m – масса основного вещества растворе
Долей (
концентрацией, процентным содержанием) α основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества m в смеси к общей массе смеси M:
3. Табличный способ решения задач на смеси и сплавыТаблица для решения задач имеет вид.
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
| % содержание вещества (доля содержания вещества)
| Масса раствора (смеси, сплава)
| Масса вещества
|
|
|
|
|
Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди.
Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Решение:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
| % содержание меди (доля содержания вещества)
| Масса раствора (смеси, сплава)
| Масса вещества
|
Первый сплав
|
|
|
|
Второй сплав
|
|
|
|
Получившийся сплав
|
|
|
|
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:__________
4. Решение задач с помощью модели-схемыЗадача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Решение:
Р
ассмотрим решение этой же задачи с помощью следующей модели.
Над каждым прямоугольником («маленьким») указываем соответствующие компоненты сплава. Удобно сохранять порядок в обозначениях.
Внутри прямоугольников вписываем процентное содержание (или часть) соответствующего компонента. Понятно, что если раствор состоит из двух компонентов, то достаточно указать процентное содержание одного из них. В этом случае процентное содержание второго компонента равно разности 100% и процентного содержания первого.
Под прямоугольником записываем массу (или объем) соответствующего раствор (или компонента).
Р
ешение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____________
5. Старинный способ решения задач на смеси и сплавы (диагональная схема, «метод рыбки») Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Р
ешение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:____________
Теория метода.М1 – масса первого раствораα1 концентрация первого раствораМ2 – масса второго раствораα2 концентрация второго раствораМ1+ М2 – масса конечного раствораα3 - концентрация конечного раствораα1 <α3 <α2m1 = α1 М1 – масса основного вещества в первом растворе m2 = α2 М2 – масса основного вещества во втором растворе m3 = α3 (М1+М2) – масса основного вещества в конечном растворе с другой стороны m3 = m1+ m2, получаем Задача №2 (смешивание двух веществ, предлагалась на экзамене в 2006 году). Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы,
чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?
Решение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:______________
Задача №3 (8.21 Сборник для подготовки к ГИА под ред. Л.В.Кузнецовой) Влажность свежих грибов 90%, а сухих 15%. Сколько граммов сухих грибов получится из 1,7 кг свежих?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
Задача №4. Имеется склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40%-го раствора кислоты. Смешали 200 г раствора из первой склянки и 300 г из второй. Определите массу кислоты и её концентрацию.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
6. Дополнительные задачи.Задача №5. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты.
Задача №6. В 4кг сплава меди и олова содержится 40% олова. Сколько килограммов олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало равным 70%?
Задача для самостоятельного решения(Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22).
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара,
чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?
Первый способ:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
| % содержание вещества (доля содержания вещества)
| Масса раствора (смеси, сплава)
| Масса вещества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В
торой способ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________
Третий способ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
Задача для самостоятельного решения(Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22).
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?
Первый способ:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
| % содержание вещества (доля содержания вещества)
| Масса раствора (смеси, сплава)
| Масса вещества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В
торой способ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________
Третий способ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________