Главная страница

Протокол № от 20 г. Рекомендовано Методическим советом мбоу гимназии №3 Протокол № от



Скачать 231.22 Kb.
НазваниеПротокол № от 20 г. Рекомендовано Методическим советом мбоу гимназии №3 Протокол № от
Дата10.02.2016
Размер231.22 Kb.
ТипПротокол


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района

Липецкой области


Рассмотрено

Руководитель МО учителей математики, физики, информатики

_____________ Наумова Т.И.
Протокол № ___ от

«____»____________20 г.


Рекомендовано

Методическим советом МБОУ гимназии №3
Протокол № ___ от

«____»____________20 г.


Утверждаю

Директор МБОУ гимназии №3
_____________ Ананских А.М.
Приказ № ___ от

«___»________________20 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Геометрия»

для 7 класса

Котова Н.Е.

Учитель математики

г. Грязи

Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по геометрии в 7 классе

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Нормативные правовые документы и сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  3. Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”

  5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии №3 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)

  6. Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)

  7. Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)


Рабочая программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Сведения о программе

в связи с увеличением количества учебных недель (с 34 до 35) количество часов изменено в 7 классе с 68 до 70. Добавленные 2 часа использованы на повторение материала 7 класса.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится

5 ч в неделю в 7-9 классах, из них на геометрию 2 часа в неделю или 70 часов.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов: 7 класс – 2 часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса:

Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Технологии обучения:

Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

Развивающее обучение

Проектные методы обучения

Здоровьесберегающие технологии
Виды и формы контроля:

самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты.
Информация об используемом учебнике:

Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Начальные понятия и теоремы геометрии

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость.

Понятие о геометрическом месте точек.

Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.

Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.

Площадь круга и площадь сектора.

Связь между площадями подобных фигур.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.

Векторы

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрические преобразования

Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Правильные многоугольники.

Учебно-тематический план




Разделы

Количество часов

Контрольная работа

1

Начальные геометрические сведения

12

К.Р.№1

2

Треугольники

18

К.Р.№2

3

Параллельные прямые

13

К.Р.№3

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

21

К.Р.№4;

К.Р.№5

5

Повторение

6







Итого

70





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;


уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

  • осуществлять проектную деятельность как по предмету, так и во внеклассной работе.


Оценочные материалы
Примерные тексты контрольных работ:

- Геометрия.Дидактические материалы.7 класс/Б.Г.Зив,В.М.Мейлер.-19 изд.-М.:Просвещение,2013.-127с.

Литература и средства обучения:
Учебники:

  1. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010.


Учебно-тренировочные материалы:

  1. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2013.


Методические материалы:

  1. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»

  3. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование материала по геометрии

на 2014-2015 учебный год

в 7 классе (2 часа в неделю, всего 70 часов)


Номер урока

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

Фактическая

1 триместр

Глава 1.Начальные геометрические сведения (12 ч)

1.

Прямая и отрезок

2










2.

Луч и угол

1










3.

Сравнение отрезков и углов

1










4.

Измерение отрезков

1










5.

Решение задач по теме «Измерение отрезков»

1










6.

Измерение углов

1










7.

Смежные и вертикальные углы

1










8.

Перпендикулярные прямые

1










9.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1










10.

Контрольная работа №1

1










11.

Работа над ошибками

1










Глава 2 Треугольники (18 ч)

12.

Треугольники

1










13.

Первый признак равенства треугольников

1










14.

Решение задач на применение певого признака равенства треугольников

1










15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1










16.

Свойства равнобедренного треугольника

1










17.

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» Урок-проект

1










18.

Второй признак равенства треугольников

1










19.

Решение задач на применение 2 признака равенства треугольников

1










2 триместр

20.

Третий признак равенства треугольников

1










21.

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1











22.

Окружность

1










23.

Примеры задач на посроение

1










24.

Решение задач на построение

1










25.

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1










26.

Решение задач

1










27.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1










28.

Контрольная работа №2

1










29.

Работа над ошибками

1










Глава 3

Параллельные прямые (13 ч)

30-31.

Признаки параллельности прямых

2










32.

Практические способы построения параллельных прямых

1










33.

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

1










34.

Аксиома параллельных прямых

1










35-36.

Свойства параллельных прямых

2










37-39.

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

3










40.

Подготовка к контрольной работе

1










41.

Контрольная работа №3

1










3 триместр

42.

Работа над ошибками

1










Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника ( 21 ч)

43-44.

Сумма углов треугольника. Решение задач.

2










45-46.

Соотношения между сторонами иуглами треугольника

2










47.

Неравенство треугольника

1










48.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1










49.

Контрольная работа №4

1










50.

Анализ контрольной работы

1










51.

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

1










52.

Решение задач на проименение свойств прямоугольного треугольника

1










53.

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1










54.

Прямоугольный треугольник. Решение задач.

2










55.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1










56-58.

Построение треугольника по трем элементам

3










59.

Решение задач на построение

1










60.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1










61.

Контрольная работа №5

1










62.

Анализ контрольной работы

1










Глава 5.

Повторение (6 ч )