Главная страница


Методические рекомендации Реализация функций социального педагога при программировании деятельности



НазваниеМетодические рекомендации Реализация функций социального педагога при программировании деятельности
страница1/6
Дата02.03.2016
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6



Методические рекомендации

Реализация функций социального педагога

при программировании деятельности

детского объединения.

Составила социальный педагог


О.Ю. Сидоренко



Северск

СОДЕРЖАНИЕ.



Введение.



3

Глава 1.Социально-педагогический феномен детского объединения.



6

    1. Детское объединение: характеристика понятия, сущность

и нормативно-правовая база.




6

1.2. Детское объединение как фактор социализации ребёнка.



12

Глава 2. Организационно-содержательные аспекты работы социального педагога по программированию деятельности детского объединения.



17

2.1 Квалификационные требования социального педагога детского объединения.




17

2.2 Сущность процесса программирования деятельности детского

объединения.




22

2.3 Функции социального педагога детского объединения при программировании деятельности детского объединения на примере программы «Заколдованный остров» .




28

Заключение.



33

Библиография. 35





Введение
В жизни человека наступает период, когда он начинает осознавать своё призвание, своеобразие его личности. Вместе с этим приходит способность предвидеть и предотвращать опасности, угрожающие существованию. Остальная часть жизненного пути во многом зависит от того, насколько тот или иной индивид сможет реализовать заключённые в нём и во внешних обстоятельствах возможности счастливой и полноценной судьбы, закалить себя на случай непредвиденных и опасных испытаний.

Немало стран, в том числе и Россия, где жизненный уровень людей оставляет желать лучшего. Усиливающаяся нищета порождает обиды, разочарования и ненависть. Тысячи и миллионы людей, по существу, лишены основных прав человека. Неравенство влечёт за собой неверие и становится миной замедленного действия. Рост преступности достигает фантастических размеров.

С каждым днём эти проблемы становятся острее и злободневнее. Весь мир сейчас бьёт тревогу, сообщая об уровне преступности среди подростков. В число основных правонарушений, совершаемых подростками, входят уголовные преступления (убийство, грабёж, поджёг, изнасилование), преступления с применением силы (насилие, нанесение телесных повреждений, запугивание, шантаж), воровство, посягательство на общественную мораль (азартные игры, непристойная брань). Дети всё чаще и чаще втягиваются в употребление наркотиков, алкоголя, табакокурения. Параллельно с этим растёт уровень детских самоубийств.

Помня о том, что перспективы любого общества в значительной степени связаны с образованием и воспитанием, правомерно провозгласить безопасный мир, экологию и сотрудничество приоритетами современной педагогики.[12]

Педагогика сотрудничества является одним из примеров реализации новых педагогических идей. Взаимозависимый и взаимообогащающий характер сотрудничества проявляется на двух уровнях единого по сути явления.

Внутренний уровень определяет опыт отдельных стран в реализации сотрудничества детей и взрослых, значимого для обеих сторон и направленного в целом на формирование у молодёжи нового видения современного мира, ответственности за его судьбу.

На внешнем уровне сотрудничество означает объединение усилий педагогов и всех заинтересованных лиц в разработке теории миротворческого сотрудничества и её реализации на практике. Это сотрудничество создано в целях совместного поиска содержательных и методических элементов учебного и воспитательного процесса, то есть средств, способных оказывать наибольшее влияние на становление социальной ответственности и активности личности на всех этапах её формирования.[6]

В педагогике сотрудничества огромную роль берут на себя социальная работа и социальная педагогика. Социальная работа как профессия возникла в начале ХХ века, а понятие «социальный педагог», обозначающее специалиста, занятого либо в сфере социальной работы, либо в воспитательной деятельности, появилось лишь после второй мировой войны и то не во всех странах.

В настоящее время понятие «социальная работа» это собирательный термин, обозначающий всю разветвлённую систему социальной помощи и защиты человека.

