Главная страница

«Типы кристаллических решеток»



Скачать 184.43 Kb.
Название«Типы кристаллических решеток»
Дата15.03.2016
Размер184.43 Kb.
ТипПояснительная записка

Правительство Свердловской области

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области

«Институт развития образования»

(ГАОУ ДПО СО «ИРО»)

Кафедра естественнонаучного и математического образования

Проект

Современный урок химии в 8 классе по теме

«Типы кристаллических решеток»

ДПП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание технологии введения» ВМ для педагогов основной школы (с использованием ДОТ) (108ч.)

Бархатова Татьяна Ивановна, учитель математики,

МКОУ Киргинская СОШ с. Кирга Ирбитского района

г. Екатеринбург 2014г.

Пояснительная записка

В свете внедрения ФГОС основного образования в школах России произошло смещение акцентов в обучении со «знаниевой» направленности образования на деятельностную. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В связи с этим современному учителю необходимо освоить и применять в своей работе приемы, методы и средства, позволяющие развивать у обучающихся универсальные учебные действия.

Объект – изучение химии согласно ФГОС основной школы
Предмет – развитие универсальных учебных действий на уроках химии в 8 классе
Цель: на основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы и с учетом требований ФГОС составить конструкт урока химии для 8-го класса по теме «Типы кристаллических решеток».

Задачи:

1. Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание ФГОС.

2. Отобрать приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные действия на уроке химии для 8-го класса по теме «Типы кристаллических решеток»

3. Составить конструкт урока по химии для 8-го класса по теме «Типы кристаллических решеток»

Методы, используемые для реализации данного проекта:

сравнение, обобщение, анализ.

Планируемый результат:

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в развитии УУД на уроках химии в 8 классе.

Конструкт урока

Тема урока: Типы кристаллических решеток

Класс: 8.

УМК: Химия. 8 класс. Габриелян О.С. М.: Дрофа, 2010.

Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, модели кристаллических решеток, слайд-фильм о кристаллах, проектор, ноутбуки.

Цели:

Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:

  1. Повторят виды химической связи, агрегатные состояния вещества.

  2. Научатся выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических.

  3. Проявят умение описывать изученные кристаллические решетки, применяя логику.

  4. Осознают значение теоретических знаний для практической деятельности человека.


Цели личностного развития обучаемых:

Воспитательные:

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к обучению, научного мировоззрения на основе изучения строения вещества

Развивающие:

Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи и типом кристаллической решетки, между типом кристаллической решетки и физическими свойствами вещества.
Личностные результаты: формирование познавательных интересов учащихся при самостоятельном приобретении новых знаний на основе практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю и результатам обучения.

Метапредметные результаты: развитие умения самостоятельно ставить цели, самостоятельной работы с информацией любой сложности, развитие моно- и диалоговой речи, умения выражать свои мысли, выслушивать собеседника, фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.
Предметные результаты:

Базовый уровень: развитие умений заполнять таблицу, обнаруживать зависимости

Повышенный уровень: объяснять полученные результаты и делать выводы

Высокий уровень: формирование убеждения в объективности научного знания

Методы:

  • Практический

  • Словесный

  • Наглядный




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

Результат работы ученика

Организационный


Приветствие. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, проверяет готовность к уроку.

Приветствует учителя, демонстрирует готовность к уроку.

Р. способность к волевому усилию, готовность к уроку.

Л. знание моральных норм.

Готовое рабочее место.

Мотивационный

Ведет эвристический диалог и организует деятельность учеников по определению цели урока и её достижения. Предлагает варианты задач урока для выбора и определения их последовательности.

Включается в эвристический диалог.

Совместно определяет цель урока.

Выбирает задачи для достижения цели и последовательность их выполнения.

Р. целеполагание, планирование.

К. выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

П. формулирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков.

Сформулированы цель и задачи урока.

Повторение материала

Организует деятельность учащихся по определению связи изученного ранее на уроках физики и химии с новой темой.

Формулирует определения основных понятий по теме урока.

Отвечает на вопросы учителя, работая в группе.

Записывают определения основных понятий по теме урока.

П. построение логической цепи рассуждений.

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Р. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коллективное составление кластера на доске.

Записанные в тетради определения.

Усвоение новых знаний

Организует учащихся на выполнение практической работы, координирует работу в группах, предлагает планы работы групп.


Выполняет практическую работу в группе, делает выводы.

Работает с учебником по предложенному плану, заполняет таблицу, делает вывод, составляет рассказ.

П. поиск и выделение информации.

К. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Л. ориентация в межличностных отношениях, умение правильно распределить обязанности в группе.

Выполненная практическая работа.

Заполненная таблица.

Промежуточный контроль


Организует деятельность учащихся по обсуждению результатов работы в группах.


