|
Содержание программы учебного курса
1. Функции и их графики (9ч.)
Элементарные функции. Исследование функций и построение их графиков элементарными методами. Основные способы преобразования графиков. Графики функций, содержащих модули. Графики сложных функций.
Основная цель — овладеть методами исследования функций и построения их графиков.
Сначала вводятся понятия элементарной функции и суперпозиции функций (сложной функции). Затем исследуются вопросы об области определения и области изменения функции, об ограниченности, четности (или нечетности) и периодичности функции, о промежутках возрастания (убывания) и знакопостоянства функции. Результаты исследования функции применяются для построения ее графика. Далее рассматриваются основные способы преобразования графиков функций — симметрия относительно осей координат, сдвиг вдоль осей, растяжение и сжатие графиков. Все эти способы применяются к построению графика функции у = Аf(к(х - а)) + В по графику функции у = f(х).
Рассматривается симметрия графиков функций у = f(х) и х = f (y) относительно прямой у = х. По графику функции у = f (х) строятся графики функций у = | f(х)| и у = f(|х|). Затем строятся графики функций, являющихся суперпозицией, суммой, произведением функций.
2. Предел функции и непрерывность (5ч.)
Понятие предела функции. Односторонние пределы, свойства пределов. Непрерывность функций в точке, на интервале, на отрезке. Непрерывность элементарных функций. Разрывные функции.
Основная цель — усвоить понятия предела функции и непрерывности функции в точке и на интервале.
На интуитивной основе вводятся понятия предела функции сначала при х —> +∞, х —> -∞, затем в точке. Рассматриваются односторонние пределы и свойства пределов функций. Вводится понятие непрерывности функции в точке и на интервале. Выясняются промежутки непрерывности элементарных функций.
Вводятся понятия непрерывности функции справа (слева) в точке х0 и непрерывности функции на отрезке. Приводится также определение предела функции в точке «на языке ε-δ» и «на языке последовательностей». Вводится понятие разрывной функции и рассматриваются примеры разрывных функций.
3. Обратные функции (6ч.)
Понятие обратной функции. Взаимно обратные функции. Обратные тригонометрические функции.
Основная цель — усвоить понятие функции, обратной к данной, и научить находить функцию, обратную к данной.
Сначала на простом примере вводится понятие функции, обратной к данной. Затем определяется функция, обратная к данной строго монотонной функции. Приводится способ построения графика обратной функции.
Вводится понятие взаимно обратных функций, устанавливается свойство графиков взаимно обратных функций, построенных в одной системе координат. Исследуются основные обратные тригонометрические функции и строятся их графики.
4. Производная (11ч.)
Понятие производной. Производная суммы, разности, произведения и частного двух функций. Непрерывность функций, имеющих производную, дифференциал. Производные элементарных функций. Производная сложной функции. Производная обратной функции.
Основная цель — научить находить производную любой элементарной функции.
Сначала вводится новая операция: дифференцирование функции, и ее результат — производная функции. Затем выясняется механический и геометрический смысл производной, после чего находятся производные суммы, разности, произведения, частного и суперпозиции двух функций, а также производные всех элементарных функций. Доказывается непрерывность функции в точке, в которой она имеет производную. Вводится понятие дифференциала функции, доказывается теорема о производной обратной функции и находятся производные для обратных тригонометрических функций.
5. Применение производной (16ч.)
Максимум и минимум функции. Уравнение касательной. Приближенные вычисления. Теоремы о среднем. Возрастание и убывание функций. Производные высших порядков. Выпуклость графика функции. Экстремум функции с единственной критической точкой. Задачи на максимум и минимум. Асимптоты. Дробно-линейная функция. Построение графиков функций с применением производной. Формула и ряд Тейлора.
Основная цель — научить применять производную при исследовании функций и решении практических задач
Сначала вводятся понятия локальных максимума и минимума функции, ее критических точек, а затем рассматривается метод нахождения максимума и минимума функции на отрезке. Выводится уравнение касательной к графику функции, исследуется возрастание и убывание функций с помощью производных. Рассматриваются экстремум функции с единственной критической точкой и задачи на максимум и минимум. Проводится исследование функций с помощью производной, строятся их графики.
Доказательство теоремы Ролля и Лагранжа. Обсуждается вопрос о выпуклости вверх (или вниз) графика функции, имеющей вторую производную, т. е. вопрос о геометрическом смысле второй производной. Вводится понятие асимптоты графика функции. Исследуется дробно-линейная функция. Вводятся понятия формулы и ряда Тейлора, показывается их применение при приближенных вычислениях.
6. Первообразная и интеграл (13ч.)
