Дата
| № урока
| Кол-во час
| Тема урока
| Вид урока
| Элементы обязательного минимума
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Формы контроля
| Практические работы
| Домаш-нее зада
ние
|
|
Введение
|
5.09
| 1
| 1
| География в современном мире
| Вводный урок (лекция)
| Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Статистический метод - один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственнокоординированных географических данных
| Знают и понимают
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Умеют определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-
экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
| Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа
|
| С.5-7
|
|
Раздел 1. Современная политическая карта мира (6 ч)
|
12.09
| 2
| 1
| Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные группы
| Лекция с элементами беседы
| Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира по размерам территории, особенностям географического положения, особенностям населения
| Знают и понимают
основные географические понятия и термины.
Показывают на карте страны мира , называют их столицы
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт
| 1. * Обозначение на к/к стран различных типов
| С.9-10
|
19.09
| 3
| 1
| Типология стран современного мира
| Лекция с элементами беседы
| Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны: главные, высокоразвитые страны Западной Европы, страны переселенческого капитализма, ключевые страны, новые индустриальные страны
| Знают систему социально-экономических показателей как основу для типологии (классификации) стран; типологию стран, основанную на качественных признаках, учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира.
Показывают на карте страны мира , называют их столицы
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Тестирование
|
| С.10-14
|
26.09
| 4
| 1
| Влияние международных отношений на политическую карту мира
| Лекция с элементами беседы
| Геополитика и политическая география. Международные организации.
| Знают и понимают
основные географические понятия и термины.
Анализируют политическую и экономическую карты мира с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. Характеризуют влияние международных отношений на политическую карту мира.
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа.
|
| С. 14-17
|
3.10
| 5
| 1
| Государственный строй, формы правления и административно- территориального устройства стран мира.
| Лекция с элементами беседы
| Формы государственного строя и правления (монархии, республики парламентские и президентские, федеративные и унитарные), конфедерации, государственный суверенитет, распад и объединение государств
| Знают и понимают
основные географические понятия и термины.
Умеют отбирать необходимую информацию из текста учебника, в смежных науках (в учебниках и атласах по истории и обществознанию).
Применяют разнообразные источники информации для составления классификационной таблицы
| Групповая работа, исследование по картам, работа по составлению таблицы, основанной на результатах сравнения карт и отбора необходимой географической информации
| 2.*Составление таблицы ”Государственный строй и АТУ стран мира”
| С.17-19
|
10.10
| 6
| 1
| Политико-географическое положение стран и регионов
| Практикум
| Политико-географическое положение страны
| Знают и понимают
основные географические понятия и термины.
Характеризуют политикогеографическое положение страны, его изменение во времени
| Практическая работа
| 3. *Характеристика политико-географического положения страны
| С.9-20 повт.
|
17.10
| 7
| 1
| Обобщающий урок по теме «Современная политическая карта мира»
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
| Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
| Тестирование. Решение творческих задач
|
|
|
|
Раздел 2. География мировых природных ресурсов (5ч)
|
24.10
| 8
| 1
| Взаимодействие общества и природы. Классификация мировых природных ресурсов
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
| Географическая среда. Окружающая среда. Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. ПРП территории
| Знают и понимают
основные географические понятия и термины.
Дают оценку природным ресурсам мира
Умеют определять и сравнивать степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа
|
| С.25-28
|
7.11
| 9
| 1
| Природные ресурсы Земли, их виды
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Минеральные ресурсы (топливные, рудные, нерудные). Добыча полезных ископаемых «вглубь» и «вширь». Земельные, лесные, водные, гидроэнергетические, геотермальные, агроклиматические, рекреационные ресурсы, ресурсы Мирового океана. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования.
| Знают особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Умеют определять и сравнивать по разным источникам информации закономерность размещения минеральных ресурсов мира
| Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование.
|
| С.28-41
|
14.11
| 10
| 1
| Оценка обеспеченности разных стран и регионов мира основными видами природных ресурсов
| Урок-практикум.
| Обеспеченность природными ресурсами. Отдельных стран и регионов мира
| Оценивают и объясняют ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира по таблицам и картам
| Практическая работа
| 4.* Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира
| С.28-41
|
21.11
| 11
| 1
| Основные типы природопользования. Источники загрязнения.
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Особенности использования разных видов природных ресурсов.. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология
| Знают и понимают
основные географические понятия и термины.
