Главная страница


Конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг»



Скачать 112.71 Kb.
НазваниеКонкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг»
Дата01.03.2016
Размер112.71 Kb.
ТипКонкурс

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Управление образования Администрации МО «Тункинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Толтойская средняя общеобразовательная школа»

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся

«Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева

Номинация №3

«Исследования о малой родине»

«Обоо Баян-Мандал: вчера, сегодня, завтра»

Автор:Зомонова Суржана, ученица 8 класса.

Руководитель: Ахаржанова Баярма Викторовна,

учитель бурятского языка и литературы.

Толтой, 2015 г.

Оглавление

Введение

3-4

Обоо - одно из культовых мест у бурят

4-5

Обоо тахилган у койморских бурят

5-6

Обоо Баян-Мандал сегодня

6-7

Перспективы развития обоо Баян -Мандал

8

Заключение

8

Список литературы

Информаторы

9

Приложения - (компьютерная презентация)

Введение

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его культуры. Существуя на протяжении долгого времени и меняясь под воздействием различных факторов, семейно-родовые обряды сочетают в себе традиции и инновации.

В культуре бурят традиционные верования и обряды возникли в глубокой древности, сосуществуют с буддийскими обрядами. Буряты после принятия буддизма не перестали совершать свои исконные обряды. На этом фоне изучение традиционной семейно-родовой обрядности становится очень важным.

Особый интерес представляет данный обрядовый пласт у тункинских бурят. Тункинские буряты, несмотря на распространение буддизма, все же сохранили в основном традиционные верования и многие связанные с ними обычаи, обряды и праздники.

К 1930-м годам, когда первые бурятские советские ученые начали этнографическое изучение национальной культуры, такие обряды как посвящение шамана, поклонение предкам, обоо тахилган почти не совершались, а если совершались, то в глубокой тайне. Сбор подобных этнографических материалов в советское время считался не актуальным.

С изменением общественно-политической ситуации в стране в 1980-е -1990-е гг. обрядовая практика стала более открытой. Тем не менее, присутствовать на некоторых обрядах разрешено было не всем. К тому же число носителей традиционной культуры, знатоков верований, обрядов и обычаев становится все меньше. Кроме того, современное состояние традиционных обрядов и связанных с ними верований еще не становились объектом специального исследования. В такой ситуации описание и изучение традиционных семейно-родовых обрядов является весьма актуальной и важной задачей.

Целью исследования является этнографическое изучение традиционного семейно-родового обряда койморских бурят обоо тахилга в период, охватывающий конец XIX - XXI вв. Для этого необходимо выполнение следующих задач:

- изучение музейных материалов по обрядовой практике бурят и сопоставление их с материалами данного исследования;

- описание структуры традиционного семейно-родового обряд обоо тахилган;

- характеристика современного состояния обряда обоо тахилган и праздника койморских бурят.

Объект изучения – койморские буряты.

Предметом исследования является традиционный семейно-родовой обряд койморских бурят – обоо тахилган.

Исследование охватывает территорию современного проживания койморских бурят – улус. Хурай-Хобок, Тагархай, Галбай.

Хронологические рамки исследования. В работе рассматривается период с конца XIX по XXI вв.

Методология и методы исследования. Основополагающим для данного исследования является исторический подход, при котором явление культуры рассматривается в конкретно-экономическом контексте как подвижная система взаимодействия культуры жизнеобеспечения и мировоззренческих представлений.

Сбор этнографических материалов проводился преимущественно методом непосредственного стационарного наблюдения. Для обеспечения репрезентативности собранных материалов применялась методика опроса информаторов по собственному вопроснику. Наряду с этим широко использовался метод интервью и повторные беседы с ключевыми информаторами с последующим дополнением полученных данных по отдельным вопросам у других, менее компетентных информаторов. Также использован метод сбора информации с использованием интернет- ресурсов и специализированной литературы.

