Главная страница

Единица измерения длины-метр



Скачать 114.09 Kb.
НазваниеЕдиница измерения длины-метр
Дата11.03.2016
Размер114.09 Kb.
ТипДокументы

МБОУ «СОШ №1 им.Б.Н.Куликова» г.Семикаракорс



Тема: Единица измерения длины-метр

Подготовила : учитель

начальных классов

Бугрова О.В.

2013 год

Цели: познакомить с новой единицей измерения длины – метром; дать представления об этой единице; установить соотношение метра с другими единицами длины; познакомить с измерительными приборами; научить преобразовывать единицы длины, измерять предметы с помощью новой единицы и новых измерительных приборов; продолжать освоение разрядного состава трёхзначных чисел и действий увеличения/уменьшения цифры заданного разряда трёхзначных чисел; развивать вычислительные навыки, кругозор, глазомер, логическое мышление, память, внимание, математическую речь, умение выполнять измерение предметов; интерес к урокам математики, осторожность.

Оборудование: мультимедийная презентация (<Презентация>), изображение удава (3м 8дм), метровая линейка, сантиметр, рулетка, модели сантиметра, дециметра, метра, тестовые работы на листочках, задание для работы в парах на листочках.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

(слайд № 1)

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

- Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа…

 

II. Сообщение целей урока

-Девизом урока я выбрала пословицу: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”.

-Я предлагаю вам в течении урока заполнять ЛИСТОК УСПЕШНОСТИ. Вы его видите у себя на партах. И по окончанию урока мы сможем увидеть как плодотворно вы поработали и на какую оценку претендуете.

-А начнем мы наш урок с устного счета

 

III. Актуализация опорных знаний.

1) повторение изученного материала о трёхзначных числах:

(слайд № 2)

- Какие числа называем трёхзначными?

- Какой разрядный состав имеют трёхзначные числа?

- Запишите числа, разрядный состав которых я буду называть. Две клетки вниз, записываем в строчку.

(слайд № 3)

  • 8 сотен 7 десятков 5 единиц;

  • 9 единиц 6 десятка 4 сотни;

  • 7 сотен 6 единиц;

  • 5 сотен 3 десятка;

  • 60 десятков.

- Проверим. … прочитай числа, которые ты записал.

- Вы согласны с записью … ?

- На экране верные числа?

-На ЛУ поставьте + или-

(слайд № 4)

- Усложню вам задание. Каждое из записанных чисел уменьшите на три сотни и запишите результат ниже.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом работу соседа.

- А вот и верные значения на экране.

- Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы!

-На ЛУ поставьте + или -

- И последнее задание. Каждое из полученных чисел увеличьте на два десятка и запишите ниже.

- Проверьте друг у друга по эталону на экране.

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!

-На ЛУ поставьте + или -

- Что мы сейчас повторили?


- Трёхзначными называем числа, в записи которых используют три знака(цифры).

- Единицы, десятки, сотни.

 

 

 

 

 

 

 

 

875, 469, 706, 530, 600.

 

 

 

575, 169, 406, 230, 300.

 

 

595, 189, 426, 250, 320.

 

- Десятичный состав чисел, увеличение и уменьшение цифры разряда.

2) выявление цели деятельности на уроке:

- Продолжаем наш урок.

-Представьте, что мама попросила вас сходить в магазин и купить на развес самых вкусных конфет. Каким образом продавец должен будет продать нам нужное количество конфет? Какой величиной он будет оперировать ?
- А какая величина помогает нам ежедневно контролировать наш режим дня. Например : успевать в школу на занятия
-Ну а если я решу девочкам еще сшить красивые платья для танцев. То мне какая величина поможет при раскройке ткани?

(слайд № 5)

- А с какой величиной мы будем сегодня работать, вы догадаетесь сами, когда посмотрите отрывок из мультфильма “38 попугаев”.

(слайд № 6)

(Просмотр отрывка)

- О какой величине идёт речь?

- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава?

(слайд № 7)

- А в математике используют такие мерки?

-Как вы думаете , что мы будем учиться делать сегодня на уроке?

- Так вот, ребята, нам надо сегодня определить, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава.

- А чтобы нам было удобно, удав прислал нам своё изображение в полную длину, а также вас ждут небольшие подарки от наших героев, и о них вы узнаете чуть позже.

(На стене прикреплено изображение удава длиной 3 метра 8 дециметров)

-И я в свою очередь уже сделала измерения нашего героя . И по моей мерочке длина удава составляет-86 вершков или же 5 аршинов

-А вам понятно , о чем я говорю? Что за измерения я делала, что за определения я вам назвала?

 Массой

 

 Время

 

 

 Длина

- О длине.

- Попугая, мартышку, слонёнка.

- Нет.

Ответы ребят

3) меры длины на Руси:

- Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины удава?!

(слайды с № 8 по № 13)

- Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины?

- Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.

 

 

Дети у доски рассказывают о пяди, вершке, локте, аршине, сажени и показывают их величину.

Дети высказывают свои предположения.

4) повторение изученных единиц измерения длины, возникновение проблемной ситуации:

- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди.

- Какие единицы мы уже знаем?

- Расскажите всё, что вы знаете об этих единицах.

(слайды № 14-15)

- Давайте попробуем измерить длину удава в этих единицах. Начнём с сантиметров. Удобно нам будет?

- Да. Так мы до вечера будем измерять. Попробуем дециметром.

- Удобно это делать? Почему?

- Что же делать? Может кто-то из вас знает другую величину для измерения , побольше?

 

 

 

- Сантиметр, дециметр.

(Дети показывают модельки и рассказывают: 1 дм =10 см).

