|
Единица измерения длины-метр МБОУ «СОШ №1 им.Б.Н.Куликова» г.Семикаракорс
Тема: Единица измерения длины-метр
Подготовила : учитель
начальных классов
Бугрова О.В.
2013 год
Цели: познакомить с новой единицей измерения длины – метром; дать представления об этой единице; установить соотношение метра с другими единицами длины; познакомить с измерительными приборами; научить преобразовывать единицы длины, измерять предметы с помощью новой единицы и новых измерительных приборов; продолжать освоение разрядного состава трёхзначных чисел и действий увеличения/уменьшения цифры заданного разряда трёхзначных чисел; развивать вычислительные навыки, кругозор, глазомер, логическое мышление, память, внимание, математическую речь, умение выполнять измерение предметов; интерес к урокам математики, осторожность.
Оборудование: мультимедийная презентация (<Презентация>), изображение удава (3м 8дм), метровая линейка, сантиметр, рулетка, модели сантиметра, дециметра, метра, тестовые работы на листочках, задание для работы в парах на листочках.
Ход урока Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
| (слайд № 1)
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
- Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа…
|
| II. Сообщение целей урока
| -Девизом урока я выбрала пословицу: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”.
-Я предлагаю вам в течении урока заполнять ЛИСТОК УСПЕШНОСТИ. Вы его видите у себя на партах. И по окончанию урока мы сможем увидеть как плодотворно вы поработали и на какую оценку претендуете.
-А начнем мы наш урок с устного счета
|
| III. Актуализация опорных знаний.
| 1) повторение изученного материала о трёхзначных числах:
| (слайд № 2)
- Какие числа называем трёхзначными?
- Какой разрядный состав имеют трёхзначные числа?
- Запишите числа, разрядный состав которых я буду называть. Две клетки вниз, записываем в строчку.
(слайд № 3)
8 сотен 7 десятков 5 единиц;
9 единиц 6 десятка 4 сотни;
7 сотен 6 единиц;
5 сотен 3 десятка;
60 десятков.
- Проверим. … прочитай числа, которые ты записал.
- Вы согласны с записью … ?
- На экране верные числа?
-На ЛУ поставьте + или-
(слайд № 4)
- Усложню вам задание. Каждое из записанных чисел уменьшите на три сотни и запишите результат ниже.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом работу соседа.
- А вот и верные значения на экране.
- Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы!
-На ЛУ поставьте + или -
- И последнее задание. Каждое из полученных чисел увеличьте на два десятка и запишите ниже.
- Проверьте друг у друга по эталону на экране.
- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!
-На ЛУ поставьте + или -
- Что мы сейчас повторили?
| - Трёхзначными называем числа, в записи которых используют три знака(цифры).
- Единицы, десятки, сотни.
875, 469, 706, 530, 600.
575, 169, 406, 230, 300.
595, 189, 426, 250, 320.
- Десятичный состав чисел, увеличение и уменьшение цифры разряда.
| 2) выявление цели деятельности на уроке:
| - Продолжаем наш урок.
-Представьте, что мама попросила вас сходить в магазин и купить на развес самых вкусных конфет. Каким образом продавец должен будет продать нам нужное количество конфет? Какой величиной он будет оперировать ? - А какая величина помогает нам ежедневно контролировать наш режим дня. Например : успевать в школу на занятия -Ну а если я решу девочкам еще сшить красивые платья для танцев. То мне какая величина поможет при раскройке ткани?
(слайд № 5)
- А с какой величиной мы будем сегодня работать, вы догадаетесь сами, когда посмотрите отрывок из мультфильма “38 попугаев”.
(слайд № 6)
(Просмотр отрывка)
- О какой величине идёт речь?
- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава?
(слайд № 7)
- А в математике используют такие мерки?
-Как вы думаете , что мы будем учиться делать сегодня на уроке?
- Так вот, ребята, нам надо сегодня определить, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава.
- А чтобы нам было удобно, удав прислал нам своё изображение в полную длину, а также вас ждут небольшие подарки от наших героев, и о них вы узнаете чуть позже.
(На стене прикреплено изображение удава длиной 3 метра 8 дециметров)
-И я в свою очередь уже сделала измерения нашего героя . И по моей мерочке длина удава составляет-86 вершков или же 5 аршинов
-А вам понятно , о чем я говорю? Что за измерения я делала, что за определения я вам назвала?
| Массой
Время
Длина
- О длине.
- Попугая, мартышку, слонёнка.
- Нет.
Ответы ребят
| 3) меры длины на Руси:
| - Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины удава?!
(слайды с № 8 по № 13)
- Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины?
- Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.
|
Дети у доски рассказывают о пяди, вершке, локте, аршине, сажени и показывают их величину.
Дети высказывают свои предположения.
| 4) повторение изученных единиц измерения длины, возникновение проблемной ситуации:
| - Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди.
- Какие единицы мы уже знаем?
- Расскажите всё, что вы знаете об этих единицах.
(слайды № 14-15)
- Давайте попробуем измерить длину удава в этих единицах. Начнём с сантиметров. Удобно нам будет?
- Да. Так мы до вечера будем измерять. Попробуем дециметром.
- Удобно это делать? Почему?
- Что же делать? Может кто-то из вас знает другую величину для измерения , побольше?
|
- Сантиметр, дециметр.
(Дети показывают модельки и рассказывают: 1 дм =10 см).
(Дети высказываются)
(Выполняем измерения с моделями дециметра)
- Нет. Мерки слишком малы.
Да. Метр.
| IV. Сообщение основной цели урока:
| - Верно . И это основная цель нашего урока: познакомиться с новой единицей измерения длины.
