Классный час, посвященный дню рождения М.В.Ломоносова «М.В. Ломоносов – великий гражданин, ученый, прославивший Россию»
1ведущий:
Богата славными именами земля русская... Много славных имен оставил наш народ мировой науке. С глубоким уважением произносятся они всем прогрессивным человечеством. Золотыми буквами в историю науки вписано имя М.В.Ломоносова. Образ его вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения, прежде всего по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний, поэтому в истории великих людей он представляет особое исключительное явление. 2 ведущий:
Таланты русские, откуда вы беретесь?
Оттуда, где весной, припав к березе,
Еще не зная этому цены,
Пьют сок земли российской пацаны.
И летом, благодатным красным летом,
Когда проходят с туесками лесом,
То силу им через ступни босые
Передает их мать – земля России.
А эта сила вдруг рождает Разина,
И создает «Войну и мир» и радио,
И революцией к дворцам господ приценивается,
И по луне, прищурив глаз, прицеливается.
Таланты русские - вы гордые таланты,
А гордые таланты, как тараны,
Они любые стены прошибут.
Они в любые беды проживут.
Нам горько – веселим себя тальянками,
А пляшем так, что боже упаси.
От века дело делают талантливо,
Талантливо гуляют на Руси.
Какие б годы не пришли суровые,
Из вас, поля, из вас, леса густые,
К нам будут приходить таланты новые,
И это вечно, как сама Россия. 1 ученик:
Ломоносов пришел в науку пешком из далекого северного Приморья. Сын помора - мореплавателя, он знал нужду своего народа, а отзвуки петровских реформ будили в нем мечты о расцвете великой державы Российской. 2 ученик:
У северных крестьян процветали различные виды народного творчества. Сама жизнь, длинные зимние вечера, которые приходилось коротать после работы на промысле или дома, за плетением сетей располагали к рассказам или песням. 3 ученик:
Такова была родина Ломоносова. Трудности, связанные с мореходством, закалили характер мальчика, сделали его сильным, трудолюбивым. А неустрашимая борьба с природными стихиями, величественная красота Севера, общение с народом и народной культурой возбуждали ту жажду знаний, которая по выражению В.Г.Белинского «была его господствующей страстью».
Ломоносов:
Родился я 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка близ города Холмогор, в 80 км от города Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова.
Во время дальних и трудных путешествий с отцом на паруснике «Чайка» я горячо полюбил могучую северную природу.
Большой интерес для меня представляли зарождающаяся в послепетровскую эпоху промышленность, торговля и техника.
Грамоте я учился у односельчанина Ивана Шубного. Я раздобыл лучшие по тем временама книги: «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, заключавшую в себе кроме курса начальной математики, сведения по физике, географии, астрономии и навигации. Книги эти я впоследствии назвал «вратами своей учености». С ними я никогда не расставался, носил везде с собой и, непрестанно читая, вытвердил их наизусть.
Научившись писать и читать, я стремился поступить в школу в городе Холмогоры, но получил там оскорбительный отказ: «Что лезешь с суконным рылом в калашный ряд? Разве тебе не ведомо, что детей из подлого крестьянского сословия пущать в школы невелено?»
Я вернулся в родную Денисовку, но все время мечтал стать учеником. Страстная жажда знаний побудила меня уйти из дома в морозную ночь в декабре 1730 года. 4 ученик:
…Скоро сам узнаешь в школе
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в Университете -
Сон свершится наяву.
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь.
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Стольких славных – то и знай.
Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой.
1 ученик:
19-летний юноша с согласия отца с попутным обозом отправился в далекую Москву «попытать счастья» - пробить себе дорогу к свету.
Выдав себя за сына холмогорского дворянина, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию, в которой учится 5 лет в исключительно тяжелых условиях. Из своих скудных средств (он имел в день жалованья один алтын – 3 копейки) Михаил Васильевич мог позволить себе покупать в день не больше, как «на денежку (полкопейки) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и на другие нужды». 2 ученик:
Страсть к науке и упорство в достижении цели помогли выдержать эти лишения и закончить за 5 лет восьмилетний курс обучения.
По окончании академии Ломоносов за блестящие успехи в учебе в числе наиспособнейших юношей был вызван из Москвы в Петербургскую Академию наук, а затем послан за границу для дальнейшего учения у виднейших ученых того времени. 3 ученик:
В 1741 году Ломоносов возвратился на родину в Академию наук в должности помощника профессора.