Представляет результаты выполненной работы (рассказ), слушает и заполняет таблицу в тетради.

Сравнивает данные таблицы и устанавливает причинно-следственные связи.


П. синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, установление причинно-следственных связей.

Р. умение представить результаты работы.

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и оценивать действия партнера.

Л. понимание значимости полученных результатов.

Результаты представлены в письменном и электронном виде, сделаны выводы.

Рефлексив-

ный

Даёт тестовое задание по изученной теме. Предлагает провести взаимоконтроль и оценить деятельность друг друга по данным критериям.

Побуждает к высказыванию учащимися своего мнения о результатах урока.

Выполняет тест.

Проводит взаимоконтроль и оценивает ответ одноклассника.

Формулирует конечный результат своей работы на уроке.

Определяет значимость урока для себя лично.

Р. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, контроль.

Л. понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений.

Отметка за урок.

Оценка своего эмоционального состояния.

Тема урока: «Типы кристаллических решеток»

Класс: 8.

«Познать сущее нельзя извне,

можно только изнутри»

Н.Бердяев

Цели:

Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:

  1. Повторят виды химической связи, агрегатные состояния вещества.

  2. Научатся выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических.

  3. Проявят умение описывать изученные кристаллические решетки, применяя логику.

  4. Осознают значение теоретических знаний для практической деятельности человека.


Цели личностного развития обучаемых:

Воспитательные:

  • Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к обучению, научного мировоззрения на основе изучения строения вещества

Развивающие:

  • Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи и типом кристаллической решетки, между типом кристаллической решетки и физическими свойствами вещества.


Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, модели кристаллических решеток, пластилин, графит, ложки металлические и пластмассовые, коллекция минералов, проектор, ноутбуки.

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапа урока

Организационный


На перемене: на экране под музыку демонстрируются фотографии кристаллов.

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться.

Мотивационный

Учитель. Формулирует тему урока и организует деятельность учащихся по целеполаганию (эвристическая беседа с учащимися).

Какие вопросы возникли у вас после просмотра слайдов?

Какие области применения кристаллов вы можете назвать?

Как вы думаете, почему кристаллы применяются по-разному?

Почему у кристаллов разные свойства?

По итогам беседы учитель и ученики совместно формулируют цель урока:

«Изучить типы кристаллических решёток».

Учитель: организует деятельность учащихся в группах по постановке задач урока.

Учащиеся: работают в группах, выбирая из предложенных задач, подходящие к теме урока и расставляют их по порядку выполнения.

Задание №1: выберите из предложенных задач, которые позволят достигнуть поставленной цели и расставьте по порядку их выполнения.

Задачи урока:

  1. Повторить правила написания орфограммы «ЖИ-, ШИ-»

  2. Повторить виды химической связи, агрегатные состояния вещества.

  3. Изучить понятия: «Кристаллическая решетка», «Типы кристаллических решеток».

  4. Научиться адекватно реагировать на замечания одноклассников.

  5. Научиться определять свойства веществ в зависимости от типа кристаллических решёток.

  6. Развивать познавательный интерес, используя проблемный диалог.

  7. Научиться организовывать свой учебный труд, соблюдать правила работы в группе.

  8. Посмотреть видеофильм «Война и мир» от начала до конца за урок.

В результате обсуждения в группах на экране демонстрируются цель и задачи урока.

Повторение материала

Учитель. Предлагает повторить ранее изученный материал по заданию №2.

Задание №2.

Группа 1, 2.

Обсудите в группах, от чего зависит агрегатное состояние воды, и составьте кластер.

Группа 3,4

Обсудите в группах, от чего зависит одинаковое агрегатное состояние железа, поваренной соли, кварцевого песка, и составьте кластер.

Ученики. Группы представляют результаты своей работы и составляют коллективный кластер на доске.

В результате обсуждения учащимися формулируется вывод.

Учитель: даёт определение основных понятий урока: «Кристаллические вещества имеют чёткую температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Типы кристаллических решеток зависят от частиц, которые расположены в узлах кристаллической решетки».

Ученики: записывают определения (кристаллическая решетка, узел кристаллической решетки)

Усвоение новых знаний

Учитель. Организует деятельность учащихся в группах по изучению каждого типа кристаллической решётки.

Задание №3.

1 группа

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

  1. Какие кристаллические решетки называются ионными?

  2. Исследуйте макет кристаллической решетки хлорида натрия.

  3. Заполните таблицу №1

  4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с ионной кристаллической решеткой.

  5. Какие вещества имеют ионную кристаллическую решетку?


Практическая работа

Используйте учебник

Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.

2 группа

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

  1. Какие кристаллические решетки называются атомными?

  2. Исследуйте макет кристаллической решетки алмаза.

