Тема: Подгрупповое логопедическое занятие
в старшей группе НПОЗ по теме
«Дифференциация звуков С, 3, Ш, Ж. Лесная школа.» Цели:
Закрепить навыки различения звуков С, 3, Ш, Ж в слогах, в словах, в предложениях.
Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа.
Закрепить умения определить наличие или отсутствие звука в словах в соответствии с символом.
Развивать навыки подбора родственных слов.
Активизация словаря по темам: «Школа», «Животные», «Цветы», «Продукты».
Закрепить умение согласовывать существительные с числительными. Развивать слуховое внимание.
Развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование:
Карточки с изображением животных. Карточки с символами звуков: символ «синий КОМАРИК», обозначает звук «3»; символ «синий НАСОС», обозначает звук «С»; «синий ЖУК», обозначает звук «Ж»; «синий ШАРИК», обозначает звук «Ш».
Д/и «Составь букет». Карточки с изображением: тюльпана, василька, ландыша, розы, нарцисса, ромашки, георгина, лилии, незабудки, астры, мимозы и т.д.
Карточки с изображением продуктов: колбаса, капуста, сыр, слива, груша, вишня, шоколад, мороженое, пирожки, крыжовник, ежевика, арбузы, кукуруза. Ход занятия: 1) Организационный момент: Дети сидят на стульчиках, логопед загадывает загадку, задаёт вопросы по теме «Школа».
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает?
(Осенью) Какой праздник мы празднуем 1 Сентября? ( День знаний)
Где дети получают знания? ( В школе)
Чему можно научиться в школе? (Читать, писать, решать задачи и т.д.) 2) Сообщение темы занятия.
Сегодня я шла мимо лесопарка и увидела объявление: «Открывается школа для животных. Изучаются звуки С, 3, Ш, Ж». Мы с вами тоже повторим эти звуки. 3) Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам. 4) Подбор родственных слов. Определение наличия или отсутствия звука в словах в соответствии с символом. Звуковой анализ слов. А вот и ученики школы, назовите их: ЛИСА, СЛОН, ЗАЙЧИК, КОЗА, МЫШКА, ЁЖИК, МЕДВЕЖОНОК (выставляются фигурки животных).
- Детям предлагается выбрать животных и их озвучить. Животные знакомятся друг с другом, рассказывают о своих родственниках, например: Ёжик - ёж, ежиха, ежата, ежонок; Коза - козочка, козёл, козлик, козлята, козлятки; и т. д…
- Детям предлагается посадить животных за столы в соответствии с символами звуков. На каждом столе лежит карточка с определенным символом, например: символ «синий КОМАРИК», обозначает звук «З», к нему подходят карточки, на которых изображены ЗАЙЧИК, КОЗА; символ «синий НАСОС», обозначает звук «С», к нему подходят ЛИСА, СЛОН; «синий ЖУК», обозначает звук «Ж», к нему подходят ЁЖИК, МЕДВЕЖОНОК; «синий ШАРИК», обозначает звук «Ш», к нему подойдут карточки с МЫШКОЙ, КОШКОЙ. 5) Д/игры «Составь букет», «Где живёт звук?» «День знаний» - это праздник, а на праздник нужно приходить с цветами. Давайте для наших друзей соберем букеты.
Каждому ребёнку выдаётся игровое поле и даётся задание: отобрать карточки с цветами в названии которых мы слышим звуки С,З,Ш,Ж.
Когда задание выполнено, детям предлагается взять одну карточку с цветком, который им понравился. Назвать цветок, определить какой из четырёх звуков (С, З, Ш, Ж) слышится в названии и определить позицию звука в слове. 6) Произношение звуков С, 3, Ш, Ж в чистоговорках
Звенит звонок, начинается урок пения. СА-СА-СА - вот летит оса.
ЗУ-ЗУ-ЗУ - не боимся мы козу.
ШО-ШО-ШО - летом хорошо.
ЖИ-ЖИ-ЖИ - бегут ежи.
АС-АС-АС - мы купили квас.
АШКА-АШКА - летит букашка
ИШКА-ИШКА - маленькая мышка. 7) Развитие фонематического восприятия. Д/игра « Отгадай слово»
Звенит звонок, начинается урок грамматики. Задание: вставить в слова пропущенные звуки.
В траве прыгает КУ... НЕЧИК.
Выпал первый СНЕ ... ОК.
Мед любит МЕДВЕ ... ОНОК.
Я рисую КАРАНДА … АМИ.
В чай кладут ... АХАР.
Ярко светит ... ОЛНЦЕ.
Мы летим на ... АМОЛЕТЕ.
... АЙКА любит морковку.
Отгадай ... АГАДКУ.
Я люблю МОРО … ЕНОЕ. 8) Согласование существительных с числительными.
Звенит звонок, начинается урок математики.
Приготовьтесь решать задачки. - На дереве висело 5 груш. Две упали.
Сколько груш осталось? (три груши)
- На полянке у реки жили майские жуки - дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?(4 жука)
- Сколько ушек у трех зайчат?(6 ушек)
- Мама купила 6 сосисок. Одну сосиску она дала дочке, две дала сыночку, две взял папа. Сколько сосисок осталось маме?(1 сосиска)
9) Физминутка: х/игра «За грибами»
Звонок на перемену. 10) Д/игра «Лесная столовая»
Наши друзья проголодались, давайте их покормим в «лесной столовой».
Сервировка столов происходит в соответствии с символами звуков. Например: Стол, на котором изображен символ «ЖУК», обозначает звук Ж.
На него кладутся карточки с изображением мороженого, пирожков, крыжовника, ежевики.
Символ «КОМАРИК» (зв. З) - арбузы, кукуруза. Символ «НАСОС» (Зв. С) - колбаса, капуста, сыр, слива.
Символ «ЛОПНУВШИЙ ШАРИК» (зв. Ш) - груша, вишня, шоколад. 11) Выкладывание из палочек букв С, 3, Ш, Ж. 12) Итог занятия.
|