Главная страница

Рабочая программа по геометрии в 11 классе на 2012-2013 учебный год Составитель: Тремаскина В. С. Пояснительная записка



Скачать 307.72 Kb.
НазваниеРабочая программа по геометрии в 11 классе на 2012-2013 учебный год Составитель: Тремаскина В. С. Пояснительная записка
Дата26.02.2016
Размер307.72 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кочетовская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано Утверждена руководителем

Заместитель директора по УВР образовательного учреждения

_______ /Старовойтова А.Г/ _______ /В.М. Макарова /

«_____»___________2012г «_____»___________2012г
Рабочая программа

по геометрии в 11 классе

на 2012-2013 учебный год

Составитель: Тремаскина В.С.

Пояснительная записка


  1. Цель изучения:

-изучить понятия вектора;

-развить пространственные представления и изобразительные умения; освоить основные факты и методы стереометрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

-научиться находить площади поверхности и объёмы тел;

-овладеть символическим языком математики, выработать формально-оперативные математические умения и научиться применять их к решению геометрических задач;

-сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как

важнейших средствах математического моделирования реальных

процессов и явлений.

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изу­чение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
2).Общая характеристика учебного предмета, курса:

- краткая характеристика:

Геометрия -один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

- указание, на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена:

Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка, и Л.С. Киселевой.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы.

-какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внёс данный учитель:

-

- общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:

Программа рассчитана на 68 ч (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ - 6 , включая итоговую контрольную работу.

3).Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год

5).Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся):

-умения и навыки ученика:

В результате изучения курса геометрии 11 класса обучающиеся должны:

Знать:

-основные понятия и определения геометрических фигур по программе;

-формулировка аксиом стереометрии, основных теорем и их следствий;

-возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

-возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

-роль аксиоматики в геометрии;

уметь:

-соотносить плоские геометрические фигуры и трёхмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

-изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертёж по условию задачи;

-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

-проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

-вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объёмы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

-применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

-строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

-вычисления длин, площадей и объёмов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

-межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса:

- по рисованию (геометрические тела и их изображение),

-по технологии (геометрические тела и их изображение).
Тематическое планирование по дисциплине «Геометрия 11 класс».


п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч

Из них

Теоретиче

ское

обучение, ч

Лабораторные и практические работы, ч

Контрольная работа, ч

Экскур

сии, ч

Самостоятельная работа, ч

1.

2.

3.

4.


Метод координат в пространстве

Цилиндр, конус и шар

Объёмы тел

Повторение курса стереометрии

15

17

23

13

11

13

17,5

6,5



-

1

1

4

2

1

2

1

-

-

-

-

2

2

2,5

1,5

Итого




68

48

2

6

-

8



Календарно-тематическое планирование по геометрии в 11 классе

учебник «Геометрия 10-11 класс», авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, и Л.С. Киселева.






п/п



Наименование разделов и тем



Вид занятия



Количество часов



Виды самостоятельных работ



Дата проведения занятия



Планируемая

Фактически

1.

Метод координат в пространстве

-

15

-







1.1

Прямоугольная система координат в пространстве

Урок изучения нового материала

1

-







1.2

Координаты вектора

Комбинированный урок

1

-







1.3

Координаты вектора. Решение задач

Комбинированный урок

1

-







1.4

Связь между координатами векторов и координатами точек. Самостоятельная работа (0,5; карточки)

Комбинированный урок

1

Обучающая







1.5

Координаты середины отрезка

Комбинированный урок

1

-







1.6

Простейшие задачи в координатах. Подготовка к контрольной работе

Урок повторения и обобщения

1

-







1.7

Контрольная работа №1 по теме «Координаты точки. Координаты вектора».

Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся

1

-







1.8

Работа над ошибками. Угол между векторами

Урок изучения нового материала

1

-







1.9

Скалярное произведение векторов

Комбинированный урок

1

-







1.10

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

Урок закрепления изученного

1

-







1.11

Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов». Самостоятельная работа (0,5; тесты)

Урок закрепления изученного

1

Контролирующая







1.12

Осевая и центральная симметрия. Домашняя самостоятельная работа (подготовка докладов на тему: 1).«Осевая и центральная симметрии в природе». 2) «Осевая и центральная симметрии в архитектуре и строительстве». 3) «Осевая и центральная симметрии в искусстве»).

