Главная страница

Рабочая программа учебного предмета «математика»



НазваниеРабочая программа учебного предмета «математика»
страница2/4
Дата06.03.2016
Размер0.59 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4

      Задачник-тренажер состоит из двух частей. В первой части содержится система упражнений по всем главам курса (за исключением геометрических), которая дополняет и расширяет содержание практических разворотов учебника. Учебник и задачник вместе обеспечивают полноценную систему упражнений, позволяющую формировать умения и навыки, организовывать дифференцированную работу, согласуя уровень обучения с возможностями учащихся данного класса.
      В каждом блоке система упражнений разделена на группы А и Б. Упражнения группы А направлены в основном на формирование и отработку знаний и умений базового уровня, упражнения группы Б — на обеспечение более высоких уровней усвоения математики. Диапазон сложности заданий, как правило, весьма значителен.
      Во второй части задачника помещен материал, который можно было бы условно назвать «Для тех, кому интересно». Он состоит из девяти самостоятельных фрагментов, содержащих необязательный материал, углубляющий и расширяющий содержание курса. Этот материал может использоваться самыми разными способами: для индивидуальной работы учащихся в классе и дома; на индивидуальных занятиях для учащихся, интересующихся математикой; в работе со всем классом, если учебное время это позволяет (в последнем случае учащиеся, естественно, должны быть проинформированы о том, что этот материал выходит за рамки обязательного содержания).

