|
Беседа с родителями Безопасная работа в глобальной сети Интернет детей младшего школьного возраста Беседа с родителями
Безопасная работа в глобальной сети Интернет детей младшего школьного возраста
Учитель: Скрыпникова Н.А.
Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома.
Скорость распространения информационных технологий в наши дни становится все стремительнее. Сегодня говоря о 600 миллионах пользователей персональных компьютеров, и в ближайшей перспективе эта цифра может превысить 1 миллиард. Компьютер широко используется не только на рабочем месте, но и в быту, дома, на отдыхе. Причем для домашнего использования персональные компьютеры приобретаются в гораздо больших объемах, нежели для организаций. Это общемировая тенденция, и наша страна не является здесь исключением. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика.
По данным исследований (ВЦИОМ, ФОМ), проведенных в конце 2008 года, «взрослая» аудитория Интернета в России к концу 2008 года составила порядка 38-49 млн. человек, а «детская» аудитория примерно 8-10 млн. пользователей.
Согласно данным исследования компании RUМетрика, в России, по статистике, около 10 миллионов пользователей Интернета еще не достигли возраста 14 лет. До семи лет большинство детей путешествует по Интернету под руководством старших, затем по разным причинам родительский контроль ослабевает, и юные интернетчики отправляются в свободное плавание по сети. После 11 лет это явление приобретает массовый характер.
Способы использования Интернета детьми от 5 до 14 лет Что касается серфинга сайтов с нежелательным контентом, то по данным RUМетрики:
48% детской аудитории Рунета не сталкивается с ресурсами нежелательного содержания, в то время как
39% детей просматривали порносайты,
38% наблюдали сцены насилия,
16% интересовались азартными играми,
14% - наркотическими веществами,
16% - экстремизмом или национализмом.
Есть данные о том, что в интернете дольше всего проводят время мальчики, девочки же посещают на 9% больше веб-страниц.
Так нужно ли разрешать детям пользоваться всемирной паутиной?
Большинство исследователей, специалистов, да и просто рядовых пользователей с уверенностью отвечают на этот вопрос утвердительно. Говорят, что интернет позволяет детям обучаться, развиваться, учиться виртуальному общению, которое наряду с общением реальным стало неотъемлемой частью нашей жизни. Этим обосновывается создание «безопасного» детского интернета — зоны, схожей по своему назначению с детскими площадками в реальном мире. Здесь дети могут общаться со своими сверстниками, играть с ними в разные игры, есть сайты, похожие на детские книжки. Сказки, стихи, обучающая литература для малышей и даже книжки-раскраски — все это можно найти на виртуальных полках детского интернета. Специально для самых маленьких пользователей создаются даже целые поисковые системы, индексирующие только детские странички.
Детский интернет — это не только широчайшее предложение. Это еще и огромный спрос, как со стороны детей, так и со стороны родителей. Чтобы убедиться в этом, достаточно забить в поисковую систему слова «сайты для» или «соцсети для» и получить список наиболее частых поисковых запросов, начинающихся с этих слов.
Как видите, при любом из вышеприведенных запросов, Яндекс моментально выдает «сайты для детей».
Но есть и другая статистика!
Количество негативных интернет-ресурсов растёт. По данным Генпрокуратуры РФ, в настоящее время насчитывается более 7 тысяч террористических сайтов, где в подробностях учат, как сделать взрывчатку или совершить терракт. По данным американского исследовательского центра TopTenReviews, 12% всех сайтов (24,8 млн) содержат материалы для взрослых. В связи с этим можно утверждать, что дети впервые сталкиваются с порно, как только начинают пользоваться Интернетом.
Не заставляют ждать своего появления и новые интернет-угрозы. Дети, часто не задумываясь, рассказывают своим онлайн-друзьям, где они живут или по какому графику работают их родители, отправляют дорогостоящие SMS мошенникам и часами сидят в социальных сетях, что не может не сказаться на их психическом и физическом здоровье. Кроме того, в последнее время участились случаи преследования и запугивания детей через различные интернет-сервисы. По данным нескольких опросов, в среднем, каждый второй подросток сталкивался с унижениями и оскорблениями в Сети.