-Как же будет звучать тема нашего урока - Тема нашего урока: “Единица измерения длины – метр”.
(слайд № 15)
|
(Дети определяют тему урока)
| V. Знакомство с новой единицей измерения – метром.
| 1) модель метра, соотношение единиц измерения длины:
| - Перед вами новая единица измерения длины – называется она метр.
(На доске вывешивается модель метра, разделённая на дециметры)
- Сокращение значения метра записывается так: 1 м. Запишите у себя в тетради.
- Кто догадался, на какие по величине мерки разбита модель метра. Посчитайте, сколько их?
- В одном метре 10 дециметров. Запишем и постараемся запомнить это соотношение.
(1м = 10 дм)
(слайд № 15)
- Может быть кто-нибудь догадался, сколько в 1 метре сантиметров?
- Давайте посмотрим: если в 1дм 10 см, а в 1м 10 дм, то в 1м – 100см. Запишем это соотношение.
(1м = 1 дм = 100 см)
-А для чего нам нужно уметь измерять , используя разные мерки?
- А кто мне скажет, какое расстояние должно быть при письме между партой и глазками? Давайте измерим это расстояние с помощью линеек.
|
(Предположения детей: дециметр, 10 дм)
(Высказывания детей)
( 35 см)
| 2. Физ.минутка: зарядка для глаз. (слайды № 16, 17, 18)
| 3) преобразование единиц измерения длины:
| - В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот. Попробуем это сделать.
(слайд № 19)
- Преобразуем вместе: (на доске и в тетрадях)
7 м =….(= 70 дм = 700см.)
Попробуйте сами.
(У доски выполняют дети)
300см =…дм =…м
| Дети работают у доски и в тетради.
| 4) первичное закрепление материала:
| - Хотите сами попробовать свои силы?
- Будем работать в парах. Выполните задание на листочках – преобразуйте единицы. Если задание выполните верно, то сможете сложить слово по полученным ответам. Ключ внизу под заданием.
(слайд № 20)
- Какое слово у вас получилось?
- Кто получил слово МЕТР, поставьте плюсик в ЛУ
| (Дети работают в парах на листочках)
| 5) знакомство с измерительными приборами:
| - Для измерения метрами есть свои измерительные приборы: это метровая линейка, портняжный сантиметр и рулетка.
(Демонстрация приборов. Слайд № 21)
- Ребята, хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. А где пользуются чаще всего этим прибором?
|
- На строительстве, при ремонтных работах.
| 6) измерение с помощью метровой линейки:
| -А вот и сюрприз, о котором я вас предупреждала . У вас на столах лежат рулетки , помните о правилах безопасного использования этого предмета
- И давайте попробуем измерить длину удава с помощью рулетки. -Ну и пока ребята измеряют длину удава, я предлагаю остальным деткам измерить свой собственный рост. И мы попробуем выяснить кто же у нас в классе самый высокий, а у кого самый маленький рост. Запишите свой рост в тетрадь
- Какова же длина удава?
- Запишем в тетради, а … на доске.
- Как можно преобразовать это значение?
- Кто же догадается: если длина удава 38 дм, то какова же длина шага попугая?
| Выводятся двое обучающихся, которые под руководством учителя производят замер. Три метра отложили, четвёртый – неполный.
Практическая работа учащихся
- 3 метра 8 дециметров.
- 3м 8дм = 380 см = 38 дм
(Записываем на доске)
- Длина шага попугая – 1дм.
| VI. Закрепление изученного материала. Решение текстовой задачи.
| -А теперь давайте выясним , как же получилось ребятам измерить свой рост.
-Кто же из детей самый высокий, а кто ниже всех в классе?
-Посмотрите визуально мы видим , что один ребенок действительно выше другого. А давайте найдем разницу в росте детей, попробуем с вами составить задачу и решить её.
- Вот молодцы! Решаем задачу.
( решение обратной задачи)
| Ответы детей
Дети выходят к доске
Рост Полины составляет 154 см, а рост Данила -143 см. На сколько см Полина выше Данила?
У доски ребенок решает задачу.
| VII. Итог урока. Рефлексия.
| (слайд № 24)
-Как вы считаете, какие проблему мы сегодня решили?
- Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ:
(слайд № 25)
1. С какой величиной работали?
а) масса;
б) длина;
в) время.
2. Что не является единицей измерения длины?
а) сантиметр;
б) метр;
в) диаметр;
г) дециметр.
3. В какой единице удобнее измерить длину школьного коридора?
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах;
в) в метрах.
4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах;
в) в метрах.
- Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу.
- Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины?
- Подумайте, чем же мы будем заниматься на следующих уроках?
-Но мы возвращаемся к нашим мульт. героям. Скажите, а в какой стране они обитают?
-А какое любимое многими детками лакомство произрастает на территории этой страны? (Банан )
- Мы ведь воспитанные ребята и давайте передадим нашим героям гостинцы. Пусть они покушают всласть..
-А наши бананы не только вкусные и полезные , но ещё и не совсем обычные. Они будут отображать то настроение , в котором вы сейчас пребываете. Выберите тот банан , который соответствует вашему настроению и прикрепите к дереву.
-Вы сегодня очень плодотворно поработали. Посмотрите на свои листочки успешности. И в последней строчке оцените свою работу на уроке.
-Теперь листочки я соберу , проверю. И озвучу оценки на следующем уроке.
(слайд № 26)
|
(Высказывания детей)
(Дети выполняют тест)
| VIII. Домашнее задание. № 330
| |
|
|