|
Конспект урока в 5-м классе на тему "Правописание о-ё после шипящихиЦв окончаниях существительных" Конспект урока в 5-м классе на тему "Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных".
Цели урока:
• отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц;
• формирование умения применять правило написания О-Е после шипящих и Ц.
Тип урока: урок – изложение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Упражнение 359 (устно) – Образуй от данных слов существительные с суффиксом – чик (щик). Морфемный разбор слов: зимовщик, переписчик.
- В каких случаях пишутся буквы ч и щ в суффиксе имен существительных –чик (-щик). (После букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях буква щ.
III. Повторение.
– Работа по карточкам в 2-х вариантах. (Приложение)
– Устная синтаксическая минутка. (Проводится с теми учащимися, которые не работают по карточкам)
Задание. Составьте предложения по данным схемам, используя в них предложенные слова. Объясните постановку знаков препинания. (Удачные предложения записать в тетради).
• [ ], и [ ] шорох
• А: «П» желтый лист
• «П?» – а крыжовник
– Задание для учащихся всего класса
Запись словосочетаний с пояснением и графическим выделением орфограммы «Буквы Е-О после шипящих в корне слова».
Трудолюбивые пчелы, спелый крыжовник, желтый одуванчик, мягкая шерстка, тихий шепот, ровный шов.
– Ребята, в какой морфеме находится орфограмма? (В корне) Как она называется? ( «Буквы Е-О после шипящих в корне слова»).
– Что называется корнем? (Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой орфограммой «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Запись темы урока в тетрадях. «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
– Что называется окончанием ? ( Окончание – это изменяемая часть слова, в которой заключено его грамматическое значение. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)
IV. Объяснение нового материала.
На доске изображена таблица. Падеж, число
| О
| Е
| И.п. ед.ч.
| Кольцо
| Солнце
| Т.п. ед.ч.
| Свечой Плащом Ковшом Ножом Свинцом
| Тучей Рощей Маршем Пляжем Глянцем
| Р.п. мн.ч.
| Борцов
| Горцев
| Наблюдения по таблице, выполнение заданий
• Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)
• Что такое имя существительное? (Имя существительное – часть речи, которая имеет общее грамматическое значение «предмет». «Предмет» в грамматике – это то, о чем можно спросить «кто это?» или «что это?». Имя существительное имеет морфологические признаки рода, числа, падежа. В предложении имя существительное чаще всего бывает подлежащим или дополнением.)
• В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)
• После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)
• Определите ударение в словах.
Выводы из наблюдений.
Сформулировать правило пытаются ученики. Учитель обобщает выводы учащихся.
Проговаривается орфограмма «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.( стр.18 учебник)
V. Закрепление изученного материала.
- Задание. Вставьте буквы. Запишите слова с орфограммой «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» в два столбика.
- крыш..й, дач..й, рощ..й, мяч..м, улиц..й, удач..й, ключ..м, колодц..в, дворц..в, калач..м.
Физкультминутка.
Буратино подтянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, верно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
Запись словосочетаний с комментированием. Составьте словосочетания с данными словами. В каких словах в окончании пишется О, а в каких Е ? Почему?( устно)
На доске: Быть
| храбрец гордец ленивец упрямец
| Стать
| молодец живописец продавец земледелец
| Познакомиться
| горец кавказец тамбовец норвежец
| С помощью какого суффикса образованы названия лиц (людей) по месту их жительства? (-ец)
- Задание. Поставьте данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Запишите.
1.Дорога за берёзовой (роща) поворачивала налево. 2.Бригада (врачи) выехала в районы, заражённые эпидемией. 3.Дети с удовольствием ели бульон с (лапша). 4.Мама резала (нож) овощи для салата. 5.Я поехал отдыхать вместе с (товарищ).
- Графически обозначьте условия выбора о и е.
- Выполнение заданий упражнения 363
Т.п. ед. ч.
| Р.п. мн. ч.
| мудрецом
| мудрецов
| безумцем
| безумцев
| упрямцем
| упрямцев
| отцом
| отцов
| пловцом
| пловцов
| счастливцем
| счастливцев
| старцем
| старцев
| горцем
| горцев
| молодцем
| молодцев
| гостинцем
| гостинцев
| добровольцем
| добровольцев
| колодцем
| колодцев
| РЕЗЕРВ.
- Повторение пройденного. Задание. Определите склонение, падеж имён существительных, впишите окончания.
Море
Петя добрался до первой мел.. . Сердце у
мальчика забилось от радост.. У Пети в
коллекци.. был всего один морской конёк, а
здесь их было так много. Но вдруг Петя
увидел на обрыв.. отца, который звал его.
Голос отца вернул Петю к горькому чувству
разлук.. с мор.. .
(В.Катаев)
V. Подведение итогов урока
Ребята, в каком случае после шипящих и Ц в окончаниях существительных пишется буква О, в каком – Е ?
VI. Запись домашнего задания
Упражнение 364. – Спиши, распределяя слова по двум колонкам: с буквой О в окончании и с буквой Е в окончании. Графически обозначь условия выбора орфограммы.
Выучить наизусть правило учебника ( стр. 18 ).
Приложение №1
Карточка № 1
Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее. Природа – это волшебник, она не только дарит нам радость, но и с…здает разные уд…вительные вещи, надо только нагнут(?)ся и поискать их. (Что?) Природа – (впиши часть речи____________________), так как
1.Обозначает _______________________
2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.),
____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число,
_____ падеж.
3. В предложении выполняет роль _____________
Карточка № 2
Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее. Туманным весенн…м утром шел лесом, возвр…щался с глухариного тока человек. (Кто?) Человек – (впиши часть речи____________________), так как
1.Обозначает _______________________
2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.),
____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число,
_____ падеж.
3. В предложении выполняет роль _____________ |
|
|