Характеризуют различные виды природопользования на основе текста, картографических и статистических материалов периодической печати
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
|
| С. 41-47
|
28.11
| 12
| 1
| Обобщающий урок по теме «География мировых природных ресурсов»
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
| Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
| Тестирование. Решение творческих задач
|
|
|
|
Раздел 3. География населения мира (7ч)
|
5.12
| 13
| 1
| Численность и воспроизводство населения мира
| Вводная
лекция
| Численность и качество населения.
Демографические показатели (относительные и абсолютные: рождаемость, смертность, естественный прирост, механический прирост, коэффициенты роста и прироста населения, темпы роста и прироста населения, воспроизводство населения). Демографические пирамиды. Демографический взрыв, депопуляция. Демографическая политика.
| Знают численность населения мира, отдельных регионов и стран, демографические показатели.
Определяют и сравнивают демографическую ситуацию и особенности демографической политики в разных странах и регионах мира.
Оценивают и объясняют динамику демографической ситуации отдельных стран и регионов мира.
Анализируют и сопоставляют картографические материалы.
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа
Решение задач на определение демографических показателей. Чтение демографических пирамид.
|
| С.57-66
|
12.12
| 14
| 1
| Структура населения
| Лекция с элементами беседы
| Половой, возрастной и этнический состав населения. Этносы, расы, народы. Метисы, мулаты, самбо. Крупные народы и языковые семьи. Государственный язык, рабочие языки ООН. География мировых религий (христианство, ислам, буддизм). Местные традиционные верования (анимизм, фетишизм, тотемизм). Атеизм. Этнополитические и религиозные конфликты.
| Знают этногеографическую специфику населения мира, отдельных регионов и стран. Определяют и сравнивают особенности полового и возрастного, этнического и лингвистического состава населения в разных регионах мира.
Анализируют и сопоставляют картографические материалы.
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы и схемы
Тестирование
|
| С.66-71
|
19.12
| 15
| 1
| Страны с различным национальным и религиозным составом
| Урок-практикум
| Национальный и религиозный состав населения мира
| Анализируют карты «Народы мира», «Религии мира».
Умеют находить информацию, используя текст учебника, справочную и дополнительную литературу, делать выводы.
| Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт,
| 5.*Составление классификационных таблиц стран с различным национальным и религиозным составом
| С.66-71
|
26.12
| 16
| 1
| Размещение и миграции населения
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
| Закономерности размещения населения. Плотность населения. Ареалы с экстремальной и наименьшей плотностью населения. Миграции населения (экономические, политические, экологические), эмиграция, иммиграция. География международных миграций. Расселение населения.
| Знают закономерности размещения населения мира, главные направления межконтинентальных и международных миграций, их причины и следствия;
Определяют и сравнивают районы с высокой и низкой плотностью населения, степень обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Оценивают и объясняют территориальную концентрацию населения
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа
Тестирование
|
| С.71-74
|
16.01
| 17
| 1
| Городское и сельское население
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Городское и сельское население. Урбанизация, субурбанизация, ложная урбанизация. Темпы и уровни урбанизации. Агломерация, мегаполис. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира
| Знают различия в уровне и качестве жизни населения, проблемы современной урбанизации.
Определяют и сравнивают особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира
Оценивают и объясняют уровни урбанизации и территориальной концентрации населения в экономически развитых и развивающихся странах
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
|
| С.74-81
|
23.01
| 18
| 1
| Современные пути миграций населения и крупнейшие агломерации мира
| Урок-практикум
| Миграции населения. Урбанизация.
| Анализируют карты «Миграции населения», «Крупнейшие агломерации мира».
Умеют находить информацию, используя текст учебника, справочную и дополнительную литературу, делать выводы.
Составляют на основе полученной информации картосхему.
| Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт
| 6.*Составление картосхемы современных путей миграций населения и крупнейших агломераций мира
| С.57-81 повт.
|
30.01
| 19
| 1
| Обобщающий урок по теме «География населения Земли»
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
| Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
| Тестирование. Решение творческих задач
|
| -
|
|
Раздел 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5ч)
|
6.02
| 20
| 1
| НТР. Характерные черты и составные части
| Вводная
лекция
| Научно-техническая революция. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления производства в эпоху НТР: электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергохозяйства, производство новых материалов, космизация, ускоренное развитие биотехнологии. Кибернетика, Интернет, ГИС.
| Знают и понимают основные понятия и термины.