      Тетрадь-тренажер — пособие на печатной основе. Его основное назначение — создание предпосылок для активизации познавательной деятельности школьников, для целенаправленного формирования познавательных учебных действий.
      В соответствии с назначением этого пособия в нем принят другой принцип структурирования учебного материала. Задания по каждой главе учебника располагаются по видам учебной деятельности (а не в логике развертывания содержания, как это принято в учебнике). Поэтому и в ходе учебного процесса задания должны использоваться избирательно, с акцентом на соответствующую деятельность.
      Эти виды деятельности таковы:
      • работаем с текстом;
      • выполняем упражнения;
      • находим закономерности;
      • анализируем и рассуждаем.
      В рубрику «Работаем с текстом» входят задания разных типов. Одни из них направлены на отработку введенных в учебнике понятий; среди них есть, например, задание типа «Вставь пропущенное слово». В других заданиях предлагается прочитать некоторый новый текст и ответить на вопросы, требующие осознанного восприятия, позволяющие проверить, как понят этот текст. Их можно использовать на разных этапах изучения материала, необязательно вначале.
      Рубрику «Выполняем упражнения» можно было бы назвать также «Осваиваем новое». В ней в основном содержатся задания, которые целесообразно выполнять на этапе введения нового материала; это тренировочные задания базового уровня, текст которых представлен на печатной основе.
      Название рубрики «Находим закономерности» говорит само за себя. С помощью тетради-тренажера этот важный вид заданий проходит сквозной линией через весь курс. Задания этой рубрики могут выполняться на любом этапе изучения соответствующей главы и даже при изучении другого материала.
      Задания рубрики «Анализируем и рассуждаем» по своим функциям близки к задачам-исследованиям. Их также можно использовать на разных этапах изучения математики, например в ходе обзорных уроков по главе. Отмечая большой потенциал этих задач в интеллектуальном развитии учащихся, хотелось бы подчеркнуть, что при их использовании от учителя требуется чувство меры. Иными словами, выбирая ту или иную задачу, нужно прежде всего ориентироваться на возможности учащихся.
      Завершает каждую главу тест, который ученики могут использовать, например, для самопроверки.
      Тетрадь-тренажер — это пособие индивидуального пользования для учеников, задания выполняются непосредственно в нем. В тех случаях, когда в тетрадь требуется занести только ответ (например, при выполнении теста), для вычислений, преобразований и т. д. учащиеся должны пользоваться своей рабочей тетрадью или черновиком.
      Тетрадь-экзаменатор пособие на печатной основе, содержащее материалы для тематического и итогового контроля. Вся предложенная система контроля в целом отвечает идеям уровневой дифференциации, принятой в данном УМК. И в соответствии с этим проверочные работы, включенные в пособие, предусматривают проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения, а также дают возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.
      По каждой теме арифметической части курса, а также по курсу в целом предлагаются проверочные работы двух типов, которые обозначены как «Проверочная работа № 1» и «Проверочная работа № 2». В содержательном и конструктивном отношении эти работы одинаковы: обе фактически состоят из двух частей, первая из которых направлена на проверку усвоения учебного материала на обязательном уровне, вторая содержит более сложные задания, позволяющие судить о возможности ученика работать на более высоком уровне. Разница состоит в том, что в «Проверочной работе № 1» первая часть представлена в виде заданий с выбором ответа или с кратким ответом, в «Проверочной работе № 2» — в традиционной форме, т. е. с записью решения. Вторая часть в той и другой работе состоит из заданий, которые надо выполнять с записью решения. Таким образом, учителю предоставляется возможность выбора той формы контроля, которая в большей степени соответствует его взглядам. По геометрической части курса предлагаются работы только в форме «Проверочной работы № 1».
      Электронное приложение к учебнику занимает в информационно-образовательной среде УМК особое место, поскольку именно оно значительно расширяет информационное поле путем вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов.
      Электронное приложение представляет собой особого рода медиатеку, включающую в себя различные типы медиаобъектов:
      • мультимедийные демонстрации;
      • виртуальные лаборатории;
      • интерактивные модели;
      • интерактивные задания;
      • тренажеры;
      • тесты;
      • игры и головоломки;
      • материалы для математического кружка и организации внеклассной работы;
      • нужные интернет-ссылки и др.
      Таким образом, объем информации, содержащейся в электронном приложении, значительно расширяет и дополняет материал учебника. Возможности электронного приложения позволяют принципиально иначе организовать учебный процесс, сделать его более привлекательным, личностно ориентированным, достигнуть высокой степени индивидуализации обучения. Использование разного типа мультимедиаобъектов позволяет задействовать различные способы восприятия информации, вследствие чего повышается эффективность учебного процесса в целом, а интерактивность многих ресурсов электронного приложения способствует развитию познавательной активности учащихся.
      Структура электронного приложения как информационно-образовательной среды соответствует принципам ее построения. Учебник играет в этой системе особую роль, так как именно разворот учебника является главным структурным элементом электронного приложения. Через разворот учебника, отображаемого на экране монитора, при помощи системы гиперссылок может осуществляться выход на все медиаобъекты, содержащиеся в электронном приложении. (Имеется и альтернативный способ навигации. Он состоит в использовании каталога ресурсов, в котором все учебные объекты классифицированы и сгруппированы по перечисленным выше типам.)

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА 5 КЛАССА

      Отбор содержания обучения и его структурирование осуществляются на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
      Приоритетными целями обучения являются:
      • продолжение формирования центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования школьников;
      • подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
      • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, критичности мышления, интереса к изучению математики;
      • формирование умения извлекать информацию, новое знание, работать с учебным математическим текстом.

