Главная страница


Программа учебного курса по экономике в 8 классе. Пояснительная записка



НазваниеПрограмма учебного курса по экономике в 8 классе. Пояснительная записка
страница1/4
Дата09.02.2016
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

Рабочая программа учебного курса по экономике в 8 классе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, которые включают в себя как необходимое представление о современных экономических системах, основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии подготовки социально адаптированной личности школьника.

Овладение основами экономических знаний даст ученикам возможность понять:

  • Роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;

  • Место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;

  • Механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значения сбережений и инвестиций, налоговую систему;

  • Причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;

  • Сущность и механизмы функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческий банков, финансовых рынков;

  • Движущие силы и основные закономерности экономического роста;

  • Основные проблемы мировой экономики, международная торговля и система платежей, протекционизма и либерализма, интеграции экономических связей.

Полученные экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.

В процессе обучения учащийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему цели сообразного выбора, который в течении жизни человек делает постоянно – в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.

Экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества.

Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельно составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов.

В качестве текущего контроля знаний по экономике могут быть рекомендованы традиционные для всех предметных областей способы:

  • Теоретические, практические, проблемные вопросы:

  • Решение задач и выполнение упражнений;

  • Домашние творческие задания;

  • Экономические тесты, кроссворды;

  • Деловые игры.

Рабочая программа основана на использовании УМК НИРО кафедры экономического образования 2008г., на основе государственного стандарта начального, общего, основного общего и среднего полного общего образования приказ министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №10898.

Программа: Областная программа экономического образования школьников НИРО; составители: И.А. Симонов, Р.С.Лукьянова,
Н.М Левина. Учебник: Рабочая тетрадь по экономике 8 класс. 2012г

Согласно базисному плану выделяется 1 час. Расхождения с планом нет.
Цели и задачи.

Данный курс имеет целью формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам, акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий, развить у учащихся экономический образ мышления, освоение на системном уровне знаний об экономической деятельности людей, формирование опыта применение полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений.

Для того чтобы добиться результатов, нужно поставить и успешно решить в процессе обучения следующие задачи:

-освоение основных понятий, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в экономической жизни;

-воспитание ответственности за экономические решения;

-использование различных источников информации;

-применение полученных знаний в решении текущих экономических проблем;

-развитие потребности в получении экономических знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся.

Понятия


Умения


Тема 1. Что изучает экономика?

Экономика: наука и хозяйство. Микро- и макроэкономика. Отраслевая и региональная экономика. Потребности и их относительная безграничность. Классификация потребностей по Маслоу. Ресурсы и их ограниченность. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость.

Понимать взаимосвязь экономической теории и практики. Различать микро- и макроэкономические проблемы. Приводить примеры потребностей, экономических и неэкономических благ. Приводить примеры рационального и нерационального хозяйствования. Использовать знание альтернативной стоимости при принятии эффективных решений.

Тема 2. Типы экономических систем.

Главные вопросы экономики. Понятие экономической системы.

Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. Сравнительная характеристика экономических систем.

Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики. Российская экономика на современном этапе.

Выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем. Аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике. Выделять особенности современной российской экономики.

Понимать трудности перехода командной экономики к рыночной.

Тема 3. Факторы производства.

Классификация факторов пр-ва. Доходы на факторы пр-ва: зарплата, рента, процент, прибыль. Понятие предпринимательского дохода.

Классифицировать факторы пр-ва и соотносить с доходами на факторы пр-ва. Объяснять особенности и взаимосвязь различных факторов производства.

Тема 4. Производительность факторов производства.

Понятие производительности. Показатели производительности факторов производства: производительность труда, капитал, отдача, урожайность. Роль производительности. Факторы, влияющие на производительность: НТП, разделение труда, специализация, качество трудовых ресурсов, технологии, организация труда и управления.

Объяснять роль роста производительности в увеличении богатства общества и благосостояния людей.

Решать типовые задачи на расчет производительности труда.

Тема 5. Спрос.

Спрос. Величина спроса. Факторы спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Шкала, функция, график спроса. Изменение спроса и величины спроса.

Различать спрос и величину спроса. Выделять факторы изменения спроса и величины спроса. Строить график спроса по шкале и по уравнению функции. Различать изменение спроса и величины спроса. Анализировать влияние неценовых факторов.

Тема 6. Предложение.

Предложение. Величина предложения. Факторы предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Шкала, функция, график предложения. Изменение предложения и величины предложения

Различать предложение и величину предложения. Выделять факторы изменения предложения и величины предложения. Строить график предложения по шкале и по уравнению функции. Различать изменение предложения и величины предложения. Анализировать влияние неценовых факторов.

Тема 7. Взаимодействие спроса и предложения.

Рыночное равновесие и условия его существования. Равновесное количество и равновесная цена. Отклонения от цены равновесия и их последствия: избыточный спрос и избыточное предложение. Рынок покупателя и рынок продавца. Изменение условий равновесия под воздействием неценовых факторов спроса и предложения. Рыночный механизм.

Знать уравнение равновесия. Анализировать последствия отклонения от равновесия. Аналитически определять равновесную цену, равновесное количество, избыточный спрос, избыточное предложение и показывать на графике. Определять характер изменения условий равновесия под воздействием неценовых факторов. Решать типовые задачи на расчет условий равновесия, определение избыточного спроса иизбыточного предложения.

Тема 8. Производитель.

Собственность, ее сущность и место в экономической системе.

Экономические формы собственности: частная и общественная.

Суверенитет производителя и частная собственность. Отрасль, фирма, предприятие. Производственный цикл. Основной и оборотный капитал. Понятие и роль амортизации.

Приводить примеры различных форм собственности. Различать субъект и объект собственности. Видеть взаимосвязь суверенитета производителя и частной собственности. Приводить примеры отраслей. Определять длительность производственного цикла и его этапы. Приводить примеры основного и оборотного капитала. Решать типовые задачи по использованию основного и оборотного капитала, на расчет амортизационных отчислений.

Тема 9. Фирма и конкуренция.

Конкуренция и структура рынка. Совершенная и несовершенная '

конкуренция (монополистическая, олигополия, монополия). Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Постоянные, переменные, общие, средние, предельные, явные, неявные, экономические и бухгалтерские издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Ценообразование.

Различать рынки по степени конкуренции, приводить примеры. Определять переменные, общие, средние, предельные издержки. Строить графики издержек производства. Различать явные, неявные, экономические, бухгалтерские издержки; экономическую и бухгалтерскую прибыль. Решать типовые задачи на расчет издержек и прибыли.
  1   2   3   4