Главная страница

Учебнику «Алгебра и начала анализа» авторы: Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин. Тема: Первообразная. Цель урока: Ввести понятие первообразной для функции



Скачать 47.18 Kb.
НазваниеУчебнику «Алгебра и начала анализа» авторы: Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин. Тема: Первообразная. Цель урока: Ввести понятие первообразной для функции
Ю.М. Колягин
Дата05.03.2016
Размер47.18 Kb.
ТипУчебник

Разработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе

(для учителей, работающих по учебнику « Алгебра и начала анализа» авторы: Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин).

Тема: Первообразная.

Цель урока:

  1. Ввести понятие первообразной для функции.

  2. Выяснить физический и геометрический смысл первообразной.

  3. Отработать умения и навыки нахождения первообразной некоторых элементарных функций.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Таблицы, проектор.

Обязательные результаты обучения на данном уроке:

  1. Все учащиеся должны знать смысл действия интегрирования.

  2. Уметь решать задачи следующего содержания и уровня сложности:

  1. Найти первообразную функции: ; ;

  2. Для функции найти первообразную, график которой проходит через данную точку М(1;5)

Ход урока:

  1. Объяснение нового материала.

  1. Понятие противоположного действия: сложение и вычитание; умножение и деление; возведение в степень и извлечение корня.

Вывод: Все известные нам действия парные, то есть имеют обратные, поэтому естественно поискать обратное действие и для дифференцирования.

  1. Постановка обратной задачи.

  1. Построить график функции: ��=2��-5 (показать на таблице) обратная задача: по заданному графику составит уравнение функции.

  2. Построить график функции: ��= (показать на таблице) обратная задача: по построенному графику составить уравнение функции.

  3. Решить уравнение: , обратная задача: по найденным корням ��1=2; ��2=7 составить исходное уравнение. Для решения этих обратных задач мы использовали уравнение прямой ��=����+��, в котором по графику находили �� и ��; уравнение параболы, в котором по графику находили координаты вершины направление ветвей, точки пересечения с осями и т.д. Для решения задачи мы использовали свойства корней квадратного уравнения. А теперь сформируем две следующие задачи:

  1. Найти производную функции ��=5+4;

  2. Обратная задача: по заданной производной найти функцию, то есть решить, например =.

И так возникла проблема: есть ли обратное действие дифференцированию, и какие задачи к нему приводят? Для этого надо вспомнить все о прямом действие – действии нахождения производной функции.

Учащиеся отвечают на вопросы.

  1. Что такое производная в математике?

Ответ: ��=; ��'= - скорость изменения функции.

  1. В физике.

Ответ: мгновенная скорость.

  1. В Геометрии.

Ответ: тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ (на экране проецируется чертеж).

А теперь сформируем обратные задачи:

  1. Зная скорость изменения функции найти саму функцию.

  2. В физике часто решают задачи:

  1. Зная закон скорости или ускорения, находят закон движения, скорости ��

  2. Задача о вычислении работы переменной силы.

Вывод: Существуют действие, обратное нахождению производной, следовательно, как любое действие оно должно иметь название и символ.

Действие, обратное дифференцированию это действие нахождения первообразной и называется – интегрирование.

Определение первообразной: Функция ��называется первообразной для функции на некотором промежутке, если для всех �� из этого промежутка ��=.

Пример:

�� - первообразная для функции .

Функция - первообразная для функции , так как .

  1. Закрепление материала.

  1. Упражнение на доказательство того, что функция �� является первообразной для функции . Пример:

  1. ��= , .

  2. ��, .

Повторяются все правила и формулы нахождения производной.

  1. Упражнения на нахождение первообразных путем отгадывания: Пример: Найти ��, если



Вопрос: сколько первообразных можно найти в этой задаче?

Все упражнения на нахождение первообразной сопровождаются проверкой по определенной производной.

После решения таких задач делается предположение: в первообразной степенной функции показатель увеличивается на единицу, а в знаменателе появляется множитель, равны показателю:

��

Проверяется гипотеза доказательством:

��'

Далее обращается внимание учащихся на тот факт, что первообразная не изменится, если к функции прибавить постоянную величину С, то есть �� является первообразной для функции , а также функция �� является первообразной функции на таком промежутке, на котором обе функции �� и определены.

  1. Заключительная часть урока:

Понятия функции, предела, производной и интеграла является основными понятиями математического анализа.

Далее краткая историческая справка. Термин «Функция» впервые был употреблен в 1692 году немецким математиком Г. Лейбницем, над этим понятием работали швейцарский математик И. Бернулли, Л. Эйлер, П. Дирихле, а также великий русский математик Н. И. Лобачевский.

Первое определение предела дал английский математик Д. Валлис в 1616 году, И Ньютону принадлежит введение символа ������.

Большой вклад в развитие дифференциального исчисления внесли французские ученые П. Ферма и Р. Декарт.

Труды Кеплера, Кавальери служили основой теории интегрального исчисления. Развитие этой теории продолжили Эйлер и в России – П. А. Чебышев.

  1. Домашнее задание (проецируется на доске).

  1. Геометрическое истолкование нахождения первообразной (вспомнить геометрическую суть производной, определение первообразной, линейную функцию).

  2. Подготовить сообщения о практическом применении первообразной (2 человека).

  3. Упражнения из учебника на нахождение первообразной, а также на доказательство.