Главная страница


«Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»



Название«Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»
страница1/4
Дата02.07.2016
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка – детский сад № 200»

Тема: «Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»


Краснодар 2013г.
Оглавление
Введение.....…………………………………………………………….…………4

  1. Исследовательская деятельность по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр…………………………………………………………………………..7

    1. Приемы и методы руководства дидактическими играми…………………………………………….………………….8

    2. Первый этап исследования………………………………………...11

    3. Второй этап исследования………………………………………...18

    4. Контрольный этап исследования………………………………….20

  1. Заключение............................................................................................21

  2. Литература……………….……………………………………………… 24

  3. Приложения

    1. Приложение 1 «Игры для второго этапа исследования»………. 26

    2. Приложение 2 «Игры с предметами»…………………………….. 30

    3. Приложение 3 «Настольно-печатные игры»…………………….. 33

    4. Приложение 4 «Словесные игры»…………………………………. 39

    5. Приложение 5 «Рекомендации родителям»………………………. 43

    6. Приложение 6 «Анкета для родителей»…………………………… 44

    7. Приложение 7 «Рекомендации воспитателей ДОУ»……………… 45



Введение

Актуальность. Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования педагогов в течение многих лет. Сегодняшние дети умнее своих предшественников. Это связано в первую очередь с средствами массовой информации. Становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются уже в 3 - 4 года.

Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. Один из видов игры является дидактическая. Она направлена на активизацию умственной деятельности детей.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается в дошкольном детстве.

На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга.

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды М.М. Бахтина, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Н.К. Крупской, А.Н. Леонтьева, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконина. В работе отечественных педагогов и психологов серьезно разрабатывали теорию игры.

В связи с этим мною была выбрана следующая тема работы: «Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Новизна исследования заключается в том, что:

1. Определены важнейшие педагогические условия продуктивности дидактических игр в работе с дошкольниками (интегрированность компонентов, разнообразие видов и форм организации; учет особенностей дидактических игр).

2. Наряду с традиционными общепедагогическими принципами (такими, как систематичность, учет возрастных и индивидуальных особенностей) рассмотрен также такой инновационный принцип проведения игр с дошкольниками, как повторность, сущность которого определяется процессом погружения ребят в игровую деятельность.

Цель работы: Проанализировать развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

3. Исследовать на практике возможности развития мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы исследования, методы статистической обработки информации.

Гипотеза: Педагогическая деятельность с использованием дидактических игр будет способствовать развитию мышления детей старшего дошкольного возраста.

Апробация проходила в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка» структурное подразделение №154.



  1. Исследовательская деятельность по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Мышление является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность.

Дидактические игры широко используются мною как средство воспитания и обучения детей в группе. Это способствует, расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Содержание дидактических игр определяю программой воспитания в детском саду в разделе «Ознакомление с окружающим» и в других разделах:

- знания о предметах, их назначении и качествах;

- знания о разных видах труда и его роли в жизни людей;

- знания о природных предметах и явлениях, временах года;

- пространственные ориентировки.

Существенной стороной является игровой замысел. Он вызывает живой интерес у детей, возбуждая их активность и желание играть. Игровой замысел часто выражается в самом названии игры и составляет ее начало. Например, в игре «Узнай, что в мешочке» замысел игры заключается в том, чтобы, ощупав рукою игрушки, находящиеся в цветном мешочке, ребенок назвал их.

В каждую дидактическую игру вставляю правила, которые выполняют очень большую роль - они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Игровые действия, выполняемые мной, позволяют руководить игрой через роль и направлять игру непосредственно в ходе ее. В организации дидактических игр осуществляю в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовительный этап к проведению дидактических игр входят:

  • отбор игр в соответствии с задачами воспитания и обучения;

  • установление соответствия отобранных игр программным требованиям воспитания и обучения детей возрастной группы;

  • определение времени проведения дидактической игры;

  • подбор места для игр;

  • определение количество игроков;

  • подготовка необходимых дидактических материалов.

Проведение дидактических игр включает:

  • знакомство детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняю знания и представления детей о них);

  • объяснение хода и правила игры. Обращение внимания на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают и разрешают);

  • в показе игровых действий, учить детей правильно их выполнять, в противном случае игра не приведет к нужному результату;

  • При подведении итогов игры выделять, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры проводить рефлексию.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не получилось и почему. Это совершенствует подготовку и сам процесс проведения игры, чтобы впоследствии избежать ошибок. Результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности.

    1. Приемы и методы руководства дидактическими играми.

Если в игре четко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра становится методом обучения и принимает форму дидактической. В такой игре воспитателю необходимо познакомить детей с правилами, игровыми действиями, научить, как их надо выполнять.

