Главная страница

Рабочая программа пояснительная записка



Скачать 290.15 Kb.
НазваниеРабочая программа пояснительная записка
Дата04.03.2016
Размер290.15 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса геометрии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом МО РФ №1089 5.03.04, на основе программы среднего (полного) общего образования на углубленном уровне по геометрии, модифицированной программы по геометрии, разработанная творческой группой учителей Белгородской области ( от 17 июня 2010 года.); с учетом

Программа ориентирована на учащихся 9-х классов для углубленного изучения геометрии, разработана к учебнику: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений/Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 2007, М.: Просвещение
Данная программа реализуется на основе следующих документов:
1. Стандарт основного общего образования по математике. «Сборник нормативных документов. Математика.» /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М.: Дрофа, 2007г-128с

2.   Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы.
Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: «Просвещение», 2009г.

3. Программы для общеобразоват. Школ, гимназий, лицеев: Матеметика 5-11 кл./ сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г.Миндюк – М.: Дрофа, 2004 – 320с.

4.Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области».

  1. Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 13.05.2009 № 9-06/1674-ВА «О реализации программ углублённого уровня в общеобразовательных учреждениях области».


Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

• развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

• изучить свойства и графики элементарных функций, научить­ся использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

• развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

• развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

• сформировать представления об изучаемых понятиях и мето­дах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Создание классов с углубленным изучением математики – это опыт школ Белгородской области. В настоящее время такие классы существуют в различных городах России. Этот опыт необходимо сохранять и совершенствовать.
Цели

Изучение геометрии на углубленном уровне на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современ­ном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, примерное тематическое планирование, содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, оборудование, перечень учебно-методических средств обучения.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской федерации на изучение геометрии в 8-9 классах отводится 68 ч. из расчёта 2 ч. в неделю.

За счет школьного компонента добавлен 1 час в неделю, в связи с тем, что в Белгородской области по базисному учебному плану на изучение геометрии отводится:

в 9 классе – при 34 рабочих неделях, 3 часа в неделю, всего – 102 часа;
Требования к уровню подготовки учащихся
Основная школа

В результате изучения геометрии ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгорит­мов;

  • как используются математические формулы, уравнения и не­равенства; примеры их применения для решения математи­ческих и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утвержде­ний о них, важных для практики;

ГЕОМЕТРИЯ

Уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предме­тов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометриче­ских функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические фор­мулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригономет­рии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости справоч­ники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, уголь­ник, циркуль, транспортир).


Для реализации программы использован учебник : Л.С.Атанасян , В.Ф.Бутузов и др. Геометрия 7-9. М.Просвещение.2007 г. Геометрия. Доп. главы к учебнику 8 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 2005,

М.: Вита-Пресс

Распределение учебных часов по главам:

Метод координат 16ч

Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов 26ч

Длина окружности и площадь круга 18ч

Геометрические преобразования. Движения 15ч

Об аксиомах геометрии 2ч

Начальные сведения из стереометрии 8ч

Повторение 4+14ч
Практическая часть программы представлена:
Контрольные работы 7

Самостоятельные работы 6

Тесты 6

Содержание.
1. Повторение (4ч)
2.Метод координат (16ч)
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель —познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление Еще изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов (26ч)


Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
4. Длина окружности и площадь круга (18ч)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного n-угольника, если дан правильный n -угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
5. Геометрические преобразования Движения (15ч)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.


  1. Об аксиомах геометрии (2ч)

Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
7 Начальные сведения из стереометрии (8ч)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
8. Повторение. Решение задач (14ч)
Программой предполагается проведение контроля знаний и умений в различных формах.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.

Формы контроля : наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, самостоятельная работа, зачет; тестирование; контрольная работа.
.

Календарно-тематическое планирование





Содержание учебного материала

Пункт


Примерные сроки

Примечания

Подготовка к ГИА

Повторение 4ч

1

Повторение. Четырехугольники







5.4

2

Повторение.Площади.







