Главная страница

Урока русского языка в 5 классе «Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи»



НазваниеУрока русского языка в 5 классе «Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи»
Дата06.03.2016
Размер61.6 Kb.
ТипУрок

Конспект урока русского языка в 5 классе

«Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи»

Цели:

  1. Образовательная:

  1. повторить изученное об имени прилагательном в начальной школе;

  2. учить находить прилагательное в тексте и употреблять в речи;

  3. организовать наблюдение за ролью, которую выполняет прилагательное в речевом высказывании.

  1. Развивающая:

  1. развивать внимание, память, речь учащихся.

  1. Воспитательная:

  1. воспитывать интерес к русскому языку;

  2. воспитывать чувство прекрасного, передаваемое через слово.

Оборудование:

  1. Учебник С. И. Львовой «Русский язык 5 класс», часть 2.

  2. Видеозапись (фрагмент явления 8 (Д. И. Фонвизин «Недоросль»)).

  3. Раздаточный материал: тексты (отрывок из повести В. Г. Короленко «В дурном обществе») + карточки со знаками «+» и «-».

  4. Проектор, компьютер.

  5. Фотография «Ландыш».

Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра (упр. №803), (написать текст про ландыш).

ХОД УРОКА

I. Уточнение знаний учащихся (повторение)

Учитель: Мы с Вами работаем с таким разделом грамматики, как морфология. А с каким ее подразделом мы начали знакомство?

Учащиеся: Самостоятельные части речи.

Учитель: Правильно. Для того чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю вам такое задание:
Выслушав утверждение, определите, истинно оно или ложно? Если высказывание истинное – вы показываете знак «+», если ложное – знак «-».

  1. Все слова русского языка можно разделить на самостоятельные, служебные и междометия.

  2. Все самостоятельные части речи изменяемые.

  3. Грамматические значения слов выражены окончаниями.

  4. Имена существительных обозначают действие.

  5. С помощью существительных мы можем называть не только различные предметы, но и чувства и состояния человека, действия, вещества, совокупности лиц.

(Каждое утверждение проецируется отдельно, сменяя друг друга)
Учитель: Молодцы! Вы хорошо знаете пройденный материал. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с этим большим разделом русского языка (лингвистики) «Морфология».
II. Интрига

Учитель: (показывая игрушку). Что вы мне скажите об этом предмете?

Учащиеся: Красивая, большая, …

Учитель: Итак, чтобы охарактеризовать данный предмет, нам потребовалось особая часть речи – какая?

Учащиеся: Имя прилагательное.

Учитель: Правильно. (Объявление темы урока). (Запись в тетрадях).

III.Движение темы

Учитель: Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы. Но перед тем как его задать, я приглашаю вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

(Просмотр фрагмента)
Правдин (экзаменующий): Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, которая дверь?

Правдин: … Вот эта. (показывает).

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.

Правдин: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.

(Видеозапись)
Учитель: Прав ли Митрофан? А какое определение прилагательного дали бы вы?

Учащиеся: Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?

Учитель: Какие признаки предмета могут обозначать прилагательные?


  1. Работа с текстом

Учитель: перед вами текст. Прочтите его. Чей это портрет? Только ли о росте Валека, цвета его глаз, одежде вы узнали из текста? Какая часть речи помогла вам?

Задание: (тетрадях)

Выпишите имена прилагательные, которые употребляются в данном тексте.

Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.

(В. Г. Короленко)

(Текст лежит у учащихся на парте и спроецирован)

Проверка (парная) 1 учащийся называет выписанные имена прилагательные.
Учитель: На какие вопросы отвечают данные имена прилагательные? Что они обозначают? Какими членами предложения являются?

Учитель: Внимательно слушавшие сценку обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то «приложена». К чему же «приложено» имя прилагательное?

Учащиеся: К имени существительному.

Учитель: Правильно. Посмотрите еще раз на наш текст и назовите существительные, к которым относятся прилагательные.

Учащиеся: Называют: мальчик, рубашонке, штанишек, волосы, глазами.

Учитель: Молодцы! Итак, сделаем вывод: «Имя прилагательное …»

(Вывод спроецирован, один учащийся читает его вслух)
Физминутка


  1. Работа с учебником

Учитель: А теперь обратимся к нашему учебнику и подробнее узнаем об имени прилагательном, (стр. 94-95). Прочитайте правило.

Учащиеся: Читают про себя.

Учитель: Какая информация оказалась для вас новой?

Учащиеся: (Качественное, относительное, притяжательное – постоянные признаки; степень сравнения, краткая и полная форма – непостоянные признаки).

Учитель: С этими понятиями мы будем знакомиться чуть позже. А сейчас я предлагаю вам поработать с упражнением №825 (задание 1.)

Прочитайте текст.

Найдите слова, которые помогают точнее, образнее и ярче описать портрет мальчика.

(Устно)

Учащиеся:

Учитель: А теперь выполним задание (по выбору)

  1. Выпишите словосочетания, в которых зависимыми словами являются выделенные прилагательные. Задайте к ним вопрос. (Средний уровень)

  2. Выпишите выделенные прилагательные. Используя правило, определите начальную форму, род число и падеж записанных прилагательных. (Высокий уровень)

(Спроецированы)

Проверка выполненной работы
Средний уровень Высокий уровень

Как определить род, число, падеж прилагательных?

(Все эти характеристики дает ему главное слово)
Учитель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. А сейчас посмотрите на фотографию (на доске: «Ландыш»). Что вы скажите об этом цветке?

Учащиеся: Ландыщ красивый …
IV. Домашнее задание

Учитель: Запишем домашнее задание: упражнение №830 (сочинение-миниатюра «Ландыш»).

Учитель: Дома написать небольшой текст, цель которого – воздействовать на читателя, убедить его в том, что ландыш является одним из самых прекрасных цветов. Какая часть речи поможет вам рассказать об этом цветке?

Учащиеся: Имя прилагательное.


V. Итог урока

Учитель: О какой части речи шла речь во время урока?

Учащиеся: Имя прилагательное.

Учитель: Понравилась ли вам эта часть речи? Чем?

Учащиеся: Имя прилагательное дает возможность точно, образно описывать предметы и явления, называть их особенные свойства.

Учитель: Вспомним сценку, где мальчик Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи. В чем смысл маленького спектакля?

Учащиеся:

Учитель: Но может быть, Митрофан в чем-то прав?

Учащиеся: Имя прилагательное действительно «приложено» к чему-то, в данном случае – к имени существительному.

Учитель: Как вы думаете, мы все знаем об имени прилагательном?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Значит, на следующих уроках мы продолжим наш разговор об имени прилагательном. Нас ждет много интересного – и старого и нового.
VI. Выставление оценок за урок