|
«Типы кристаллических решеток» Правительство Свердловской области
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования»
(ГАОУ ДПО СО «ИРО»)
Кафедра естественнонаучного и математического образования
Проект
Современный урок химии в 8 классе по теме
«Типы кристаллических решеток»
ДПП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание технологии введения» ВМ для педагогов основной школы (с использованием ДОТ) (108ч.)
Бархатова Татьяна Ивановна, учитель математики,
МКОУ Киргинская СОШ с. Кирга Ирбитского района
г. Екатеринбург 2014г.
Пояснительная записка
В свете внедрения ФГОС основного образования в школах России произошло смещение акцентов в обучении со «знаниевой» направленности образования на деятельностную. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В связи с этим современному учителю необходимо освоить и применять в своей работе приемы, методы и средства, позволяющие развивать у обучающихся универсальные учебные действия.
Объект – изучение химии согласно ФГОС основной школы Предмет – развитие универсальных учебных действий на уроках химии в 8 классе Цель: на основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы и с учетом требований ФГОС составить конструкт урока химии для 8-го класса по теме «Типы кристаллических решеток».
Задачи:
1. Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание ФГОС.
2. Отобрать приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные действия на уроке химии для 8-го класса по теме «Типы кристаллических решеток»
3. Составить конструкт урока по химии для 8-го класса по теме «Типы кристаллических решеток»
Методы, используемые для реализации данного проекта:
сравнение, обобщение, анализ.
Планируемый результат:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в развитии УУД на уроках химии в 8 классе.
Конструкт урока
Тема урока: Типы кристаллических решеток
Класс: 8.
УМК: Химия. 8 класс. Габриелян О.С. М.: Дрофа, 2010.
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, модели кристаллических решеток, слайд-фильм о кристаллах, проектор, ноутбуки.
Цели:
Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:
Повторят виды химической связи, агрегатные состояния вещества.
Научатся выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических.
Проявят умение описывать изученные кристаллические решетки, применяя логику.
Осознают значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Цели личностного развития обучаемых:
Воспитательные:
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к обучению, научного мировоззрения на основе изучения строения вещества
Развивающие:
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи и типом кристаллической решетки, между типом кристаллической решетки и физическими свойствами вещества. Личностные результаты: формирование познавательных интересов учащихся при самостоятельном приобретении новых знаний на основе практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю и результатам обучения.
Метапредметные результаты: развитие умения самостоятельно ставить цели, самостоятельной работы с информацией любой сложности, развитие моно- и диалоговой речи, умения выражать свои мысли, выслушивать собеседника, фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Предметные результаты:
Базовый уровень: развитие умений заполнять таблицу, обнаруживать зависимости
Повышенный уровень: объяснять полученные результаты и делать выводы
Высокий уровень: формирование убеждения в объективности научного знания
Методы:
Практический
Словесный
Наглядный
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Развиваемые УУД
| Результат работы ученика
| Организационный
| Приветствие. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, проверяет готовность к уроку.
| Приветствует учителя, демонстрирует готовность к уроку.
| Р. способность к волевому усилию, готовность к уроку.
Л. знание моральных норм.
| Готовое рабочее место.
| Мотивационный
| Ведет эвристический диалог и организует деятельность учеников по определению цели урока и её достижения. Предлагает варианты задач урока для выбора и определения их последовательности.
| Включается в эвристический диалог.
Совместно определяет цель урока.
Выбирает задачи для достижения цели и последовательность их выполнения.
| Р. целеполагание, планирование.
К. выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
П. формулирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков.
| Сформулированы цель и задачи урока.
| Повторение материала
| Организует деятельность учащихся по определению связи изученного ранее на уроках физики и химии с новой темой.
Формулирует определения основных понятий по теме урока.
| Отвечает на вопросы учителя, работая в группе.
Записывают определения основных понятий по теме урока.
| П. построение логической цепи рассуждений.
К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Р. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
| Коллективное составление кластера на доске.
Записанные в тетради определения.
| Усвоение новых знаний
| Организует учащихся на выполнение практической работы, координирует работу в группах, предлагает планы работы групп.
| Выполняет практическую работу в группе, делает выводы.
Работает с учебником по предложенному плану, заполняет таблицу, делает вывод, составляет рассказ.
| П. поиск и выделение информации.
К. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Л. ориентация в межличностных отношениях, умение правильно распределить обязанности в группе.
| Выполненная практическая работа.
Заполненная таблица.
| Промежуточный контроль
| Организует деятельность учащихся по обсуждению результатов работы в группах.
| Представляет результаты выполненной работы (рассказ), слушает и заполняет таблицу в тетради.
