Главная страница


Методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом онр»



Скачать 437.7 Kb.
НазваниеМетодическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом онр»
страница1/3
Дата02.07.2016
Размер437.7 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3

Учебно-методическое пособие

«Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Муртазина Любовь Александровна

воспитатель ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида

Кировского района города Санкт-Петербурга

Введение

Каждый педагог видит результаты своей образовательной и воспитательной деятельности в развитии личности ребенка, его способностей и интересов, творческого потенциала.

Невозможно переоценить роль родного русского языка, который помогает детям воспринимать окружающий мир осознанно и служит средством общения.

В процесс развития речи ребенок продолжает осваивать содержательную, эмоциональную, образную сторону родного языка.

Выразительность речи у ребенка развивается в течение дошкольного возраста и включает в себя вербальные средства (лексика, интонация, синтаксис) и невербальные (поза, жесты, мышление) средства.

Для развития выразительной составляющей речи нужно создать особые условия, при которых каждый малыш будет иметь возможность проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, в присутствии посторонних слушателей.

Выступление перед аудиторией с раннего возраста формирует привычку к публичной выразительной речи. Огромную помощь в этом оказывают театрализованные занятия в детских образовательных учреждениях.

Театрализованная деятельность предоставляет широкие воспитательные возможности. Принимая участие в театрализованных играх, дети узнают окружающий мир. Процесс совершенствования речи очень тесно связан с умственным развитием. Работая над выразительностью речи, активизируется словарь детей, улучшается звуковая, интонационная, выразительная составляющая речи. Необходимость четко, ясно и понятно изъясняться встает перед ребенком, при этом совершенствуется грамматический строй и диалогическая сторона речи.

Материалы предлагаемого пособия предназначены для воспитателей логопедических групп, могут использоваться как непосредственно образовательной деятельности, так и на прогулках с детьми.

В логопедические группы, как правило, дети поступают на год или два.

В массовых садах они на проявляли активности, так как речь их сильно отличалась от речи сверстников. Данная подборка игр позволяет в непринужденной обстановке, как бы само - собой корректировать речь детей.

Данное пособие позволяет использовать игры, исходя из возможностей детей степени несовершенства речи.

К концу своего пребывания в группе дети раскрепощенные, свободно общаются со сверстниками и взрослыми. Дети с удовольствием выступают перед аудиторией, с радостью участвуют в спектаклях. Речь их становится плавной, выразительной, эмоциональной, звуки произносятся внятно без искажения.

Задачи:

1. Воспитывать интерес у ребенка к театрально-игровой деятельности

2. Активизировать и обогащать словарь детей, вводя речь новые прилагательные, существительные, глаголы, предлоги, наречия. Закреплять правильное произношение звуков. Улучшать интонационную выразительность речи.

Учить детей применять прямую и косвенную речь в инсценировках сказок. Развивать монологическую и диалогическую формы речи.

Совершенствовать умение выразительно и связно пересказывать сказки, рассказы.

Активизировать импровизации у детей на тему известных сказок, рассказов, придумывать индивидуально и коллективно истории собственного сочинения.

3. Подготавливать ребенка к созданию выразительного образа

4. Развивать память, воображение, мышление, внимание детей.

5. Расширять познания об окружающей действительности у детей.

6. Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве детского сада.

Примерный учебный план I квартал учебного года

Виды деятельности

Задачи

Содержание занятия

Общеразвивающие игры (театральная игра)

Развивать слуховое, зрительное внимание память.

Согласовывать свои действия с другими детьми, учить снимать зажатость, скованность.

Развивать коммуникативные способности

Развивать умение произвольной реакции на команду.

Игры и упражнения

«Эстафета», «Запомни фотографию», «Что мы слышим», «Кто во что одет», «Воробьи-вороны», «Зеркало», «Дом мод», «Дружная пара», «Улавливаемый шепот», «Гриб – дерево – ягодка», «Ветер дует на…», «Дрозд», «Гнездышко», «Слушай хлопок», «Прилипшая рука»

Развитие двигательных способностей

Развивать ловкости, гибкости, выносливости, воображения

Упражнять в напряжении и расслаблении мышц попеременно

Учить равномерно перемещаться по группе, не наталкиваясь друг на друга

«Муравьи», «Кактус-ива», «Мокрые котята», «Штанга», «Самолет и бабочки», «Пальма», «Пантомима «В огороде», «Семечко», «Фрукты», «Лимон», «Лес», «Насос и мяч», «Куклы»

