Главная страница

Конкурса «Учитель года-2013»



Скачать 117.26 Kb.
НазваниеКонкурса «Учитель года-2013»
Дата11.02.2016
Размер117.26 Kb.
ТипКонкурс

Региональный этап Всероссийского конкурса « Учитель года-2013»

Разработка часа общения по теме «Познай самого себя»

для 7 класса

Самое трудное – познать самого себя,

самое легкое – давать советы другим.
Фалес,

древнегреческий философ и математик
Цели: формирование культуры самопознания как основы успешной социализации личности в коллективе.

Задачи:

  • формировать у обучающихся навыки самопознания;

  • научить приемам определения своих личных особенностей;

  • развивать умение правильно оценивать себя и других;

  • побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Формы и методы:

  • форма – час общения;

  • методы – проблемный диалог, тестирование, постановка открытых вопросов, воспитывающая ситуация, игра.

Оборудование:

  • листы бумаги и изобразительный материал для автопортрета;

  • листы бумаги для тестов;

  • раздаточный материал с результатами теста «Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности»

  • музыкальное оформление.

Ход часа общения

I. Организационно-мотивационный этап

Учитель: Ребята, обратите внимание на слова древнегреческого философа и математика Фалеса, которые являются эпиграфом нашей встречи. Попробуйте определить: о чём сегодня пойдёт разговор?

Предполагаемые ответы учащихся: «Человек отличается от животных тем, что он может мыслить», «Мы себя плохо знаем», «Человеку самого себя трудно познать», «Интереснее всего узнавать себя».
Учитель: Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное. Скажите мне, как научиться понимать самого себя?

Предполагаемые ответы учащихся.

Учитель. Вы, конечно, обратили внимание на то, что все ответы получились разными, но все вы по-своему правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.

Чтобы совершить первый шаг на пути познания себя, я предлагаю вам психологическую игру.

II. Основной этап

Учитель: Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы.

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки), запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Учащиеся фиксируют ответы на листах бумаги.

Учитель поясняет смысловую нагрузку вопроса.

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам.

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе.

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Учитель: Прошу не принимать результаты близко к сердцу, но я думаю, что каждый из вас узнал о себе что-то новое.

Я не случайно начала наше общение с игры, цель которой - помочь человеку понять свои подсознательные чувства. Сегодня мы поговорим о самопознании.

 Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?» 
  Учащиеся обсуждают поставленный учителем вопрос.

Учитель: Я продолжу ваши размышления. На этот вопрос есть ответ в Священном Писании. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя. 

Второй вопрос: Для чего человеку нужно познавать себя? 

Учащиеся обсуждают поставленный вопрос.

Учитель: Вы правы. Если человек не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Иными словами, если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?  Таким образом, мы подошли к определению термина «самопознание». Самопознание – это процесс познания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. 

Следующий вопрос. Каким образом человек может познать самого себя?
Учащиеся обсуждают поставленный вопрос, высказывают свои точки зрения.

Учитель: Я согласна с вами: человек может ориентироваться на мнение других, а может анализировать свои слова и поступки. Но мнение окружающих может быть предвзято, а самооценка завышена или занижена. Что лучше: переоценить себя или недооценить? Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»? А как долго может длиться познание самого себя?

Учащиеся обсуждают поставленный вопрос, высказывают свои точки зрения.

Учитель: Познавать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым. Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самоанализ, самоиспытание, самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, давайте объединимся в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос: какого человека можно назвать уникальным. Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Примерные ответы учащихся:

- это яркий, талантливый, незаурядный человек;

- человек, который отличается от других;

- необычный человек, странный, чудак;

- это обычный человек, любой человек отличается от другого человека.

Учитель: Да, ребята, каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь, создадите работу с определенным характером и настроением, созвучным вашему. На работу вам дается 5 минут. В вашем распоряжении- лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция, и изображение своей внешности.

Звучит музыка

Учитель: У вас получились уникальные автопортреты. А теперь подпишем их. Для этого на обратной стороне листа напишите рассказ, начиная его предложением со слова «Я». Опишите свой характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе. Вам на работу даётся 5 минут. Кто хочет представить свой автопортрет классу?