При анализе и интерпретации собранных данных использовался сравнительно-исторический метод, что дало возможность выделить узловые моменты обряда обоо тахилга, определить генетические истоки, проследить особенности и закономерности формирования и развития на протяжении определенного отрезка времени.

Проводилась фотосъемка на территории обоо Баян-Мандал.

Практическая значимость:

Материалы работы могут найти применение на уроках истории по теме «Культура и быт населения», а также в работе краеведческого музея.

Степень изученности темы:

Особенности обоо Баян-Мандал не изучены. Впервые материал по данной тематике представлен в исследовательской работе.

В энциклопедиях, интернет данных, в специализированной литературе представлен материал, в котором отражена информация об обряде обоо тахилган в разных местах жительства бурят, монголов, калмыков.

Обоо - одно из культовых мест у бурят

Обряд моления на обоо у современных бурят является самым распространенным и массовым обрядом. Обоо, представляя собой по форме ритуальное сооружение в виде кучи из камней и деревьев, являлся религиозным центром, святыней в рамках определенной этнической и административно-территориальной единицы, был маркером родовых территорий и универсальным символом родовых отношений. Культ обоо прошел определенный путь развитая, вобрав в себя идеи и представления, связанные с почитанием природы, земли-воды, предков, умерших выдающихся шаманов.

Первоначально этот культ был связан с почитанием хозяев отдельных мест. Функциональное значение хозяев обоо или духа-хозяина - покровительство людям и животным, проживающим на окружающей территории.

Во время молений на горе буряты приносили в жертву или же посвящали домашних животных. Жертвенное животное убивали, а затем выставляли на длинном шесте его шкуру с головой и ногами. В последующем под влиянием буддизма стали приносить в качестве жертвы отдельные части туши, а также фигурки животных, сделанные из теста с добавлением сахара и масла. Но при этом главным жертвоприношением во время молений на обоо являлась ритуальная голова жертвенного животного. В случае посвящения это животное служило богам средством передвижения и оберегом для домашних животных.

Все необходимое для проведения обряда моления на горе собирали почтенные старики - даамалы. Они же предварительно делили жертвенную пищу, животных и др. на хуби - паевые части. Тот, кто не имел возможности внести свой пай, участвовал наравне с другими, не неся никаких расходов. Участие в обряде обоо тахилга для семьи и мужчин было обязательным, внесение своей доли жертвенного мяса - хуби - было показателем социального статуса. Неучастие в обоо тахилган считалось нарушением традиции отцов и дедов, оскорблением духов, эжина, хозяев. Возможным последствием этого могли быть какие-нибудь беды или даже смерть кого-то из членов семьи или родственников.

Каждый обоо тахилган имел постоянное место проведения и совершался на горе или у ее подножия, обряд обоо тахилган, как правило, был массовым мероприятием, число его участников зависело от численности семей, рода, улуса.

Обрядовая часть моления на обоо в основном сводится к следующему: привязывают жертвенные полоски к привязанным деревьям, ставят жертвенную пищу, читают «сольчит» - обрядники, содержащие обработанные и канонизированные тексты гимнов, призываний и мифов, прежде - дораспространения буддизма - читавшимися на обоо тахилган белым шаманами или тахилшинами.

Обряд обоо тахилган состоит из разновременных напластований. Он вобрал в себя элементы культа предков, Матери-Земли, неба, деревьев, огня, и т.д. В большинстве случаев они имеют добурятское происхождение и принадлежали субстратам, ранее заселявших территорию, которую занимают теперь буряты.

Культ обоо в различных вариациях (оба, ова, опа, ува, ови) бытовал не только у бурят, но и у монголов, калмыков, тюркских народов Южной Сибири; он имеет древнейшие корни. Моление на горе было широко распространено у всех этнолокальных групп бурят. Обоо тахилган у бурят является одной из вариаций моления на горе.

Обоо тахилган у койморских бурят

Ежегодно летом койморскими бурятами с целью умилостивления хозяев, духов местности, чтобы они покровительствовали жителям, выходцам из Коймор, вовремя отправляли дожди, тепло, охраняли от разных болезней, способствовали размножению скота, проводится обряд обоо тахилган в местности Баян-Мандал.