Сравнивает данные таблицы и устанавливает причинно-следственные связи.
| П. синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, установление причинно-следственных связей.
Р. умение представить результаты работы.
К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и оценивать действия партнера.
Л. понимание значимости полученных результатов.
| Результаты представлены в письменном и электронном виде, сделаны выводы.
| Рефлексив-
ный
| Даёт тестовое задание по изученной теме. Предлагает провести взаимоконтроль и оценить деятельность друг друга по данным критериям.
Побуждает к высказыванию учащимися своего мнения о результатах урока.
| Выполняет тест.
Проводит взаимоконтроль и оценивает ответ одноклассника.
Формулирует конечный результат своей работы на уроке.
Определяет значимость урока для себя лично.
| Р. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, контроль.
Л. понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений.
| Отметка за урок.
Оценка своего эмоционального состояния.
| Тема урока: «Типы кристаллических решеток»
Класс: 8.
«Познать сущее нельзя извне,
можно только изнутри»
Н.Бердяев
Цели:
Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:
Повторят виды химической связи, агрегатные состояния вещества.
Научатся выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических.
Проявят умение описывать изученные кристаллические решетки, применяя логику.
Осознают значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Цели личностного развития обучаемых:
Воспитательные:
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к обучению, научного мировоззрения на основе изучения строения вещества
Развивающие:
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи и типом кристаллической решетки, между типом кристаллической решетки и физическими свойствами вещества.
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, модели кристаллических решеток, пластилин, графит, ложки металлические и пластмассовые, коллекция минералов, проектор, ноутбуки.
Ход урока
Этапы урока
| Содержание этапа урока
| Организационный
| На перемене: на экране под музыку демонстрируются фотографии кристаллов.
Приветствие, проверка готовности к учебному занятию. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться.
| Мотивационный
| Учитель. Формулирует тему урока и организует деятельность учащихся по целеполаганию (эвристическая беседа с учащимися).
Какие вопросы возникли у вас после просмотра слайдов?
Какие области применения кристаллов вы можете назвать?
Как вы думаете, почему кристаллы применяются по-разному?
Почему у кристаллов разные свойства?
По итогам беседы учитель и ученики совместно формулируют цель урока:
«Изучить типы кристаллических решёток».
Учитель: организует деятельность учащихся в группах по постановке задач урока.
Учащиеся: работают в группах, выбирая из предложенных задач, подходящие к теме урока и расставляют их по порядку выполнения.
Задание №1: выберите из предложенных задач, которые позволят достигнуть поставленной цели и расставьте по порядку их выполнения.
Задачи урока:
Повторить правила написания орфограммы «ЖИ-, ШИ-»
Повторить виды химической связи, агрегатные состояния вещества.
Изучить понятия: «Кристаллическая решетка», «Типы кристаллических решеток».
Научиться адекватно реагировать на замечания одноклассников.
Научиться определять свойства веществ в зависимости от типа кристаллических решёток.
Развивать познавательный интерес, используя проблемный диалог.
Научиться организовывать свой учебный труд, соблюдать правила работы в группе.
Посмотреть видеофильм «Война и мир» от начала до конца за урок.
В результате обсуждения в группах на экране демонстрируются цель и задачи урока.
| Повторение материала
| Учитель. Предлагает повторить ранее изученный материал по заданию №2.
Задание №2.
Группа 1, 2.
Обсудите в группах, от чего зависит агрегатное состояние воды, и составьте кластер.
Группа 3,4
Обсудите в группах, от чего зависит одинаковое агрегатное состояние железа, поваренной соли, кварцевого песка, и составьте кластер.
Ученики. Группы представляют результаты своей работы и составляют коллективный кластер на доске.
В результате обсуждения учащимися формулируется вывод.
Учитель: даёт определение основных понятий урока: «Кристаллические вещества имеют чёткую температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Типы кристаллических решеток зависят от частиц, которые расположены в узлах кристаллической решетки».
Ученики: записывают определения (кристаллическая решетка, узел кристаллической решетки)
| Усвоение новых знаний
| Учитель. Организует деятельность учащихся в группах по изучению каждого типа кристаллической решётки.
Задание №3.
1 группа
Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.
Какие кристаллические решетки называются ионными?
Исследуйте макет кристаллической решетки хлорида натрия.
Заполните таблицу №1
Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с ионной кристаллической решеткой.
Какие вещества имеют ионную кристаллическую решетку?
|
Практическая работа
Используйте учебник
Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.
| 2 группа
Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.
Какие кристаллические решетки называются атомными?
Исследуйте макет кристаллической решетки алмаза.
Заполните таблицу №1
Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с атомной кристаллической решеткой.
Какие вещества имеют такую же кристаллическую решетку?
|
Практическая работа
Используйте учебник
Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.
| 3 группа
Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.