Учащиеся выступают по желанию.

Учитель: Но знать себя не достаточно. Нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и адекватной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, они самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам, и не доводят её до конца.

И только люди с адекватной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, легко общаются. Они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдём с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке.



Доверьтесь интуиции, выберите ту фигуру, которая вас привлекла. Запишите ее название под № 1. Теперь расположите оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру ни поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях. Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым представляет для вас наибольшие трудности.

Учащиеся выполняют задания учителя.

Учитель раздает листы с расшифровкой результатов теста «Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности»

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треуголь-ник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Категоричность

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямо-угольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность




Настрой на свое

Легковерность

Чувствительность

Наивность

Неамбициозность

Эмоциональная неустойчивость

Смелость

Низкая самооценка

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и раз-бросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдерженность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Нелогичность

Раскованность

Непрактичность


Учитель: Я предлагаю каждому из вас сравнить ваше представление о себе и результаты теста, сделав для себя выводы. Хочу напомнить, что самопознание, самоанализ должны быть целью совершенствования личности. Но совершенствование невозможно без осознания и признания своих ошибок и желания измениться в лучшую сторону. Поэтому не забывайте, что вы будете совершенствоваться лишь в том случае, если вы готовы признать свои ошибки и измениться. Хочу поставить в нашем общении многоточие. Дорога к самому себе - это дорога в целую жизнь. И помните, что каждый из вас единственен и неповторим,

  • потому, что вы – Человек;

  • потому, что вы можете выбирать;

  • потому, что вы можете помочь кому-то;

  • потому, что вы – это Вы со всеми вашими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями.

3. Рефлексия

Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

-была ли вам интересна тема познания себя?

-как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

-что нового узнали вы сегодня о себе?

-думаете ли продолжить наблюдение за собой?

А понравился ли вам классный час, я узнаю, если вы, выходя из класса, положите мне на стол одну из трех картинок


Солнце - понравился классный час.

Елочка – мне было неинтересно.

Тучка - совсем не понравился.


Самоанализ

часа общения по теме «Познай самого себя»

в 7 классе

Педагог Гвоздикова Марина Александровна

Форма проведения – интерактивная беседа с включением мини-игр, тестов, проблемных вопросов. Такая форма проведения существенно повысила мотивацию к самоизучению и самопознанию.

Актуальность выбора темы: час общения – внеклассное воспитательное мероприятие психологической направленности, посвященное самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Семиклассники сталкиваются со многими проблемами социализации. По мнению психологов, для этого возраста характерны переоценка своих возможностей, отсутствует адаптация к неудачам. Задача данного мероприятия помочь детям посмотреть на себя со стороны, вселить веру в собственные силы, задуматься над тем, что причины неудач человека скрываются в нем самом, а не в окружающих.

Оптимальность объема предложенного познавательного материала сочеталась с проведением тестов, творческой и психологической игр. Это способствовало поддеражанию внимания детей и активности в обсуждениях на протяжении всего мероприятия.

Новизна, проблемность и привлекательность познавательной информации была очевидна.

Общая характеристика класса. Уровень сформированности коллектива средний, класс разбился на мини-группы по интересам, они между собой не конфликтуют. Явных лидеров в классе 2 человека.

Час общения входит в серию занятий психологической направленности, целью которых является успешная социализация подростков в коллективе.

Содержание часа общения было направлено на реализацию поставленной цели - формирование культуры самопознания как основы успешной социализации личности в коллективе.

Для создания комфортной, доброжелательной обстановки использовалось музыкальное оформление.

Уровень активности обучающихся в ходе работы был высок. Учащиеся показали самостоятельность суждений, грамотную речь. При выполнении автопортретов они проявили находчивость, смекалку, творческое воображение, неординарность. Подобранные методы работы, использование групповой, индивидуальной работы дали хорошие результаты. Разнообразные тесты подтолкнули на размышления о самом себе.

Рационально использованное время, хороший темп работы позволили полностью выполнить полностью реализовать задуманное.

Цель достигнута.





Гвоздикова Марина Александровна