Характеризуют основные черты и части НТР, приводят примеры
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
|
| С.91-97
|
13.02
| 21
| 1
| Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда
| Лекция с элементами беседы
| Мировое хозяйство. Этапы развития мирового хозяйства. Главные центры Мирового хозяйства. Географическое (территориальное) разделение труда. Отрасли международной специализации как результат географического разделения труда. Международная экономическая интеграция. Интеграционные группировки: региональные, отраслевые, международные монополии. ТНК.
| Знают и понимают географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; Объясняют причину специализации стран мира, роль ТНК в экономике разных стран.
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа, работа по заполнению контурных карт
| 7.*Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира
| С.98-100
|
20.02
| 22
| 1
| Отраслевая структура мирового хозяйства
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
Слайд-лекция
| Особенности отраслевой структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством
| Знают три типа структуры мирового хозяйства, его основные модели.
Объясняют воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства.
| Учебное исследование по картам, составление схемы моделей Мирового хозяйства
|
| С.100-107
|
27.02
| 23
| 1
| Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах
| Урок-практикум
| Территориальная структура хозяйства. Географический рисунок расселения населения: моноцентрический, полицентрический, смешанный. Депрессивный район, район нового освоения, высокоразвитый район, аграрный район, старопромышленный район. Региональная политика.
| Составляют типологическую схему территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. Объясняют территориальные структурные различия мирового хозяйства между двумя группами стран
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
|
| С.107-110
|
6.03
| 24
| 1
| Основные факторы размещения производительных сил
| Семинар
| Факторы размещения. Старые факторы: фактор территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы: наукоемкости, экологический. Технопарк, технополис.
| Знают основные факторы размещения производительных сил и объясняют их воздействие на размещение производства
Дают сравнительную характеристику ведущих факторов размещения производительных сил
| Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы
|
| С. 110-115
|
|
Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (10ч)
|
13.03
| 25
| 1
| География промышлен-
ности
| Вводная
лекция
| Промышленность, место промышленности в экономике развитых и развивающихся стран. Группировка отраслей промышленности по времени возникновения: старые, новые, новейшие отрасли; по видам продукции: добывающая, обрабатывающая; по степени внедрения достижений НТР: традиционные, наукоемкие. Сдвиги в размещении промышленности под влиянием НТР. Лидеры промышленного производства. Промышленный пояс мира. Влияние промышленности на окружающую среду, «грязные» производства.
| Знают место промышленности в экономике мира, географию мировой индустрии.
Объясняют структурные сдвиги промышленности под влиянием НТР.
Анализируют проблему «грязных» производств.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
|
| С.123-124
|
20.03
| 26
| 1
| Топливно-энергетический комплекс
| Лекция с элементами беседы
| ТЭК, особенности, этапы развития. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Угольная промышленность. Основные угольные регионы и страны-лидеры в добыче угля. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Районы добычи газа. Страны-лидеры по добыче природного газа. Основные грузопотоки газа. География электроэнергетики: ТЭС, ГЭС, АЭС, альтернативные ЭС
| Знают структуру ТЭК, основные типы электростанций описывают его связи с другими отраслями хозяйства и социальные проблемы, называют основные угольные регионы, районы добычи, транспортировки и переработки нефти, районы добычи газа, страны-лидеры в добыче угля, нефти, природного газа, характеризуют угольную, нефтяную и газовую промышленность по картам и статистическим материалам, их размещение по территории земного шара; развитие электроэнергетики как одной из отраслей авангардной тройки.
| Учебное исследование по картам, составление схемы по результатам сравнения карт
|
| С.125-131
|
3.04
| 27
| 1
| Горнодобыва-
ющая промышлен-
ность. Основные черты географии черной и цветной металлургии
| Лекция с элементами беседы
| Горнодобывающая промышленность, ведущие горнодобывающие державы мира. Металлургическая промышленность- «нижний этаж» обрабатывающей промышленности. Черная металлургия, «миграция» в развивающиеся страны. Ориентация мировой черной металлургии на каменноугольные бассейны, железорудные бассейны, грузопотоки коксующегося угля и железной руды. Современная география мировой черной металлургии. Цветная металлургия в развитых и развивающихся странах.. факторы размещения. Современная география цветной металлургии тяжелых и легких металлов
| Знают факторы размещения и ее, особенности. Называют и показывают основные страны-лидеры черной и цветной металлургии. Умеют давать характеристику отрасли, используя типовой план. Составляют картосхему основных направлений международных грузопотоков угля, нефти, природного газа и железной руды и стран- лидеров производства электроэнергии на электростанциях разного типа
| Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт
| 8.*Составление картосхемы «ТЭК и металлургия мира»
| С.131-134
|
10.04
| 28
| 1
| Машиностро-ение
| Семинар
| Машиностроение, факторы, влияющие на размещение отрасли. Структура машиностроения, четыре машиностроительных региона, страны- лидеры в различных отраслях машиностроения. Группировка стран мира по уровню развития машиностроения.
| Называют отраслевой состав машиностроения. Называют и показывают машиностроительные регионы и страны-лидеры в различных отраслях машиностроения.
