Главная страница

Конструирование и изготовление изделий из древесины



НазваниеКонструирование и изготовление изделий из древесины
Дата05.04.2016
Размер58.1 Kb.
ТипИзложение

План-конспект урока

Тема: Конструирование и изготовление изделий из древесины.

Цель: создать условия для формирования умений и навыков при конструировании изделий из древесины;

воспитывать у учащихся самостоятельность, настойчивость в достижении цели, способность к творчеству;

способствовать развитию вооб­ражения, технического творчества.
Объект труда: угольник столярный.

Оборудование: верстак, заготовки, линейка, карандаш, угольник, стамеска, киянка, рубанок, рашпиль, шлифо­вальная шкурка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка го­товности учащихся к уроку, назначение дежурных по мастерской.

Сообщение темы и цели урока.


  1. Изложение нового материала.

- Что вы понимаете под термином «конструирование»?

( выслушиваются предположительные ответы)

Конструирование — это разработка конструкции изделия.

Под конструкцией понимают устройство (изделие) с определенным вза­имосвязанным расположением его частей, способов их соединения и взаимодействия.

Любому процессу конструирования предшествует подготовительный этап.
Подготовительный этап.

1. Возникновение проблемы.

Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникнове­ние проблемы. Перед учеником ее может поставить учитель, а может определить ее и он сам. Посмотрим вокруг: с какими трудностями сталкивается он, его близкие, друзья, окружающие люди? Чем он мо­жет помочь себе и им. Какие умения и навыки хочет развить в себе? Когда он ответит на эти и подобные им вопросы, то поймет, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.

2. Выявление основных параметров и ограничений.

Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому, сразу необхо­димо определить основные параметры и ограничения предполагаемо­го изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями.

3. Миниисследование (выявление традиций, истории, тенденций)

Очевидно, не стоит "заново изобретать велосипед". Это беспо­лезная и никому не нужная работа. Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современ­ности. Данное исследование поможет в этом.

4. Сравнительный анализ.

Для анализа подбирают конструкции, одинаковые по назна­чению и различные по устройству. Сравнивая конструкции между собой и сопоставляя с возможными условиями их изготовления и применения, выбирают лучшую. В анализ (например, приспособ­лений) входят критерии оценки совершенства конструкции, про­изводительности труда, качества продукции, безопасности рабо­ты и, применительно к учебным мастерским, учебно-воспитатель­ного воздействия на учащихся.

Совершенство конструкции определяется числом деталей и подвижных соединений, наличием унифицированных деталей, простотой изготовления и обслуживания. Если результаты при­менения одинаковы, лучшей считается конструкция, которая со­держит меньше деталей и подвижных соединений. Предпочти­тельнее конструкция при прочих равных качествах, имеющая меньше деталей, большая часть которых унифицирована.
Основные требования к проектированию изделий

Технологичность позволяет производить изделие на уни­версальном оборудовании легко и без излишних затрат. Техно­логичной считается деталь, изготовленная с наименьшими за­тратами труда, например только механической обработкой. Нетехнологичными считаются детали, конструкции которых требуют ручной обработки, хотя можно было бы обойтись и без нее.

Экономичность требует производства изделия с наимень­шими затратами, получением наибольшей прибыли при эксплу­атации изделия или реализации технологии. Экономичность противоречит точности детали или изделия. Чем выше точ­ность, тем больше времени, энергии, человеческих сил потребу­ется на изготовление детали, тем дороже она будет. Поэтому точность изготовления должна быть такой, чтобы деталь не сто­ила слишком дорого.

Эргономика (отрасль науки, изучающая человека и его дея­тельность в условиях производства) предусматривает изготов­ление такого изделия, которое бы обслуживалось человеком с наименьшими затратами его энергии, движений, сил, было бы удобным в использовании.

Безопасность предусматривает создание и эксплуатацию изделий без нарушения жизнедеятельности человека. При ис­пользовании готового изделия должна исключаться возмож­ность травматизма.

Экологичность проекта заключается в изготовлении и эксплуатации изделий без нанесения вреда окружающей среде.
Этапы конструирования

1. Выполнение набросков, рисунков.

Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия. У разработчика (конструктора) в ходе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его художественному оформлению — дизайну.

2. Выполнение эскизов, чертежей. При подготовке рабочих чертежей, конструктор решает вопросы подбора материалов с учетом их оптимальной работоспособно­сти, свойств; определения величин нагрузок, действующих на детали, узлы; производит расчет размеров деталей.
Таким образом, сам процесс конструирования предполагает са­мостоятельную мыслительную работу по определению формы каждой детали, наиболее соответствующей ее назначению и возможности изготовления (технологичности) в зависимости от того, будет ли производство единичным или серийным.

При конструировании изделий, состоящих из нескольких де­талей, определяют способы их соединения и взаимодействия, по­рядок обработки и сборки, т. е. осуществляют планирование и ос­мысливание предстоящей работы.

Занятия по конструированию способствуют активизации умст­венной деятельности, развивают наблюдательность, помогают соз­нательно усваивать учебный материал, ускоряют формирование тру­довых навыков.

Будущий учитель труда обязан овладеть конструированием изделий, умениями руководить юными конструкторами.
III. Практическая работа.

Задание:

1) сконструируйте несколько вариантов столярного угольника из древесины;

2) выполните технический рисунок лучшего варианта вашего столярного угольника и чер­тежи его деталей;

3) продумайте, будет ли ваше изделие обладать достаточной прочностью, надежностью; будет ли оно технологичным;

4) изготовьте столярный угольник.

Инструктаж по технике безопасности:

1) Необходимо соблюдать общие правила безопасности тру­да, работать только исправным и остро заточенным инструментом.

2) Следует надежно закреплять заготовки в зажимах верстака.

3) Следует быть осторожным при работе со стамеской.

4) Нельзя сдувать стружки и сметать их рукой, следует поль­зоваться щеткой-сметкой.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за со­блюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Возможные ошибки:

— несоответствие размеров размеченных заготовок, необхо­димость подгонки; причины: неточность измерительного инстру­мента, несоблюдение приемов разметки или неаккуратность, нев­нимательность работающего.
IV. Заключительная часть урока.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможно­стей применения полученных знаний, умений и навыков в общест­венно полезном труде.

Домашнее задание:

повторить пройденный материал;
Уборка рабочих мест.