5.4

3

Повторение .Окружность.







5.4

4

Повторение. Векторы.







5.4

Метод координат 16

5

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

86




5.4

6

Координаты вектора.

87




5.4

7

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

88




5.4

8

Простейшие задачи в координатах.

89




5.4

9


Простейшие задачи в координатах. С-1

89




5.4

10

Простейшие задачи в координатах.

89




5.4

11

Контрольная работа№1 по теме «Простейшие задачи в координатах.»

86-89







12

Анализ контрольной работы. Уравнение окружности

.

90-91







13

Уравнение прямой

92







14


Уравнение прямой

2(Д)







15

Симметрия в координатах.

12, 13(Д)







16

Симметрия в координатах.

12, 13(Д)







17

Решение задач по теме «Уравнения линий» С-2











18

Решение задач по теме «Метод координат»










19


Решение задач по теме «Метод координат»










20

Контрольная работа №2 по теме «Метод координат».










Соотношения между сторонами и углами треугольника 26

21

Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс угла.

93







22

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.










23

Координаты точки.










24

Теорема о площади треугольника.

96




5.1.4

25

Теорема о площади треугольника.


96




5.14

26

Теорема синусов.

97




5.1.2

27

Теорема синусов.

97




5.1.2

28

Теорема косинусов.

98




5.1.2

29

Теорема косинусов. С-3

98




5.1.2

30

Теорема Стюарта, выражение медиан и биссектрис треугольника через его стороны.

19(Д)







31

Теорема о площади треугольника

21(Д)




5.1.4

32

Теорема о площади треугольника

21(Д)




5.1.4

33

Решение треугольников

99




5.1.2

34

Решение треугольников С-4

99




5.1.2

35

Решение треугольников

99




5.1.2

36

Измерительные работы

100







37

Контрольная работа№3 по теме «Решение треугольников»










38

Анализ контрольной работы. Скалярное произведение векторов и его свойства, скалярное произведение в координатах. Угол между векторами.


101, 102




5.4

39


Скалярное произведение векторов и его свойства, скалярное произведение в координатах. Угол между векторами.


101, 102




5.4.

40

Скалярное произведение в координатах.

103







41

Свойства скалярного произведения.

104







42

Свойства скалярного произведения. Тест №1

104







43

Применение скалярного произведения векторов при решении задач и доказательстве теорем.

25(Д)







44

Применение скалярного произведения векторов при решении задач и доказательстве теорем.

25(Д)







45

Применение скалярного произведения векторов при решении задач и доказательстве теорем.

25(Д)







46

Контрольная работа№4 по теме «Скалярное произведение векторов».










Длина окружности и площадь круга 18ч

47

Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники и их свойства.



105




5.2.3

48

Правильные многоугольники и их свойства

105




5.2.3

49

Окружность описанная около правильного многоугольника.

106




5.3.2

50

Окружность вписанная в правильный многоугольник.

107




5.3.3

51

Формулы площади правильного многоугольника его стороны и радиуса вписанной окружности.

108




5.2.3

52

Формулы площади правильного многоугольника его стороны и радиуса вписанной окружности.

108




5.2.3

53

Решение задач по теме «Формулы площади многоугольника»










54

Построение правильного многоугольника

109,36(Д)







55

Длина окружности, дуги

110




5.3.1

56

Площадь круга

111




5.3.1.

57

Площадь круга

111




5.3.1

58

Площадь кругового сектора.

112




5.3.1

59

Площадь кругового сектора. С-5

112




5.3.1

60

Решение задач по теме «Правильные многоугольники»










61

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»










62

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»










63

Контрольная работа№5 по теме «Длина окружности, площадь круга.










Геометрические преобразования 15ч

64

Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя, понятие движения.

113, 114







65

Наложение и движения.


115







66

Параллельный перенос.

116







67


Параллельный перенос.


116







68

Поворот.

117







69

Поворот.

117







70

Особая роль осевой симметрии. Виды движений.

42, 43(Д)







71

Особая роль осевой симметрии. Виды движений.