В последнее десятилетие специалисты отказываются от простой благотворительности как основной функции. Они видят цель социальной работы в улучшении условий жизни человека вообще, что свидетельствует об усилении гуманистической её направленности. Это отражается в её новых принципах, новой установке – от индивида в его конкретной ситуации к целостному подходу, к целостному видению человека в его взаимосвязях с природой, обществом, глобальными проблемами, продиктованными особенностями и реалиями ядерного века, общечеловеческой культурой, а также такими историческими общечеловеческими ценностями, которые уходят корнями в семейную среду и фундаментальные основы нравственности. Другой принцип, о котором сегодня говорят, это принцип искусства помощи или принцип «помощь самопомощи». Его суть заключается в том, что если человек сам не хочет себе помочь, то никто уже не в силах сделать это за него. Поэтому задача социального педагога – научить человека помогать самому себе через развитие собственных сил и использование всех потенциальных резервов.

В каждой стране социальная работа имеет свою национальную специфику, которую нельзя не учитывать. Вместе с тем, есть немало общего для всех стран. Это, прежде всего – единство целей, общее предназначение социальной работы, потребности в ней и надежды на помощь людям, нуждающимся в милосердии, защите и т.п. Есть и общее для каждой страны социальные проблемы, такие как: безработица, переселенцы, беженцы, проблемы образования и профподготовки молодёжи, проблемы преступности, наркомании, алкоголизма, сексуального насилия и т.д.

Работа в области детского, подросткого и молодёжного движения в открытой социальной среде – одна из важнейших специализаций социальной педагогики, всем известно, что духовный потенциал нации возрастает в детстве. Мировое сообщество это осознало и предпринимает решительные шаги в области решения актуальных проблем детства.

Международно-правовое закрепление определённого объёма прав ребёнка и принципиального порядка их осуществления имеет уже длительную традицию, началом которой явилась Женевская декларация прав ребёнка 1924 года. «Конвенция о правах ребёнка», принятая ООН 20 ноября 1989 года, вобрала в себя новейшие идеи и положения мирового сообщества в области прав человека. Этот правовой документ высокого международного стандарта, наряду с обеспечением защиты и безопасности жизни и здоровья детей, созданием условий для образования, получения профессии, утверждает права детей на активное участие в общественной жизни общества.

Кроме того, 30 сентября 1990 года в Нью-Йорке на Всемирной встрече президентов и премьер – министров на высшем уровне в ООН была провозглашена новая этика по отношению к детям. В резолюции говорится: «Только тем, как общество защищает своих детей и заботится о них, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность и складывается будущее». Таким образом, основные нужды ребёнка становятся главной заботой общества.

В области социальной работы и социальной педагогики Россия немного отстаёт от западных стран. В нашей стране переход к рынку породил массу проблем в детских трудовых и творческих коллективах. Спаянные общей гражданской идеей в работе с детьми, энтузиасты – педагоги остались в полной изоляции, духовном вакууме, не зная, не ведая об опыте друг друга. Нестабильность жизни заставляет их больше бороться за себя, чем за жизнь, права, здоровье и полноценное развитие детей.

В интересах наших политиков дети стали занимать одно из последних мест. Они почему – то забыли, что успешное решение задач создания в России демократического государства, в первую очередь, зависит от формирования и развития у подрастающего поколения демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве, зная свои конституционные права и свободы, которые дают возможность не только быть членом общества, но и проявлять свою индивидуальность, неповторимость.

Для достижения этой цели необходимо, чтобы помимо обучения, подростки получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению социальными отношениями людей. И здесь важную роль играют детские общественные объединения, где самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений.

В нашей стране долгие годы для детских организаций характерно было единообразие в содержании деятельности. В социальном опыте, формируемом у ребёнка, доминировали идеологические установки. Новые социальные условия требуют существенного переосмысления теории и методики социализации личности ребёнка. В связи с этим нуждаются в уточнении содержание, формы и методы работы детских объединений.

Перед социальным педагогом стоит сейчас сложная задача – поиск таких методов направляющей и исправляющей педагогической деятельности, которые не воспринимались бы подростком, как навязанные сверху, а давали бы простор детской инициативе, стимулируя детское творчество.

Большую роль в данном направлении играет вариативно – программный подход, который создаёт оптимальные условия для создания и реализации различных вариантов программ, помогая тем самым находить пути обновления детского объединения.

В связи с этим, одним из наиболее значимых профессиональных умений социального педагога детского объединения становится умение разрабатывать программы, программировать деятельность своего детского объединения.

  1   2   3   4   5   6