      Основные линии содержания — арифметика и геометрия; кроме того, в содержание включена вероятностно-статистическая линия, изучение которой начинается с 5 класса.
      Изучение арифметического материала начинается с систематизации и развития знаний о натуральных числах. При этом формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности обучением простейшим приемам прикидки и оценки результатов вычислений. В связи с рассмотрением свойств арифметических действий специальное внимание уделяется преобразованиям числовых выражений, выполняемых с целью рационализации вычислений. Таким образом, учащиеся на доступном материале знакомятся с идеей перехода от одного выражения к другому, ему равному, что в последующем послужит основой при овладении преобразованием буквенных выражений.
      Изучение натуральных чисел включает в себя знакомство с элементарными понятиями теории делимости. Соответствующий материал учебника, помимо того что он знакомит с некоторыми базовыми понятиями, необходимыми для дальнейшего изучения математики, предоставляет богатые возможности для постановки и решения исследовательских задач, понятных и интересных учащимся этого возраста.
      Другой крупный блок в содержании арифметической линии — это обыкновенные дроби. В отличие от ряда существующих учебников, этот курс дает обыкновенные дроби в полном объеме, предусмотренном стандартом, уже в 5 классе, а рассмотрение десятичных отнесено к 6 классу. Таким образом, рассмотрение обыкновенных дробей предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики развертывания числовой линии: правила действий с десятичными дробями можно будет обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями.

      В учебниках положено начало изучению новой содержательно-методической линии, включающей комбинаторику, элементы теории вероятностей и статистики. Этот возраст выбран для первоначального знакомства с этим материалом не случайно: многочисленные психолого-педагогические исследования, подтвержденные мировым опытом, убедительно свидетельствуют, что период от 11 до 13 лет — это наиболее благоприятный возрастной период для формирования начальных вероятностных представлений. Учащиеся знакомятся с приемом решения комбинаторных задач путем перебора возможных вариантов, в том числе с помощью дерева возможных вариантов.    

   К важнейшим методическим особенностям учебников относятся:
      • мотивированное и доступное изложение теоретических сведений, способствующее пониманию и осознанности при усвоении материала;
      • целенаправленное обучение приемам и способам рассуждений, что позволяет обогатить интеллектуальный багаж школьников, способствует развитию мышления;
      • создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности, самостоятельности мышления, творческих способностей;
      • живой, эмоциональный язык, использование современных сюжетов в теории и задачном материале, а также наличие интересных для учащихся форм подачи материала.
      При решении проблемы преемственности основным принципом является принцип открытости. На данный учебник для 5 класса можно переходить после любого учебника начальной школы, так как взаимосвязь с этим звеном строится на основе программы и программных требований; его можно использовать и после систем развивающего обучения: готовность школьников к восприятию нового, их познавательная активность будут поддержаны и развиты.

Календарно-тематическое планирование учебного материала


урока

Дата проведения

Содержание

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Тип урока

Примечание


§1. Линии – 9 часов

1




Разнообразный мир линий

1

Понятия  линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. Самопересекающиеся линии.

ИНМ




2




Разнообразный мир линий

1

ЗНЗ




3




Прямая. Части прямой. Ломаная

1

Прямая, отрезок, луч. Ломаная..
      

ИНМ




4




Прямая. Части прямой. Ломаная

1

ЗНЗ

УКПЗ

5




Длина линии

1

Длина отрезка, метрические единицы длины

ИНМ




6




Длина линии

1

ЗНЗ




7




Окружность

1

Понятие окружность.

ИНМ




8




Окружность

1

КУ




9




Обзорный урок по теме

1

Построение конфигу

раций из прямой, ее частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.

ОУ




§2. Натуральные числа - 12 часов

10




Как записывают и читают числа

1

      Десятичная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления.

ИНМ




11




Как записывают и читают числа

1

КУ




12




Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел

1

Натуральный ряд.

ИНМ




13




Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел

1

Изображение натуральных чисел точками на координатной прямой.Сравнение натуральных чисел.

ЗНЗ




14




Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел

1

КУ




15




Округление натуральных чисел

1

Округление натуральных чисел

ИНМ




16




Округление натуральных чисел

1

ЗНЗ




17




Перебор возможных вариантов

1

      Решение комбинаторных задач перебором всех возможных вариантов.

ИНМ




18




Перебор возможных вариантов

1

ЗНЗ




19




Перебор возможных вариантов

1

КУ




20




Обзорный урок по теме

1

Систематизация и развитие знаний учащихся о натуральных числах.

