Главная страница


Урок разработан учителем математики «моу сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов»



Скачать 78.15 Kb.
НазваниеУрок разработан учителем математики «моу сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов»
Дата10.02.2016
Размер78.15 Kb.
ТипУрок

Урок разработан учителем математики «МОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов» города Серпухов Московской области
Ледневой Татьяной Викторовной


Инструкционная карта урока по теме:«Решение задач на смеси и сплавы»

1. Установите соответствие между процентом и записью в виде дроби

5%




17%




123%




0,3%




25%




























0,003




0,25




0,05




0,17




1,23

2. Основные понятия на уроке:

М – масса раствора

α – концентрация раствора

m – масса основного вещества растворе

Долей (концентрацией, процентным содержанием) α основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества m в смеси к общей массе смеси M:

 
3. Табличный способ решения задач на смеси и сплавы

Таблица для решения задач имеет вид.

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества













Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Решение:


Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание меди (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

Первый сплав










Второй сплав










Получившийся сплав









_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:__________

4. Решение задач с помощью модели-схемы

Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Решение:

Рассмотрим решение этой же задачи с помощью следующей модели.

  1. Над каждым прямоугольником («маленьким») указываем соответствующие компоненты сплава. Удобно сохранять порядок в обозначениях.

  2. Внутри прямоугольников вписываем процентное содержание (или часть) соответствующего компонента. Понятно, что если раствор состоит из двух компонентов, то достаточно указать процентное содержание одного из них. В этом случае процентное содержание второго компонента равно разности 100% и процентного содержания первого.

  3. Под прямоугольником записываем массу (или объем) соответствующего раствор (или компонента).


Решение:


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____________

5. Старинный способ решения задач на смеси и сплавы (диагональная схема, «метод рыбки»)

Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Решение:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:____________
Теория метода.

М1 – масса первого раствора

α1 концентрация первого раствора

М2 – масса второго раствора

α2 концентрация второго раствора

М1+ М2масса конечного раствора

α3 - концентрация конечного раствора

α132

m1 = α1 М1 – масса основного вещества в первом растворе

m2 = α2 М2 – масса основного вещества во втором растворе

m3 = α3 (М12) – масса основного вещества в конечном растворе

с другой стороны m3 = m1+ m2, получаем

α3 (М12) = α1 М1 + α2 М2;

α3 М1 + α3 М2 = α1 М1 + α2 М2;

α3 М1 – α1 М1 = α2 М2 – α3 М2;

М1( α3 – α1) = М2( α2 – α3);



Задача №2 (смешивание двух веществ, предлагалась на экзамене в 2006 году). Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?
Решение:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:______________

Задача №3 (8.21 Сборник для подготовки к ГИА под ред. Л.В.Кузнецовой) Влажность свежих грибов 90%, а сухих 15%. Сколько граммов сухих грибов получится из 1,7 кг свежих?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________

Задача №4. Имеется склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40%-го раствора кислоты. Смешали 200 г раствора из первой склянки и 300 г из второй. Определите массу кислоты и её концентрацию.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________

6. Дополнительные задачи.

Задача №5. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты.

Задача №6. В 4кг сплава меди и олова содержится 40% олова. Сколько килограммов олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало равным 70%?

Задача для самостоятельного решения
(Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22).
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?

Первый способ:


Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества





































____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй способ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________
Третий способ:




__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
Задача для самостоятельного решения
(Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22).
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?

Первый способ:


Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества





































____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй способ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________
Третий способ:




__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________