Комбинированный урок

1

Индивидуальная, развивающая, творческая







1.13

Зеркальная симметрия, параллельный перенос. Домашняя самостоятельная работа (подготовка презентаций на тему: «Зеркальная симметрия, параллельный перенос»).

Комбинированный урок

1

Индивидуальная, развивающая, творческая







1.14

Урок обобщающего повторения по теме «Метод координат в пространстве». Подготовка к контрольной работе. Самостоятельная работа (0,5; тесты).

Урок повторения и обобщения

1

Повторительная







1.15

Контрольная работа №2 по теме «Метод координат в пространстве»

Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся

1

-







2.

Цилиндр, конус и шар


-

17

-







2.1

Работа над ошибками. Понятие цилиндра

Урок изучения нового материала

1

-







2.2

Площадь поверхности цилиндра

Комбинированный урок

1

-







2.3

Решение задач по теме «Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра». Самостоятельная работа (0,5;цилиндры).

Урок закрепления изученного

1

Развивающая







2.4

Понятие конуса

Комбинированный урок

1

-







2.5

Площадь поверхности конуса

Комбинированный урок

1

-







2.6

Усечённый конус

Комбинированный урок

1

-







2.7

Конус. Самостоятельная работа (0,5; конусы).

Урок закрепления изученного

1

Обучающая







2.8

Сфера и шар

Комбинированный урок

1

-







2.9

Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.

Урок-исследования

1

-







2.10

Площадь сферы

Комбинированный урок

1

-







2.11

Решение задач по теме сфера. Самостоятельная работа (0,5; тела формы шара и сферы).

Урок закрепления изученного

1

Контролирующая







2.12

Решение задач на многогранники, цилиндр, шар и конус

Комбинированный урок

1

-







2.13

Решение задач на многогранники, цилиндр, шар и конус

Урок-практикум

1

-







2.14

Решение задач на многогранники, цилиндр, шар и конус. Самостоятельная работа (0,5; рефераты).

Урок закрепления изученного

1

Развивающая







2.15

Урок обобщающего повторения по теме «Цилиндр, конус и шар». Домашняя самостоятельная работа (подготовка презентаций на тему: 1). «Цилиндр». 2). «Конус». 3). «Шар»).

Подготовка к контрольной работе.

Урок повторения и обобщения

1

Индивидуальная, развивающая, творческая







2.16

Контрольная работа №3 по теме «Цилиндр, конус и шар»


Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся

1

-







2.17

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

-







3.

Объёмы тел




23










3.1

Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда

Урок изучения нового материала

1










3.2

Объём прямоугольного параллелепипеда

Комбинированный урок

1










3.3

Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда». Самостоятельная работа (0,5; куб, прямоугольный параллелепипед).

Урок закрепления изученного

1

Контролирующая







3.4

Объём прямой призмы

Комбинированный урок

1

-







3.5

Объём цилиндра

Комбинированный урок

1

-







3.6

Решение задач по теме «Объём прямой призмы и цилиндра». Самостоятельная работа (0,5; призма, цилиндр).

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Развивающая







3.7

Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла

Комбинированный урок

1

-







3.8

Объём наклонной призмы

Комбинированный урок

1

-







3.9

Объём пирамиды

Комбинированный урок

1

-







3.10

Объём пирамиды. Решение задач

Урок закрепления изученного

1

-







3.11

Решение задач по теме «Объём пирамиды. Самостоятельная работа (0,5; пирамиды).

Урок закрепления изученного

1

Контролирующая







3.12

Объём конуса

Комбинированный урок

1

-







3.13

Решение задач по теме «Объём конуса».

Урок закрепления изученного

1

-







3.14

Урок обобщающего повторения по теме «Объём пирамиды и конуса». Подготовка к контрольной работе»

Урок повторения и обобщения»

1

-







3.15

Контрольная работа №4 по теме «Объёмы тел»



1

-







3.16

Работа над ошибками. Объём шара

Урок коррекции знаний. Урок изучения нового материала

1

-







3.17

Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора

Комбинированный урок

1

-







3.18

Объём шара и его частей. Решение задач. Самостоятельная работа (0,5; тесты).

Урок закрепления изученного

1

Обучающая







3.19

Площадь сферы

Комбинированный урок

1

-







3.20

Решение задач на нахождение объёмов многогранника, цилиндра, шара и конуса.

