|
Выступление на шмо учителей математики и информатики 09. 11. 2012 Выступление на ШМО учителей математики и информатики 09.11.2012
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе
Современное общество требует от человека способности постоянно учится и переучиваться в соответствии с изменяющейся ситуацией и потребностей общества, готового к самостоятельным действиям и оперативному принятию решений. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность самостоятельно найти необходимую информацию, осмыслить ее и применить в конкретной ситуации для достижения желаемого результата. Вот почему в настоящее время приоритетным является умение учащихся самостоятельно находить и усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Огромные возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий в образовательном процессе, как психологическая составляющая универсального ядра фундаментального образования наряду с традиционным изложением предметного содержания курса математики.
Ключевой целью образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую компетенцию, как умение учиться.
Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Для успешного освоения учащимися образовательных программ необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД:
личностные Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и я»
В математике: смыслообразование
регулятивные Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)
В математике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий
познавательные. Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
В математике познавательные общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач; познавательные логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
коммуникативные Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме
В математике: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа
Виды заданий:
личностные:
Участие в проектах
Подведение итогов урока
Творческие задания
Мысленное воспроизведение ситуации
Самооценка событий
Дневники достижений
регулятивные:
Преднамеренные ошибки
Поиск информации в предложенных источниках
Взаимоконтроль
«Найди ошибку»
познавательные:
Упорядочивание
«Цепочки»
Составление схем-опор
Работа с разного вида таблицами
Составление и распознавание диаграмм
Поиск лишнего
коммуникативные:
Составь задание однокласснику
Оцени работу товарища
Работа в группах
«расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое
Умение решать задачи –
такое же практическое искусство,
как умение плавать и бегать.
Ему можно научиться только
путем подражания и упражнений
Д. Пойа
примеры заданий, которые можно использовать для формирования УУД на уроках математики в средней школе
Личностные УУД
1. Сколько существует маршрутов, посещения трех памятных мест: Кузнечики, Подольские курсанты, памятник Виктору Талалихину в парке Культуры и отдыха. Есть ли среди этих памятников летчик-истребитель герой Советского союза?
патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родного края
2. Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500 ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40%, на полдник 10%, на ужин 15%. Найдите количество калорий на каждый прием пищи школьника.
Дополнительное задание: составьте меню на 1 день, учитывая калорийность на этикетке каждого продукта, или воспользовавшись таблицей калорийности продуктов, рекомендованных для питания школьников (на стенде в кабинете математике)
знакомство с рациональным режимом питания, формирование навыков здорового питания
3. Образец дневника достижений (распечатка для каждого учащегося в начале урока) – ученик сам оценивает свою деятельность
Этап урока
| устный счет
| домашнее задание
| первичное закрепление нового материала
| итог урока
| рефлексия
| моя оценка
|
|
|
|
|
| Регулятивные УУД
1. Найди ошибку, которая допущена при решении уравнения:
4 (x - 3) = x + 2 (x + 5)
4x – 12 = x + 2x + 2
4x – x – 2x = 2 + 12
x = 14 Ответ: 14
Анализ хода решения уравнения. Учащийся должен вспомнить все правила, которые используются в ходе его решения.
2. Решите ребус: одинаковые буквы соответствуют одинаковым цифрам
составление плана и последовательности действий, способность к волевому усилию и преодолению трудностей
3. Правильно прочитай сведения о древнегреческом ученом, записанное без пробелов
ПриблизительныегодыжизниПифагора – 570 – 500 года до н.э.РодилсябудущийматематикнаостровеСамос,позжепереехалвКротен.ИменнотамПифагорначалзаниматьсянаукой,проводитьисследованияихитроумныевычисления…
Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера, редактирование текста
4. Решение различных текстовых задач максимально способствует развитию универсальных учебных действий на уроках математики
Задача: для приготовления сдобного дрожжевого теста нужно взять муку, маргарин, молоко и сахар в пропорции 5:1:3:1 соответственно (личностные УДД: проявление внимания, интереса, желания больше узнать). Сколько сахара (в килограммах) необходимо взять для приготовления 4 кг. теста? (создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися)
Решение
Регулятивные УУД
Пусть масса одной части х грамм,
Тогда для теста потребуется 5х муки; х маргарина; 3х молока; х сахара (поиск решения проблемы учащимися)
По условию задачи надо приготовить 4 кг. теста. Составим уравнение:
5х + х + 3х + х = 4
10х = 4
х = 0,4 (кг) (решение задачи)
проверка: 5 ∙ 0,4 + 0,4 + 3 ∙ 0,4 + 0,4 = 4 (определение успешности выполнения своей работы) Ответ: 0,4 кг. сахара необходимо
Рекомендации по развитию УУД
личностные.
помните, что каждый ребенок индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности;
в жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который открывает ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения;
организуя учебную деятельность по математике, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики (сотрудничество с школьным психологом)
регулятивные УУД
научите учащегося контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
научите учащегося контролировать, выполнять свои действия по заданному плану, образцу, правилу, алгоритму;
помогите учащемуся научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Познавательные УУД
чтобы учащиеся усвоили материал по математике, научите их мыслить системно(например – основное понятие (правило) – пример – значение материала)
постарайтесь помочь учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности , учите их учиться;
найдите способ, чтобы учащиеся применяли свои знания на практике;
развивайте творческое мышление, познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще предлагайте учащимся творческие задания
Коммуникативные УУД
создавайте условия, чтобы учащиеся чаще высказывали свои мысли, мнения, задавали вопросы;
не бойтесь «нестандартных уроков», внедряйте различные виды современных технологий в образовательный процесс, различные виды и формы работы на уроке;
изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! |
|
|