Главная страница


Конспект урока в 5-м классе на тему "Правописание о-ё после шипящихиЦв окончаниях существительных"



Скачать 54.09 Kb.
НазваниеКонспект урока в 5-м классе на тему "Правописание о-ё после шипящихиЦв окончаниях существительных"
Дата06.03.2016
Размер54.09 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока в 5-м классе на тему "Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных".

Цели урока:

• отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц;

• формирование умения применять правило написания О-Е после шипящих и Ц.

Тип урока: урок – изложение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Упражнение 359 (устно) – Образуй от данных слов существительные с суффиксом – чик (щик). Морфемный разбор слов: зимовщик, переписчик.

- В каких случаях пишутся буквы ч и щ в суффиксе имен существительных –чик (-щик). (После букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях буква щ.

III. Повторение.

– Работа по карточкам в 2-х вариантах. (Приложение)

– Устная синтаксическая минутка. (Проводится с теми учащимися, которые не работают по карточкам)

Задание. Составьте предложения по данным схемам, используя в них предложенные слова. Объясните постановку знаков препинания. (Удачные предложения записать в тетради).

• [ ], и [ ] шорох

• А: «П» желтый лист

• «П?» – а крыжовник

– Задание для учащихся всего класса

Запись словосочетаний с пояснением и графическим выделением орфограммы «Буквы Е-О после шипящих в корне слова».

Трудолюбивые пчелы, спелый крыжовник, желтый одуванчик, мягкая шерстка, тихий шепот, ровный шов.

– Ребята, в какой морфеме находится орфограмма? (В корне) Как она называется? ( «Буквы Е-О после шипящих в корне слова»).

– Что называется корнем? (Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой орфограммой «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Запись темы урока в тетрадях. «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

– Что называется окончанием ? ( Окончание – это изменяемая часть слова, в которой заключено его грамматическое значение. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)

IV. Объяснение нового материала.

На доске изображена таблица.

Падеж, число

О

Е

И.п. ед.ч.

Кольцо

Солнце

Т.п. ед.ч.

Свечой
Плащом
Ковшом
Ножом
Свинцом

Тучей
Рощей
Маршем
Пляжем
Глянцем

Р.п. мн.ч.

Борцов

Горцев

Наблюдения по таблице, выполнение заданий

• Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)

• Что такое имя существительное? (Имя существительное – часть речи, которая имеет общее грамматическое значение «предмет». «Предмет» в грамматике – это то, о чем можно спросить «кто это?» или «что это?». Имя существительное имеет морфологические признаки рода, числа, падежа. В предложении имя существительное чаще всего бывает подлежащим или дополнением.)

• В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)

• После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)

• Определите ударение в словах.

Выводы из наблюдений.

Сформулировать правило пытаются ученики. Учитель обобщает выводы учащихся.

Проговаривается орфограмма «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.( стр.18 учебник)

V. Закрепление изученного материала.

- Задание. Вставьте буквы. Запишите слова с орфограммой «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» в два столбика.

- крыш..й, дач..й, рощ..й, мяч..м, улиц..й, удач..й, ключ..м, колодц..в, дворц..в, калач..м.

Физкультминутка.

Буратино подтянулся,

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, верно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

Запись словосочетаний с комментированием. Составьте словосочетания с данными словами. В каких словах в окончании пишется О, а в каких Е ? Почему?( устно)

На доске:

Быть

храбрец
гордец
ленивец
упрямец

Стать

молодец
живописец
продавец
земледелец

Познакомиться

горец
кавказец
тамбовец
норвежец

С помощью какого суффикса образованы названия лиц (людей) по месту их жительства? (-ец)

- Задание. Поставьте данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Запишите.

1.Дорога за берёзовой (роща) поворачивала налево. 2.Бригада (врачи) выехала в районы, заражённые эпидемией. 3.Дети с удовольствием ели бульон с (лапша). 4.Мама резала (нож) овощи для салата. 5.Я поехал отдыхать вместе с (товарищ).

- Графически обозначьте условия выбора о и е.

- Выполнение заданий упражнения 363

Т.п. ед. ч.

Р.п. мн. ч.

мудрецом

мудрецов

безумцем

безумцев

упрямцем

упрямцев

отцом

отцов

пловцом

пловцов

счастливцем

счастливцев

старцем

старцев

горцем

горцев

молодцем

молодцев

гостинцем

гостинцев

добровольцем

добровольцев

колодцем

колодцев

РЕЗЕРВ.

- Повторение пройденного. Задание. Определите склонение, падеж имён существительных, впишите окончания.

Море

Петя добрался до первой мел.. . Сердце у

мальчика забилось от радост.. У Пети в

коллекци.. был всего один морской конёк, а

здесь их было так много. Но вдруг Петя

увидел на обрыв.. отца, который звал его.

Голос отца вернул Петю к горькому чувству

разлук.. с мор.. .

(В.Катаев)

V. Подведение итогов урока

Ребята, в каком случае после шипящих и Ц в окончаниях существительных пишется буква О, в каком – Е ?

VI. Запись домашнего задания

Упражнение 364. – Спиши, распределяя слова по двум колонкам: с буквой О в окончании и с буквой Е в окончании. Графически обозначь условия выбора орфограммы.

Выучить наизусть правило учебника ( стр. 18 ).

Приложение №1

Карточка № 1

Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее.
Природа – это волшебник, она не только дарит нам радость, но и с…здает разные уд…вительные вещи, надо только нагнут(?)ся и поискать их.
(Что?) Природа – (впиши часть речи____________________), так как

1.Обозначает _______________________

2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.),

____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число,

_____ падеж.

3. В предложении выполняет роль _____________


Карточка № 2

Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее.
Туманным весенн…м утром шел лесом, возвр…щался с глухариного тока человек.
(Кто?) Человек – (впиши часть речи____________________), так как

1.Обозначает _______________________

2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.),

____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число,

_____ падеж.

3. В предложении выполняет роль _____________