|
Связь сольфеджио с окружающим миром
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детская школа искусств» г. Аркадак.
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна
2014г. Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром.
Тип урока: Урок повторение.
Вид урока: Интегрированный.
Цель: Найти точки соприкосновения сольфеджио с другими предметами как: математика, физкультура, география.
Задачи:
1 Создание целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.
2. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся.
План урока:
l. Организационный момент: Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
ll. Основной этап: Повторение пройденного материала: Длительности нот, интервалы, модуляция, метр.
Понятие канон. ( Прыжковый)
lll. Заключительный этап: Обобщение темы, оценки ,домашнее задание
Средства обучения. Плакаты для сравнения:
1.С изображением длительностей нот и разрезанного на части торта.
2. Размеры в музыке и дроби в математике.
3. Музыкально- математические примеры.
4 С изображением нарисованного кирпичного домика и строение мажорной , минорной гаммы. Методическая литература:
Е.Поплянова «Уроки господина канона».
О.А.Камозина «Неправильное сольфеджио».
М.Глинка «Полька».
Кабалевский «Полька».
Ход урока: l.Организационный момент:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о точках соприкосновения сольфеджио с другими предметами, которые вы изучаете в общеобразовательной школе, такие как математика, физкультура и география.
ll. Основной этап:
Сольфеджио и математика.
1.На рисунке изображены длительности нот и торт, разрезанный на кусочки. Делают сравнение длительностей нот с разрезанным тортиком на картинке. 2.Учитель предлагает перечислить размеры в музыке. Дети перечисляют все пройденные размеры: 2/4; 3/4; 4/4;3/8; .
Сравнивают их с дробями в математики; ; ; ;
3.Учитель предлагает вспомнить написание римских цифр в математике и обозначение ступеней в ладу. Дети вспоминают обозначение ступеней в ладу l, ll, lll, lV, V, Vl, Vll, Vll, Vlll. 4. Учитель предлагает вспомнить тему «интервалы»; делают сравнения:
«Интервал» - это расстояние между двумя звуками.
«Интервал» - это расстояние от пункта. А до пункта В (в задаче на расстояние).Учащиеся строят все пройденные интервалы от звука «РЕ»: М2; Б2; М3; Б3;Ч4;Ч5;М6; Б6;.Для закрепления материала, для развития навыков пения , развития слухового анализа преподаватель предлагает спеть песенки: «малая секунда», «большая секунда», «малая терция», «большая терция». 5Учитель предлагает решить музыкально - математические примеры:
М3+Б3= Ч8-Б3=
Ч8-Ч5= Ч4+Б2=
Б2+М6= Ч1+Ч5= 6Учитель предлагает вспомнить формулу строения мажорной и минорной гаммы и для закрепления исполнить песни: «Про мажор»,Про минор». Сольфеджио и география.
5.Учитель предлагает вспомнить, что такое модуляция.
Учащиеся: – модуляция это переход мелодий из одной тональности в другую.
Учитель делает сравнение. Например: Вы вышли из дома погулять и заглянули на соседнюю улицу, потому что там на детской площадке много новых друзей, а затем вернулись на свою улицу домой. Точно также может происходить в музыке.
Соль мажор----до мажор----соль мажор. Сольфеджио и физкультура. Учитель предлагает разучить прыжковый канон. Его исполнителем становятся все желающие дети. Под музыкальное сопровождение, под которое легко прыгать, договариваемся о шаге канона; допустим, два такта в размере две четверти. Шаг канона – это количество тактов или долей между вступлением, например, первого голоса и следующего за ним, но в прыжковом каноне мы не поём, а прыгаем. После вступления чтобы настроится «на темп» первый участник начинает прыгать под музыку. Тема прыжкового канона может быть такой: четыре прыжка на двух ногах, четыре на одной, четыре - попеременно то на одной, то на другой и, наконец, четыре прыжка со скрещиванием ног. Причём каждый прыжок равен одной доле. Следующий участник смотрит на предыдущего, запоминает последовательность прыжков и скачет вслед за ним. Шаг канона – два такта. «Голосов в каноне может быть столько, сколько прыгающих». lll. Заключительный этап.
В завершении урока учащиеся исполняют песню «Сольфеджио»
Учитель подводит итог урока : «Что нового узнали на уроке ?»
Домашнее задание.Оценки. |
|
|