Культура и техника речи

Развивать речевое дыхание: продолжительный и плавный выдох

Развивать правильную артикуляцию: ритм, темп речи

Упражнять речь с движением

Развивать силу голоса


«Игра со свечой», «Узнай по запаху», «В саду», «Дует ветер», «Лебединое перышко», «Задуй упрямую свечу», «Шарик»

«Веселый пятачок», «Удивленный бегемот», «Жало змеи», «Конфетка»

«Детский сад», «Ежик и барабан», «Отстучи карандашом», «Осень», «Дождик», «Сковрушки», «Повтори как я», «Домашние птицы»

«Ты и я», «Репка», «Осень», «Ну-ка птички прилетели», «Птичий двор», «Магазин игрушек»

«Колокольчики», «Чудо-лесенка», «Самолет летит»,

«Скороговорки» («6 мышат…», «Саша Саше…», «От топота копыт», «Щетина у чушки…»

II квартал учебного года

Виды деятельности

Задачи

Содержание занятия

Общеразвивающие игры (театральная игра)

Развивать фантазию, воображение

Воспитывать коммуникативность и доброжелательность в отношениях с другими детьми

Развивать координацию движений, быстроту реакции

Развивать моторные функции, пантомимику, мимику

«Дружные звери», «Летает - не летает», «Вышивание», «Будь внимателен», «Кто за кем», «Ласковая мама», «Снежинка», «Зажигаем огоньки», «Я мороза не боюсь», «Костер», «Незнайка», «Звери на болоте»

Развитие двигательных способностей

Развивать координацию, пластическую выразительность, учить снимать мышечное напряжение


«Буратино и Пьеро», «Снеговик», «Поймай хлопок», «Ежик», «Огонь и лед», «Мы птицы», «Кто пасется на лугу», Этюд «В лесу»

Культура и техника речи

Тренировать четкое произношение звуков

Упражнять артикуляционный аппарат

Развивать речевое дыхание – воспитывать слитное произношение фразы, длительный выдох, ритма, темпа, интонационной выразительности

Тренировать силу голоса

Упражнять речь с движением

Учить пользоваться различными интонациями, произнося фразы радостно, грустно, сердито для передачи образа

Воспитывать умение вслушиваться в речь своих товарищей и взрослых

Работа над диалогической речью - отвечать на вопросы полной фразой

«Веселый пятачок», «Зевающая пантера», «Горячая картошка», «Жало змеи», «Колокольчик», «Уколы», «Больной зуб», «Капризуля»

Упражнения на 3 вида дыхания, «Колокольчики», «Чудо-лесенка», «Мороз», «Снегирек», «Слон», «Доброе животное», «Ежик», «Гудок»

«Как на горке снег-снег», «Дятел», «Олень», «Отшагай скороговорку»

«Веселые вороны», «На дворе»,

«Зимние забавы», Северная страна», «Ехали мы, ехали», «Я отважный капитан»

Скороговорки («Лежебока рыжий кот…», «Мышки сушки…», «На дворе трава…», «Бобр добр…», «Расскажите про покупки….», «Король орел…»)

Речевые игры: «Укрась слово», «Что может делать птица», «Без чего не бывает зимы», «Составь предложение», «Добавь словечко», «Какой какая», «Кто интереснее придумает», «Дружат - не дружат»

III квартал учебного года

Виды деятельности

Задачи

Содержание занятия

Общеразвивающие игры (театральная игра)

Развивать способность верить в воображаемую ситуацию

Развивать способность верить в воображаемую ситуацию

Развивать навыки действий с воображаемыми предметами

Учить импровизировать драматизации на темы знакомых сказок, игры

Закреплять навыки запоминания, словесного задания и воспроизведения отдельного ряда действий в определенной последовательности

Продолжать развивать моторные функции, произвольное поведение, координацию движений и речи, коммуникативные умения детей

«Ровным кругом», «Старенькая бабушка», «Загружаем баржу», «Рыбки», «Тень», «Ручейки у озера», «Птицы», «Космический корабль», «Все наоборот», «Внуки и дедушка», «Дорога на мельницу», «Пшеница и хлебороб», «Кого укусил комарик», «Паутинка», «Добрые слова», «Одуванчик», «Урок – перемена»

Развитие двигательных способностей

Закрепить умения использовать разнообразные жесты и мимику для передачи образа, умения вовремя снимать мышечный тонус