В 1745 году в возрасте 34 лет он становится профессором химии. 4 ученик:
Крестьянский сын Ломоносов стал знаменитым ученым, намного опередившим западную науку, и посвятил всю свою жизнь непримиримой борьбе со всем реакционным и отсталым, что задерживало развитие передовой науки и культуры.
Деятельность Ломоносова составила целую эпоху. С его именем связаны:
Атомистическая теория
Физическая и химическая наука
Химическая технология и приборостроение
Техника горного дела
Стекольное и керамическое дело
Оптика и астрология
Геология и минералогия
География и исследования Севера
Учение о русском языке
История и экономика.
С необыкновенной силой и увлечением он охватил все области знания, все отрасли просвещения, открыв новые пути для их развития в нашей стране.
5 ученик:
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучал и цвет.
Он создал Университет.
Своей рискуя головой,
Разряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
И как сказал о нем поэт:
«Он сам был – университет!» 6 ученик:
М.В.Ломоносова можно по всей справедливости назвать не только первым русским физико-химиком, но и первым химико-физиком вообще.
До Ломоносова химия, в противоположность физике, многими не считалась наукой, а относилась к категории искусств. Ломоносов впервые определил химию как науку о превращениях веществ.
В 1748 году после ожесточенных столкновений с академическим начальством, он добивается открытия первой в России научной и учебной химической лаборатории.
7 ученик:
В 1748 году Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения:
5 ученик:
В 1745 году М.В.Ломоносов опровергает широко признанное в то время учение Роберта Бойля о том, что в горении участвует особая теплотворная материя «Теплород» или «флогистон».
6 ученик:
В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских ученых и геодезистов. Он сконструировал однозекркальный телескоп нового типа и сам присутствовал при опытных плавках состава «для получения большого зеркала в рефлекторе», изобрел «ночезрительную» трубу для видения в темноте. В 1761 году, проводя астрономические наблюдения, установил наличие атмосферы на Венере. Предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие, метеорологические приборы с помощью особой «аэродромной машины», совершенствовал водяные двигатели и насосы.
7 ученик:
Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления непрозрачных окрашенных стекол (смальты). На специально построенной фабрике им была выполнена мозаичная картина «Полтавская баталия». Картина состояла из нескольких тысяч цветных стекол и имела размер 42 м2. Она предназначалась для украшения стены Успенского собора. Вскоре после смерти Ломоносова при неизвестных обстоятельствах картина исчезла бесследно. Спустя 150 лет она была обнаружена в подвалах Академии наук в разрубленном виде. Картина восстановлена. 1 ученик:
Будучи увлеченным красотой получившихся образцов стекла для мозаичных картин, М.В. Ломоносов написал в их честь послание «Письмо о пользе стекла» и направил его И.И.Шувалову:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
… Пою перед тобой в восторге похвалу
Ни камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
…Мы должны здравия и жизни часть Стеклу
Какую надлежит ему принесть хвалу!
5 ученик:
По долговременном теченьи наших дней
Тускнеет зрение ослабленных очей.
Померкшее того не представляет чувство,
Что может в тонкостях натура и искусство.
Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг,
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселие – досада!
Одно лишь нам стекло в сей бедности отрада:
Оно способствием искусные руки
Подать нам зрение умеет чрез очки!
1 ученик:
Во зрительных трубах Стекло являет нам
Колико дал Творец пространство небесам.
… Далече до конца стеклу достойных хвал
На кои целый год едва бы мне достал.
Затем уже слова похвалы оставляю,
И что об нем писал, то делом начинаю. 2 ученик:
С именем Ломоносова связано развитие горнозаводского дела и металлургии. В созданной им книге «Первые основания металлургии и рудных дел» он не только перечислил различные рецепты в области металлургии, но и научно обосновал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд. На этой книге воспитывались сотни замечательных русских инженеров и металлургов.
3 ученик:
М.В.Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый глубоко оценил богатство, мощь, выразительность и красоту великого русского языка. Он писал: «Языка нашего небесна красота, в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского… краткость греческого и латинского языка».
М.В.Ломоносов создал ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовки деятелей русской культуры. Первым пособием была «Риторика» - первое печатное руководство в России по теории литературы и ораторскому искусству.