Урок-практикум

1

-







3.21

Решение задач на многогранники, цилиндр, шар и конус. Самостоятельная работа (0,5; тесты).

Урок закрепления изученного

1

Контролирующая







3.22

Урок обобщающего повторения по теме «Объём шара и площадь сферы». Подготовка к контрольной работе.

Урок повторения и обобщения знаний

1

-







3.23

Контрольная работа №5 по теме «Объём шара и площадь сферы»

Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся

1

-







4.

Повторение курса стереометрии




13










4.1

Работа над ошибками. Повторение по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

Урок повторения и обобщения

1

-







4.2

Повторение по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

Урок повторения и обобщения

1

-







4.3

Повторение по теме «Перпендикулярность и параллельность прямых и плоскостей». Самостоятельная работа (0,5; тесты).

Урок повторения и обобщения

1

Контролирующая







4.4

Повторение по теме «Декартовы координаты и векторы в пространстве». Самостоятельная работа (0,5; тесты).

Урок повторения и обобщения

1

Контролирующая







4.5

Повторение по теме «Декартовы координаты и векторы в пространстве»

Урок повторения и обобщения

1

-







4.6

Повторение по теме «Площади и объёмы многогранников»

Урок повторения и обобщения

1

-







4.7

Повторение по теме «Площади и объёмы тел вращения». Самостоятельная работа (0,5; тесты).

Урок повторения и обобщения знаний

1

Повторительная







4.8

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

-







4.9

Контрольная работа №6 (итоговая)

Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся

1

-







4.10

Работа над ошибками. Решение задач ЕГЭ (уровень В)

Урок -практикум

1

-







4.11

Решение задач ЕГЭ (уровень В)

Урок -практикум

1

-







4.12

Решение задач ЕГЭ (уровень С)

Урок -практикум

1

-







4.13

Решение задач ЕГЭ (уровень С)

Урок -практикум

1

-









Содержание обучения




п/п

Наименование раздела

Знания и умения учащегося по разделу

Краткое описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов

Темы лабораторных, практических и иных видов учебной деятельности

Виды самостоятельной работы (подготовка докладов, рефератов, сочинений, аналитических работ, исследовательских работ и т.д.) с указанием темы урока

1.

Метод координат в пространстве



Знать:

понятие прямоугольной системы координат в пространстве;

понятие координат вектора в прямоугольной системе координат;

понятие радиус-вектора произвольной точки пространства;

формулы координат середины отрезка, длины вектора через его координаты, расстояние между двумя точками;

понятие угла между векторами;

понятие скалярного произведения векторов;

формулу скалярного произведения в координатах;

свойства скалярного произведения;

понятие движения пространства и основные виды движения.

Уметь:

строить точки в прямоугольной системе координат по заданным её координатам и находить координаты точки в заданной системе координат;

выполнять действия над векторами с заданными координатами;

доказывать, что координаты точки равны соответствующим координатам её радиус-вектора, координаты любого вектора равны разностям соответствующих координат его конца и начала;

решать простейшие задачи в координатах;

вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами по их координатам;

вычислять углы между прямыми и плоскостям;

строить симметричные фигуры.
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости Касательная плоскость к сфере .Площадь сферы.


Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

Векторы в координатах, модуль вектора в координатах, равенство векторов в координатах, сложение векторов и умножение вектора на число в координатах. Угол между векторами. Скалярное

произведение векторов.

Коллинеарность векторов в координатах.





Домашняя самостоятельная работа (подготовка докладов на тему: 1).«Осевая и центральная симметрии в природе». 2) «Осевая и центральная симметрии в архитектуре и строительстве». 3) «Осевая и центральная симметрии в искусстве»).

Домашняя самостоятельная работа (подготовка презентаций на тему: «Зеркальная симметрия, параллельный перенос»).

2.

Цилиндр, конус и шар



Знать:

понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов(боковая поверхность, основания, образующие, ось, высота, радиус;

формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра;

понятие конической поверхности, конуса и его элементов(боковая поверхность, основание, вершина, образующая, ось, высота), усечённого конуса;

формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей конуса и усечённого конуса;

понятия сферы, шара и их элементов(центр, радиус, диаметр);

уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат;

взаимное расположение сферы и плоскости;

теоремы о касательной плоскости к сфере;

формулу площади сферы.