Надо отметить, что в годы советского насаждения атеизма культ обоо сохранялся и даже продолжал быть относительно массовым. Обряд обоо тахилга собирал несколько десятков человек, включая представителей местной власти и даже партийных функционеров. хотя это конечно не афишировалось. В 30-е годы 20-го столетия молебен на обоо проводили Хадаша убгэд. В эти времена обоо Баян-Мандал поклонялись жители всего койморского куста.На протяжении всех 1970-80-х годов обряды обоо проводились по старинке – без лам. В конце прошлого века обоо Баян-мандал чаще посещали жители с. Хурай-Хобок. Первые ламы начали посещать старые обоо только в 1990-х, но во многих случаях этот культ остался чисто языческим, распорядителями которого были авторитетные представители светского народа и старики.

Подготовкой и организацией обряда занимаются специально назначенные авторитетные лица. Долгое время на территории нашего поселения этим занимался старейшина нашего села Хандиров Сэрэн-Буда Сындеевич, который определял день проведения молебна, назначал ответственных по улицам за сбор пожертвований, организовывал выезд верующих.

На обоо съезжаются все местные жители, приносят с собой угощения из молочных и кондитерских блюд. Кроме угощения духов молочной пищей, дополнительно привязываются полоски новых тканей к ветвям молодых деревьев, оставляют сладости, монеты. На каменных алтарях жгут можжевельник, благовонный дым от которого считался для духов, божеств благовонной пищей. Все это оценивается как жертва- дар, который не требует немедленной материальной отдачи. В ответ божества должны были в течение длительного времени содействовать благополучию семьи, приросту скота, богатству, здоровью и другим видам благодеяний.

На месте проведения обряда участники совершают гороо – ритуальный круговой обход вокруг Обоо по ходу солнца. Верующие таким образом выказывают свое почтение родной земле. Ритуальное гороо обычно совершается 3, 7, 12 раз – это так называемые «круглые» завершающие обрядовые числа. Во время обхода участники идут не спеша, молятся и просят богов исполнить желания. Громкие разговоры при этом не приветствуются. Делая гороо, они также обходят разведенный здесь же огонь, тем самым очищаются от неблагих деяний, которые сделали в этой жизни или совершили в прошлой.

Чтение молитв, чтение буддийских мантр посвященных культовому объекту проводится во главе с ламами.

После проведения всех ритуальных мероприятий участники рассаживаются кушать. В совместной трапезе участвуют и духи, и боги, и люди.

В конце обрядовых действий проходило обрядовое развлечение – праздник найр наадан. Обязательным было проведение бурят-монгольских игр эрын гурбан наадан. Это спортивное состязание, которое состоит из трех игр: стрельбы из лука, борьбы и конных скачек.

Обоо Баян-Мандал сегодня

2014 год стал знаковым для места поклонения койморцев- обоо Баян-мандал. По инициативе старейшины села Хандирова С-Б. С., главы администрации МО СП «Толтой» Ш.Б.Зомонова, шэрэтэ ламы Койморского дацана Сультим ламбагай Имескенова, депутатов местного самоуправления С-Д.С.Будаева, Д.С.Таряшинова, активистов села, выпускников Толтойской школы, верующих проведена большая работа по облагораживанию культового места.

Реконструкция обоо Баян-Мандал велась под руководством главы МО СП «Толтой» Зомонова Ш.Б., методом «народной стройки». На строительство данного объекта использовано более 600 000 рублей (добровольные пожертвования верующих).

Спонсорами выступили Администрация МО «Тункинский район» (глава А.Г.Самаринов),ООО «Китой» (ген. директор К.Ж.Галсанов), ООО «Бест-плюс» ( ген директор В.Н. Байминов), райсовет депутатов (А.В.Сыренов), выходцы из нашего села и верующие всего района.