Еще большую роль в истории русской культуры сыграла составленная Ломоносовым «Российская грамматика», выдержавшая 14 изданий и не потерявшая научного значения до настоящего времени.
Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. В.В.Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».
4 ученик:
Красивы звучные оды Ломоносова. Много поколений восхищается вдохновленными строками «Оды на день вошествия на всероссийский престол ее государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»:
О, вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Ньютонов
Российская земля рождать. Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха,
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде
Среди народов и в пустыни,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде. 5 ученик:
Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо Родины. Наиболее ярко это проявилось в написанном им в 1761 г. сочинении «О размножении и сохранении российского народа». Большое внимание уделил Ломоносов в этой работе борьбе с детской смертностью и расширению медицинской помощи населению. 6 ученик:
В последние годы жизни слава Ломоносова распространилась далеко за пределы России.
В 1760 году он был избран почетным членом шведской Академии наук. В 1763 г. 10 октября Ломоносова в торжественной обстановке избрали почетным членом Петербургской Академии художеств. В 1764 г. в апреле Болонская Академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом. 7 ученик:
Будучи больным, Ломоносов переживал за судьбу того, чему была посвящена вся его жизнь. За несколько дней до смерти он с грустью сказал своему другу академику Я.Я.Штемлину, неотлучно находившемуся при нем: «Друг, я вижу, что должен умереть. И спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной».
4 апреля 1765 г. в возрасте 54 лет М.В.Ломоносов умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры. 1 ученик:
М.В.Ломоносов глубоко любил свою Родину, глубоко верил в таланты и творчество народов нашей страны. Чувством высокого патриотизма была проникнута его деятельность и как поэта, и как ученого, и как государственного деятеля.
«Честь Российского народа, - писал Ломоносов, - требует, чтоб показать способность и остроту его в науках, и что наше Отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости, но и в других высших делах, но и в рассуждении высоких знаний».
Ломоносов призывает:
Встань и иди, встань и иди, Россия!
Отряхни свои сомненья и страхи!
И радости, и надежды исполнена,
Красуйся, ликуй, возвышайся!
(музыкальная вставка). 2 ученик:
А.С.Пушкин:
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, М.В.Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник. Он создал первый университет, он, лучше сказать, был первым нашим университетом».
3 ученик:
Профессор Эйлер о сочинениях Ломоносова:
«Все записи господина Ломоносова по части физики и химии не токмо хороши, но и превосходны, ибо он с такой основательностью объяснил любопытные, совершенно неизвестные и необъяснимые для величайших гениев предметы, что я вполне убежден в истинности его объяснений. По сему случаю я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он обладает счастливым гением для открытия феноменов физики и химии. Желательно было бы, чтобы все прочие академики были в состоянии производить открытия, подобные тем, которые совершил Ломоносов».
4 ученик:
Профессор Б.Н.Меншуткин:
«Ломоносов в совершенстве знал кроме русского и церковнославянского языков, латинский, немецкий, французский, на которых писал, читал книги, а также на других языках. Ему принадлежит перевод физики с немецкого на латинский».
5 ученик:
Профессор В.И.Левашов:
«Образ Михаила Васильевича вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения прежде всего потому, что по многогранности своего таланта он превосходит Леонардо-да-Винчи, по мужеству ученого не уступает Николаю Копернику и вскрыл законы сложнейших законов природы глубже, чем Исаак Ньютон. Поэтому в истории великих людей он представляет собой исключительное явление».
(Музыка. Химическая иллюминация).
Ведущий: Ломоносов был универсальным гением, подобно титанам Возрождения. С лёгкостью он переходил от проблем химии к загадкам астрономии. Математика, физика, минералогия были ему столь же доступны, как филология или история. Конечно, такова была наука того времени, ещё не знавшая современной специализации, но универсализм был заложен и в незаурядной природе Ломоносова, которому многое давалось с необыкновенной лёгкостью. Следовать за мыслями великого человека – наука самая занимательная.
Всю свою энергию, знания и талант М. В. Ломоносов направил на борьбу за новую, просвещённую, могучую и величественную Родину, прославляя в своих произведениях русских героев «от земледельца до царя». Вся его жизнь и деятельность – прекрасный пример преданного служения отечеству. |