Понятие первообразной. Замена переменной и интегрирование по частям. Площадь криволинейной трапеции. Определенный интеграл. Приближенное вычисление определенного интеграла. Формула Ньютона — Лейбница. Свойства определенных интегралов. Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах. Понятие дифференциального уравнения. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.
Основная цель — знать таблицу первообразных (неопределенных интегралов) основных функций и уметь применять формулу Ньютона — Лейбница при вычислении определенных интегралов и площадей фигур.
Сначала вводится понятие первообразной для функции, непрерывной на интервале, затем понятие неопределенного интеграла, приводятся основные свойства неопределенных интегралов и таблица неопределенных интегралов. Определяется площадь криволинейной трапеции как предел интегральной суммы для неотрицательной функции. Определенный интеграл также вводится как предел интегральной суммы для непрерывной на отрезке функции. Приводится формула Ньютона — Лейбница для вычисления определенных интегралов.
Рассматриваются способы нахождения неопределенных интегралов — замена переменной и интегрирование по частям, метод трапеций для приближенного вычисления определенных интегралов. Приводятся свойства определенных интегралов и их применение для вычисления площадей фигур на плоскости и для решения геометрических и физических задач. Вводятся понятия дифференциального уравнения, его общего и частного решения. Приводятся способы решения некоторых дифференциальных уравнений.
7. Равносильность уравнений и неравенств (4ч.)
Равносильные преобразования уравнений и неравенств.
Основная цель — научить применять равносильные преобразования при решении уравнений и неравенств.
Сначала перечисляются равносильные преобразования уравнений. Подчеркивается, что при таких преобразованиях множество корней преобразованного уравнения совпадает с множеством корней исходного уравнения.
Рассматриваются примеры применения таких преобразований при решении уравнений.
Затем аналогичным образом рассматриваются равносильные преобразования неравенств и их применение при решении неравенств.
8. Уравнения-следствия (8ч.)
Понятие уравнения-следствия. Возведение уравнения в четную степень. Потенцирование логарифмических уравнений. Приведение подобных членов уравнения. Освобождение уравнения от знаменателя. Применение логарифмических, тригонометрических и других формул.
Основная цель — научить применять преобразования, приводящие к уравнению-следствию. Сначала вводится понятие уравнения-следствия, перечисляются преобразования, приводящие к уравнению-следствию. Подчеркивается, что при таком способе решения уравнения проверка корней уравнения-следствия является обязательным этапом решения исходного уравнения. Затем рассматриваются многочисленные примеры применения каждого из этих преобразований в отдельности и нескольких таких преобразований.
9. Равносильность уравнений и неравенств системам (13ч.) Решение уравнений с помощью систем. Уравнения вида f(α(х))=f(β(х)). Решение неравенств с помощью систем. Неравенства вида f (α (х)) > f (β(х)).
Основная цель — научить применять переход от равнения (или неравенства) к равносильной системе.
Сначала вводятся понятия системы, равносильности систем, равносильности уравнения (неравенства) системе или совокупности систем.
Затем перечисляются некоторые уравнения (неравенства) и равносильные им системы. Формулируются утверждения об их равносильности. Приводятся примеры применения этих утверждений.
Для уравнений вида f(α(х))=f(β(х))и неравенств вида f(α(х))>f(β(х)) формулируются утверждения об их равносильности соответствующим системам.
10. Равносильность уравнений на множествах (7ч.)
Возведение уравнения в четную степень. Умножение уравнения на функцию. Логарифмирование и потенцирование уравнений, приведение подобных членов, применение некоторых формул.
Основная цель — научить применять переход к уравнению, равносильному на некотором множестве исходному уравнению.
Сначала вводится понятие равносильности двух уравнений на множестве, описываются те множества чисел, на каждом из которых получается уравнение, равносильное на этом множестве исходному уравнению при возведении уравнения в четную степень, при умножении уравнения на функцию, при логарифмировании, при потенцировании, при приведении подобных членов уравнения, при применении некоторых формул. Для каждого преобразования уравнения формулируются соответствующие утверждения о равносильности и приводятся примеры их применения.
11. Равносильность неравенств на множествах (7ч.)
Возведение неравенства в четную степень и умножение неравенства на функцию, потенцирование логарифмических неравенств, приведение подобных членов, применение некоторых формул. Нестрогие неравенства.
Основная цель — научить применять переход к неравенству, равносильному на некотором множестве исходному неравенству.