При содействии Дагба- ламы, шэрэтуя дацана «Гандан» г. Улан-Удэ, была привезена статуя Будды Шакьямуни из Монголии (г.Улан-Батор) стоимостью 250 000 рублей, которая была установлена на ступе.

При закладке основания ступы был заложен кувшин - бумбэ, в котором было 25 компонентов. В том числе такие драгоценные металлы как золото, серебро, камни как лазурит, бриллиант, бирюза, коралл, жемчуг, а также медь. Также в бумбэ ложат разновидности круп (пшеница, гречка, рис, ячмень, горох и т.д.), трав, аршаны, статуэтки и иконы божеств, сухое молоко, мед, хадаки 5 цветов, деньги. Отдельно в лотос, статую Будды также закладываются драгоценности, буддийские книги. Все это сопровождается молитвами лам.

Купол субургана украшают 108 хии морин, являющиеся символом жизненной силы, несущие на спине драгоценность. Конь ветра считается защитной силой человека. Тибетцы верят, что если конь ветра у человека стоит высоко, то в делах он будет иметь успех, в жизни благополучие, будет здоровым и счастливым. Флажок представляет из себя рисунок на прямоугольном куске ткани в центре которого изображен конь. По углам флажка обычно изображены: тигр — символ элемента Воздух; Снежный лев — символ элемента Земли; Гаруда — символ элемента Огня; дракон — символ элемента Воды.

28 октября 2014 года прошло освящение и торжественное открытие субургана на Баян-Мандале. На праздник были приглашены гости- выходцы из с. Толтой, Тагархай, Галбай, старейшины тункинского землячества, артисты, спортсмены со всего района.

На празднике освящения статуи Будды приняли участие ламы Иволгинского дацана. 11 лам провели священный обряд. От лица администрации района присутствующих поздравили Морхоева В.В. зам. Главы администрации по социальному развитию, Сыренов А.В. председатель Районного совета депутатов, Дымшеев Ч.В. зам главы района, Сыренов Л-Д.Д. председатель совета старейшин Тункинского района.

После торжественного открытия статуи Будды прошли соревнования по вольной борьбе, в которых приняли участие борцы со всего района.

Во время соревнований пошел снег – символ того, что обряд проведен верно. Боги и сабдаки приняли жертвоприношения и радуются вместе со всеми.

Перспективы развития обоо Баян –Мандал

Работа по облагораживанию Обоо Баян-Мандал продолжается. Актив села проводит акцию среди населения по сбору добровольных средств для установки стеклопакетов на ступе, которые будут защищать статую Будды Шакьямуни от ветра, дождей и снега. Также планируется возвести здание дугана для проведения хуралов.

Заключение

Основной целью моей научно – исследовательской работы было изучить процесс проведения обряда обоо тахилга, состояние обоо Баян-Мандал.

В первую очередь, в результате анализа различных источников, я выяснила характерные особенности проведения обряда обоо тахилга.

Наибольший интерес для меня представлял вопрос о состоянии культового места нашего села. Для исследования наибольшую роль сыграл метод опроса и анализа полученных данных.

В результате исследования пришла к выводу, что в современное время происходит процесс, когда люди вновь обращаются к обычаям и традициям своего народа, повышается духовность нации.

Перспективы работы.

В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме по следующим направлениям:

1. Изучить обряды тайлган, угаа хундэлэлгэ.

2. Составить компьютерную презентацию о данных обрядах.

Список литературы:

1.В.Д.Бабуева «Материальная и духовная культура бурят». Улан-Удэ, 2004 г.

2. Электронный учебник «Буряад хэлэн» ООО «Сансар»

3. Историко- культурный атлас Бурятии.- М. 2001

4. История Бурятии ч.1 – Улан-Удэ. 2009

Информаторы:

  1. Доржиева Е.Б.

  2. Зомонов Ш.Б.

  3. Манзаева С.Д.

  4. Манзаев Н.Б.

  5. Манзаева Н.Б.

  6. Манзарова В.С.

  7. Молонов Д.Д.

  8. Нелтанов С.

  9. Таряшинов Д.С.