4
. Первичное усвоения новых знанийИз предыдущих уроков видно, что при решении квадратных уравнений приходилось выделять полный квадрат двучлена.
Чтобы постоянно не выполнять таких преобразований, достаточно один раз выполнить эти преобразования для общего вида квадратного уравнения и получить формулу корней квадратного уравнения.
Вывести формулу корней квадратного уравнения (на доске)
Ввести понятие дискриминанта квадратного уравнения (Приложение 1, слайд 4)
Рассмотреть различные случаи решения квадратного уравнения в зависимости от значения дискриминанта (D) (Приложение 1 слайды 5-8)
Решение квадратных уравнений
ax
2 + bx + с = 0, где а ≠ 0
1. Найдем дискриминант (D) уравнения по формуле b
2 – 4ac
2. Определим количество корней уравнения в зависимости от значения дискриминанта D
D>0, уравнение имеет 2 корня; x
1 =
, x
2 =
D= 0 уравнение имеет 1 корень ; x =
D<0, корней нет
3. Записать ответ
Запись в тетради алгоритма решения квадратного уравнения, формулу корней квадратного уравнения.
5. Физкультминутка (включить спокойную музыку) (Приложение 1, слайд 9, приложение 2 – музыка)
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 -6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. Первичная проверка пониманияРабота с готовыми решениями. Комментарии трех учащихся с местаПривести пример решения квадратноых уравнений (Приложение 1, слайды 10-12)
Приер 1.
5x
2 – 4x – 1 = 0
а = 5, b = - 4, с = -1
D = b
2 – 4ac = (-4)
2 – 4 ∙ 5 ∙ (-1) = 16 + 20 = 36, D>0уравнение имеет 2 корня
x
1 =
=
= 1
x
2 =
=
= - 0,2
Ответ: - 0,2; 1
Пример 2
4x
2 - 12x + 9 = 0
а = 4, b = - 12, с = 9
D = b
2 – 4ac = (-12)
2 – 4 ∙ 4 ∙ 9 = 144 - 144 = 0, D = 0, уравнение имеет 1 корень
x =
=
= 1,5
Ответ: 1,5
Пример 3
7x
2 + 3x + 5 = 0
а =7, b = 3, с = 5
D = b
2 – 4ac = (-3)
2 – 4 ∙ 7 ∙ 5 = 9 - 140 = 131, D < 0, уравнение корней не имеет
Ответ: нет корней
7. Первичное закреплениеРабота на уроке. Решение квадартных уравнений (работа в парах) Приложение 2 (2 варианта)
На каждую парту 1 вариант. Сверка с образцом на доске (написано перед уроком на открывающихся досках).
Работа у доски по учебнику – по 2 учащихся № 25.1(а), 25.3(а), 25.5(а), 25.7(а)
8. Домашнее задание задачник Алгебра – 8, стр. 154, п. 25, № 25.1(в), 25.3(в), 25.5(в), 25.7(в)
9. Итог урокаю Рефлексия. Выставление оценок учащимся (Приложение 1, слайд
Напишите формулу нахождения дискриминанта квадратного уравнения.
Напишите формулу корней квадратного уравнения
Сколько корней может иметь квадратное уравнение? От чего это зависит?
Рефлексия (Приложение 1, слайд
На уроке я успел сделать…
В результате я узнал и научился…
Я не понял, у меня не получилось…
Кому на уроке все было понятно встаньте и похлопайте в ладоши, у крого остались вопросы и не все получалось сразу сидя похлопайте в ладоши, у кого не получилось решить последнее уравнение
Интернет- ресурсыhttps://fcior.edu.ru/https://school-collection.edu.ru/https://poiskm.com/song/156725-Bethoven-Lunnaya-Sonatahttps://zavuch.by/sam_ur.htmlhttps://proshkolu.ruhttps://shimrg.rusedu.net/post/646/2895Методическая литература:
урукин А.Н., Сочилов С.В., ЗелеРуА.Г. Мордкович. Учебник. Алгебра - 8, М.: МНЕМОЗИНА, 2013
А.Г. Мордкович. Задачник. Алгебра - 8, М.: МНЕМОЗИНА, 2013
А.Н. Рурукин и др. Поурочные разработки по алгебре. 8 класс. _ М.: ВАКО, 2013
Маслакова Г.И. Алгебра 8 класс. Рабочая программа к УМК Мордковича А.Г. , 2013
Л.А. Александрова Самостоятельные работы. Алгебра 8 класс, 2013
Самоанализ урока
Урок в 8 А классе по теме «Решение квадратных уравнений по формуле» мною был проведен комбинированный урок изучения и первичного закрепления новых знаний по данной теме. В дальнейшем при изучении данной темы в 8 классе, а также сдачи ГИА в 9 классе пригодятся знания , полученные на этом уроке.
Все этапы урока были направлены на достижение целей и задач, поставленных в начале урока. Урок был достаточно динамичным, насыщенным. Начало урока позволило мобилизовать учащихся класса, настроить их на восприятие нового материала. Темп работы учащихся на уроке позволяет проводить урок в достаточно быстром темпе.
Содержание учебного материала полностью соответствует программе и уровню знаний учащихся по предмету. Цели и задачи урока соответствуют плану и конспекту урока и были достигнуты.
Особено интересно для обучающихся и продуктивно для меня на уроке получилась работа в парах. Учащиеся аргументировано отстаивали свое верное решение. Сами смогли найти ошибки одноклассников. И совместными усилиями получить верный ответ.
Во время урока большая нагрузка легла на плечи учащихся,
учитель выступал в качестве координатора, несмотря на то, что это был урок «открытия» нового знания, что наиболее актуально, в связи с предстоящим введением в средней школе ФГОСов.
На уроке я использовала современные образовательные технологии: технология критического мышления – на всех этапах урока, проблемное обучение – на этапе мотивации учащихся была поставлена проблема поиска наиболее рационального способа решения полных квадратных уравнений, технология обучения в сотрудничестве (работа в парах) – взаимопомощь, взаимопроверка, информационно-коммуникативные технологии – использование во время урока презентации(авторская разработка) и, конечно, здоровьесберегающая технология – физкультминутка (гимнастика для глаз).
В целом урок в 8 А классе прошел успешно. Цели и задачи, поставленные в начале урока были достигнуты. Учащиеся ушли с урока с хорошим настроением.