Главная страница

«Ох уж эти дроби…»



Скачать 362.16 Kb.
Название«Ох уж эти дроби…»
страница2/3
Дата12.03.2016
Размер362.16 Kb.
ТипДокументы
1   2   3

III.4.2. К ужину — 3 поджаренных ломтика
Мама очень вкусно поджаривает ломтики хлеба, пользуясь специальной маленькой сковородкой. Поджарив одну сторону каждого ломтика, она переворачивает его на другую сторону. Поджаривание каждой стороны ломтика длится 30 секунд, причем на сковородке умещается рядом только два ломтика.

Сообразите, каким образом при этих условиях мама поджаривает обе стороны трех ломтиков только за 1½ минуты, а не за 2, и вы получите к ужину 3 вкусных поджаренных ломтика.
Ответ. Искусная кулинарка кладет два ломтика на сковородку и поджаривает одну их сторону в течение 30 сек. Затем первый ломтик она повертывает на другую сторону, а второй ломтик вынимает и кладет на его место третий. Таким образом, во вторую полминуту первый ломтик будет готов полностью, а третий — наполовину. Теперь она имеет 2 ломтика (второй и третий), каждый из которых готов наполовину. Их поджаривание будет закончено в следующие полминуты.

Общее время, как видите, 1½ минуты, а не 2.
Источник: Математическая смекалка. Б.А. Кордемский. Москва, 1956.
III.4.3. Продажа яблок
Крестьянка принесла на рынок корзину яблок. Первому покупателю она продала половину всех своих яблок и еще пол-яблока, второму — половину остатка и еще пол-яблока, третьему — половину остатка да еще пол-яблока и т. д.

Когда же пришел шестой покупатель и купил у нее половину оставшихся яблок и пол-яблока, то оказалось, что у него, как и у остальных покупателей, все яблоки целые и что крестьянка продала все свои яблоки. Сколько яблок она принесла на рынок?
Решение. Задача сразу решается, если сообразить, что последнему (шестому) покупателю досталось одно целое яблоко. Значит, пятому досталось 2 яблока, четвертому 4, третьему 8 и т. д. Всего же яблок было 1 + 2 + 4 + 8 + 16 + 32 = 63, т. е. крестьянка принесла на рынок 63 яблока.
III.4.4. Число 666

Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий.
Решение. Написать это число, а затем повернуть бумажку «вверх ногами» (на 180°). Получится 999.


IV. Практическая часть
IV.1. Опрос № 1 «Ваше отношение к дробям»

Среди учащихся 5-11 классов мы провели опрос по выяснению отношения ребят к дробям. Для опроса нами была выбрана такая форма – опрашиваемым предлагалось изобразить своё мнение в виде смайликов.dsc04151.jpg
Было опрошено 39 человек.

Из них подавляющее большинство изобразило далеко не радостное отношение к дробям .
Такой результат только укрепил наше стремление к работе над данным проектом.

IV.2. Дроби вокруг нас
IV.2.1. Как нас много
Творческое название работы - “Перепись школы ”.
Проблемный вопрос: какую долю по числу учащихся занимает наш класс по сравнению с общим количеством школьников?
Задание: узнать общее число учащихся в нашей школе, количество учеников по классам; составить дроби, показывающие долю 5 класса (и не только) в нашей школе, долю девочек и мальчиков от числа всех учащихся.
Выполнение задания.

Мы обратились за помощью к завучу по УР Лямцевой Л.Е.

Она предоставила нам списки всех учащихся нашей школы, отдельно по каждому классу.

По спискам мы провели необходимые подсчёты и по их результатам составили таблицу и 2 диаграммы.


dsc04082.jpg


dsc04107.jpg

dsc04112.jpg

dsc04114.jpg


Результаты:




всего

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

11 кл

учеников

92

8

12

6

9

8

16

11

6

13

3

девочек

50

5

10

4

5

2

7

6

1

7

3

мальчиков

42

3

2

2

4

6

9

5

5

6

-

доля

класса
























Сокр.

























доля

девочек





















1






























доля

мальчик.





















0






























IV.2.2. Школьная библиотека
Творческое название работы - “Книжный двор”.

Проблемный вопрос: какова доля книг разных жанров в нашей библиотеке?

Задание: провести подсчёты книг по разным жанрам; вычислить общее число книг на период работы нашей группы; определить долю каждого жанра в сравнении с общим количеством книг; составить таблицы и диаграммы на основе полученных результатов.

Выполнение задания.

Справиться с данной работой нам помогла наша библиотекарь Гузненок Н.П. Она рассказала нам о разных жанрах имеющихся книг, объяснила, где находятся соответствующие книги. Наталья Петровна давала советы по ходу нашей работы.

dsc04084.jpg

dsc04088.jpg

dsc04095.jpg

dsc04091.jpg

dsc04087.jpg

Собранный материал мы обработали и составили 2 таблицы и 2 диаграммы данных.

Результаты:

По данным библиотекаря




Кол-во книг

Доля

фонд

9245

1

учебники

2671



худ.лит.

2817



детские

520



разное

3237




По результатам наших подсчётов




учебники

рус.лит.

худ.лит.

худ.сов.лит

науч.-позн.

отраслевая

журналы

всего

кол-во

598

569

99

457

357

806

226

3102

доля

















сокр.

















1



IV.2.3. Цветы школы
Творческое название работы - “Море цветов ”.

Проблемный вопрос: какова доля цветов (по кабинетам) в сравнении со всеми цветами в нашей школе?

Задание: произвести подсчёты количества цветов в классных кабинетах и по зданию школы в целом; определить, какую часть составляют цветы отдельно взятого кабинета; по собранным данным составить таблицу и диаграмму, демонстрирующие долю кабинетных цветов от всех по школе.

Выполнение задания.

Выполнение данного задания не вызвало у нас особых затруднений, если не считать, что не все кабинеты были открыты, и приходилось ждать или в другой день приходить. Мы даже и не задумывались, как много в нашей любимой школе прекрасных цветов! Мы ощущали себя словно на зелёном островке, в оазисе.

dsc01880.jpgdsc02564.jpgdsc05799.jpgdsc09682.jpg
И вот, что нам удалось узнать:

Результаты:




биология

физика

англ.яз.

рус.яз.

история

1, 3 кл

2 кл

4 кл

библ.

корид.

всего

кол-во

10

12

13

52

27

31

23

12

48

44

332

доли























сокр.

























1



IV.3. Дроби внутри нас (наши размеры)
Творческое название работы - “Справочник размеров 5 класса ”.
Проблемный вопрос: каков был бы человек (существо), с размерами, равными сумме наших параметров? Какова доля размеров одного ученика в сравнении с общими данными класса?
Задание: измерить каждому ученику 5 класса рост, массу тела, длину руки, длину ноги, обхват талии; попробовать представить себе и изобразить человека с суммированными нашими измерениями; определить долю размеров каждого уч-ка в сравнении с общими. Составить по собранным данным таблицы и диаграммы наших измерений.
Выполнение задания.

При выполнении данного задания мы измеряли друг друга по четырём, так называемым, станциям замера роста, массы, руки, ноги, талии. Было очень весело и увлекательно! Время пролетало незаметно. Затем пришлось потрудиться над подсчётами: и ошибались, и устраивали взаимопроверку, но своей цели добились. Как говорится, дебит сошёлся с кредитом!
dsc04077.jpgdsc04078.jpgdsc04102.jpgdsc04104.jpg
dsc04079.jpgdsc04108.jpgdsc04111.jpg
1   2   3