Вводится понятие равносильности двух неравенств на множестве, описываются те множества чисел, на каждом из которых получается неравенство, равносильное на этом множестве исходному неравенству при возведении уравнения в четную степень, при умножении уравнения на функцию, при потенцировании логарифмического неравенства, при приведении подобных членов неравенства, при применении некоторых формул. Для каждого преобразования неравенства формулируются соответствующие утверждения о равносильности и приводятся примеры их применения. Рассматриваются нестрогие неравенства.
12. Метод промежутков для уравнений и неравенств (5ч.)
Уравнения и неравенства с модулями. Метод интервалов для непрерывных функций.
Основная цель — научить решать уравнения и неравенства с модулями и применять метод интервалов для решения неравенств.
Сначала рассматриваются уравнения с модулями и описывается способ решения таких уравнений переходом к уравнениям, равносильным исходному на некотором множестве и не содержащим модулей. Затем аналогично рассматриваются неравенства с модулями. Наконец, для функций f (х), непрерывных на некоторых интервалах, рассматривается способ решения неравенств f (х)>0 и f(х) <0, называемый методом интервалов.
При обучении на профильном уровне рассматриваются более сложные уравнения и неравенства.
13. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств (5ч.)
Использование областей существования, не отрицательности, ограниченности, монотонности и экстремумов функции, свойств синуса и косинуса при решении уравнений и неравенств.
Основная цель — научить применять свойства функций при решении уравнений и неравенств.
Приводятся примеры решения уравнений и неравенств с использованием свойств функций.
14. Системы уравнений с несколькими неизвестными (8ч.)
Равносильность систем. Система-следствие. Метод замены неизвестных. Рассуждения с числовыми значениями при решении систем уравнений.
Основная цель — освоить разные способы решения систем уравнений с несколькими неизвестными.
Вводятся понятия системы уравнений, равносильности ' систем, приводятся утверждения о равносильности систем при тех или иных преобразованиях, рассматриваются основные методы решения систем уравнений: метод подстановки, метод линейных преобразований, метод перехода к системе-следствию, метод замены неизвестных.
Рассматривается решение систем уравнений при помощи рассуждений с числовыми значениями.
ГЕОМЕТРИЯ
Векторы в пространстве (6ч).
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым.
Метод координат в пространстве. Движения. (15ч).
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движение.
Основная цель – сформировать умения применять координатный и векторный методы к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии.
Цилиндр, конус, шар (16ч).
Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Конус. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус. Сфера. Шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения.
Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел.
Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани.
Решается большое количество задач, что позволяет продолжить формирование логических и графических умений.
Объемы тел (17ч).
Объём прямоугольного параллелепипеда. Объёмы прямой призмы и цилиндра. Объёмы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объём шара и площадь сферы. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель – ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации 39 часов Перечень контрольных работ 1. Контрольная работа №1 по теме «Функции и их графики».
2. Контрольная работа № 2 «Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве»
3. Контрольная работа №3 по теме «Производная»
4. Контрольная работа №4 по теме: «Применение производной»
5. Контрольная работа №5 «Цилиндр, конус и шар»
6. Контрольная работа № 6 «Первообразная. Интеграл»
7. Контрольная работа № 7 по теме «Равносильность уравнений и неравенств».
8.Контрольная работа № 8 «Объемы тел»
9.Контрольная работа №9 по теме «Метод промежутков для уравнений и неравенств»
10.Контрольная работа №10 по теме «Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств. Системы уравнений с несколькими неизвестными»
11. Итоговая контрольная работа за курс 10-11 класса
12. Итоговая контрольная работа за курс 10-11 класса
Календарно-тематическое планирование.
Номер урока
| Номер пункта в учебнике
| Название темы урока
| Тип урока
| Вид контроля
| Дата проведения
| по плану
| факт
|
§ 1. Функции и их графики ( 9 часов)
|
| 1.1
| Элементарные функции.
| ИНМ
|
| 05.09
|
|
| 1.2
| Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции.
| ИНМ
|
| 05.09
|
|
| 1.3
| Четность, нечетность, периодичность функции.
| ИНМ
|
| 06.09
|
|
|
| Четность, нечетность, периодичность функции.
| ЗИМ
| СР
| 06.09
|
|
| 1.4
| Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции.
| ИНМ
|
| 09.09
|
|
|
| Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции.
| ЗИМ
| СР
| 09.09
|
|
| 1.5
| Исследование функций и построение их графиков элементарными методами.
| ИНМ
|
| 12.09
|
|
| 1.6
| Основные способы преобразования графиков.
| ИНМ
|
| 12.09
|
|
| 1.7
| Графики функций, содержащих модули.