ОУ




21




Контрольная работа № 1 по теме «На

туральные числа»

1

Структуирование знаний

КЗ




§3. Действия с натуральными числами - 21 час

22




Анализ контр.работы Сложение и вычитание

1

Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению.

ИНМ




23




Сложение и вычитание

1

ЗНЗ




24




Сложение и вычитание

1

КУ




25




Умножение и деление

1

Умножение натураль

ных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению.

ИНМ




26




Умножение и деление

1

ЗНЗ




27




Умножение и деление

1

ЗНЗ




28




Умножение и деление

1

КУ




29




Порядок действий в вычислениях

1

Вычисление значений числовых выражений; порядок действий..

ИНМ




30




Порядок действий в вычислениях

1

ЗНЗ




31




Порядок действий в вычислениях

1

КУ




32




Порядок действий в вычислениях

1

Вычисление значений числовых выражений; порядок действий.

КУ




33




Степень числа

1

Возведение числа в степень с натуральным показателем.

ИНМ




34




Степень числа

1

ЗНЗ




35




Степень числа

1

КУ




36




Задачи на движение

1

Решение задач арифметическим методом.



ИНМ




37




Задачи на движение

1

ЗНЗ




38




Задачи на движение

1

ИНМ




39




Задачи на движение

1

КУ




40




Обзорный урок по теме

1

Систематизация и развитие знаний учащихся

ОУ




41




Обзорный урок по теме

1

ОУ




42




Контр. работа№2 по теме «Действия с нату

ральными числами »

1

Структуирование знаний

КЗ




§4. Использование свойств действий при вычислениях– 10 часов

43




Анализ контрольной работы. Свойства сложения и умножения

1

  Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения преобразование сумм и произведений.

ИНМ




44




Свойства сложения и умножения

1

ЗНЗ




45




Распределительное свойство

1

Распределительное свойство умножения относительно сложения; вынесение общего множителя за скобки.

ИНМ




46




Распределительное свойство

1

ЗНЗ




47




Распределительное свойство

1

КУ




48




Решение задач

1

Примеры рациональ

ных вычислений. Реше

ние задач арифметичес

ким способом.

ИНМ




49




Решение задач

1

ЗНЗ




50




Решение задач

1

КУ




51




Обзорный урок по теме

1

сформировать началь

ные навыки преобразо

вания выражений.

ОУ




52




Контрольная работа

3 по теме « Исполь

зование свойств дейст

вий при вычислениях

1

Структуирование знаний

КЗ




§5. Углы и многоугольники – 9 часов

53




Как обозначают и сравнивают углы

1

      Угол. Прямой, острый, тупой углы.

ИНМ




54




Как обозначают и сравнивают углы

1

ЗНЗ




55




Измерение углов

1

Измерение и построение углов с помощью транспортира.

ИНМ




56




Измерение углов

1

УКПЗ




57




Измерение углов

1

ЗНЗ




58




Многоугольники

1

Ломаные и многоуго

льники. Выпуклые мно

гоугольники. Периметр многоугольника.

ИНМ




59




Многоугольники

1

ЗНЗ




60




Обзорный урок по теме

1

развить измерительные умения, систематизиро

вать представления о многоугольниках.

ОУ




61




Контрольная работа № 4 по теме «Углы и многоугольники »

1

Структуирование знаний

КЗ




§ 6. Делимость чисел – 16 часов

62




Делители и кратные

1

Делители и кратные чи

сла; наибольший общи

й делитель и наимень

шее общее кратное.

ИНМ




63




Делители и кратные

1

ЗНЗ




64




Делители и кратные

1

КУ




65




Простые и составные числа

1

Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители.

ИНМ




66




Простые и составные числа

1

УКПЗ




67




Простые и составные числа

1

КУ




68




Делимость суммы и произведения

1

Делимость суммы и произведения.

ИНМ




69




Делимость суммы и произведения

1

КУ



1   2   3   4