|
Протокол № от 20 г. Рекомендовано Методическим советом мбоу гимназии №3 Протокол № от Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено
Руководитель МО учителей математики, физики, информатики
_____________ Наумова Т.И. Протокол № ___ от
«____»____________20 г.
| Рекомендовано
Методическим советом МБОУ гимназии №3 Протокол № ___ от
«____»____________20 г.
| Утверждаю
Директор МБОУ гимназии №3 _____________ Ананских А.М. Приказ № ___ от
«___»________________20 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Геометрия»
для 7 класса
Котова Н.Е.
Учитель математики
г. Грязи
Пояснительная записка Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по геометрии в 7 классе
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Нормативные правовые документы и сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии №3 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)
Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)
Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Сведения о программе
в связи с увеличением количества учебных недель (с 34 до 35) количество часов изменено в 7 классе с 68 до 70. Добавленные 2 часа использованы на повторение материала 7 класса. Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится
5 ч в неделю в 7-9 классах, из них на геометрию 2 часа в неделю или 70 часов.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов: 7 класс – 2 часа в неделю. Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Технологии обучения:
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Развивающее обучение
Проектные методы обучения
Здоровьесберегающие технологии Виды и формы контроля:
самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты. Информация об используемом учебнике:
Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Начальные понятия и теоремы геометрии
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость.
Понятие о геометрическом месте точек.
Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Векторы
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.
Правильные многоугольники.
Учебно-тематический план
№
| Разделы
| Количество часов
| Контрольная работа
| 1
| Начальные геометрические сведения
| 12
| К.Р.№1
| 2
| Треугольники
| 18
| К.Р.№2
| 3
| Параллельные прямые
| 13
| К.Р.№3
| 4
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| 21
| К.Р.№4;
К.Р.№5
| 5
| Повторение
| 6
|
|
| Итого
| 70
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
осуществлять проектную деятельность как по предмету, так и во внеклассной работе.
Оценочные материалы Примерные тексты контрольных работ:
- Геометрия.Дидактические материалы.7 класс/Б.Г.Зив,В.М.Мейлер.-19 изд.-М.:Просвещение,2013.-127с.
Литература и средства обучения: Учебники:
Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010.
Учебно-тренировочные материалы:
Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2013.
Методические материалы:
С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование материала по геометрии
на 2014-2015 учебный год
в 7 классе (2 часа в неделю, всего 70 часов)
Номер урока
| Название темы (раздела)
| Кол-во часов
| Дата
| Примечание
| По плану
| Фактическая
| 1 триместр
| Глава 1.Начальные геометрические сведения (12 ч)
| 1.
| Прямая и отрезок
| 2
|
|
|
| 2.
| Луч и угол
| 1
|
|
|
| 3.
| Сравнение отрезков и углов
| 1
|
|
|
| 4.
| Измерение отрезков
| 1
|
|
|
| 5.
| Решение задач по теме «Измерение отрезков»
| 1
|
|
|
| 6.
| Измерение углов
| 1
|
|
|
| 7.
| Смежные и вертикальные углы
| 1
|
|
|
| 8.
| Перпендикулярные прямые
| 1
|
|
|
| 9.
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
|
|
| 10.
| Контрольная работа №1
| 1
|
|
|
| 11.
| Работа над ошибками
| 1
|
|
|
| Глава 2 Треугольники (18 ч)
| 12.
| Треугольники
| 1
|
|
|
| 13.
| Первый признак равенства треугольников
| 1
|
|
|
| 14.
| Решение задач на применение певого признака равенства треугольников
| 1
|
|
|
| 15
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
| 1
|
|
|
| 16.
| Свойства равнобедренного треугольника
| 1
|
|
|
| 17.
| Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» Урок-проект
| 1
|
|
|
| 18.
| Второй признак равенства треугольников
| 1
|
|
|
| 19.
| Решение задач на применение 2 признака равенства треугольников
| 1
|
|
|
| 2 триместр
| 20.
| Третий признак равенства треугольников
| 1
|
|
|
| 21.
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников
| 1
|
|
|
| 22.
| Окружность
| 1
|
|
|
| 23.
| Примеры задач на посроение
| 1
|
|
|
| 24.
| Решение задач на построение
| 1
|
|
|
| 25.
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников
| 1
|
|
|
| 26.
| Решение задач
| 1
|
|
|
| 27.
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
|
|
| 28.
| Контрольная работа №2
| 1
|
|
|
| 29.
| Работа над ошибками
| 1
|
|
|
| Глава 3
Параллельные прямые (13 ч)
| 30-31.
| Признаки параллельности прямых
| 2
|
|
|
| 32.
| Практические способы построения параллельных прямых
| 1
|
|
|
| 33.
| Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»
| 1
|
|
|
| 34.
| Аксиома параллельных прямых
| 1
|
|
|
| 35-36.
| Свойства параллельных прямых
| 2
|
|
|
| 37-39.
| Решение задач по теме «Параллельные прямые»
| 3
|
|
|
| 40.
| Подготовка к контрольной работе
| 1
|
|
|
| 41.
| Контрольная работа №3
| 1
|
|
|
| 3 триместр
| 42.
| Работа над ошибками
| 1
|
|
|
| Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника ( 21 ч)
| 43-44.
| Сумма углов треугольника. Решение задач.
| 2
|
|
|
| 45-46.
| Соотношения между сторонами иуглами треугольника
| 2
|
|
|
| 47.
| Неравенство треугольника
| 1
|
|
|
| 48.
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
|
|
| 49.
| Контрольная работа №4
| 1
|
|
|
| 50.
| Анализ контрольной работы
| 1
|
|
|
| 51.
| Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства
| 1
|
|
|
| 52.
| Решение задач на проименение свойств прямоугольного треугольника
| 1
|
|
|
| 53.
| Признаки равенства прямоугольных треугольников
| 1
|
|
|
| 54.
| Прямоугольный треугольник. Решение задач.
| 2
|
|
|
| 55.
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
| 1
|
|
|
| 56-58.
| Построение треугольника по трем элементам
| 3
|
|
|
| 59.
| Решение задач на построение
| 1
|
|
|
| 60.
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
|
|
| 61.
| Контрольная работа №5
| 1
|
|
|
| 62.
| Анализ контрольной работы
| 1
|
|
|
| Глава 5.
Повторение (6 ч )
|
|
|
|