|
Комплексный подход в устранении нарушений речи в системе начального обучения Комплексный подход в устранении нарушений речи
в системе начального обучения
Поташинская М.В., учитель-логопед высшей квалификационной категории Контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Несмотря на широкую сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи, дети с недостатками речи не всегда получают необходимую помощь, что приводит к стойкой неуспеваемости учащихся.
Массовое изучение состояния речи младших школьников показало, что до 50% учащихся имеют нарушения речи, 55% из их числа страдают недостатками письма. Рис. 1 Распространенность нарушений устной речи младших школьников (в %). Мы увидели закономерную связь между развитием речи детей и трудностями усвоения письма, что дает основание говорить о единой системе их устранения.
Основной целью работы на логопункте является повышение эффективности и качества обучения учащихся путем своевременного выявления, предупреждения и устранения имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Считаю, что устранение недостатков произношения у детей может протекать быстрее и эффективнее, если привлечь учителей начальных классов к логопедической работе, включить элементы логопедической работы в учебный процесс. Участие учителей начальных классов в устранении недостатков речи у детей даст логопеду возможность в основном сосредоточить усилия на оказании помощи детям с более тяжелыми нарушениями речи. Однако внедрение специальных логопедических приемов и упражнений в учебную работу осуществляется в определенной системе, во взаимосвязи с программным материалом.
Система работы на школьном логопункте включает несколько этапов.
Для диагностики механизмов и структуры дефекта мною используется модифицированная методика Т.А. Фотековой (2000). В ходе обследования заполняется “Протокол обследования состояния устной речи у учащегося”. При определении речевого профиля каждого учащегося, сразу выявляются наиболее несформированные и более благополучные компоненты речи ребенка. По данной методике в дальнейшем отслеживается динамика речевого развития ребенка и проводится оценка эффективности коррекционного воздействия.
При обследовании речи детей обращаю внимание на степень несформированности неречевых процессов: внимания, памяти, мышления, произвольной регуляции деятельности, базовых психических функций
Для этого использую следующие методики и приемы:
методика раннего выявления дислексии (МРВД), разработанная А.Н Корневым;
- анализ рисунка;
нейропсихологическое обследование - проводится психологом;
исследование письма и чтения по методике Лалаевой Р.И.;
изучение медицинской документации на ребенка; анамнеза.
Таким образом, анализ полученных в результате обследования данных дает полное представление о степени нарушения каждого из компонентов речевой системы, помогает ориентироваться в структуре дефекта и его причинах, значительно облегчает комплектование групп и подгрупп, и оказывает помощь в составлении перспективного и поурочного планов работы.
При комплектовании групп на занятия стремлюсь к тому, чтобы все учащиеся первых классов, имеющие нарушения речи, мешающие успешному усвоению школьной программы, были приняты на логопедический пункт.
Таким образом, сокращается количество детей с дисграфией во 2-3–х классах.
Учитывая принцип дифференцированного подхода, для каждой группы определяю разные задачи:
с нарушениями устной речи (учащиеся 1-х классов);
с нарушениями устной и письменной речи
(учащиеся 2-3 - х классов).
Работу провожу по этапам. На всех этапах коррекционного обучения решаю задачи укрепления и расширения объема всех форм внимания, памяти, развития словаря, грамматического строя и связной речи.
В своей работе за основу беру методическую базу, рекомендованную Ястребовой А.В. – “Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. Но в работе параллельно использую “метод устного опережения” на I этапе работы с детьми страдающими общим недоразвитием речи, предложенный Ефименковой Л.Н.
Использую:
методы коррекционно-развивающего обучения детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, рекомендованные Ястребовой А.В.;
систему работы по преодолению нарушений письменной речи – Садовниковой И.Н., Мазановой Е.В., Ефименковой Л.Н.;
методические разработки по коррекции нарушений чтения и письма Лалаевой Р.И., Корнева А.Н., Эльконина Д.Б., Школьник Ю.К.;
по коррекции звукопроизношения - пособия, рекомендации, домашние тетради, материал по коррекции НВОНР – Кобзаревой Л.Г., Новоторцевой Н.В., Коноваленко В.В., и других авторов.
Для детей с общим недоразвитием речи предусматриваю специальный период (пропедевтический) в 10-15 занятий, в ходе реализации которого формирую у них предпосылки к полноценной учебной деятельности. Задачами этого периода является развитие:
сенсорного восприятия (цвет, форма …);
логического мышления;
общеучебных умений и навыков;
пространственных и временных представлений.
Опыт работы показал, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех, а чем старше возраст ребенка (класс), тем меньше процент успешности. Именно своевременное выявление учащихся с нарушениями речи и вовлечение их в систему коррекционных занятий позволяет предотвратить недостатки чтения и письма.
Катамнестическое изучение письма учащихся (3-5-х классов), получивших на начальных годах обучения специальную помощь в условиях логопедического пункта показало, что 85% учащихся справились с программой по русскому языку хорошо или удовлетворительно, дети избавились от дисграфических ошибок.
Еще одним направлением работы на школьном логопункте является просветительская работа.
Так как основная масса родителей не знает, чем занимается с детьми учитель-логопед, и негативно относятся к зачислению их ребенка на логопедический пункт, считаю необходимым перед началом работы проводить общешкольное родительское собрание для сообщения цели и задач работы логопеда.
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Поэтому еще на диагностическом этапе прогнозирую объем помощи, на который способны родители. С первой встречи психологически готовлю родителей к сотрудничеству (контроль выполнения домашних заданий). Если не приходится рассчитывать на помощь (в социально неблагополучных семьях), тогда выбираю организационные формы работы, основывающиеся на вне семейных методах коррекции. До сведения родителей довожу цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы.
Для успешного осуществления коррекционной работы установлен контакт с педагогами. Регулярно провожу консультации для учителей начальных классов, учителей предметников, воспитателей дошкольных образовательных учреждений по проблемам предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи, размещаю информацию на стендах в логопедическом кабинете, на “логопедическом экране” в холле школы, на сайтах, в “папках по взаимодействию в работе логопеда и учителя”, публикую статьи.
Опыт работы показал, тесный контакт с учителями, психологом, родителями в системе ликвидации дефекта речи, пропаганда логопедических знаний оказали эффективное воздействие на развитие речи учащихся, что способствовало лучшему усвоению детьми основ наук.
Профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма осуществляется мною через участие в работе “Школы будущего первоклассника”, “Школы раннего развития” для детей 4-5 лет. Раннее распознавание возможных отклонений речевого развития дало возможность успешно предупредить их средствами педагогического воздействия, что позволило снизить в 2014г. на 19% число детей, поступающих в школу с нарушениями речи.
Организация логопедической работы при общеобразовательной школе позволила не только успешно осуществить коррекцию недостатков речи учащихся, но и обеспечить нормализацию их учебной деятельности. Положительным итогом считаю предупреждение и преодоление неуспеваемости по родному языку. |
|
|