По данным Евросоюза основные угрозы, с которыми сталкиваются сегодня дети в Сети:
Незаконный контент
Педофилы, груминг, незнакомцы
Чрезмерное или сексуальное насилие
Иной вредоносный контент
Материалы, возбуждающие ненависть
Реклама / коммерческое убеждение
Предвзятость / ложное информирование
Использование личной информации
Кибербуллинг, скрытое преследование, домогательство
Гэмблинг, финансовое мошенничество
Причинение вреда самому себе (суицид, анорексия и др. )
Вторжение, нарушение частной жизни
Незаконная деятельность (хакерство, скачивание данных
И снова цифры! Данные, озвученные на конференции, посвященной безопасности детей в интернет.
«Знают ли родители о рисках, с которыми сталкиваются дети?»
За три года работы Единой системы контентной фильтрации (в эту систему включены более 50 тысяч российских школ) заблокировано более миллиарда «плохих» запросов. Т.е. запросов к ресурсам, содержащим агрессивный контент или противоправную информацию. Такие данные привел генеральный директор Центра анализа Интернет-ресурсов (ЦАИР) Игорь Поляков. По его словам, когда российские школы оснащались контент-фильтрами, ЦАИР предполагал, что база «нехороших» сайтов будет пополняться 1000 ресурсов ежедневно. Сегодня ежесуточно в базу добавляется 70 000 ресурсов. А из всего объема запросов школьников 1,5-2% приходятся на «плохие» сайты. «Школьная» статистика обращения детей к такого рода сайтам - лишь одна сторона медали. В школе, на уроках дети находятся под постоянным присмотром педагогов. А вот обеспечение безопасности работы детей в интернете на домашнем компьютере зависит только от родителей, иначе дети предоставлены сами себе. До 80% «нехороших» сайтов дети находят благодаря поисковым системам.
Сегодня в мире уже возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в Интернете – это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального и международного. В решении этой проблемы необходимо действовать системно и использовать не только правовые регуляторы, но и нормы обычаев и морали, а также технические и технологические возможности. Новым и самым эффективным механизмом решения этой проблемы может и должно стать формирование информационной культуры личности – родителей и детей, а также профессиональной информационной культуры журналистов и учителей. Итак, с какими же угрозами может встретиться ребенок в Интернет?
Контентные риски
Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент. В зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного возраста согласия в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анарексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ. В зависимости от законодательства страны разные материалы могут считаться нелегальными. В большинстве стран запрещены: материалы сексуального характера с участием детей и подростков, порнографический контент, описания насилия, в том числе сексуального, экстремизм и разжигание расовой ненависти.
Электронная безопасность
Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам. Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное ПО и различные формы вредоносных кодов. Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы. Кибермошенничество - это один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг, вишинг и фарминг.
Коммуникационные риски
Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования. Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Киберпреследование - это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное бойкотирование.
Информирование о путях обеспечения безопасности ребенка в сети Интернет
29.12.2010 принят федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где под информационной безопасностью понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В соответствии с законом в субъектах РФ разрабатываются региональные программы, позволяющие обеспечить информационную безопасность. Однако, обеспечение безопасности со стороны остальных видов угроз ребенку, находящемуся в сети интернет, остается делом педагогов и родителей.
Как обеспечить ребенку безопасность?
Можно говорить о нескольких стратегиях обеспечения родителями безопасности детей:
запрет – отсутствие выхода в сеть в доме;
ограничение доступа к сети, связанного с ограничением либо по времени, либо к определенным сайтам, ресурсам, т.е. фильтрация;
научить способам безопасной работы в Интернет.
Здесь нет однозначно «хороших» и «плохих» способов.
Так, запрет – это возможность кардинально решить проблему: нет доступа – нет опасности. Однако в окружающем ребенка пространстве такая возможность остается. В силу любознательности, стремления не отстать от друзей, ребенок найдет способ ею воспользоваться, причем бесконтрольно.
Ограничение доступа к сети по времени позволяет учесть возрастные особенности детей и обеспечить безопасную для здоровья работу на компьютере.
Ограничение доступа к определенным сайтам может быть обеспечено с помощью настроек системы безопасности в Windows XP, ряда компьютерных программ, услуги родительского контроля, предоставляемой провайдером. Однако каждый день появляется огромное количество новых вирусных вредоносных программ, вирусов, сайтов с незаконным контентом, что сохраняет вероятность угрозы для ребенка.
Научить способам безопасной работы есть не что иное, как формирование интернет-культуры, осуществляющееся в соответствии с возрастными особенностями ребенка, его потребностями. Однако и в данном случае сохраняется опасность столкновения ребенка с Интернет-угрозами. |
|
|