  3. Заполните таблицу №1

  4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с атомной кристаллической решеткой.

  5. Какие вещества имеют такую же кристаллическую решетку?


Практическая работа

Используйте учебник

Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.

3 группа

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

  1. Какие кристаллические решетки называются металлическими?

  2. Исследуйте макет кристаллической решетки натрия.

  3. Заполните таблицу №1

  4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с металлической кристаллической решеткой.

  5. Какие вещества имеют металлическую кристаллическую решетку?


Практическая работа

Используйте учебник

Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.

4 группа

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

  1. Какие кристаллические решетки называются молекулярными?

  2. Исследуйте макет кристаллической решетки воды.

  3. Заполните таблицу №1

  4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с такой кристаллической решеткой.

  5. Какие вещества имеют такую же кристаллическую решетку?


Практическая работа


Используйте учебник
Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.




Промежуточный контроль


Учащиеся. В конце самостоятельной работы внимательно слушают выступления представителей от каждой из 4 групп по одному из типов кристаллических решёток, остальные дополняют, корректируют ответы.

Учитель на экране демонстрирует полностью заполненную таблицу (Приложение 1, Таблица №1) и

просит сформулировать общий вывод по таблице.

Ученики устанавливают логическую связь между частицами, образующими вещество, видом химической связи, типом кристаллической решетки и физическими свойствами вещества.

Домашнее задание

Учитель предлагает записать домашнее задание (по выбору):

  1. смоделировать кристаллическую решетку любого вещества;

  2. составить синквейн на тему «кристалл», «решётка»;

Рефлексивный

Цель: использование полученных на уроке знаний при решении тестов

Учитель предлагает каждому ученику выполнить тест (6 вариантов).

Задание №4.

Вариант 1.

А1. Вещества с атомной кристаллической решеткой

1) очень твердые и тугоплавкие

2) хрупкие и легкоплавкие

3) проводят электрический ток в растворах

4) проводят электрический ток в расплавах

А2. Молекулярное строение имеет

1) алмаз

2) азот

3) кремний

4) поваренная соль

А3. У веществ с низкой температурой плавления кристаллическая решетка

1) атомная

2) ионная

3) молекулярная

4) металлическая

А4. Молекулярный тип кристаллической решетки реализуется в строении:

1) NaCl

2) SiO2

3) Н2О

4) Ba(NO3)2

В1. Какой тип кристаллической решётки не встречается в простых веществах?

Учащиеся осуществляют взаимопроверку по предложенным на экране ответам и выставляют оценки по критериям.

Учитель. Организует деятельность учащихся по осуществлению контроля выполнения поставленных задач и достижения поставленной цели урока.

Вы молодцы!

После окончания урока оцените значимость урока для себя лично с помощью цветных смайликов.

Ученики: после урока оценивают по памятке своё эмоциональное состояние.

В результате на доске появляется разноцветная кристаллическая решётка, в узлах которой находятся смайлики.

Инструкция.

Зелёный

Жёлтый

Красный

Я удовлетворён уроком

Урок интересный

Пользы от урока мало

Урок полезен для меня

Я принимал участие

Я не принимал участие

Я хорошо поработал

Я работал

Я не понимал о чём идёт речь

Я всё понимал

Мне было комфортно на уроке

Мне это не нужно




Приложение 1

Таблица 1. Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ

Тип

решетки

Виды частицв узлах решетки

Вид связи между частицам

Примеры веществ

Наиболее характерные физические свойства

Практическое значение физических свойств

Ионная

Ионы: катионы и анионы

Ионная

Соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов

Тугоплавкие, нелетучие, твердые, многие хорошо растворимы в воде и проводят электрический ток в растворе и расплаве

Производство металлов методом электролиза из растворов или расплавоа их солей

Атомная

Атомы

Ковалентная

Алмаз, кремний, бор.

Исключение: кварц (оксид кремния)

Твердые, нерастворимые, тугоплавкие, как вещества с ионной кристаллической решеткой, но часто в превосходной степени – очень твердые, очень прочные и т.д.

Изготовление режущих и сверлящих инструментов из данных веществ

Молекулярная

Молекулы

Между молекуласуществуют слабые силы межмолекулярного притяжения, а вот внутри молекул-прочная ковалентная связь

При обычных условиях газы или жидкости, или твердые вещества с низкой температурой плавления: органические вещества (нафталин), вода, углекислый газ и др.

Легкоплавкие, летучие, в твердом виде хрупкие, способны к возгонке, имеют малую твердость

«Сухой лёд», нафталин

Металлическая

Атом-ионы

Метал-

лическая

Металлы и сплавы

Ковкие, пластичные, тягучие, электро- и теплопроводные, имеют металлический блеск и т.д.

Изготовление изделий различной формы, электропроводников, нагревательных элементов и т.д.