|  |   Конспект урока в 5-м классе на тему "Правописание о-ё после шипящихиЦв окончаниях существительных"| Конспект урока в 5-м классе на тему "Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных".
 
 Цели урока:
 
 • отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц;
 
 • формирование умения применять правило написания О-Е после шипящих и Ц.
 
 Тип урока: урок – изложение нового материала.
 
 Ход урока
 
 I. Организационный момент.
 
 II. Проверка домашнего задания.
 
 Упражнение 359 (устно) – Образуй от данных слов существительные с суффиксом – чик (щик). Морфемный разбор слов: зимовщик, переписчик.
 
 - В каких случаях пишутся буквы ч и щ в суффиксе имен существительных –чик (-щик). (После букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях буква щ.
 
 III. Повторение.
 
 – Работа по карточкам в 2-х вариантах. (Приложение)
 
 – Устная синтаксическая минутка. (Проводится с теми учащимися, которые не работают по карточкам)
 
 Задание. Составьте предложения по данным схемам, используя в них предложенные слова. Объясните постановку знаков препинания. (Удачные предложения записать в тетради).
 
 • [ ], и [ ] шорох
 
 • А: «П» желтый лист
 
 • «П?» – а крыжовник
 
 – Задание для учащихся всего класса
 
 Запись словосочетаний с пояснением и графическим выделением орфограммы «Буквы Е-О после шипящих в корне слова».
 
 Трудолюбивые пчелы, спелый крыжовник, желтый одуванчик, мягкая шерстка, тихий шепот, ровный шов.
 
 – Ребята, в какой морфеме находится орфограмма? (В корне) Как она называется? ( «Буквы Е-О после шипящих в корне слова»).
 
 – Что называется корнем? (Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)
 
 Сегодня на уроке мы познакомимся с новой орфограммой «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
 
 Запись темы урока в тетрадях. «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
 
 – Что называется окончанием ? ( Окончание – это изменяемая часть слова, в которой заключено его грамматическое значение. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)
 
 IV. Объяснение нового материала.
 
 На доске изображена таблица.
 
      | Падеж, число
 
 | О
 
 | Е
 
 |   | И.п. ед.ч.
 
 | Кольцо
 
 | Солнце
 
 |   | Т.п. ед.ч.
 
 | Свечой
 Плащом
 Ковшом
 Ножом
 Свинцом
 
 | Тучей
 Рощей
 Маршем
 Пляжем
 Глянцем
 
 |   | Р.п. мн.ч.
 
 | Борцов
 
 | Горцев
 
 |  Наблюдения по таблице, выполнение заданий
 
 • Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)
 
 • Что такое имя существительное? (Имя существительное – часть речи, которая имеет общее грамматическое значение «предмет». «Предмет» в грамматике – это то, о чем можно спросить «кто это?» или «что это?». Имя существительное имеет морфологические признаки рода, числа, падежа. В предложении имя существительное чаще всего бывает подлежащим или дополнением.)
 
 • В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)
 
 • После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)
 
 • Определите ударение в словах.
 
 Выводы из наблюдений.
 
 Сформулировать правило пытаются ученики. Учитель обобщает выводы учащихся.
 
 Проговаривается орфограмма «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
 
 После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.( стр.18 учебник)
 
 V. Закрепление изученного материала.
 
 - Задание. Вставьте буквы. Запишите слова с орфограммой «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» в два столбика.
 
 - крыш..й, дач..й, рощ..й, мяч..м, улиц..й, удач..й, ключ..м, колодц..в, дворц..в, калач..м.
 
 Физкультминутка.
 
 Буратино подтянулся,
 
 Раз качнулся, два качнулся,
 
 Руки в стороны развел,
 
 Ключик, верно, не нашел.
 
 Чтобы ключик нам достать,
 
 Нужно на носочки встать
 
 Запись словосочетаний с комментированием. Составьте словосочетания с данными словами. В каких словах в окончании пишется О, а в каких Е ? Почему?( устно)
 
 На доске:
 
     | Быть
 
 | храбрец
 гордец
 ленивец
 упрямец
 
 |   | Стать
 
 | молодец
 живописец
 продавец
 земледелец
 
 |   | Познакомиться
 
 | горец
 кавказец
 тамбовец
 норвежец
 
 |  С помощью какого суффикса образованы названия лиц (людей) по месту их жительства? (-ец)
 
 - Задание. Поставьте данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Запишите.
 
 1.Дорога за берёзовой (роща) поворачивала налево. 2.Бригада (врачи) выехала в районы, заражённые эпидемией. 3.Дети с удовольствием ели бульон с (лапша). 4.Мама резала (нож) овощи для салата. 5.Я поехал отдыхать вместе с (товарищ).
 
 - Графически обозначьте условия выбора о и е.
 
 - Выполнение заданий упражнения 363
 
     | Т.п. ед. ч.
 
 | Р.п. мн. ч.
 
 |   | мудрецом
 
 | мудрецов
 
 |   | безумцем
 
 | безумцев
 
 |   | упрямцем
 
 | упрямцев
 
 |   | отцом
 
 | отцов
 
 |   | пловцом
 
 | пловцов
 
 |   | счастливцем
 
 | счастливцев
 
 |   | старцем
 
 | старцев
 
 |   | горцем
 
 | горцев
 
 |   | молодцем
 
 | молодцев
 
 |   | гостинцем
 
 | гостинцев
 
 |   | добровольцем
 
 | добровольцев
 
 |   | колодцем
 
 | колодцев
 
 |  РЕЗЕРВ.
 
 - Повторение пройденного. Задание. Определите склонение, падеж имён существительных, впишите окончания.
 
 Море
 
 Петя добрался до первой мел.. . Сердце у
 
 мальчика забилось от радост.. У Пети в
 
 коллекци.. был всего один морской конёк, а
 
 здесь их было так много. Но вдруг Петя
 
 увидел на обрыв.. отца, который звал его.
 
 Голос отца вернул Петю к горькому чувству
 
 разлук.. с мор.. .
 
 (В.Катаев)
 
 V. Подведение итогов урока
 
 Ребята, в каком случае после шипящих и Ц в окончаниях существительных пишется буква О, в каком – Е ?
 
 VI. Запись домашнего задания
 
 Упражнение 364. – Спиши, распределяя слова по двум колонкам: с буквой О в окончании и с буквой Е в окончании. Графически обозначь условия выбора орфограммы.
 
 Выучить наизусть правило учебника ( стр. 18 ).
 
 Приложение №1
 
 Карточка № 1
 
 Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее.
 Природа – это волшебник, она не только дарит нам радость, но и с…здает разные уд…вительные вещи, надо только нагнут(?)ся и поискать их.
 (Что?) Природа – (впиши часть речи____________________), так как
 
 1.Обозначает _______________________
 
 2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.),
 
 ____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число,
 
 _____ падеж.
 
 3. В предложении выполняет роль _____________
 
 
 Карточка № 2
 
 Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее.
 Туманным весенн…м утром шел лесом, возвр…щался с глухариного тока человек.
 (Кто?) Человек – (впиши часть речи____________________), так как
 
 1.Обозначает _______________________
 
 2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.),
 
 ____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число,
 
 _____ падеж.
 
 3. В предложении выполняет роль _____________
 | 
 |  |