«Пальма», «Как живешь», «Бабушка Маланья», «Закрыть книжку», «Тюльпан», «Осьминог», «Дружная семья», «Солнечный зайчик», «Мимическое упражнение», «На рыбалке», «Солнце, дождь, ветер», «Маленькая птичка», «Божьи коровки, бабочки, кузнечики», «Цветы»

Культура и техника речи

Совершенствовать навык четкого произношения звуков родного языка

Пополнять словарный запас

Закрепить навыки просодии речи (интонирования, мягкой голосовой передачи, плавности и выразительности темпа и ритма)

Закреплять организационные качества у детей, активное творческое начало

Стихи, скороговорки («Жук над лужею жужжал…», «3 сороки-тараторки», «Съел Валерик вареник…», « У Кондрата», «3 сороки, 3 трещотки», «Милая Мила…»)

Речь с движением: «Мама», «Лужи», «Вот жужжит пчела»

Речевая игра: «Что для чего», «Кто больше назовет действий», «Почемучка», «Закончи предложение», «Составь предложение», «Что с кем и с чем дружит»

Сила голоса: «Дельфины», «Радиоволны», «Фонарик»

Дыхательные упражнения: «Моя мама – певица», «Веселые рыбки», «Веточки», «Журавли учатся летать», «Покорители космоса», «Колокол», «Сосчитай стулья», «Звуковое дыхание», «Фонарик», «Приятый аромат»

Упражнения на развитие эмоций: «Футбол», «Цветы»

Ритмические упражнения: «Наша бабушка», «Мы тесто месили», «Капельки», «Перелетные птицы», «Мы по городу шагаем», «Мебель», «Сладкоежка»

I квартал учебного года

Общеразвивающие игры и упражнения

«Эстафета»

На стульях полукругом сидят дети. Игра начинается. Дети садятся и встают по очереди, сохраняется темп, дети не вмешиваются в действия соседей.

«Кто во что одет»

В центре круга стоит водящий. Дети, взявшись за руку, идут по кругу и поют.

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай.

Поскорее дай ответ:

Ваня наш во что одет? (для мальчиков)

Ждем мы твоего ответа

Машенька во что одета? (для девочек)

Все останавливаются, водящий с закрытыми глазами описывает цвет одежды, детали и называет ребенка.

«Зеркало»

Детям предлагается следующая игра: «Ребята, любите ли вы смотреться в зеркало? Зеркало всегда все повторяет за вами. Давайте тоже попробуем изобразить зеркало. Кто-то будет показывать движения, а остальные ребята станут зеркалом, которое повторит эти движения»

«Дом мод»

Дети садятся полукругом таким образом, чтобы видеть друг друга. Ведущий запоминает их платья, детали одежды. Затем говорит: «На подиум приглашается модель в синем платье и голубых туфельках». Если кто-то узнает, о ком говорит ведущий, он называет имя «модели». Ребенок проходит по «подиуму», все аплодируют.

«Дружная пара»

Дети делятся на пары. Одному ребенку из пары завязывают глаза платком. Между стульями на полу раскладываются игрушки крупного размера. Второй ребенок должен провести партнера из одного места в другое так, чтобы не задеть ни одну игрушку.

«Улавливай шепот»

Логопед отходит на некоторое расстояние от детей, становится напротив и внятным, четким шепотом (уловимым только если каждый хорошо вслушивается) командует («Руки вперед, вверх, кругом» и т.д.).

«Гриб-дерево-ягодка»

Дети бегают врассыпную по комнате, размахивая руками, словно крыльями. Когда ведущий говорит: «Гриб!» - дети приседают; «Дерево!» - замирают, подняв руки вверх; «Ягодка!» - встают на колени, поднимая руки, сцепленные в замок.

«Ветер дует на …»

Ведущий начинает словами «Ветер дует на …». Например:

«Ветер дует на того, у кого … темные волосы» - все дети с темными волосами собираются в одну кучку.

«Ветер дует на того, у кого … есть брат», «кто любит прыгать», «кто много смеется» и т.д.

«Дрозд»

Дети встают лицом друг к другу парами и говорят:

«Я – дрозд, и ты – дрозд».

(Показывают на себя, потом показывают на партнера.)

«У меня нос, и у тебя нос».

(Прикасаются к носу своему, потом к носу партнера.)

«У меня гладкие, и у тебя гладкие».

(Гладят сперва свои щеки, потом щеки партнера круговыми движениями.)

«У меня сладкие, и у тебя сладкие».

(Прикасаются к уголкам рта указательными пальцами своего, а потом - партнера.)

«Я - друг, и ты – друг».

(Прикладывают к своей груди, потом к груди партнера обе руки.)

