|
Функция: просто, сложно, интересно. Пояснительная записка Функция: просто, сложно, интересно.
Пояснительная записка.
Начиная с 7 класса, в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объёме всё многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.
С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволяет углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функции, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.
Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.
Задачи:
- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
- расширение представлений о свойствах функций;
- формирование умений «читать» графики и называть свойства по формулам;
- вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.
Курс предназначен для учащихся 9 классов средних общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку. Рассчитан на 34 часа аудиторного времени. Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщённости и практической направленности. Развёртывание учебного материала чётко структурировано и соответствует задачам курса.
Формой итоговой аттестации является представление «Портфеля достижений».
«Портфель достижений», на наш взгляд, должен включать:
-конспекты занятий;
-схему исследования функции;
-самостоятельные исследования свойств функций ( не менее четырёх);
-«Применение функций в природе и технике» (информация в любой форме);
-тесты (не менее двух);
-анализ собственных успехов (в любой форме).
Требования к усвоению курса.
Учащиеся должны знать:
-понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;
-определение основных свойств функции (область определение, область значений, чётность, возрастание, экстремумы, обратимость и т.д.).
Учащиеся должны уметь:
-правильно употреблять функциональную терминологию;
-исследовать функцию и строить её график;
-находить по графику функции её свойства.
Тематическое планирование учебного материала
Тема
| Кол-во часов
|
Технология реализации
| Кален-дарные сроки
| 1.Подготовительный этап: постановка цели, проверка владения базовыми навыками.
| 1
| Беседа, тестирование
|
| 2.Историко-генетический подход к понятию «функция»
| 1
| Лекция, демонстрация фильма
|
| 3.Способы задания функции
| 1
| Беседа, практикум
|
| 4.Образование классов функций
| 1
| Лекция
|
| 5.Чётные и нечётные функции
| 1
| Беседа, практикум
|
| 6.Решение упражнений по теме «Чётные и нечётные функции»
| 1
| Практикум
|
| 7.Разрывные функции
| 1
| Лекция
|
| 8.Решение упражнений по теме «Разрывные функции»
| 1
| Практикум
|
| 9.Кусочно-линейные функции
| 1
| Лекция
|
| 10. Решение упражнений по теме «Кусочно-линейные функции»
| 1
| Практикум
|
| 11.Метод линейного сплайна
| 1
| Беседа, практикум
|
| 12.Многочлен Лагранжа
| 1
| Лекция, практикум
|
| 13.Монотонность функции
| 1
| Лекция, практикум
|
| 14. Решение упражнений по теме «Монотонность функции»
| 1
| Практикум, тестирование
|
| 15.Ограниченные и неограниченные функции
| 1
| Семинар, практикум
|
| 16. Решение упражнений по теме «Ограниченные и неограниченные функции»
| 1
| Практикум
|
| 17.Исследование функции элементарными способами
| 1
| Беседа, практикум
|
| 18. Решение упражнений по теме «Исследование функции элементарными способами»
| 1
| Практикум, тестирование
|
| 19.Построение графиков функций
| 1
| Беседа, практикум
|
| 20.Характерные точки графиков
| 1
| Лекция, практикум
|
| 21.Чтение графиков функций
| 1
| Практикум, тестирование
|
| 22.Презентация проектов «Графики»
| 1
| Презентация проектов
|
| 23.Функционально-графический метод решения уравнений
| 1
| Беседа, практикум
|
| 24. Решение упражнений по теме «Функционально-графический метод решения уравнений»
| 1
| Практикум, тестирование
|
| 25.Графики многочленов
| 1
| Семинар, практикум
|
| 26. Решение упражнений по теме «Графики многочленов»
| 1
| Практикум
|
| 27.Графики дробно-рациональных функций
| 1
| Лекция
|
| 28. Решение упражнений по теме «Графики дробно-рациональных функций»
| 1
| Практикум
|
| 29.Геометрические преобразования графиков функций
| 1
| Лекция, практикум
|
| 30. Решение упражнений по теме «Геометрические преобразования графиков функций»
| 1
| Практикум, тестирование
|
| 31.Построение графиков, содержащих модуль
| 1
| Практикум
|
| 32.Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований
| 1
| Практикум, тестирование
|
| 33.Представление « Портфеля достижений»
| 1
| Презентация
|
| 34.Зачётная работа по исследованию функции и построению её графика
| 1
| Тестирование
|
| Литература
1.Виленкин Н.Я. Функция в природе и технике. Книга для внеклассного чтения 9-10 кл.-М.:Просвещение, 1985.
2.Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учеб. Пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. курса математики / М.Л.Галицкий, А.М. Гольдман, М.И. Звавич. – М.: Просвещение, 1992.
3.Доброва О.Н. Задания по алгебре и математическому анализу. Пособие для учащихся 9-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1996.
4.Дорофеев Г.В., Муравин Г.К., Седова Е.А.Математика 11кл. Подготовка к письменному экзамену за курс средней школы. Решение задач с методическими комментариями.- М.: Дрофа,2000.
5.Канин Е.С. и др. Упражнения по началам математического анализа в 9-10 классах: кН. Для учителя/ Е.С. Канин, Е.М. Канина, М.Д. Чернявский. – М.: Просвещение, 1986.
6.Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: Доп. главы к шк. Учеб. 9кл.: Учеб. Пособие для учащихся шк. и кл. с углуб. изуч. Математики / Под ред. Г.В.Дорофеева. – М.: Просвещение, 1997.
7.Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып. 2 / авт.-сост. М.Е.Козина. – Волгоград: Учитель, 2007.
8.Элективный курс по математике «Красавицы функции и их графики». 9 класс. Сост.
Токарчук Н.П. - Волгоград: ИТД « Корифей», 2006. |
|
|