42, 43(Д)







72

Использование движений при решении задач.

44(Д)







73

Использование движений при решении задач.

44(Д)







74

Использование движений при решении задач.


44(Д)







75

Центральное подобие и его свойства. Использование центрального подобия при решении задач и доказательстве теорем.


45, 46(Д)







76

Центральное подобие и его свойства.

Использование центрального подобия при решении задач и доказательстве теорем.


45, 46(Д)







77

Центральное подобие и его свойства.

Использование центрального подобия при решении задач и доказательстве теорем.

45, 46(Д)







78

Контрольная работа№6 по теме «Геометрические преобразования»










Об аксиомах планиметрии 2 ч


79

Анализ контрольной работы. Об аксиомах планиметрии

Пр.1,2







80

Об аксиомах планиметрии

Пр.1,2







Начальные сведения из стереометрии 8ч

81

Предмет стереометрии. Многогранники.

118, 119







82

Призма. Параллелепипед.


120, 121







83

Объем тела. Свойства прямоугольного

параллелепипеда.

122







84

Решение задач по теме «Векторы»











85

Цилиндр.


125







86

Конус.


126







87

Сфера и шар. Тест №3


127







88

Дополнительные задачи. С.Р.6












Повторение. Решение задач. 14ч

89

Повторение. Решение задач по теме «Треугольник. Площадь треугольника»







5.1

90

Повторение. Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»







5.1

91

Повторение. Решение задач по теме «Четырехугольники. Их виды» Тест №4







5.2

92

Повторение. Решение задач по теме «Площадь четырехугольников»







5.2

93

Повторение. Решение задач по теме «Подобие треугольников» .










94

Повторение. Решение задач по теме «Параллельность прямых. Признаки параллельности » .










95

Повторение. Решение задач по теме «Окружность, длина окружности, площадь круга.» . Тест №5







5.3

96

Повторение. Решение задач по теме «Вписанные и описанные окружности»







5.3

97

Повторение. Решение задач по теме «Векторы на плоскости»







5.3

98

Повторение. Решение задач по теме «Метод координат»










99

Повторение. Решение задач по всему курсу. Тест №6










100

Повторение. Решение задач по всему курсу.










101

Итоговая контрольная работа










102

Итоговая контрольная работа












Формы и средства контроля


  1. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл./ Зив Б.Г. , Некрасов В.Б. М. “Просвещение”,2008.

  2. А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9класса.М. “Илекса” 2009


Перечень учебно-методических средств обучения:

Литература для учителя:

  1. Геометрия: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / Блинков А. Д., Мищенко Т.М.- М. “Просвещение”,2006-2008.

2.Геометрия 7-9.Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян , В.Ф.Бутузов и др. М.Просвещение.2007 г. Геометрия. Доп. главы к учебнику 9 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 2005, М.: Вита-Пресс

3.Дидактические материалы по геометрии для 9 кл./ Зив Б.Г , Некрасов В.Б..М. “Просвещение”,2008.

4.А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса.М. “Илекса” 2009

5.Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. М. “Просвещение”,2009.

6.А.Р.Рязановский , Е.А.Зайцев, Дополнительные материалы к уроку математики 5-11 класс М.Дрофа.2001.

7.Стандарт основного общего образования по математике

8.Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень, профильный уровень)

http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений

Литература для учащихся:

1 .Геометрия 7-9.учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян , В.Ф.Бутузов и др. М.Просвещение.2007 г. Геометрия. Доп. главы к учебнику 9 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 2005, М.: Вита-Пресс

2. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл./ Зив Б.Г , Некрасов В.Б..М. “Просвещение”,2008.

http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
Оборудование:

  1. Таблицы :

Длина, площадь, объем

Четырехугольники

Углы

  1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания:

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия : Геометрия 9 класс, Геометрия 8 класс, Репетитор по математике,

1145 задач по математике

Геометрия не для отличников

Открытая математика: планиметрия

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Принтер лазерный

  3. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль