КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ 1 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТИВНОЙ КАРТЫ «МОРДОЧКА СОБАЧКИ»
ЗАДАЧИ
Развитие конструктивных способностей и мелкой моторики.
а) Развивать умение складывать квадрат по диагонали и пополам, совмещая стороны и углы;
б) развивать умение фиксировать линии сгибов от центра к краям;
в) познакомить с условными обозначениями на конструктивной карте и научить их применять в процессе складывания;
Развитие математических представлений
а) закрепить знания математических понятий: угол, сторона, квадрат, треугольник;
б) закрепить умение ориентироваться на плоскости квадрата: верхний, нижний, левый, правый угол, середина.
Речевые задачи
а) учить детей согласовывать существительное с прилагательным и числительным;
б) обогатить словарный запас за счет названий условных обозначений на конструктивной карте: линия сгиба, возвратная стрелочка\ и за счёт подбора прилагательных к слову собачка
в) активизировать словарь детей за счет словосочетаний: загнуть вниз наискосок, загнуть назад, загнуть вовнутрь;
г) побуждать детей участвовать в обсуждении процесса изготовления поделки.
Развитие психических функций
Учить детей, выполняя работу, следить по конструктивной карте за ходом обсуждения последовательности складывания, используя фишку.
Воспитательная задача
Испытывать радость от полученной фигурки, желание играть с ней.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Упражнения по отработке основных элементов складывания (по диагонали, пополам) и способов аккуратного складывания (совместить углы и стороны, прогладить линии сгиба от центра к краям).
Рисование собачки по клеткам, обводка картинки через кальку, выкладывание фигурки собачки из палочек
Чтение р.н.с. «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», где одним из героев является собачка. Повторить диалог собачки с этими персонажами.
Материалы к занятию
Конструктивные карты на каждого ребенка, плюс одна карта у воспитателя.
Квадраты коричневой бумаги 10x10 см на каждого ребенка, у воспитателя - 15x15 см.
Фломастеры, клей.
Кукла «Оригами».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 часть.
Появляется кукла «Оригами». - Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас снова. Сегодня на занятии вы научитесь делать мордочку собачки (показывает). Ее можно будет надевать на указательный палец, вот так, и собачка стать героем диалога или сказки. Послушайте стишок про собачку:
Хозяин собачку за стол не сажает И это, конечно, ее обижает, Не так уж приятно приличной собачке Сидеть на полу, ожидая подачки !... Но дайте собачке кусочек печенья, И сразу окончатся все огорченья.
В помощь для изготовления мордочки собачки я принесла конструктивные карты (раздает их детям). Посмотрите, ребята, по картам, какой формы бумага вам понадобится? (раздает квадраты)
II часть.
Дети вместе с воспитателем участвуют в обсуждении изготовления поделки по основным и вспомогательным вопросам с использованием конструктивной карты.
Воспитатель: прежде, чем начать складывать, вспомните, какие должны быть сгибы и как их правильно делать. Надо точно совмещать стороны и углы и проглаживать линии сгиба.
Поставьте фишку на цифру 1.
Вопросы воспитателя
| Ответы детей
| Посмотрите, как нужно положить квадрат, цветной или белой стороной вниз?
Что находится вверху: угол или сторона квадрата?
Что обозначает пунктирная линия?
Какая фигура получится, если сложить квадрат по пунктирной линии?
Как нужно сложить квадрат, чтобы получился треугольник?
| Цветной стороной вниз.
Угол находится вверху.
Обозначает линию сгиба Получится треугольник
Соединить верхний угол с нижним (дети выполняют действие самостоятельно)
| Воспитатель: Если у вас получилось, как на карте, то передвигаем фишку на цифру 2.
| Вопросы воспитателя
| Ответы детей
| Посмотрите, как нужно положить треугольник: наверх сгибом или углами ?
Какую незнакомую стрелочку вы видите? (возвратную). Она обозначает, что нужно сложить фигуру, куда она показывает, и снова раскрыть (показать на своей карте)
Как нужно сложить треугольник?
| Положить сгибом наверх
Правый угол соединить с левым (дети выполняют действие)
| Воспитатель: если у вас получилось, как на карте, то передвигаем фишку на цифру 3.
Вопросы воспитателя
| Ответы детей
| Что показывают пунктирная линия и стрелочка?
Мы сгибаем в стороны слева и справа два треугольника. Получились ушки у собачки (показывает на своей карте)
Встретились ли эти треугольники? Где?
| Нужно загнуть углы вниз по стрелочке.
Они встретились посередине линии сгиба, (дети выполняют действие)
| Воспитатель: если у вас получилось, как на карте, то передвигаем фишку на цифру 4
| Вопросы воспитателя
| Ответы детей
| Что мы должны сделать дальше ?
| Нужно загнуть верхний угол назад. (Дети выполняют действие)
| Воспитатель: если у вас получилось, как на карте, то передвигаем фишку на цифру 5.
| Вопросы воспитателя
| Ответы детей
| Что мы должны сделать сейчас ? Большие ли уголки надо загнуть ? Чего не хватает нашим собачкам ?
| Мы должны загнуть нижние углы вовнутрь.
Маленькие.
(Дети выполняют последние действия) Нужно нарисовать глаза, носик и рот.
|
Воспитатель: возьмите фломастеры и нарисуйте мордочку своей собачке.
Чтобы собачку можно было надеть на пальчик и она ожила, мы склеим боковые стороны (показывает).
Физминутка Кто живёт у нас в квартире
Раз, два, три, четыре
(Хлопки в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире?
(Шаги на месте)
Раз, два, три, четыре, пять
(Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать
(Шаги на месте)
Папа, мама, брат, сестра
(Хлопки в ладоши)
Пёс Барбос, два щенка,
(Наклоны туловища влево - вправо)
Вот и вся моя семья
(Хлопки в ладоши)
III часть
Воспитатель: оденьте мордочку собачки на указательный палец. Покажите девочке «Оригами», какие собачки у вас получились. Давайте посмотрим, у кого из вас они получились особенно хорошо и почему.
Девочка «Оригами» дает оценку, акцентируя внимание на четкость линий сгиба и правильность выполнения всех действий складывания. Прощается, уходит.
Воспитатель спрашивает у детей: «Какие у нас собачки?» (Кусачие, игривые, красивые, послушные, умные...)
Воспитатель предлагает их сосчитать, подставляя к существительному «собачка» предложенное ребёнком прилагательное. Например: один игривая (кусачая) собачка, две (три, четыре) игривые (кусачие) собачки, пять игривых (кусачих) собачек. |