(Дети высказываются)

(Выполняем измерения с моделями дециметра)

- Нет. Мерки слишком малы.

Да. Метр.

IV. Сообщение основной цели урока:

- Верно . И это основная цель нашего урока: познакомиться с новой единицей измерения длины.

-Как же будет звучать тема нашего урока
- Тема нашего урока: “Единица измерения длины – метр”.

(слайд № 15)

 

 

(Дети определяют тему урока)

V. Знакомство с новой единицей измерения – метром.

1) модель метра, соотношение единиц измерения длины:

- Перед вами новая единица измерения длины – называется она метр.

(На доске вывешивается модель метра, разделённая на дециметры)

- Сокращение значения метра записывается так: 1 м. Запишите у себя в тетради.

- Кто догадался, на какие по величине мерки разбита модель метра. Посчитайте, сколько их?

- В одном метре 10 дециметров. Запишем и постараемся запомнить это соотношение.

(1м = 10 дм)

(слайд № 15)

- Может быть кто-нибудь догадался, сколько в 1 метре сантиметров?

- Давайте посмотрим: если в 1дм 10 см, а в 1м 10 дм, то в 1м – 100см. Запишем это соотношение.

(1м = 1 дм = 100 см)

-А для чего нам нужно уметь измерять , используя разные мерки?

- А кто мне скажет, какое расстояние должно быть при письме между партой и глазками? Давайте измерим это расстояние с помощью линеек.


 

 

 

 

 

(Предположения детей: дециметр, 10 дм)

 

 

 

(Высказывания детей)

( 35 см)

2. Физ.минутка: зарядка для глаз. (слайды № 16, 17, 18)

3) преобразование единиц измерения длины:

- В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот. Попробуем это сделать.

(слайд № 19)

- Преобразуем вместе: (на доске и в тетрадях)

7 м =….(= 70 дм = 700см.)

Попробуйте сами.

(У доски выполняют дети)

300см =…дм =…м

Дети работают у доски и в тетради.

4) первичное закрепление материала:

- Хотите сами попробовать свои силы?

- Будем работать в парах. Выполните задание на листочках – преобразуйте единицы. Если задание выполните верно, то сможете сложить слово по полученным ответам. Ключ внизу под заданием.

(слайд № 20)

- Какое слово у вас получилось?

- Кто получил слово МЕТР, поставьте плюсик в ЛУ

(Дети работают в парах на листочках)



5) знакомство с измерительными приборами:

- Для измерения метрами есть свои измерительные приборы: это метровая линейка, портняжный сантиметр и рулетка.

(Демонстрация приборов. Слайд № 21)

- Ребята, хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. А где пользуются чаще всего этим прибором?

 

 

 

- На строительстве, при ремонтных работах.

6) измерение с помощью метровой линейки:

-А вот и сюрприз, о котором я вас предупреждала . У вас на столах лежат рулетки , помните о правилах безопасного использования этого предмета

- И давайте попробуем измерить длину удава с помощью рулетки.
-Ну и пока ребята измеряют длину удава, я предлагаю остальным деткам измерить свой собственный рост. И мы попробуем выяснить кто же у нас в классе самый высокий, а у кого самый маленький рост. Запишите свой рост в тетрадь

- Какова же длина удава?

- Запишем в тетради, а … на доске.

- Как можно преобразовать это значение?

- Кто же догадается: если длина удава 38 дм, то какова же длина шага попугая?


Выводятся двое обучающихся, которые под руководством учителя производят замер. Три метра отложили, четвёртый – неполный.

Практическая работа учащихся

- 3 метра 8 дециметров.

- 3м 8дм = 380 см = 38 дм

(Записываем на доске)

- Длина шага попугая – 1дм.

VI. Закрепление изученного материала. Решение текстовой задачи.

-А теперь давайте выясним , как же получилось ребятам измерить свой рост.

-Кто же из детей самый высокий, а кто ниже всех в классе?

-Посмотрите визуально мы видим , что один ребенок действительно выше другого. А давайте найдем разницу в росте детей, попробуем с вами составить задачу и решить её.

- Вот молодцы! Решаем задачу.

( решение обратной задачи)


Ответы детей

Дети выходят к доске

Рост Полины составляет 154 см, а рост Данила -143 см. На сколько см Полина выше Данила?

У доски ребенок решает задачу.

VII. Итог урока. Рефлексия.

(слайд № 24)

-Как вы считаете, какие проблему мы сегодня решили?

- Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ:

(слайд № 25)

1. С какой величиной работали?

а) масса;

б) длина;

в) время.

2. Что не является единицей измерения длины?

а) сантиметр;

б) метр;

в) диаметр;

г) дециметр.

3. В какой единице удобнее измерить длину школьного коридора?

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

- Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу.

- Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины?

- Подумайте, чем же мы будем заниматься на следующих уроках?

-Но мы возвращаемся к нашим мульт. героям. Скажите, а в какой стране они обитают?

-А какое любимое многими детками лакомство произрастает на территории этой страны? (Банан )

- Мы ведь воспитанные ребята и давайте передадим нашим героям гостинцы. Пусть они покушают всласть..

-А наши бананы не только вкусные и полезные , но ещё и не совсем обычные. Они будут отображать то настроение , в котором вы сейчас пребываете. Выберите тот банан , который соответствует вашему настроению и прикрепите к дереву.

-Вы сегодня очень плодотворно поработали. Посмотрите на свои листочки успешности. И в последней строчке оцените свою работу на уроке.

-Теперь листочки я соберу , проверю. И озвучу оценки на следующем уроке.

(слайд № 26)

 

(Высказывания детей)

 

 

(Дети выполняют тест)

VIII. Домашнее задание. № 330