Какие кристаллические решетки называются металлическими?
Исследуйте макет кристаллической решетки натрия.
Заполните таблицу №1
Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с металлической кристаллической решеткой.
Какие вещества имеют металлическую кристаллическую решетку?
|
Практическая работа
Используйте учебник
Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.
| 4 группа
Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.
Какие кристаллические решетки называются молекулярными?
Исследуйте макет кристаллической решетки воды.
Заполните таблицу №1
Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с такой кристаллической решеткой.
Какие вещества имеют такую же кристаллическую решетку?
|
Практическая работа
Используйте учебник Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.
|
| Промежуточный контроль
| Учащиеся. В конце самостоятельной работы внимательно слушают выступления представителей от каждой из 4 групп по одному из типов кристаллических решёток, остальные дополняют, корректируют ответы.
Учитель на экране демонстрирует полностью заполненную таблицу (Приложение 1, Таблица №1) и
просит сформулировать общий вывод по таблице.
Ученики устанавливают логическую связь между частицами, образующими вещество, видом химической связи, типом кристаллической решетки и физическими свойствами вещества.
| Домашнее задание
| Учитель предлагает записать домашнее задание (по выбору):
смоделировать кристаллическую решетку любого вещества;
составить синквейн на тему «кристалл», «решётка»;
| Рефлексивный
| Цель: использование полученных на уроке знаний при решении тестов
Учитель предлагает каждому ученику выполнить тест (6 вариантов).
Задание №4.
Вариант 1.
А1. Вещества с атомной кристаллической решеткой
1) очень твердые и тугоплавкие
2) хрупкие и легкоплавкие
3) проводят электрический ток в растворах
4) проводят электрический ток в расплавах
А2. Молекулярное строение имеет
1) алмаз
2) азот
3) кремний
4) поваренная соль
А3. У веществ с низкой температурой плавления кристаллическая решетка
1) атомная
2) ионная
3) молекулярная
4) металлическая
А4. Молекулярный тип кристаллической решетки реализуется в строении:
1) NaCl
2) SiO2
3) Н2О
4) Ba(NO3)2
В1. Какой тип кристаллической решётки не встречается в простых веществах?
Учащиеся осуществляют взаимопроверку по предложенным на экране ответам и выставляют оценки по критериям.
Учитель. Организует деятельность учащихся по осуществлению контроля выполнения поставленных задач и достижения поставленной цели урока.
Вы молодцы!
После окончания урока оцените значимость урока для себя лично с помощью цветных смайликов.
Ученики: после урока оценивают по памятке своё эмоциональное состояние.
В результате на доске появляется разноцветная кристаллическая решётка, в узлах которой находятся смайлики.
Инструкция.
Зелёный
| Жёлтый
| Красный
| Я удовлетворён уроком
| Урок интересный
| Пользы от урока мало
| Урок полезен для меня
| Я принимал участие
| Я не принимал участие
| Я хорошо поработал
| Я работал
| Я не понимал о чём идёт речь
| Я всё понимал
| Мне было комфортно на уроке
| Мне это не нужно
|
| Приложение 1
Таблица 1. Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ
Тип
решетки
| Виды частицв узлах решетки
| Вид связи между частицам
| Примеры веществ
| Наиболее характерные физические свойства
| Практическое значение физических свойств
| Ионная
| Ионы: катионы и анионы
| Ионная
| Соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов
| Тугоплавкие, нелетучие, твердые, многие хорошо растворимы в воде и проводят электрический ток в растворе и расплаве
| Производство металлов методом электролиза из растворов или расплавоа их солей
| Атомная
| Атомы
| Ковалентная
| Алмаз, кремний, бор.
Исключение: кварц (оксид кремния)
| Твердые, нерастворимые, тугоплавкие, как вещества с ионной кристаллической решеткой, но часто в превосходной степени – очень твердые, очень прочные и т.д.
| Изготовление режущих и сверлящих инструментов из данных веществ
| Молекулярная
| Молекулы
| Между молекуласуществуют слабые силы межмолекулярного притяжения, а вот внутри молекул-прочная ковалентная связь
| При обычных условиях газы или жидкости, или твердые вещества с низкой температурой плавления: органические вещества (нафталин), вода, углекислый газ и др.
| Легкоплавкие, летучие, в твердом виде хрупкие, способны к возгонке, имеют малую твердость
| «Сухой лёд», нафталин
| Металлическая
| Атом-ионы
| Метал-
лическая
| Металлы и сплавы
| Ковкие, пластичные, тягучие, электро- и теплопроводные, имеют металлический блеск и т.д.
| Изготовление изделий различной формы, электропроводников, нагревательных элементов и т.д.
| |
|
|