«Нам хорошо!».

(Все обнимаются.)

«Гнездышко»

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Дети, взявшись за руки, присели в кругу - это «гнездышко». В «гнезде» сидит «птичка». Снаружи летает другая «птичка» и командует: «Птичка вылетает!». Все начинают «летать», как птицы, «гнездо» рассыпается. Ведущий отдает команду: «В гнездо!». Дети дружно приседают. Кто не успел сесть становится ведущим.

«Слушай хлопок!»

Дети идут по кругу. На один хлопок - остановиться и встать в позу «петушка» (высоко поднять голову, хлопать руками-«крыльями» по бокам), на два хлопка – позу «уточки» (присесть, вытянуть шею вперед), на три хлопка – продолжить ходьбу.

«Прилипшая рука»

Играют парами. Рука одного ребенка «прилипла» к спине другого. Спина «убегает», а рука пытается не отклеиться от нее. Потом меняются местами: «убегает» рука.

Игры на развитие двигательных способностей

«Муравьи»

По сигналу хаотично двигаются по залу, не сталкиваясь с другими. Дети стараются заполнить свободное пространство зала.

«Кактус – ива»

По хлопку дети двигаются хаотично по залу. По команде «Кактус!» - останавливаются и принимают позу кактуса (руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ноги на ширине плеч). По хлопку опять движутся хаотично. По команде «Ива!» - останавливаются, принимают позу ивы: руки расслаблены и висят, как ветки ивы. Ноги слегка расставлены. Мышцы шеи расслаблены, голова висит.

«Мокрые котята»

Дети пружинящим легким шагом двигаются по группе, как мокрые котята. Команда «Дождь» - дети на корточках, сжимаются в комочек, напрягая все мышцы тела. Команда «Солнышко» - медленный подъем, стряхивают капельки дождя с «лапок», головы, «хвостика», снимая зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

«Штанга»

Ребенок имитирует поднятие тяжелой штанги, задержавшись в верху, опускает ее, отдыхает.

«Самолет и бабочки»

Дети перемещаются по группе. По команде «Самолеты» - вытянув руки в стороны, бегают. По команде «Бабочки» - бег медленный, плавно «машут крыльями». Бабочка ищет красивый цветок, голова поворачивается из стороны в сторону.

«Пальма»

«Пальма выросла большая-пребольшая»: правая рука вытягивается вверх, тело тянется за рукой, смотрим на руку.

«Завяли листочки» - расслабленную кисть уронили.

«Ветви» - уронили расслабленную руку от локтя.

«Вся пальма» - всю руку уронили вниз.

Упражнение повторяется левой рукой.

Пантомима «В огороде»

Дети шли, шли, шли.

В огород они зашли.

Там увидели урода –

И скорей из огорода.

Изобразить испуг. Один ребенок изображает огородное чучело, а остальные – испуг. Затем все дети изображают пугало, а ведущий – испуг.

«Семечко»

- Все вы маленькие семена овощей (дети сидят). Семена грело солнышко, поливал дождик. Они росли, росли и выросли большими растениями.

Поднимайте медленно руки вверх - растения тянутся к теплому солнышку. Все почувствуйте напряжение. Затем солнышко стало сильно припекать и растения завяли.

Расслабьтесь, уроните голову на грудь, потом руки, затем опустите плечи и наклоните туловище. Опуститесь на ковер. (Звучит музыка «Звуки природы»). Затем пошел дождик, растения ожили, потянулись к солнышку.

На нашей грядке выросли овощи!

«Фрукты»

«Удивляемся – какой большой апельсин!»

(Руки в стороны, рот полуоткрыт, глаза широко открыты, брови поднимаются).

«Радуемся – какая сладкая груша!»

(Ладони соединены вместе, открыты вверх, губы улыбаются, глазха слгка прищурены).

«Сердимся – какая неспелая слива!»

(Руки на поясе, покачивание головой, брови нахмурены, губы сжаты).

«Лимон»

- Опустить вниз руки, представить, что в левой руке лежит лимон. Из него нужно выжать сок. Сжимать в кулак медленно и как можно сильнее левую руку. Почувствовать, как левая рука сильно напрягается. Потом расслабить руку («бросить» лимон). Повторить то же правой рукой.

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

И всю руку напрягаю –

Сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю,

А руку расслабляю.

«Лес»

Ведущий говорит: «В нашем лесу растут елочки, березки, травинки, ягодки, грибочки, кустики. Выберите себе растение, которое вы любите. По команде мы «превратимся» в лес. Как ваше растение реагирует:

- на нежный, тихий ветерок;

- холодный сильный ветер;

- мелкий дождик;

- ласковое солнышко

- ливень?»