С помощью дидактической игры дети приобретают новые знания, получают много информации. И это очень важно для их развития.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса. Секрет успешной организации игры заключается в том, что обучая детей, сохраняется игра как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы "разыгрываются", усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

С самого начала и до конца игры необходимо воспитателю активно вмешиваться в ее ход: отмечать удачные решения ребят, поддерживать шутки, подбадривать застенчивых, вселять в них уверенность в себе.

Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, можно использовать фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

Планируя работу с детьми, надо подбирать те дидактические игры, которые можно применить в непосредственно образовательной деятельности, для закрепления нужного материала. Также продумывать и определять место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей.

По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей:

- действовать по очереди,

- отвечать, когда спрашивают,

- слушать товарища,

- не мешать другим в игре,

- выполнять правила,

- честно признаваться в ошибке и др.

При проведении дидактической игры учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому - легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь.

Сообщая правила игры, формулировать их кратко и четко. В ходе игры выступать в роли участника игры, направляя игру репликами, вопросами, незаметно поддерживая инициативу детей, усиливать более слабых и поощряет их успехи, создавать условия для проявления самостоятельности.

Оценка хода и результата игры, т. е. анализ того, правильно ли дети играли, отчего зависел их результат, возможна с детьми старшей и подготовительной групп, когда дидактическая игра носит спортивный характер. В конце игр воспитателю необходимо поддерживать интерес к дальнейшей игре, так как каждая игра может иметь несколько постепенно усложняющихся вариантов, в зависимости от разрешаемых задач.

Дидактические игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Главное назначение этого метода - стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. Среди таких игр математические, лингвистические, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами.

В исследовании развития мышления детей с использованием дидактических игр принимало участие 16 детей старшей группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 8 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1).

Список детей Таблица 1



Контрольная группа

Экспериментальная группа

1

Ф.И ребенка

возраст

Ф.И ребенка

возраст

2

Ростик Н.

5 лет 4 мес.

Ваня Д.

5 лет 8 мес.

3

София А.

5 лет 6 мес.

Давид Н.

5 лет 4 мес.

4

Лиза П.

5 лет 8 мес.

Славик Г.

5 лет 3 мес.

5

Саша С.

5 лет 3 мес.

Катя К.

5 лет 2 мес.

6

София Б.

5 лет 2 мес.

Полина Г.

5 лет 8 мес.

7

Саша М.

5 лет 7 мес.

Лиза К.

5 лет 3 мес.

8

Андрей И.

5 лет 3 мес.

Миша К.

5лет 7 мес.


Из таблицы 1 видно, что возраст детей примерно одинаковый.

    1. Первый этап исследования.

Исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Применилось три методики для выявления уровня развития связной монологической речи.

Методика 1. Составление рассказа по картинке (Р.Р.Калинина).

Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления.

Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом.

Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.

Анализ результатов.

Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:

1 балл - ребенок составляет 2 - 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой (низкий уровень).

2 балла - ребенок составляет рассказ из 4 - 5 предложений, при этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень).

3 балла - ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке; предложения могут передавать желания, чувства героев (высокий уровень).

Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 2 и 3.

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми контрольной группы

Таблица 2



Имя ребенка

Баллы

Уровень развития

1.

Ростик Н.

1

низкий

2.

София А.

2

средний

3.

Лиза П.

3

высокий

4.

Саша С.

2

средний

5.

София Б.

2

средний

6.

Саша М.

1

низкий

7.

Андрей И.

1

низкий

8.

Артур С.

2

средний


Результаты, представленные в таблице 2, позволяют сделать выводы:

1. высокий уровень показали 2 ребенка;

2. средний уровень - 4 ребенка;

3. низкий уровень - 4 ребенка.

Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты, учитывая, что до поступления в школу им остался год.

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми экспериментальной группы

Таблица 3



Имя ребенка

Баллы

Уровень развития

1.

Ваня Д.

3

высокий

2.

Давид Н.

2

средний

3.

Славик Г.

2

средний

4.

Катя К.

2

средний

5.

Полина Г.

1

низкий

6.

Лиза К.

1

низкий

7.

Миша К.

1

низкий

8.

Семен С.

1

низкий


Данные, представленные в таблице 3, позволяют сделать следующие выводы:

- высокий уровень получил 1 ребенок;

- средний уровень - 5 детей;

- низкий уровень - 4 ребенка.

Также как и у детей контрольной группы, в среднем, уровень развития словесно-логического мышления при составлении рассказа по картинке довольно низкий.

Методика 2. Последовательные картинки (Р.Р.Калинина).

Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления с использованием серии сюжетных картинок.

Материалы: наборы последовательных картинок.

Инструкция: У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ.

Анализ результатов.

1 балл - рассказ составлен не правильно, на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;

2 балл - рассказ составлен правильно, состоит из 3 - 4 предложений, но ребенок на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;

3 балла - рассказ составлен правильно, состоит из распространенных предложений, на уточняющие вопросы отвечает.

Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 4 и 5.
  1   2   3   4