КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей. Отработка вычислительных навыков»
Тип урока: обобщающее повторение
Цель урока: повторить и закрепить знания и умения, связанные с правилами умножения дробей и применением их для решения задач, выявить наиболее слабо понятые вопросы данной темы для их дальнейшей коррекции.
Задачи урока:
Закрепить в ходе урока правила умножения обыкновенных дробей.
Закрепить в ходе урока правило нахождения дроби от числа.
Продолжить формирование общеучебных умений‚ умение выполнять самопроверку.
Оборудование: карточки с заданиями, итоговая таблица, плакат «лестница успеха»
Структура урока:
организационный момент;
сообщение темы и целей урока;
актуализация опорных знаний;
обобщение и закрепление знаний; формирование умений применять полученные знания при выполнении индивидуальных заданий;
подведение итогов урока;
постановка задания на дом.
Ход урока
Организационный момент (2 мин)
Сообщение темы и целей урока (1 мин)
Учитель: Лев Николаевич Толстой писал, что «Человек есть дробь… Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к своему совершенству». Сегодня на уроке мы будем тоже приближаться к совершенству, но к математическому, и закреплять знания и умения по теме «Умножение обыкновенных дробей».
На уроке мы будем контролировать вашу работу поэтапно, выставляя за каждую выполненную часть работы баллы в индивидуальный лист контроля. Он находится у вас на столах (см. Приложение).
Актуализация знаний учащихся (5 мин)
Устная работа (разминка)
При умножении чисел получилась дробь . Преобразуйте, если возможно, этот результат.
Представь в виде неправильной дроби: 5 ( )
Как называются дроби вида , , …?
Выдели целую часть: (4 )
Как называются числа вида , , …?
Представь в виде десятичной дроби: (0,6)
Вычисли: 2 . 5 (13)
Вычисли: 0 ·3 (0)
Найди от 24 (3)
Найди 40% от 300 (12)
Найдите от числа 18 (12)
Вычисли: ·1 · (1 )
На основе какого свойства упрощают выражения вида k+ k и b- b?
Обобщение и закрепление знаний(18 мин)
Учитель: Сегодня мы проводим заключительный урок по теме «Умножение дробей». На следующем уроке вам предстоит писать контрольную работу по данной теме. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы повторить и обобщить знания по теме «Умножение дробей», чтобы подготовиться к контрольной работе. Во время урока мы совершим восхождение по лестнице успеха. (На доске вывешивается плакат с изображением лестницы) (см. Приложение).
Нам предстоит шаг за шагом подниматься по ступеням этой лестницы. И только в случае, если мы пройдем по всем ступеням, нас ждет успех. Поднимаясь, мы будем повторять изученный материал, и использовать свои знания при выполнении различных заданий. Если возникнут трудности, в помощь вам будут выданы карточки – консультанты (см. Приложение).
Отметка за урок будет соответствовать той ступени, на которую вы сможете подняться.
1 ступень «Умножение обыкновенных дробей»

Тем, кто допустил ошибки, выдается карточка №1 (см. Приложение).
2 ступень «Умножение смешанных чисел»

Тем, кто допустил ошибки, выдается карточка №2 (см. Приложение).
Физкультминутка (1 мин)
Если учитель говорит «числитель», нужно поднять руки вверх, «дробь» - руки в стороны, «знаменатель» - руки вниз, «умножение» - руки перед грудью крестом, «равно» - руки перед грудью параллельно друг другу.
3 ступень «Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями»

Тем, кто допустил ошибки, выдается карточка №3(см. Приложение).
4 ступень «Упрощение выражений»
а) Упростите выражение и найдите его значение при m = .
б) Найдите значение выражения .
Тем, кто допустил ошибки, выдается карточка №4(см. Приложение).
5 ступень «Решение задач»
Выбрать и решить задачи, основанные на умножении дробей (допускаются действия сложения и вычитания).
Найдите периметр и площадь квадрата со стороной см.
(Р= ·4=3см; S= · =9/16см2)
Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если три его измерения равны 6 дм, 2 дм, 1 дм.
(6 ·2 ·1 =25/4·12/5·9/5=27 дм3)
С га собрали 2 т пшеницы. Сколько пшеницы соберут при такой урожайности с 1га? (деление)
Какое расстояние пройдет автобус за 1 ч, если его скорость 42км/ч? (1 ·42=57км)
От куска металла массой 19,5кг отрезали 0,6 этого куска. Сколько килограммов металла осталось? (19,5 – 19,5 · 0,6 = 7,8 кг)
Туристы шли 2 дня. В первый день они прошли 40% всего пути, что составляет 16 км. Найдите длину всего пути. (деление)
На изготовлении 8 деталей требуется 1 г серебра. Сколько серебра потребуется на изготовление 12 таких деталей? (деление)
Квартира состоит из двух комнат. Длина большей комнаты 6 м, а ширина 5. Длина меньшей комнаты 5м, а ширина 4 м. Во сколько площадь одной комнаты больше площади другой?(деление)
Автобус и легковая автомашина выехали одновременно в противоположных направлениях из города. Скорость легковой автомашины 90км/ч, что в раза больше, чем скорость автобуса. Какое расстояние будет между ними через 2ч? (деление)
За три дня вспахали 192га земли. В первый день 62,5% этой площади, во второй день оставшейся площади. Сколько гектаров земли вспахали в 3 день? (192·0,625=120га; 192 –120 =72га; 72· = 48га; 72 – 48=24га)
IV. Итог урока. Рефлексия (5 мин)
Вот и закончилось наше восхождение по «лестнице знаний».
-Что вы повторили сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Что более всего запомнилось на уроке?
V. Домашнее задание (3 мин)
Карточка следующей ступени, на которой остановился ученик.
Список литературы
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Г.В. Дорофеев
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фамилия,
имя
| Ступень
| Итого
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
К    Умножение обыкновенных дробей Умножение смешанных чисел Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями Упрощение выражений Решение задач Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3 Карточка №4 Карточка №5 арточка №1.
Вспомни правило умножения обыкновенных дробей:
При умножении простой дроби на простую дробь, надо:
1) перемножить числители этих дробей и результат записать в числитель;
2) перемножить их знаменатели и результат записать в знаменатель
  
Выполни действия:





Лестница успеха
Карточка №2.
Вспомни правило умножения смешанных чисел:
Для выполнения умножения смешанных чисел, надо записать их в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения простых дробей.
2
Выполни действия:
 Карточка №3.
Переведи десятичные дроби в обыкновенные или обыкновенные в десятичные одним из способов; выполни действия.
1 способ. Чтобы обратить обыкновенную дробь в десятичную, нужно знаменатель этой обыкновенной дроби разложить на простые множители и затем уравнять в нём число двоек и пятёрок, введя в него (и, конечно, в числитель) недостающие множители в необходимом числе.
50 = 2·5·5, 
2 способ (посредством деления числителя на знаменатель).
3,0 ǀ 4
28 0,75
20
20
0
Выполни действия:

Карточка №4.
а) .
Если m= , то .
Если m= , то .
Ответ: , .
б)  Реши сам: а) при х = 1 ; б) . |