| ИНМ
| Т
| 13.09
|
| §2. Предел функций и непрерывность ( 5 часов)
|
| 2.1
| Понятие предела функции.
| ИНМ
|
| 13.09
|
|
| 2.2
| Односторонние пределы.
| ИНМ
|
| 16.09
|
|
| 2.3
| Свойства пределов функций.
| ИНМ
|
| 16.09
|
|
| 2.4
| Понятие непрерывности функций.
| ИНМ
|
| 19.09
|
|
| 2.5
| Непрерывность элементарных функций.
| ИНМ
|
| 19.09
|
| §3. Обратные функции (6 часов)
|
| 3.2
| Понятие обратной функции.
| ИНМ
|
| 20.09
|
|
|
| Взаимно обратные функции.
| ИНМ
|
| 20.09
|
|
| 3.3
| Обратные тригонометрические функции.
| ИНМ
|
| 23.09
|
|
|
| Обратные тригонометрические функции.
| К
| СР
| 23.09
|
|
| 3.4
| Примеры использования обратных тригонометрических функции.
| К
|
| 26.09
|
|
|
| Контрольная работа №1 по теме «Функции и их графики».
| КЗ
| КР
| 26.09
|
| Глава IV. Векторы в пространстве (6 часов)
|
| 38, 39
| Понятие вектора в пространстве.
| К
|
| 27.09
|
|
| 40-42
| Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
| ИНМ
|
| 27.09
|
|
|
| Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
| ЗИМ
| СР
| 30.09
|
|
| 43-45
| Компланарные векторы.
| ИНМ
|
| 30.09
|
|
|
| Компланарные векторы.
| ЗИМ
| СР
| 03.10
|
|
| Глава IV
| Зачет по теме «Векторы в пространстве»
| КЗУ
| З
| 03.10
|
| Глава V. Метод координат в пространстве. (15 часов)
|
| 46
| Прямоугольная система координат в пространстве
| ИНМ
|
| 04.10
|
|
| 47
| Координаты вектора
| К
|
| 04.10
|
|
| 48
| Связь между координатами векторов и координатами точек
| ИНМ
|
| 07.10
|
|
| 49
| Простейшие задачи в координатах: координаты середины отрезка.
| ИНМ
|
| 07.10
|
|
| 49
| Простейшие задачи в координатах: вычисление длины вектора.
| ЗИМ
|
| 10.10
|
|
| 49
| Простейшие задачи в координатах: расстояние между двумя точками.
| ЗИМ
| СР
| 10.10
|
|
| 50
| Угол между векторами.
| ИНМ
|
| 11.10
|
|
| 51
| Скалярное произведение векторов.
| К
|
| 11.10
|
|
| 52
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями.
| К
|
| 14.10
|
|
| 53*
| Уравнение плоскости.
| К
|
| 14.10
|
|
|
| Решение задач на вычисление скалярного произведения векторов
| ОСИМ
| СР
| 17.10
|
|
| 54-58
| Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос. Преобразования подобия.
| ИНМ
|
| 17.10
|
|
| Глава V
| Обобщение знаний по теме «Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве».
| ОСИМ
|
| 18.10
|
|
| Глава V
| Контрольная работа № 2
« Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве»
| КЗУ
| КР
| 18.10
|
|
| Глава V
| Зачет по теме «Метод координат в пространстве»
| КЗУ
| З
| 21.10
|
| § 4. Производная (11 часов)
|
| 4.1
| Понятие производной
| ИНМ
|
| 21.10
|
|
|
| Понятие производной
| ЗИМ
| СР
| 24.10
|
|
| 4.2
| Производная суммы. Производная разности.
| ИНМ
|
| 24.10
|
|
|
| Производная суммы. Производная разности.
| ЗИМ
| СР
| 25.10
|
|
| 4.3
| Непрерывность функций имеющих производную. Дифференциал
| К
|
| 25.10
|
|
| 4.4
| Производная произведения. Производная частного.
| ИНМ
|
| 28.10
|
|
|
| Производная произведения. Производная частного.
| ЗИМ
| СР
| 28.10
|
|
| 4.5
| Производная элементарных функций
| К
|
| 31.10
|
|
| 4.6
| Производная сложной функции
| ИНМ
|
| 31.10
|
|
|
| Производная сложной функции
| ОСИМ
|
| 01.11
|
|
|
| Контрольная работа №3 по теме «Производная»
| КЗУ
| КР
| 01.11
|
| §5. Применение производной (16 часов)
|
| 5.1
| Максимум и минимум функции
| ИНМ
|
| 11.11
|
|
|
| Максимум и минимум функции
| ЗИМ
| СР
| 11.11
|
| |
|
|