Объясняют изменение пропорции между экономически развитыми и развивающимися странами в обрабатывающей промышленности верхних этажей
| Учебное исследование по картам, составление схемы по результатам сравнения карт
|
| С.134-137
|
17.04
| 29
| 1
| Химическая, лесная и деревообрабаты-вающая, легкая промышлен-ность мира
| Семинар
| Структура химической промышленности: четыре главных региона. Химия «верхних этажей». Химическая промышленность развивающихся стран. Северный и Южный лесной пояса. Страны-экспортеры лесной и лесобумажной промышленности. Географические сдвиги в легкой промышленности. География легкой промышленности: пять главных регионов текстильной промышленности, их особенности. Структура текстильной промышленности.
| Называют отраслевой состав химической промышленности, специфику размещения лесной и деревообрабатывающей промышленности, структуру легкой промышленности.
Характеризуют особенности развития химической, лесной и легкой промышленности. Умеют давать характеристику химической промышленности, используя географический атлас.
Приводят примеры воздействия промышленности на окружающую среду и на население крупных городов.
| Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт
|
| С.138-140
|
24.04
| 30
| 1
| Сельское хозяйство: растениеводство
| Семинар
| Сельское хозяйство: товарное, традиционное потребительское, высокотоварное. Изменения в сельскохозяйственном производстве под влиянием НТР. «Зеленая революция»: основные компоненты, последствия. Растениеводство. Зерновые культуры: страны- лидеры по производству, страны-экспортеры. Продовольственные культуры: масличные, сахарные, тонизирующие, овощи и фрукты, - страны- лидеры по производству, страны-экспортеры. Непродовольственные культуры: страны- лидеры по производству, страны-экспортеры.
| Знают отрасли и географию растениеводства.
Приводят примеры, доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий.
Умеют показать диалектику развития сельского хозяйства – второй ведущей отрасли материального производства.
| Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт
|
| С.140-142
|
8.05
| 31
| 1
| ЖивотноводствоМировое морское рыболовство
| Практикум
| Животноводство. Ведущие отрасли: скотоводство, свиноводство, овцеводство. Распространение главных отраслей животноводства. Основные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции животноводства. Изменения в географии морского рыболовства. Крупнейшие рыболовецкие державы.
| Знают отрасли и географию животноводства и мирового рыболовства.
Объясняют зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.
Составляют картосхему стран-лидеров по производству продукции растениеводства и животноводства.
| Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт
| 9.*Обозначение на контурной карте стран-лидеров по основным отраслям сельского хозяйства
| С.148-150
|
15.05
| 32
| 1
| География транспорта. Мировая транспортная система
| Практикум
| Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. География различия в мировой транспортной системе: две группы стран, регионы. Мировая транспортная система. Грузооборот, пассажирооборот. Сухопутный транспорт: три главных вида. Водный транспорт: особая роль морского транспорта. Воздушный транспорт – самый молодой и динамичный вид транспорта.
| Знают виды транспорта, показатели перевозочной работы мирового транспорта.
Сравнивают различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.
Объясняют роль и значение транспорта в современной экономике как ведущей третьей отрасли производства.
Дают характеристику мировой транспортной системы, ее проблемам и перспективам развития.
| Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт
| 10.*Составление маршрута кругосветного путешествия
| С.150-159
|
22.05
| 33
| 1
| Внешние экономические связи
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
Слайд-лекция
| Основные формы международных экономических связей. Система всемирных экономических отношений. Мировая торговля: оборот, структура, распределение. Международные финансово-кредитные отношения: сдвиги в структуре и географии. Иностранные инвестиции. Классификация видов международного туризма (рекреационный, деловой, спортивный, религиозный и пр.). География международного туризма.
| Знают основные особенности современной внешней торговли и особой роли международной финансовой деятельности.
Объясняют специфические особенности международного туризма и его место в международных экономических отношениях.
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
|
| С.159-165
|
29.05
| 34
| 1
| Обобщающий урок по теме «География отраслей мирового хозяйства»
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
| Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
| Тестирование. Решение творческих задач
|
|
|