – не только промежуточная инстанция, передающая к мышцам команды головного мозга. Он является самостоятельным органом.
Вся эта система должна постоянно обеспечиваться кислородом. Если наступают временные или постоянные перебои кислородом – жди беды.
Шейный отдел спинного мозга замурован в шейные позвонки. В промежутках между ними проходят важнейшие сосуды – артерии. Во время родов чаще всего страдают позвоночные артерии. При повышенных нагрузках на шейный отдел позвоночника во время родов, наступает спазм артерий. Стволовые структуры мозга оказываются на голодном пайке.
Мы помним, что нервные клетки не восстанавливаются – это не совсем так. Вернее сказать – клетки эти теряют активность.
Давайте посмотрим, какие проблемы возникают у детей после таких родовых травм:
1.Неврологическое нарушение слуха. Это не значит, что ребенок ничего не слышит. Ребенок плохо воспринимает речь, надо несколько раз повторить фразу, чтобы ребенок среагировал. Дети приходят из школы, но ничего не помнят из того, что говорил учитель (это не невнимательность, не рассеянность, не нежелание учиться). Таких детей до 8%. Они плохо понимают быструю речь, речь в толпе, в классе, в транспорте – везде, где шумно. Эти дети плохо воспринимают новые сложные, иностранные слова. Но в нормальной, спокойной, привычной обстановке проблем не наблюдается. Чтобы выявить эту проблему, требуется специальное тестирование. Детей таких необходимо лечить у невролога. Лечение дает хороший результат.
2.Специфическое нарушение речи. Алалия. Главный симптом алалии – задержка развития речи. Надо знать – процесс созревания речевых центров начинается в 3-4 года – заканчивается в среднем школьном возрасте.
3.СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Это большая школьная проблема.
4.Дислексия – специфическая трудность в обучении чтению. Дети плохо воспринимают речь на слух, но прекрасно понимают прочитанное. У таких детей бывают проблемы с равновесием, моторными навыками, координацией и способностью оценивать время.
5.Трудности в обучении.
Дизграфия – проблемы с письмом. Дети с трудом могут излагать свои мысли в письменном виде, так им трудно писать (чисто механически). Дигартрия «каша во рту».
Родителям, чьи дети имеют нарушения речи, должны обратиться к детскому неврологу для постановки диагноза. Неврологическое лечение – массаж, электрофорез, активная лечебная физкультура, возможно медикаментозная терапия. |
|
|