Уметь:

решать задачи на вычисление боковой и полной поверхностей цилиндра;

решать задачи на вычисление боковой и полной поверхностей конуса и усечённого конуса;

решать задачи на вычисление площади сферы.



Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения. Эллипс, гипербола, парабола как сечения конуса. Касательная плоскость к сфере. Сфера, вписанная в многогранник, сфера, описанная около многогранника.

Цилиндрические и конические поверхности.


Урок-практикум «Решение задач на многогранники, цилиндр, шар и конус».-1ч.

Домашняя самостоятельная работа (подготовка презентаций на тему: 1). «Цилиндр». 2). «Конус». 3). «Шар»).


3.

Объемы тел



Знать:

понятие объёма, основные свойства объёма;

формулы нахождения объёмов призмы, в основании которой прямоугольный треугольник и прямоугольного параллелепипеда;

правило нахождения прямой призмы;

что такое призма, вписана и призма описана около цилиндра;

формулу для вычисления объёма цилиндра;

способ вычисления объёмов тел с помощью определённого интеграла, основную формулу для вычисления объёмов тел;

формулу нахождения объёма наклонной призмы;

формулы вычисления объёма пирамиды и усечённой пирамиды;

формулы вычисления объёмов конуса и усечённого конуса;

формулу объёма шара;

определения шарового слоя, шарового сегмента, шарового сектора, формулы для вычисления их объёмов;

формулу площади сферы.

Уметь:

Объяснять, что такое объём тела, перечислять его свойства и применять эти свойства в несложных ситуациях;

применять формулы нахождения объёмов призмы при решении задач;

решать задачи на вычисления объёма цилиндра;

воспроизводить способ вычисления объёмов тел с помощью определённого интеграла;

применять формулу нахождения объёма наклонной призмы при решении задач;

решать задачи на вычисление объёмов пирамиды и усечённой пирамиды;

применять формулы вычисления объёмов конуса и усечённого конуса при решении задач

применять формулу объёма шара при решении задач;

различать шаровой слой, сектор, сегмент и применять формулы для вычисления их объёмов в несложных задачах;

применять формулу площади сферы при решении задач.


Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. Объём прямой призмы. Объём цилиндра. Вычисление объёмов тел с помощью определенного интеграла. Объём наклонной призмы. Объём пирамиды. Объём конуса. Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Площадь сферы.


Урок-практикум «Решение задач на нахождение объёмов многогранника, цилиндра, шара и конуса».-1ч.





4.


Повторение курса стереометрии

Знать:

основные определения и формулы изученные в курсе геометрии.

Уметь:

применять формулы при решении задач.



Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники. Метод координат в пространстве.

Цилиндр, конус и шар. Объёмы тел.



Урок –практикум «Решение заданий типа В»-2часа;

Урок –практикум «Решение заданий типа С»-2часа;





Содержание практической деятельности (контрольно-измерительный материал)
1).Тематика лабораторных и практических работ с заданиями (вариантами заданий)

3).Тематика докладов, рефератов и иных видов самостоятельной работы учащихся.
Домашняя самостоятельная работа: 1). «Осевая и центральная симметрия» (доклад), 2).«Зеркальная симметрия, параллельный перенос» (презентация).

Домашняя самостоятельная работа: 1). «Цилиндр», 2). «Конус», 3) «Шар» (презентация)

4).Варианты контрольных работ, тестовых заданий с критериями оценки.
4).Варианты контрольных работ, тестовых заданий с критериями оценок.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины.
1).Перечень оборудования (имеющегося в наличии).

1).Набор геометрических тел.
2).Перечень наглядных и дидактических материалов (имеющегося в наличии).

Комплект таблиц по стереометрии.

Диск «Живая геометрия».

Список литературы

1).Основная учебно-методическая литература.

1).Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.

2).Дополнительная учебно-методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет-сайты).

2).Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

3).Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 10–11 классы, к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).

4).Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 11 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.

5).О преподавании математики в 2010/2011 учебном году. Методическое письмо. Под ред. Ященко И.В., Семенова А.В. (2010, 240с.)

6).Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

7).Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.

Интернет-ресурс

1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  

7. www.shomtaya.ucoz.ru/ Персональный сайт - Шомахова Таисия Исмаиловна.