«Гуси»

Ведущий читает рассказ, дети показывают движениями, жестами описываемые действия («немое кино»).

«Вышла хозяюшка во двор и зовет домой гусей: «Теги-теги-теги! Гуси серые, гуси белые, идите домой!».

А гуси вытянули длинные шеи, красные лапы растопырили, машут крыльями, раскрывают клювы: «Га-га-га! Мы домой не хотим идти! Нам здесь хорошо».

Понимает хозяйка, что так гусей не заманить домой, взяла прутик и погнала всех домой».

«Насос и мяч»

Один ребенок – «насос», другие – мячи. Поначалу «мячи» стоят на полусогнутых ногах, обмякнув всем телом. Голова опущена, корпус наклонен вперед. «Насос» начинает со звуком надувать мячи, дети постепенно распрямляются, надувая щеки, поднимая вверх руки. Мячи полностью надуты. Ведущий вытаскивает из мячей шланг насоса. «Мячи» издают сильный звук (ш-ш-ш), и возвращаются в исходное положение.

Релаксация «Куклы»

Выполняется лежа на полу.

«Петрушка»: все тело мягкое, расслабленное. Релаксация в течение 15-20 секунд.

«Буратино»: все тело напряженное, тверже, деревянного. Напряжение 15-20 секунд.

Снова «Петрушка»

Игры на развитие речевого дыхания

«Игра со свечой»

Дети делают бесшумный вдох через нос. После этого дуют на горящую свечу. Свеча стоит на некотором расстоянии. Задача - - не загасить свечу, а заставить ее «танцевать»

«Узнай по запаху»

Предложить детям узнавать овощи по запаху. Предварительно нужно напомнить, как делать глубокий, длинный вдох.

Дыхательное упражнение «В саду»

- Представьте, что мы сейчас в саду. Покажите, какие там большие фруктовые деревья.

(Дети поднимают руки)

- Подул слабый ветерок: шшшш, листья зашелестели.

(Дети шевелят пальчиками быстро-быстро)

- Подул очень холодный ветер: сссс, закачались яблони.

(Дети машут руками и покачиваются)

- Ветер затих, больше не шевелятся ни ветки, ни листочки.

(Дети расслабляются)

- Опять подул ветер.

(Дети напрягаются снова, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)

«Дует ветер»

Дети и логопед стоят по кругу. Логопед говорит: «Пошли мы на прогулку в осенний лес». Взявшись за руки, все ведут хоровод.

Логопед продолжает: «Идем мы полем, солнышко светит, легкий ветерок дует и колышет травку». Все останавливаются.

«Ветерок дует тихо, в-в-в». (Логопед тихо и длинно произносит звук «В», который повторяют дети. Затем движение хоровода продолжается.

«Пришли мы в лес, собрали много грибов и ягод. Вдруг подул сильный холодный ветер: в-в-в.» Логопед длительно и громко произносит звук «В». Дети повторяют звук.

«Дует легкий ветерок – в-в-в… (выдох спокойный, ненапряженный)

И качает так листок – в-в-в…

Дует сильный ветерок – в-в-в…

И качает так листок – в-в-в…(активный выдох).

Дует ветерок, качаются лсточки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

-осиновый –а-а-а…

- рябиновый – и-и-и…

- березовый – о-о-о…

-дубовый – у-у-у…»

Дети хором поют звуки: «А-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у».

«Лебединое перышко»

Ведущий достает контейнер с белыми перышками: «Над нами пролетела стая лебедей и лебеди потеряли перышки. Положите по одному перышку на ладошку и дуйте так, чтобы перышки улетели и закружились в воздухе. Вдох и вдох делать по моей команде, щеки не надувать.»

«Задуй упрямую свечу»

Дети в правой руке держат полоски бумаги в форме свечи. Левая рука лежит на животе и проверяет правильность дыхания.

- Спокойно, беззвучно вдохнуть ртом. Посмотреть, как надулся живот. Сразу же постепенно выдыхая, медленно – «гасить свечу», произнося звук ф-ф-ф.

«Шарик»

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал,

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – хлоп!

Ш-ш-ш-ш….

Дети кладут руки на живот и делают вдох через нос, не поднимая плечи. Живот становится круглым. После короткой задержки дыхания - продолжительный выдох с произнесение звука ш-ш-ш-ш…
  1   2   3